Нод развитие речи старшая группа. Конспект нод по развитию речи

ГБДОУ детский сад №101 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением Художественно-эстетического развития воспитанников Невского района Санкт – Петербурга

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Составление сказок»

Подготовила:

Санкт – Петербург

Цель : Творческое составление рассказов.

Образовательные задачи :

Учить детей подбирать нужные слова.

Учить составлять описательные рассказы.

Учить говорить связно и выразительно.

Развивающие задачи:

Развивать речь, творческое воображение.

Воспитательные задачи:

Воспитывать уважение детей друг к другу.

Учить выслушивать рассказы товарищей.

Материал:

Мел, доска; желтые круги по количеству детей.

Ход занятия:

Педагог: Ребята, вы любите шутки? Пусть у нас сегодня будет занятие-шутка. Хотя, может быть. В конце занятия окажется, что это вовсе и не шутка, а очень даже серьёзно. Ну что, начинаем шутить? Вы видите, что на доске нарисовано?

(Ответы детей)

Педагог: Правильно, это круг. На что он похож?

Дети: Это солнце, мячик, шарик, яблоко, тарелка…

Педагог: Вы конечно всё правильно назвали, но это всё не то. Это часть животного. Какая же это может быть часть?

Дети: Это голова или глаз.

Педагог: Давайте это будет голова. Как вы думаете чья?

Дети: Это голова кошки, зайца, лисы..

Педагог: Круг похож на голову зайца. Чего ещё не хватает на голове зайца?

Дети: Не хватает глаз, усов, ушей, носа…

Педагог рисует части, которые называют дети.

Вопросы к детям:

  1. Глаза у зайца маленькие или большие?
  2. Нос круглый или квадратный?
  3. Уши длинные или короткие?

Педагог: Мы нарисовали зайцу голову, чего еще не хватает?

Дети: Туловища

Педагог: Какой формы может быть туловище у зайца?

Дети: Круглое, овальное

Педагог: (рисует туловище). Что теперь я должна нарисовать?

Дети: Лапы

Педагог: Сколько у зайца лап?

Дети: четыре.

Педагог: Что заяц делает?

Дети: Сидит, стоит, бежит, идёт

Педагог: Я с вами согласна. Пусть наш заяц бежит. Где он может бежать?

Дети: Заяц бежит по полю, по лесу.

Педагог: Допустим по лесу бежит заяц. Что я должна нарисовать, что бы было понятно что заяц бежит по лесу?

Дети: Деревья, ёлки

Педагог: Что ещё бывает в лесу?

Дети: цветы, грибы, животные.

Педагог рисует цветы и грибы.

Педагог: какие животные заяц может встретить в лесу?

Дети: Лиса, медведь, волк

Педагог: Я даже незнаю, какого животное мне нарисовать. Давайте так, кого первым вы назовёте, того и рисуем. (медведь как пример)

Педагог: Что же у нас получилось? Давайте посмотрим: лес, заяц, медведь, цветы и грибы. А ведь у нас с вами получилась целая картина. Давайте придумаем ей название.

Дети: Заяц в лесу.

Педагог: Давайте немного отвлечёмся и отдохнём.

Физкультминутка «Заинька»

Сочинение сказки

Педагог: мы нарисовали картину. А теперь нам надо придумать по картине сказку.

Вопросы к детям:

  1. О ком будет ваша сказка?
  2. Как сказка будет начинаться?
  3. Где живёт заяц?
  4. Куда он хочет пойти, или куда он идёт?
  5. Что там увидел заяц?
  6. Кого заяц встретил?
  7. Что они делали вместе?
  8. Чем сказка закончилась?

Педагог: Когда будете рассказывать свои сказки, постарайтесь описать зайца, какой он. Вспомните, как мы его рисовали вместе.

Конспект НОД по развитию речи в детском саду. Старшая группа

Тема занятия: «Семья»

