Материал на тему: Как научить ребенка учиться. Неготовность к поступлению в школу

Чем ближе первый звонок, тем больше родители начинают волноваться, сможет ли их ребенок стать успешным учеником. Особенно эта проблема волнует родителей первоклассников.

Как заставить ребенка учиться, если, еще не начав школьное обучение, многие дети в школу идти уже не хотят? Как мотивировать ребенка учиться, если многие ученики олицетворяют начало нового учебного года с каким-то непосильным грузом или началом тяжелого периода в своей жизни?

Начнем сначала

Как часто родители, желая видеть своего малыша успешным с самого начала школьной жизни, отдают его за год до начала обучения в первом классе в различные школы раннего развития, водят к репетитору, с которым дошкольник проходит практически всю программу первого класса.

Здесь зачастую с шестилетним малышом обращаются, как в настоящей школе:

  • он высиживает на занятиях по 3 – 4 часа;
  • дошкольнику задают уроки, он выполняет полноценное домашнее задание, хотя его возможности еще сильно ограниченны;
  • репетитор не учитывает, что в этом возрасте ведущая деятельность – игровая, и обучает малыша, применяя методы, пригодные лишь для школы.
В результате, вместо того, чтобы пойти в первый класс с удовольствием, дети боятся и ненавидят школу, еще не побывав в ней. Забег в знаниях, который удается таким путем достичь, исчезает уже к середине первого учебного года.

Тщательно подготовленный первоклассник становится далеко не первым в учебе, особенно, если у него плохо развиты следующие компоненты психологической готовности к обучению:

  • умение проявлять волевые усилия;
  • умение применять произвольное внимание;
  • умение логически рассуждать и мыслить;
  • умение анализировать свою работу.

В первый класс вместе с мамой

На первых этапах школьного обучения многие родители не знают, как помочь ребенку хорошо учиться. К сожалению, многочисленные реформы образования привели к усложнению школьной программы. Если раньше первоклассники до конца второй четверти учились выписывать в тетради палочки и крючки, то теперь они в это время должны научиться бегло читать и довольно сносно писать.

Помимо этого, существуют и дополнительные дисциплины, задания по которым нередко требуют применения художественных и литературных талантов всей семьи. Нельзя сбрасывать со счета неизбежный период школьной адаптации, во время которого от школьного психолога можно получить советы быть к первоклассникам особенно внимательными, сделать так, чтобы привыкание к новой жизни прошло безболезненно.

Надо выбрать золотую середину – всеми силами помочь ребенку освоиться в новой для него среде, и не опекать чрезмерно. Если сразу отбить охоту к получению знаний, после восстановить ее получиться не у всех.

Не ругайте малыша за каждый промах, чаще отмечайте его успехи. Не делайте за него уроки, но прилежно контролируйте их выполнение. Пусть ребенок с вашей помощью втянется в новый ритм жизни, постарайтесь объяснить ему правила жизни в новом коллективе.

Не ограничивайтесь страницами учебника, находите дополнительную информацию про то, что дети изучают на уроках по ознакомлению с окружающим, постарайтесь заинтересовать их теми знаниями, которые расширяют кругозор.

Находите и читайте дополнительно произведения писателей и поэтов, с которыми дети знакомятся на уроках чтения и литературы. Надо, чтобы дети почувствовали удовольствие от получения новых знаний, тогда проблема, как привить ребенку желание учится, просто не возникнет.

Как приучить делать домашнее задание

Лучше делать прививку ответственности, воспитывать привычку делать уроки еще в первом классе, когда у детей 6,5 – 7 лет начинается переход от непроизвольной памяти к произвольному вниманию.

Именно теперь недостаточно иметь выдающиеся способности, в начальной школе нужно еще и прилежание. И именно теперь возникают истоки проблем, которые приводят к тому, что дети впоследствии теряют интерес к учебе. Нужно учесть, что подход к детям 6 – 7 лет и 8 – 10 лет кардинально отличаются друг от друга.

Педагоги младших классов могут дать полезные советы о том, как не лишить первоклассников интереса к учебе на старте школьной жизни. Приемы, помогающие детям 7 – 10 лет делать уроки:
  • Выделите в режиме определенное время для выполнения домашнего задания, никогда не отступайте от него.
  • Дайте ребенку после школьных занятий не только пообедать, но и отдохнуть.
  • Когда наступит время садиться за уроки, спросите, что сегодня задавали в школе.
  • Если часты ошибки, поиграйте «в школу», пусть дети вас «поучат» писать, вылепите цифры и буквы из пластилина, выложите их из мозаики, из деталей конструктора.
  • Детей 8 – 10 лет научите пользоваться справочниками, словарями. Выполняя такие задания, они научатся делать уроки вдумчиво, самостоятельно находить нужную информацию.
Если во 2 – 3 классе ваши старания не увенчались успехом, и уроки дети делать по-прежнему не хотят, значит, нужно искать причину нежелания учиться.