Цель: Систематизировать и уточнить знания детей о семье.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: закрепить знания детей о ролевых отношениях в семье; упражнять в различении и назывании людей разного пола и возраста, определении их роли в семье; упражнять в назывании своей фамилии, имени, отчества, домашнего адреса и телефона; активизировать номинативный, глагольный словарь, а также словарь признаков-прилагательных противоположного значения, качественные и притяжательные прилагательные; закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в составлении предложений – из набора слов; закреплять знания о слоге, о слове, о предложении.
Коррекционно-развивающие: развивать и совершенствовать артикуляционную, общую моторику; совершенствовать мелкую моторику рук; развивать слуховое и зрительное восприятие, память, словесно-логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь и уважение к членам семьи, нравственные качества – заботливость, взаимопомощь, доброжелательность и внимательное отношение к близким; активизировать интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме «Семья»; конверты с заданиями; цветик – семицветик; волчок со стрелкой; карточки с цифрами.
Примерный словарь : предметный: дом, семья, дедушка, дочка, сын, внук, внучка бабушка, папа, мама, тетя, родители, дядя, брат, семья, старший, младший, старик, старая, молодой, взрослый, добрая, ласковая, трудолюбивая, красивая, радость, тепло.
Глагольный: заботиться, помогать, стирать, утюжить, шить, вязать, убирать, ремонтировать, чинить, строить, готовить (еду), радоваться, веселиться, встречать, дарить, жалеть, беречь, любить, целовать, обнимать, радовать.
Качественный: старый, старенькая, молодой, взрослый, маленький, молодой, высокий, низкий, больной, здоровый, веселый, добрая, красивая, ласковая, нежная, заботливая, трудолюбивая, хорошая, любимая, сильный, слабый, крепкий.
Словарь наречий: тепло, весело, красиво, уютно, хорошо.

Ход занятия.

1.Организационный момент .
Воспитатель: - Здраствуйте, ребята.
-Меня зовут Покровская Елена Николаевна.
-А вас как зовут? (дети представляются по очереди).
-Ребята, я работаю в детском саду воспитателем, и ко мне тоже ходят ребята.
-Посмотрите, какой цветок они для вас выростили. А кто из вас знает, как называется этот цветок?
Дети: «цветик-Семицветик».
Воспитатель: Правильно. А кто из вас знает, почему он так называется?
Дети: У него семь лепестков разного цвета.
Воспитатель: Молодцы. Правильно. Этот цветок не простой. В нем скрыт сюрприз. Чтобы его узнать, надо открыть все лепестки. Вы хотите, узнать, что это за сюрприз?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Чтобы открыть все лепестки, нужно выполнить определенные задания. Ребята, мои дети приготовили задания, вам нужно ответить на них. Вы готовы? Я предлагаю сыграть вам со мной в игру, которая называется «Что? Где? Когда?». А вы знаете, кто играет в эту игру?
Дети: Знатоки.
Воспитатель: Правильно. Вот и мы с вами превратимся сейчас в знатоков. Посмотрите, я вам приготовила вот такие шапки знатоков и бабочки.
Ну, вот мы с вами и готовы. Прошу знатоков занять свои места за столом.
(Звучит музыка, дети рассаживаются за стол).
2.Объявление темы занятия.
Для того чтобы начать выполнять задания нам необходимо выяснить, какой же темой будет объединена все наша игра. Для этого мы с вами должны разгадать ребус. Сколько лепестков у цветика-семицветика?
Дети: Семь.
Воспитатель: Назовите эту букву.
Дети: Я.
Воспитатель: А теперь все вместе скажите, какая это цифра и назовите букву. Какое слово у вас получилось? Правильно семья. Тема нашей игры– семья.
3.Упражнения на активизацию и закрепление лексико-грамматического строя речи и навыков связного построения предложений по теме «Семья».
Воспитатель: Кто же первый будет крутить волчок? Давайте вспомним считалочку и посчитаемся. (Дети припоминают знакомую считалочку и выбирают первого ребенка, который будет вертеть волчок). Итак, первым крутит волчок Алексей. Первый коверт и задание от Ромы.
Конверт № 1 - Игра «Кто кем приходится?» (на слух).
-Кто для дедушки и бабушки – папа и мама (дочь, сын)
-Кто для дедушки и бабушки – мальчик и девочка (внук, внучка)
-Кто для папы и мамы мальчик и девочка? (сын, дочь).
-Кто девочка для мальчика? (сестра)
-Кто мальчик для девочки? (брат)
Все они живут в одной семье и являются близкими родственниками или родными.
Что делает дома мама в вашей семье? Что делает папа? Чем занимаются дедушка и бабушка? Как помогаете вы взрослым?
Молодцы. Первое задание мы выполнили, Алеша отрывай лепесток.
(отрывает лепесток и ложит его на стол).
Конверт № 2 - Отгадывание членов семьи по признакам:
Заботливая, трудолюбивая, самая красивая - старый, мудрый, серьезный-
Сильный, строгий, большой – грамотная, старательная, аккуратная-
Добрая, ласковая, старенькая - Маленький, забавный, веселый-

Конверт № 3 - Позвони мне по телефону:
Выкладывание на столах своего телефонного номера каждым ребенком с проговариванием номера вслух.
4. Физкультурная пауза.
Маму я свою люблю, я всегда ей помогу:
Я стираю, полоскаю, воду с ручек отряхаю,
Пол я чисто подмету и дрова ей наколю.
Маме надо отдыхать, маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу, и ни разу,
И ни разу, ни словечка не скажу.
(дети имитируют движения по ходу чтения стихотворения воспитателем)
Конверт № 4 - Игра на развитие временной ориентации, связанной с возрастом человека «Разложи картинки, по возрасту начиная с самого младшего (старшего)».
Конверт № 5 - Работа по сюжетной картинке «Семья»
Вывешивается картинка «Семья».
Кого вы видите на ней? (Папа, мама, бабушка, дедушка, сын, дочка.)
Как назовем их, одним словом? (Семья.)
Сколько в этой семье человек?
Кто самый старший?
Кто самый младший?
С какой стороны относительно других находится каждый член семьи?
Давайте придумаем детям в этой семье имена со звуками м, м (Майя, Митя, Дима, Максим.) Малыша назовем Дима, девочку - Майя, а старшего брата - Митя. Как ласково они называют свою маму? (Мамочка, мамулечка, мамуленька, любимая, милая.)
5.Пальчиковая гимнастика «Семья».
Кто живет в моей квартире?
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я.
Вот и вся моя семья.
Конверт № 6 - Игра «Составь предложение».
Ребята, а вот Дима написал вам письмо. Но все слова рассыпались. Давайте их собирем и составим предложения.
Здравствуйте, ребята.
Меня зовут Дима.
У мня дружная семья.
Конверт № 7 – Игра «Угадай кто это?
Дети иммитируют действия разных членов семьи. Один ребенок отворачивается, остальные дети договариваются, что они будут изображать. Дети показывают, ребенок, который уходил, угадывает, кого изображают дети.
7. Итог занятия.
Воспитатель: Вот ребята мы с вами отрываем последний лепесток. А теперь давайте, посмотрим, что же это на обратной стороне лепестков?
Дети: Буквы.
Воспитатель: Правильно. А можно ли из этих букв составить слово? Давайте, попробуем.
Дети: Молодцы!
Воспитатель: И я тоже хочу сказать вам «Молодцы». Вы прекрасно справились с заданиями, хорошо слушали, думали и выполняли.
Ой, посмотрите, у нас остался еще один конверт. Давайте, посмотрим, что в нем?
(Вынимаю карточку, на которой написано «черный ящик»).
Внесите нам, пожалуйста, «черный ящик».
Ребята, я вам приготовила сладкий подарок.
(вынимаю из ящика сюрприз).

Дата публикации: 18.04.17

Конспект НОД по развитию речи

в старшей группе

«Звуковая культура речи: дифференциация звуков [Р]-[Л].»

Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Задачи:

Образовательные:

- упражнять детей в различении звуков [л] -[ р] в слогах, словах;

Учить слышать звук в слове,

- учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинке;

- уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л]- [р], изолированных, в словах и фразах;

Учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками, называть слова на заданный звук;

Развивающие:

Развивать свободное общение со взрослыми и детьми;

Развивать фонематический слух: различение на слух и называние слов, начинающихся на звуки [л] -[ р];

Развивать связную речь.

Воспитательные:

Формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Оборудование: картинка «Русалочка», презентация, картинки со звуками [р] -[л]; раскраски.

Ход занятия

1.Организационный момент

Здравствуйте ребята, к нам сегодня пришли гости давайте с ними поздороваемся. Ребята, глазки ваши смотрят на меня, будьте внимательны. Дети встают в круг, воспитатель вместе с ними.

Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Возьмите друг друга за руки, посмотрите в глазки своему соседу сначала слева, теперь справа и на всех.

А теперь, представим, что мы солнышки. А солнышко, у нас какое?

Дети отвечают. Хорошее, доброе, ласковое, тёплое…

Давайте улыбнёмся и порадуем всех своей улыбкой.

(звучит фоновая заставка из мультфильма «Русалочка»)

Сегодня к нам на занятие приплыла Русалочка и просит нас помочь ей, она не выговаривает звуки [р] и [ л], давайте ей поможем. Но сначала сделаем гимнастику для язычка, чтобы наш язычок был сильным и четко произносил звуки.