Возможно, в классе сложились негативные взаимоотношения со сверстниками, или у вашего ученика недостаточно развито логическое мышление, чувство ответственности за свои поступки. В последнем случае не лишним будет лишение детей каких-то удовольствий, особенно ими ценимых.

А вы сами любите учиться?

Зачастую родители просят психолога дать им действенные советы на тему, как говорить с детьми, чтобы они учились. Между тем, во многих случаях причина хронического нежелания учиться заключается в том, что дети подражают в этом отношении членам своей семьи.

Никогда не будет «с неба звезд хватать» ребенок, если его родители не любят читать, если в доме нет никаких книг, кроме школьных учебников.

Как заставить ребенка учиться, если изо дня в день он видит, что членов его семьи не интересует ничего кроме телевизора и компьютерных игр? Если таким образом невозможно убедить младшего школьника, то уж подростку и подавно подобное лицемерие не станет примером.

Никто не заставляет родителей школьника делать уроки и проходить заново школьную программу. Просто в семье должен быть культ получения знаний, когда члены семьи с удовольствием делятся друг с другом полученными сведениями .


Нужно понять самим и объяснить подростку, что в наше динамичное время нельзя останавливаться, надо постоянно развиваться и не стоять на месте.

Желательно читать качественную литературу, избегая легкого «чтива», обсуждать прочитанное друг с другом. Благоговейное отношение к книге обязательно передастся и детям, они воспримут ее, как источник удовольствия и получения новых знаний.

Невозможно заинтересовать младшего школьника или подростка учебой, если в его семье нередки пренебрежительные разговоры о школе и учителях.

Как привить ребенку желание учиться, если самые значимые для него люди школу не любят, а учителя не уважают? Эту дилемму невозможно решить школьнику любого возраста, поэтому нужно взять за правило: даже если у вас особое отношение к процессу обучения в данной школе, не озвучивайте свое мнение при детях.

Кому тяжелее всего дается хорошая учеба

Не нужно думать, как заставить ребенка учиться, приложите лучше силы к тому, как научить ребенка учиться.

Существует масса причин, мешающих детям стать прилежными учениками:

  • У подростка врожденные особенности памяти, внимания, нервной системы. Требуется помощь психоневролога, консультация опытного психолога.
  • Помимо занятий в школе ребенок посещает дополнительные занятия, секции, кружки, и нагрузка эта непосильна для него.
  • Учитель не в состоянии поддержать интерес к своему предмету (пресловутый человеческий фактор!), он не может интересно объяснить тему, заинтересовать детей.
  • Преподаватель в школе может не воспринимать подростка 12 – 16 лет, как хорошего ученика из-за его демонстративного поведения (здесь уже обоим требуются советы квалифицированного психолога).
  • В семье у детей имеются проблемы во взаимоотношениях с родителями, нет тесного контакта с ними, отсутствуют доверительные отношения.

Думаем о будущем

Если предстоящая взрослая жизнь для младшего школьника – это пока еще аморфное понятие, то подростку 16 – 17 лет уже приходится стоять на ее пороге. Как говорить с детьми, чтобы они учились? Довольно часто советы родителей для подростка разбиваются о реалии взрослой жизни.

Зачем хорошо учиться в школе, прилежно делать уроки, если в маленьком городке, даже получив образование, невозможно найти мало-мальски приличную работу, а родители еле сводят концы с концами?

Надо постараться рассказать своим детям о том, что при желании человек может добиться того, чего он захочет, убедить старшего школьника в том, что вы ему поможете на пути получения профессионального обучения. Можно заручиться поддержкой авторитетного взрослого, который приведет пример тех людей, кто смог добиться всего самостоятельно.

К тому же, в эпоху интернета можно работать даже удаленно, но для этого надо иметь определенный багаж знаний, получить специальное образование, быть интеллектуально развитым человеком. Если убедить подростка в том, что теперь важно быть образованным, что в любом деле ценятся профессионалы, возможно, в старших классах он наверстает упущенное время.

Приемы научной организации умственного труда

Для того чтобы учиться с удовольствием, надо освоить простейшие приемы организации умственной работы. Как научить ребенка учиться, если его охватывает отчаяние при виде того объема знаний, который предстоит усвоить?

Научите младшего школьника или подростка, как лучше всего перерабатывать информацию, как выделять главное, определять тезисы и главные мысли .

Очень много информации получают те, кто освоил приемы быстрого чтения . Пройти такие курсы можно даже дистанционно, и тогда чтение, организованное особым образом, поможет больше усваивать за тот же промежуток времени.

Попробуйте использовать аудиоучебники – может быть это поможет подростку с развитой слуховой памятью лучше запоминать учебный материал.

Развитию памяти и внимания младших школьников способствуют различные задания на сообразительность, головоломки, загадки, забавные задачи , постановка доступных и эффектных опытов.

Желание достигать новых высот требует от человека умения приобретать полезные навыки. Что требуется для усвоения новой информации? самостоятельно? Как оптимизировать освоение знаний? Как выработать в себе способность к самоорганизации? Обо всем этом и пойдет речь.

Учат ли нас учиться?

Ни в одном учебном заведении, начиная с детского сада и заканчивая университетами, человеку не объясняют, как распланировать свой день и выработать навыки самоорганизации. Зачастую педагоги попросту отрабатывают свою программу, выполняя ознакомление с базой предметов. Единственное, что можно постичь на подобных занятиях, - навык систематизировать знания в виде правильного оформления конспектов. Чтобы достичь успехов во взрослой жизни, еще в детстве нужно разобраться, как научиться учиться самостоятельно.

Зачем постигать навыки самостоятельного обучения?

Время не стоит на месте. С развитием социума меняются условия существования человека. Навыки, которые помогали человеку в прошлом, по прохождении нескольких десятилетий могут перестать помогать добиваться желаемых результатов. Многие специалисты в одной из областей замечают, что их знания постепенно обращаются в прах. Таким людям иногда приходится переучиваться просто на ходу.

Постижение навыков самоорганизации дает возможность экономить время, собственные силы и оперировать глубокими познаниями. Результатом становится готовность к самым различным жизненным ситуациям, возможность выбора новых профессий, расширения круга общения, приобретения интересных хобби.

Постановка целей

Почему сложно учиться самостоятельно? Существенные трудности возникают в первую очередь у людей, которые не имеют конкретной цели. Далеко не всегда речь идет о карьерном росте, но также о социальной жизни, творчестве, увлечениях. Цель обязательна, чтобы знать, куда следует двигаться дальше.

Порой человеку приходится себя заставлять выполнять некоторые действия. Если же достижение результата сулит реальные выгоды и преимущества перед окружающими, дело идет гораздо быстрее. Достаточно лишь втянуться в процесс обучения и шаг за шагом двигаться к конкретной цели.

Как научиться учиться самостоятельно? Немаловажную роль здесь играет выбор подходящей профессии. Некоторые люди годами испытывают страдания, обучаясь тому, что не приходится по душе. В итоге ничего плодотворного из этого не получается и время оказывается потрачено впустую. Если человеку удается найти профессию, которая действительно интересна, получение знаний в представленной сфере будет по-настоящему приносить не только пользу, но и удовольствие.

Планирование

Хаотичное движение к достижению конкретных целей тормозит процесс обучения. Без составления конкретного плана человеку приходится часто оказываться в прострации. Как же выработать умение учиться самостоятельно? Для составления плана требуется конкретная учебная программа. Важно составить список источников информации, откуда будут черпаться знания. Необходимо, чтобы работа согласно плану вошла в привычку. Только так можно настроить себя на плодотворную деятельность.

Ведение конспекта

Можно ли самостоятельно учиться? В этом поможет ведение конспекта. Если обучение происходит на лекциях, важно записывать лишь те понятия, которые могут пригодиться в будущем. При чтении литературы стоит отмечать цитаты, определения, высказывания, которые выглядят полезными.

Необязательно вести конспект от руки. При желании воспользоваться можно электронными устройствами. Удобство того или иного варианта зависит индивидуально от каждого. Как бы там ни было, попробовать стоит несколько способов организации данных. В конечном итоге это позволит прийти к наиболее удобному решению.

Расстановка приоритетов

Движение к достижению цели в обучении будет малоэффективным, если выполнение дел неупорядочено. В подобных случаях довольно часто возникает желание для начала справиться с тем, к чему больше лежит сердце, а не разобраться с действительно важным делом. Чтобы понять, как научиться учиться самостоятельно, рекомендуется определяться с актуальными задачами. Если некоторые не слишком приоритетные учебные задачи в конце дня останутся невыполненными, подобные недочеты окажутся не настолько уж важными.

Качественное выполнение дела до конца

Для получения полезных навыков при обучении необходимо стараться прилагать максимальные усилия для реализации важной задачи с первого раза. В результате не придется откладывать дело на потом и возвращаться к нему позже, когда некоторые важные моменты забудутся. Это позволит сократить количество ошибок при обучении и не заставит тратить свободное время на переделывание начатого.

Контроль над собственным состоянием

Довольно сложно заставить себя учиться, если ощущается усталость, голод либо организм изнемогает от болезни. Поэтому нужно подготовиться к процессу постижения полезной информации. Человек не должен испытывать физический или моральный дискомфорт. Необходимо, чтобы мысли были сосредоточены исключительно на обучении. Намереваясь приступить к процессу, рекомендуется доделать важные повседневные дела. Это позволит выбросить навязчивые тревоги из головы. Перед обучением стоит лишний раз принять ванну или душ, поесть, нарядиться в комфортную одежду.

Борьба с прокрастинацией

Как заставить себя учиться, если все лень? В психологии склонность личности к регулярному откладыванию важных дел на потом, что вызывает целую массу неприятностей, называют прокрастинацией. Многие люди предпочитают перебирать возможные действия в собственной голове, нежели сиюминутно приступить к реализации конкретных задач. Оправданиями проволочек в обучении часто становятся отвлекающие факторы.