2. Ребята давайте научим Русалочку укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность с помощью артикуляционной гимнастики

«Качели», «Часики», «Вкусное варенье»(дети садятся на стулья)

3. Ребята, давайте поиграем с Русалочкой в игру.

Игра «Самолет»

Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:»Сейчас мы будем играть в «самолёт». Заведём мотор самолёта: р-р-р-р-р…» Дети произносят: р-р-р… и воспроизводят руками движения мотора. «Завели мотор, и полетел самолёт высоко, не видно его, только гул слышен: л-л-л-л… Как гудит самолёт?» Дети: л-л-л…

Запомнила Русалочка, как ревет мотор самолета, как гудит самолет?


4. Русалочка привезла с собой сундучок с заданиями на правильное произношение звуков давайте покажем ей, как надо правильно произносить чистоговорки, но для этого давайте уточним, что при произношении звука[ р] широкий передний край языка поднят к небу и вибрирует

Ра-ра-ра- высокая гора.

Ро-ро-ро-новое ведро

Ру-ру-ру-скачет кенгуру

Ры-ры-ры –Рома видит рыб

Ар – ар – ар – кипит наш самовар,

Ор – ор – ор – подмету я двор,

Ур – ур – ур – повесим абажур

Ир – ир – ир – выпили кефир.

А при произношении звука л кончик языка прижат к нёбу и неподвижен


Ла – ла – ла – наша мила Мала Ал – ал – ал – наш малыш упал,

Ло – ло – ло – мы приехали в село, Ол – ол – ол – это я пришёл,

Лу – лу – лу – мы гуляли по селу Ул – ул – ул – наш малыш уснул,

Лы – лы – лы – мы расставили столы ыл – ыл – ыл – суп уже остыл.

Ну какие молодцы, ребята, умеют правильно произносить чистоговорки.


4. Помоги Русалочке, назови слова, в которых есть звук [л] [р] ,

и определи, где он находится в слове (в начале, в середине или в конце).

5.Ребята,Русалочка устала сидеть и хочет сделать с вами зарядку.(медленно и быстро выполняется)

Я с Русалочкой вдвоем

Делаю зарядку.

Руки поднимаю,

Быстро приседаю,

Руки в стороны и вверх.

Наклонюсь я вправо-влево.

Вот, что делать я умею.

6.Помоги Русалочке подобрать нужный слог – ра или ла.

пи… шко… кону… ска…

иг… детво… ды… пасти…

но… аку… жа… у….

7.Ребята, давайте научим Русалочку глубоко и правильно дышать, развивать речевой аппарат и координацию движений.

Дыхательная гимнастика «Кукареку»

8. Итог занятия.

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Ребята, с какими звуками мы сегодня познакомили Русалочку? Мы помогли Русалочке узнать много новых слов, в которых есть звуки [Р] и [Л], делали гимнастику для язычка, дыхательную гимнастику, играли в игры. Русалочка дарит вам раскраски.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение д/с,Звёздочка”

(старшая группа)

Воспитатель:Сорокина Екатерина Викторовна

Калязин,2017

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»

Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.

Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы , познание , коммуникация , здоровье .

Задачи:

Обучающие : Учить детей понимать образное содержание сказки .

Совершенствовать умения отвечать на вопросы, используя навыки объяснительной речи . Закрепить знания детей о русской народной сказке « Гуси – лебеди » , используя иллюстрации к этой сказке . Формировать умение правильно употреблять в речи слова , близкие по значению (синонимы) (румяные, да наливные яблоки - это красные, сочные, сладкие, спелые яблоки) и слова с противоположным значением (антонимы) (красивая - страшная, молодая – старая , добрая – злая) . Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.

Развивающие : Развивать связанную речь , наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Активизировать употребление в речи прилагательных , образованных от существительных (яблочный, капустный, рыбный, грибной) . Упражнять в употреблении в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (печенька, яблонька, реченька) . Развивать коммуникативные навыки общения

Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к прекрасному, окружающему миру, природе. Воспитывать умение слушать друг - друга, помогать оказывать помощь сказочным персонажам , быть терпимым, уважать мнение товарища, чувствовать ответственность за знания других. Воспитывать интерес к устному народному творчеству .

Оборудование : Ноутбук,мультимедийный проектор, корзинка с муляжами яблок, аудиозапись песни,Приходите в гости к нам”, костюмы Иванушки и Машеньки.