Чтобы избежать прокрастинации, стоит оградить себя от раздражителей, которые приводят к рассеиванию внимания. Нужно осознать, что необходимость реализации важных, довольно сложных дел часто вызывает стремление к временному отклонению от цели. Достичь высоких результатов в самообучении позволит выбор предлогов, которые настроят на плодотворную работу.

Боязнь задавать вопросы

Как выучить английский язык самостоятельно либо постичь любую другую сферу знаний? Препятствием на пути к достижению желанных результатов для некоторых людей становится возникновение дискомфорта при необходимости общения с преподавателем. Непонимание некоторых моментов в поданном материале нарушает логическую цепочку осознания информации. Ученик, который боится задавать вопросы, практически обречен на провал. Такой человек ограничен по сравнению с окружающими. В некоторых ситуациях гораздо лучше продемонстрировать свое непонимание материала, нежели пустить все на самотек.

Поощрение самого себя

Во время занятий не стоит загонять себя в глухой угол. Помимо учебы нужно видеть и другие вещи, которые позволяют расслабиться. Любой труд должен иметь достойное вознаграждение. По этой причине стоит иногда уделять время вещам, которые приносят удовольствие. Всегда должны быть занятия, что дают возможность привести в равновесие собственное эмоциональное состояние.

Соблюдение режима

Как приучить ребенка учиться самостоятельно? Навыки для организации дел должны вырабатываться у человека с ранних лет. Ребенок должен усвоить, что после возвращения со школы его ожидает досуг на протяжении нескольких часов. Однако после этого обязательно нужно приступить к выполнению домашнего задания. Если ребенок посещает спортивный кружок, ходит на рисование либо в музыкальную школу, сесть за уроки можно позже. Как бы там ни было, не стоит откладывать постижение полезного материала в домашних условиях на момент перед самым отходом ко сну.

Адаптация малыша к подобному режиму может занять год и более. На протяжении этого времени родителям стоит поддерживать соответствующий контроль и стараться не пускать все на самотек.

Уже в младших классах ребенку важно понять, как рационально использовать свое время. Впрочем, родителям рекомендуется в нужные моменты отзываться на прошения о помощи. Но делать это следует лишь в тех ситуациях, когда малыш действительно не в состоянии самостоятельно справиться с учебными задачами.

Развитие памяти

Некоторым людям сложно учиться самостоятельно, поскольку они обладают плохой способностью к запоминанию информации. Таким лицам стоит работать над собой в плане контроля над уровнем сосредоточенности. Сконцентрировав внимание на задаче, следует постараться полностью вникнуть в смысл полученной информации. Стоит отказаться от механического зазубривания, поскольку такой подход абсолютно не способствует развитию памяти.

Вместе с тем не рекомендуется перегружать себя информацией. Лучше записывать осмысленные данные и стараться связывать их с тем, что уже отложилось в долгосрочной памяти. Такой комбинированный метод развития памяти позволит выработать правильные ассоциации.

Существуют и другие способы для лучшего запоминания полезных данных. Заключается он в разделении познаний на определенные блоки. Чем меньше объем частей полученной информации, тем лучше она усваивается.

Искоренение лени

Часто нам не позволяет самостоятельно учиться обыкновенная лень. Отсутствие мотивации может решиться следующим образом. Достаточно разделить сложное дело на незначительные этапы. Это позволит выполнить часть учебных задач за определенный временной отрезок. Так постепенно можно приблизиться к конечной цели. Каждый последующий этап задачи далее может казаться уже не настолько устрашающим.

В целях искоренения лени перед обучением стоит комфортно устроить рабочее место, послушать любимую музыку, прибегнуть к прочим решениям, которые позволят настроиться на позитивный лад.

Заставить себя также дают возможность мысли о приятных бонусах. Речь идет о награде, которую можно придумать самому себе за успешное выполнение задачи. Это может быть перерыв на чашечку кофе, просмотр любимой телепередачи, прочее.

Самостоятельное изучение иностранного языка

Отдельно хотелось бы рассмотреть, как выучить английский язык самостоятельно. Вначале важно постичь основные глаголы, к которым относятся такие понятия, как: «быть», «иметь», «желать», «давать», «брать», «идти». Освоив сочетание этих и других подобных слов с распространенными местоимениями, можно сформировать своеобразную базу. Такой подход позволит строить простые осознанные фразы.

Обычно человек, который прибегает к самостоятельному изучению иностранного языка, испытывает наибольшие сложности с преодолением речевого барьера. Чтобы действительно заговорить на английском, нужно отыскать хорошего собеседника. В поиске последнего предпочтение лучше отдавать профессиональному репетитору, который будет указывать на ошибки и заставит практиковаться.