Предварительная работа: чтение сказки « Гуси – лебеди » , беседа по сказке « Гуси - лебеди » , рассматривание иллюстраций к сказке « Гуси – лебеди » (яблоньку, печку, речку, избушку на курьих ножках, драматизация сказки « Гуси – лебеди » , игры с загадками: «Узнай по описанию» , « Сказочный сундучок » .

Активизация словаря: печенька, яблонька, реченька; румяные, да наливные яблоки; молочная река – кисельные берега –это в реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя; в дремучем лесу деревья очень высокие и растут так близко друг другу, что даже в солнечный день в нем темно. Это страшный лес.

Ход образовательной деятельности

Орг.момент.

(Дети встают в круг.)

Воспитатель предлагает детям поздороваемся друг с другом.

«Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг (поворот головой)

Здравствуй весь наш общий круг»

Воспитатель: А теперь, посмотрите сколько присутствуют у нас сегодня гостей. Давайте с ними тоже поздороваемся.

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в сказку.Если хотите узнать в какую,отгадайте загадки:

1.Длинные шеи, красные лапки, щиплют за пятки – беги без оглядки. ( Гуси )

2.Круглое румяное с дерева достану я. (Яблоко) ;

3. Бабушка седа-бела, зимой каждому мила. Из трубы летят колечки – это дым из нашей (печки) ;

4.Течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит. (Река) ;

5. Между сосен, между елок ходят, бродят сто иголок. (Еж) ;

6.Живет в дремучем лесу в избушке недобрая старушка . (Баба Яга) .

Воспитатель: Из какой это сказки эти герои ? (Дети отгадывают загадки и называют русскую народную сказку « Гуси-лебеди » ). Слайд 1.

Основная часть

Воспитатель: Ребята, а теперь я хочу узнать, хорошо ли вы знаете сказку « Гуси-лебеди » ?

Воспитатель предлагает детям слушать внимательно фразы из сказки и найти ошибки , если они будут. Если что-то будет неправильно, дети должны говорить хором : «Нет, нет, нет» . Если ошибок нет, то говорят хором : «Да, да, да» .

Отец с матерью уехали в город, а Маша с Ванюшкой остались дома. (Да, да, да) .

Налетели гуси – лебеди , подхватили Машеньку, посадили на крылья и унесли. (Нет, нет, нет) . Почему нет? (Объяснения детей : Гуси – лебеди посадили на крылья и унесли Ванюшу).

Маша печке помогла – пирожок съела. (Да, да, да) .

Маша яблоньке помогла – яблочек на нее навесила. (Нет, нет, нет) . (Машенька съела яблоко и яблонька ей помогла) .

Маша речке помогла – камень сдвинула. (Да, да, да) .

Ежик привел Машу в дремучий лес к избушке на курьих ножках. (Да, да, да) .

Видит, Маша в поле печка течет, а рядом речка печет. (Нет, нет, нет) (Печка - печёт, а речка –течёт) .

Маше с Ванюшкой помогли спрятаться от гусей-лебедей печка, яблонька, речка и Баба Яга. (Нет, нет, нет) (Помогли печка, яблонька и речка) .

Прибежала Маша домой : Ванюшку умыла, причесала, на лавочку посадила, сама рядом присела. (Да, да, да) .

Из-за ширмы появляется девочка в костюме Машеньки и горько плачет.

Воспитатель: Смотрите,ведь это Машенька.Давайте спросим у неё,почему она плачет.

Дети: Машенька,почему ты плачешь,что с тобой произошло?

Маша: Здравствуйте.дети! (Тяжело вздыхает) .Должна вам признаться,не уследила я за братцем Ванечкой.Гуси-лебеди его унесли.

Воспитатель: (обращается к Машеньке) Не печалься,мы,чем сможем,тебе,Машенька поможем. Ребята,поможем?

Дети: Поможем!

Воспитатель: Машенька,пойдём с нами!

Встреча с яблоней. Слайд 2.

(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением яблони).

Воспитатель: Ребята,поздоровайтесь с яблонькой!

Дети: Здравствуй,яблонька!

Ребёнок 1: Яблонька,матушка,скажи,куда гуси-лебеди полетели?

Яблоня: ( голос в микрофоне).

Здравствуйте,дети!Сосчитайте пожалуйста мои яблоки в корзинке! (дети считают яблоки)

Воспитатель: Вот здесь в корзинке лежат яблоки,возьмите их. В сказке яблочки называют румяными,да наливными,как вы понимаете это выражение? (Это яблоки красные,сочные,сладкие,спелые)

Воспитатель: Яблонька благодарит нас за помощь и указывает,куда улетели гуси-лебеди.

Дети: Прощай, яблонька! Нам пора идти дальше.

(Дети идут по кругу вместе с воспитателем под музыку)

Встреча с печкой. Слайд 3.

(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением печки).

Воспитатель: А это что,дети?

Дети: Это печка!

Печка ( говорит голос в микрофоне)

Мимо,путник,не пройди-

Пирожок мой прихвати!

Ребёнок 2: Печка,скажи,куда гуси-лебеди полетели?

Печка: Конечно! Только покажите,как пекут пирожки.

Пальчиковая гимнастика,Печём пирожки”

Тесто мнём,мнём,мнём!

(Давят кулаками вображаемое тесто)

Тесто жмём,жмём,жмём!

(Резко сжимают-разжимают кулаки-сначала одновременно,потом поочерёдно)

Пирожки мы испечём!

(Лепят воображаемый пирог,перекладывая его из одной ладони в другую)

Воспитатель: Давайте пофантазируем, с чем могут быть пирожки? (Пирожки могут быть с капустой, с грибами, яблоками и с рыбой) .

Воспитатель: Ребята, в печке можно испечь не только пирожки, но и пироги. Пирожки по размеру маленькие, а пироги – большие. Если пирог с вишней, его называют вишневым пирогом. А как будет называться пирог с грибами, яблоками,

Воспитатель: Печка благодарит нас и указывает,куда полетели гуси-лебеди.

Воспитатель: Как вы думаете,ребята, что мы ещё увидим?

Дети: Молочную речку с кисельными берегами.

(Дети идут по кругу вместе с воспитателем под музыку)

Встреча с речкой. Слайд 4.

(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением речки).

Воспитатель: Почему речку назвали молочной? (Она из молока) .Что значит кисельные берега? (Берега из киселя). Встаньте в круг и поочерёдно произнесите слова,кисель” и,молоко”.Будьте внимательны и запоминайте,кому какое слово достанется.Потом вам это пригодится.(По окончании считалки дети делятся на две команды.)

Воспитатель: Одна команда будет готовить блюда из молочных продуктов,а другая варить кисель из ягод. (Воспитатель подводит детей к двум столам: на одном разложенны картинки с изображением ягод и фруктов.Дети одной команды выбирают картинки с изображением молочных продуктов,дети другой команды-картинки с изображением ягод.Затем показывают картинки и рассказывают,что приготовили из молока и из чего сварили кисель.Воспитатель задаёт вопросы: ,Как называются продукты из молока? Как можно сказать по-другому,кисель из черники”,кисель из клюквы”?

Воспитатель: Я услышала,как речка прошептала,что гуси-лебеди полетели над ней в сторону болота.Я знаю,что за болотом стоит избушка на курьих ножках.Там и живёт баба-яга.Подойдём поближе может,что-нибудь услышим о братце Маши.

Дорога к Бабе-Яге.

Воспитатель: Дорога к избушке не простая-то узкая,то широкая.то каменистая.Густой туман стелется под ногами.Но я вам помогу,буду указывать путь при помощи знаков-картинок. (Воспитатель поочерёдно показывает картинки с изображением узкой,широкой и каменистой дорожек.Дети идут по кругу,имитируя ходьбу по соответствующим дорожкам.)

У избушки на курьих ножках.Слайд 5.

(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением дома Бабы-яги).

Воспитатель: Ну-ка послушаем,что тут творится!

Баба-Яга:( голос в микрофоне). Улетаю по делам!Оставляю стражниками гусей-лебедей.Ты,Ванюша,не вздумай уходить.Сиди тут и смотри в окошко.

Воспитатель: Ребята,Баба-Яга в сказке добрая? (Нет,Баба-Яга в сказке злая)

Воспитатель: Она молодая? (Нет,старая)

Воспитатель: Она красивая? (Нет, она страшная : у нее нос – крючком, волосы – торчком и нога костяная).

( На экране появляется Ваня) Слайд 6.

Дети: Ваня!Ванюша!

Воспитатель: Ванечка,мы тебя спасём.Бежим отсюда!Дети, кто нам снова поможет от гусей-лебедей спрятаться? (молочная речка-кисельные берега). Изобразим речку с помощью рук.(Дети руками изображают волны).

Воспитатель: Кто ещё поможет? (Печка) Изобразим печку с помощью рук. (Дети рисуют в воздухе печку).

Воспитатель: А вот и яблонька,она укроет нас своими ветками. (Дети изображают качающиеся ветки яблони.)