Итак, мы постарались разобраться, как заставить себя учиться, если все лень. Напоследок хотелось бы предоставить еще несколько дельных рекомендаций по данному поводу:

  1. Необходимо ставить перед собой лишь реальные цели и радоваться каждой, даже самой маленькой победе.
  2. Важно экономить время, которое можно потратить на получение пользы от обучения, поменьше посещая социальные сети, избегая частых звонков по телефону, переписки с помощью СМС.
  3. При обучении нередко возникает ощущение рутины. Чтобы побороть такое неприятное чувство, стоит вносить в материал разнообразие. Полезным станет постижение информации не только в письменном виде, но также просмотр полезных видеозаписей, прослушивание аудио, общение с единомышленниками.
  4. В процессе обучения стоит обращать внимание на несоответствия в материале, недочеты, ошибки, неточности. Подобное можно обсудить с преподавателем. Даже если не удастся доказать свою правоту, такой подход позволит сделать процесс постижения новой информации более увлекательным. Со временем мышление станет более гибким и критичным.
  5. Полезно понять, что учеба и достижение высоких целей - это далеко не вся жизнь. Необходимо тратить время на качественный отдых, общение с членами семьи и товарищами.

В заключение

Вот мы и выяснили, что требуется для того, чтобы научиться самостоятельно постигать полезные навыки. Определяющее значение здесь имеет наличие желания. Также важно отыскать для самого себя правильный баланс между продуктивной работой и желанием впасть в бездействие. В конечном итоге любое обучение должно подкрепляться практикой. Иначе потраченные усилия не будут иметь никакого значения.

Сегодня всем учителям предоставлена возможность творческого поиска. Можно брать любые учебники, работать по новым программам. Но учителю всегда надо помнить, что научить он должен всех. А дети приходят в школу очень разные.

Меня всегда волновала проблема: как научить детей учиться? Особенно остро встаёт эта проблема при переходе учеников в среднее звено школы. Всем знакомо явление: число отлично успевающих детей резко снижается в среднем звене школы и практически исчезает в старшем. Конечно, слаба ещё преемственность между начальным и средним звеном: в смысле единства требований, в смысле учебных программ и учебников. Но я часто задумываюсь, всё ли мы, учителя начальных классов, делаем для облегчения перехода учащихся в среднее звено? Да, мы даём им необходимую сумму знаний, предусмотренную программой. Однако, на мой взгляд, следует больше заботиться о другом - нам надо научить детей учиться. Процесс усвоения изучаемого материала протекает у всех детей по-разному. В каждом классе есть ученики, которые понимают учителя с полуслова, а есть и такие, которым и индивидуальные занятия не сразу помогают. Меня постоянно волнует проблема - как научить всех? У меня всегда в классе есть 5-6 человек, которые учатся слабо не только потому, что их уровень развития недостаточно высок, но и потому, что семьи таких детей, как правило неблагополучные.

Первое, о чём я хочу сказать, что очень ошибаются те учителя, которые часть работы перекладывают на плечи родителей. Родители возвращаются с работы вечером, обещаются с уже уставшим за день ребёнком. Безусловно, вечерние занятия родителей с детьми - малоэффективные и не всегда квалифицированные. Я никогда не превращаю свои собрания в подробный инструктаж родителей по изучаемым предметам. Моё твёрдое убеждение, что помощь родителям больше должна быть направлена на создание условий для успешных занятий, осуществление контроля за соблюдением режима дня школьника, учитывая его физиологические особенности.

На собраниях я стараюсь показать родителям основные приёмы, формы работы, которые им необходимо использовать дома в какой-то определённый момент. Например: при изучении состава чисел я предложила родителям рациональные приёмы для более прочного усвоения этой темы (игровые моменты - лото, домино, домики с цветными кружочками); объяснила важность чередования различных приёмов заучивания, чтобы были задействованы разные виды памяти. При объяснении какого-либо приёма вычислений я часто «забегаю» вперёд. Например, познакомила детей с приёмом сложения «по частям» (17 + 8), и тут же показываю применение этого приёма при решении более сложных примеров: 47 + 8, 97 + 8, 170 + 80, 470 + 80, 970 + 80.Таким образом я учу детей выделять учебную задачу и постоянно руководствоваться ею. Это первое, чем должен овладеть ученик, чтобы уметь учиться. Безусловно, надо ещё научиться выполнять поставленную задачу, усвоить то, что подлежит усвоению.

Очень внимательно стараюсь подходить к определению видов и объёма домашних заданий. Самые сложные виды заданий мы выполняем в классе. Большой объём домашних заданий и высокий уровень их сложности не всегда оправданы. В этом случае родители вынуждены помогать детям, а некоторые просто подсказывают. А в классе, где приходится работать самостоятельно, дети затрудняются с решением. Вот и получается, что домашние работы все делают на «4» и «5», а классные - намного хуже. Если я вижу такую картину у некоторых своих учеников, то сразу понимаю, что они недостаточно владеют приёмами самостоятельной работы. Взрослый должен дать ребёнку не готовый результат, а способ, с помощью которого он достигается. Некоторые родители идут по лёгкому пути. Например, вместо того чтобы помочь ребёнку осмысленно заучить состав чисел, контролировать процесс закрепления, учат их считать на пальцах.

Одним из приёмов, которые помогают школьникам учиться, является активная мыслительная обработка материала и смысловая его группировка. Уроки русского языка строю по принципу развивающего обучения, взяв за основу создание проблемных ситуаций (столкновение с противоречием). На проблемном уроке создаю все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем провожу обязательное проговаривание алгоритма решения и применяю его на практике при выполнении самостоятельной работы. Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не “пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить.

Работая над научно-познавательным текстом учебников литературного чтения и окружающего мира, я часто прибегаю к таким методам работы, как составление плана, выделение смысловых опорных моментов в материале. Составлять план за время обучения приходится и на других уроках. Некоторые правила легче запомнить и понять по составленному вместе с детьми плану. Я думаю, наши памятки по русскому языку, опорные таблицы по математике, схемы, краткие записи к задачам, графики - это тоже разновидность плана. Составляя с детьми план, я стремлюсь к тому, чтобы они приучались к активной умственной работе, постепенно овладевали её навыками. Отвечая по плану, ученики на первых порах стараются воспроизвести текст как можно подробнее.

Постепенно, по мере овладения этим умением, я приучаю детей к сокращенной записи плана, а затем и к тому, чтобы держать план в голове. Если ученик удерживает в памяти выделенные им смысловые пункты, то вместе они образуют как бы логическую схему материала. Это умение позволяет ученикам уже в 3-4 классах самостоятельно готовится не только к урокам окружающего мира, но и по другим предметам. Это умение особенно ценно при переходе в среднее звено.

Если ученик приучен выделять опорные смысловые моменты в тексте, то чтение, понимание и запоминание происходят одновременно. Я никогда не требую от детей буквального заучивания правил. Ведь бывают же такие ученики, которые прекрасно рассказывают правила, но не могут назвать его фрагмент или затрудняются в его применении. Я считаю, что гораздо полезнее любое объёмное правило разбить на смысловые части, найти подтверждение ему в процессе выполнения упражнений или самостоятельно подойти к выводу.

Важным в своей работе по обучению детей рациональным приёмам учения считаю установку на запоминание. Я постоянно напоминаю детям о том, что следует хорошо запомнить, и показываю, где это может пригодиться в дальнейшем. В то же время некоторые понятия и сведения носят чисто ознакомительный характер. Я иногда говорю детям, что некоторые понятия они более глубоко будут изучать в старших классах, а о чём-то полезнее узнать больше из дополнительной и справочной литературы. Например, знакомя детей с таблицей состава чисел второго десятка, я не даю им установку на запоминание. Считаю, что решать подобные примеры гораздо полезнее по частям. А результаты сложения со временем запомнятся непроизвольно.

Конечно, не все учащиеся класса одновременно и успешно овладевают приёмами рационального обучения. Причин неуспеваемости много. Но я не раз убеждалась в том, что даже слабые ученики, которые проявляют активность на уроке, со временем начинают учиться лучше. Ведь только активная умственная работа самого учащегося над содержанием учебного материала позволяет ему проследить и уловить логику его изложения. Дети, которые затрудняются в учёбе, как правило, пассивны на уроках. Поэтому я всячески стараюсь активизировать сознание таких детей, постоянно напоминаю всем, что надо терпеливо выслушивать ответы своих товарищей, что не стыдно ошибаться. Часто бывает, что желание детей ответить так велико, что они встают, с нетерпением тянут руку, чуть ли не выкрикивают ответ. Я не считаю, что такое проявление активности - плохое поведение на уроке. Наоборот, я думаю, что сидящие «по струнке» дети скорее всего равнодушны к вопросам учителя. Им надо постоянно думать о том, как сдерживать себя, свои эмоции, а не о том, как лучше ответить.

Есть ещё один важный момент в обучении детей - контроль и самооценка. Чередование различных форм контроля позволяет мне следить за процессом усвоения знаний. Наряду с традиционными формами контроля я часто использую и такие виды опрос учащихся, когда я не оцениваю ответы, а просто веду учёт ошибок. Например, я проводила такие самостоятельные работы, объём которых превышал обычные контрольные. Тем, кто выполнил свой вариант, предлагала решить задания другого варианта. Некоторые же и за два урока едва справлялись со своим заданием. В процессе работы я разрешаю детям подходить ко мне с вопросами, но не за подсказкой. Такой вид самостоятельной работы нравится и мне, и детям: все получают только хорошие отметки, а некоторые и по две пятёрки. Иногда обхожусь без отметок. При выполнении такой работы хорошо виден уровень самостоятельности каждого. Я не ставлю детям плохие отметки за текущие работы. Если ученик что-то не доработал, пишу замечание в словесной форме.

Ещё не все родители понимают, что неудача ребёнка - это не сигнал к наказанию, а повод для серьёзного анализа того, как помогают ему в семье учиться успешно. Оценка должна быть стимулирующей. При встречах с родителями я никогда не сравниваю одного ребёнка с другим. Я убеждена, что сравнивать можно каждого ребёнка с самим собой, оценивать процесс познания и развития одного и того же ученика. В своей работе я придерживаюсь такого принципа: если уж надо ставить двойку, то крайне редко, когда все средства уже исчерпаны. Отметка не должна быть кнутом для детей. Основная её функция - регулирующая и ориентирующая. И здесь важно постепенно учить детей давать самооценку своему труду. В этом плане всегда много приходится работать с детьми, и с родителями. Главный итог такой работы - когда оценка учителя совпадает с самооценкой ученика.