Возвращение Вани.

Выходит мальчик в костюме Иванушки.

Маша: Спасибо вам большое! (протягивает детям корзинку с печеньем.) Вот моё угощение.А нам с братцем пора-скоро матушка с батюшкой с ярмарки вернутся.До свидания! Слайд 7.

Дети: До свидания!

Воспитатель: Дети,вам понравилось путешествие в сказку? Что запомнилось больше всего? (Ответы детей). Теперь нам пора в группу возвращаться.

Звучит аудиозапись песни,Приходите в гости к нам”.

ОО «Речевое развитие» Старший возраст

Задачи:

  1. Упражнять детей в подборе слов со сходным значением (вежливые слова) , с противоположным значением.
  2. Закреплять навык подбора фраз, ритмически и интонационно продолжающих заданное предложение.
  3. Знакомить с разными способами образования слов.
  4. Совершенствовать диалогическую форму речи, поощрять попытки высказывать свою точку зрения.
  5. Развивать логическое мышление, внимание, память.
  6. Воспитывать доброту, вежливость, уважение, дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.
  7. Расширять словарный запас

Предварительная работа

Словесные упражнения: «Скажи наоборот» , «Доскажи словечко» . Чтение стихов, сказок о доброте. Разучивание пословиц о доброте, «мирилок» . Рассматривание иллюстраций о хороших и добрых поступках. Просмотр мультфильмов.

Материал к занятию: голубое покрывало (для облака) , музыка Шаинского «Облака» , музыка из мультфильма «Кот Леопольд» , музыка для релаксации, цветы из цветного картона 5 штук, письмо, мягкие игрушки «Маша» и «Медведь» , ширма, дидактическая игра «Хорошие и плохие поступки» , мячик.

(Звучит минусовка песни Шаинского «Облака» )

Дети заходят в группу и встают в круг.

Доброе утро, дорогие дети, я рада видеть вас.

Давайте с Вами поздороваемся, поприветствуем друг друга. Как можно поприветствовать друг друга словами: Продолжают дети: «Здравствуйте» , «Привет» , «Доброе утро» и т д. Все верно, ребята.

А как можно поприветствовать друг друга без слов? Ответы детей. Давайте попробуем.

Протянем и пожмем друг другу руку.

Обнимем друг друга за талию

Кивнем головой.

Вы любите путешествовать?

А сейчас я приглашаю вас в путешествие в Страну «Доброты» .

А отправимся мы туда на волшебном облаке.

Дети садятся на облако (голубое покрывало, расположенное на ковре) .

Звучит спокойная музыка.

Сядьте поудобнее, закройте глаза, глубоко вдохните и выдохните. Представьте, что вы сидите на пушистом облаке. Ваше облако медленно поднимаются в небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Вы проплываете мимо ласкового лучика солнышка, которое касается вас своими лучами. Оно решило поиграть с вами. Щекочет ваши носики и ушки, погрейтесь под его лучиками. Видите вдалеке «Волшебную страну» ?

(открываем глазки)

Вот мы с вами и прилетели в страну доброты.

Ах, какие красивые волшебные цветы выросли на нашем пути.

Ребята посмотрите на цветке цифры.

Хотите узнать, что за цифры на цветке?

Ребята если выполните задания по порядку, то отгадаете волшебное слово, которое скрывает цветок.

Ребята с какой цифры начнем отрывать лепестки?

Дети находят лепесток с цифрой 1.

На вашем пути встречается речка.

На первом лепестке задание:

«Переправиться через речку вам поможет мостик Вежливости. За каждый правильный ответ, вы можете брать по одной дощечке.

Вопросы:

  1. –Ребята, когда мы уходим из детского сада домой, что мы говорим своим друзьям и воспитателю? (До свидания, до новой встречи, всего доброго, счастливого пути)
  2. - Что мы говорим, когда нечаянно друг друга обидим? (Извините пожалуйста, я нечаянно, примите мои извинения, прошу прощения)
  3. Какое слово произносим, когда о чем- то просим? (Помогите пожалуйста, будьте добры, не могли бы вы помочь мне, будьте любезны, позвольте)

Дети отвечают на вопросы и строят мостик. Переходят по мостику через речку. Переворачивают лепесток, а там буква Д.

Молодцы, как хорошо вы знаете вежливые слова.

Лепесток с буквой Д выкладывают на мольберт.

Открываем следующий лепесток 2.

Ой, ребята куда мы с вами попали?