Задолго до официального выставления отметок я знакомлю родителей с нормами их выставления по предметам, со своим подходом к этому процессу. Я уверена, что ничто так не подрывает авторитет учителя, как выставление разных отметок за одинаковые по уровню работы и ответы. Моё мнение - необходима оценка только знаний, аргументированная и объективная. Мои ученики не боятся отметок. Они знают, что в школе их всегда поймут и поддержат, помогут, если надо. Дети всегда со мной очень откровенны, и я благодарна им за это. И, наконец, важным фактором, можно сказать итогом всей работы учителя является самостоятельная домашняя работа учащихся. Ведь научить детей учиться - значит научить их организовывать не только свою внутреннюю умственную деятельность, но и своё внешнее поведение. Во время встреч с родителями я постоянно подчёркиваю, что им предстоит долгая и нелёгкая работа по формированию у своих детей умения управлять собственным поведением, чтобы они стали хозяевами своих желаний, а не наоборот. Взаимопонимание, постоянный контроль с родителями, разнообразные формы работы с ними - всё подчинено одной цели. Только вместе и сообща мы сможем научить наших детей учиться познавать окружающий мир и самих себя.

Как научить ребёнка учиться


Обучение в школе - одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане.
Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться. Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, отдав ребенка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей. Это дело не только школы, но и родителей. Мы, учителя, объясняем детям приемы работы, а как усвоил ребенок эти приемы, как он их использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная возможность проконтролировать своего ребенка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.
Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителя, согласование их действий. Еще К.Д. Ушинский говорил, что именно на начальном этапе обучения родители должны максимально опекать свое дитя. Их задача - научить правильно учиться. Поэтому вопрос "Как помочь ребенку хорошо учиться" я выношу на родительское собрание. Усилия семьи и школы в решении этой проблемы - едины.

Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:

  • организация режима дня;
  • контроль за выполнением домашних заданий;
  • приучение детей к самостоятельности.

1. Организация режима дня. Организация режима дня позволяет ребенку:

  • легче справиться с учебной нагрузкой;
  • защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье.

У 20% школьников плохое здоровье - причина неуспеваемости. Поэтому приучайте детей к соблюдению режима дня; рациональному питанию; добивайтесь, чтобы по утрам ребенок выполнял утреннюю гимнастику; занимался спортом; бывал на свежем воздухе не менее 3,5 часа.
Точный распорядок занятий - это основа любого труда. Необходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей (покупка хлеба, мытье посуды, вынос мусора и т.д.). Их может быть немного, но нужно, чтобы дети выполняли свои обязанности постоянно. Приученному к таким обязанностям ребенку не придется напоминать, чтобы он убрал свои вещи, вымыл посуду и т.д.
Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и то же время. Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач. Хорошо, если вы будете просить пересказать, что прочитал ребенок (рассказ, сказку). При этом взрослые смогут поправить речевые ошибки, неправильно произнесенные слова.
Таким образом, дети будут учиться выражать свои мысли. Важный вопрос в организации режима дня - это организация досуга. Важно не оставлять ребенка без присмотра/ а дать возможность заниматься любимым делом в свободное от учебы время. Особое внимание следует уделять пребыванию на свежем воздухе (до 3,5 ч. в день), ведь у детей большая потребность в движении. В группе - 1,5-2 ч. Дома - 1,5-2 ч.
Необходимо правильно организовать сон. Дневной сон - 1 час. (Если ребенок не спит, перевозбудился, пусть полежит, послушает сказку.) Ложиться спать нужно в 21 час. Хороший, спокойный сон - это основа здоровья.
Позаботьтесь, чтобы после ужина ребенок не перевозбуждался, не смотрел "страшные фильмы", не играл в шумные игры. Все это отразится на сне, на самочувствии ребенка.
Хорошо прогуляться перед сном 30-40 мин. Если ребенок спит, следите, чтобы громко не звучал телевизор, радио. Погасите свет, говорите тише.
Часто родители идут на поводу у детей, мирятся с капризами ребенка: дети участвуют в застольях, ложатся поздно спать. Это недопустимо. Здесь нужно проявить твердость. Вы должны помнить, что теперь у вас ученик, и не мешать ему.
Часто родители не замечают, что мешают детям: громко разговаривают, включают телевизор. Иногда родители делают за детей уроки. В этом случае страдает нравственность. Дети привыкают ко лжи и лицемерию.
Вы не должны забывать, что в силу возрастных особенностей школьники плохо переключаются с одного вида работы на другой. Например, сядет ребенок рисовать, родители посылают в магазин. Нужно дать время на переключение. Иначе внутреннее нежелание может сопровождаться грубостью. Запомните: всякое необоснованное переключение с одного вида работы на другой может выработать дурную привычку: не доводить дело до конца.