На ширме появляются Миша и Маша.

Ребята, вы догадались, герои какого мультфильма поссорились?

(Из мф «Маша и Медведь» )

(Кукольный театр)

Маша и Миша что случилось? Почему вы такие грустные? Поссорились? Так надо помириться?

Маша: Я с Мишей мириться не буду, потому что он не вежливый. Я ему сказала «Здравствуйте!» , а он мне не ответил.

Миша: А зачем отвечать, Я тебя вчера видел.

Маша: Но я же сегодня сказала Здравствуй!

Миша: Ну и что. У меня еще вчерашнее не кончилось.

– Миша, ты что хочешь, чтобы Маша заболела?

Миша: Нет, не хочу, чтобы Маша болела.

А что же ты для нее слово «Здравствуйте!» пожалел, ведь этим словом мы желаем здравия, т.е. здоровья.

Миша: - Маша тоже не очень то вежливая, когда она ко мне обращается, то кричит «Эй, ты!»

Ребята, как вы считате они правильно поступают? (ответы детей)

Как нужно поступить нашим героям? - Конечно ребята, они оба виноваты, и должны друг друга простить.

А что же нужно сделать Маше и Мише, чтобы помериться? (ответы детей: попросить друг у друга попросить прощения) . Маша и Миша а мы с ребятами знаем «Мирилку» .

Миша: Прости меня, Маша. Я всегда буду здороваться.

Маша: И ты прости меня, пожалуйста, Миша. Я постараюсь всегда быть вежливым.

Ребята, а как вы думаете, что значит быть вежливым?

Дети находят следующую букву О выкладывают ее на мольберте.

Лепесток № 3 Игра «Волшебный мяч»

Это необычный мяч - это «Мячик добрых дел» . Давайте поиграем. Я буду бросать мяч и называть недобрые дела. А вы, поймав его, должны сказать наоборот, только добрые дела.

Разорвать книгу - склеить
Толкнуть - обнять
Грустить- радоваться
Нагрубить- извиниться

Ссориться- мириться
Намусорить – прибраться
Поломать –починить
Плакать -улыбаться

Обижать животных – ухаживать за животными

Промолчать при встрече – поздороваться

Находят следующую букву Б и выкладывают на мольберт.

Ребята, а сейчас немного отдохнем.

Физкультминутка.

Упражнение «Лепесток»

Теплый луч упал на землю
И согрел в ней зернышко.
Из зернышка пророс росток
Из ростка появился цветок

Распустился цветок
И греет свои лепестки
Под солнышком.

На 4 лепестке волшебного цветка детям предлагается дидактическая игра «Оцени поступок» (Картинки с изображением добрых и плохих поступков) . Дети берут по одной карточке, переворачивают и объясняют поступок и выкладывают вокруг радостного «цветка» хорошие и плохие поступки вокруг «грустного» цветка.

Какие чувства мы испытываем, когда делаем добрые поступки (Дети отвечают - радость, веселье, счастье)

Находят букву Р и выкладывают на мольберт

На лепестке с цифрой 5 заготовлено задание «Доскажи словечко» . Ребята я начну предложение, а вы заканчиваете.

Растает ледяная глыба от слова теплого (Спасибо)

Зазеленеет старый пень, когда услышит (Добрый день)

Если ругают за шалости, нужно сказать (Простите, пожалуйста)

Решай споры словами, а не (кулаками)

Не забудь, что на прощанье нужно говорить всем (До свидания) .

Ребята, давайте никогда не будем забывать добрые и вежливые слова. И будем чаще говорить их друг другу.

Находят букву О и выкладывают на мольберт.

Ребята и какое же слово получилось у нас? (ДОБРО)

А как вы думаете, какие люди живут в стране Доброты? (добрые, вежливые, внимательные, доброжелательные, добросердечные)

Ребята, я хочу вам подарить талисманы страны «Доброты» в память о нашем путешествии.

Ребята, вам понравилось наше путешествие? А что запомнилось больше всего? А какое самое сложное задание для вас было? (ответы детей) Тем не менее ребята, вы со всеми заданиями справились.

(Звучит песенка Кота Леопольда «Если добрый ты!» )

Ребята, будьте добры со всеми. Давайте построим «Пирамиду дружбы и добра» (подаю детям свою ладонь, они кладут сверху свои ладошки) .

Чувствуете, как тепло моих рук нежно переходит к вашим рукам? Скажите, чтобы вы хотели пожелать друг другу?

Спасибо за внимание!