2. Направление помощи - контроль за выполнением домашних заданий. Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами:
- какие отметки?
- выполнил ли уроки?
После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей. Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью.
В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится не интересно на уроке, он не пытается умственно работать, а не желание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться.
Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. То есть контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе.
Как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения. Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным. На первых порах маленький ученик нуждается в вашей помощи, в том, чтобы и напомнить ему об уроках и даже, может быть посидеть рядом с ним, пока он их сделает. Эти первые его школьные шаги необычайно важны: от них зависит, может быть, вся его школьная жизнь.
Очень важно контролировать не конечный продукт их труда, а сам процесс. То есть важно не просто проконтролировать результат работы, а проконтролировать как ребенок выполнял эту работу, помочь преодолеть трудности в работе.
Хорошо если бы вы интересовались:

  • что изучал ребенок сегодня в школе;
  • как он понял материал;
  • как он может объяснить, доказать те действия, что выполнял.

При работе с детьми важно не натаскивать их в отдельных умениях и навыках, а учить их размышлять самостоятельно, анализировать, доказывать, обращаясь к вам за советом и помощью. Контроль - это организация помощи для ликвидации каких-то пробелов, трудностей. Для младших школьников характерно, что они сначала что-то делают, а потом думают.
Поэтому необходимо приучать детей к планированию предстоящей работы.

Например, решая задачу:

  • прочитать задачу, представить, о чем говорится;
  • кратко записать условие, схему;
  • пояснить, что обозначает каждое число, повторить вопрос задачи;
  • подумать, можно ли ответить на вопрос задачи; если нет, то почему;
  • составить план решения задачи;
  • проверить решение;
  • записать решение в тетрадь.

Выполняя упражнение по русскому языку:

  • повторить правила;
  • прочитать задания к упражнению, повторить, что нужно сделать;
  • прочитать упражнение и выполнить все задания устно;
  • выполнить задание письменно;
  • проверить работу.

Очень важным моментом является выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий:

  • какая бы погода ни была;
  • какие бы ни шли телепередачи;
  • чей бы день рождения ни отмечался.

Уроки должны быть выполнены, и выполнены хорошо. Оправдания невыполненным урокам нет и быть не может. Для выработки этой привычки, нужно, чтобы родители с уважением относились к учебе - как важному и серьезному делу. Очень важно, чтобы ребенок садился за уроки в один и тот же час.
Специальные исследования показали, что фиксированное время занятий вызывает состояние предрасположенности к умственной работе, т.е. вырабатывается установка. При таком настрое ребенку не нужно преодолевать себя, т.е. сводится до нуля мучительный период втягивания в работу.
Если нет постоянного времени занятий, то эта установка может не выработаться и будет формироваться представление, что приготовление уроков дело не обязательное, второстепенное.
Важным является и место выполнения работы. Оно должно быть постоянным. Никто не должен мешать ученику. Очень важно заниматься собранно, в хорошем темпе, не отвлекаясь на посторонние дела.
У детей бывают два повода отвлечения:
Первый повод - игра: ребенок втягивается в игру незаметно для себя. Поводом может служить оставленная игрушка;
Второй повод - деловой: ищет карандаш, ручку, учебник.
Чем больше отвлечений, там больше затрачивается времени на выполнение домашнего задания. Поэтому необходимо установить четкий порядок: линейка, карандаш, ручка - слева; учебник тетради дневник - справа.
У младших школьников есть привычка выполнять работу вполсилы. Вроде бы не отвлекается, но мысли текут лениво, постоянно прерываясь, возвращаясь обратно. Очень важен темп работы. Работают хорошо те, кто работают быстро. Поэтому ребенка нужно ограничивать во времени (ставить часы).
Если на первых порах вы сидите рядом с ребенком, вы должны приободрить его: "Не торопись, детка. Смотри, какая хорошая буква получилась. Ну-ка еще одну постарайся, чтобы еще лучше вышло". Это, конечно, поможет ему в нелегкой работе, даже просто сделает ее веселее. Если вы будете раздражаться, если каждая помарка будет выводить вас из себя, ребенок возненавидит эти совместные занятия.
Поэтому наберитесь терпения и не нервничайте. Но если уж очень плохо ребенок выполнил задание, то надо, чтобы он переделал его на листочке и вложил в тетрадь, не для оценки, а для того, чтобы учительница видела, что ребенок старался, и с уважением с отнеслась к его труду.
Одна из главных задач "сидения" рядом с сыном или дочерью - следить за тем, чтобы они ни в коем случае не отвлекались во время работы, И этого можно добиться даже от самого несобранного ребенка, если сидящие рядом мама или папа вежливо и спокойно будут возвращать его к работе. Труднее всего даются нашим детям навыки письма.
Здесь вас можно успокоить, что в наш век каллиграфическое письмо не самое главное и что если ваш ребенок владеет речью, то, в конце концов, пусть пишет не так уж красиво, и не надо его за это терзать. Важно приучить его писать чисто, соблюдая поля, обязательно без помарок.
Опять-таки из воспитательных соображений: человек должен делать все красиво, решительно все. Помогите же своему ребенку в этом добрым словом и своим присутствием. И вы не пожалеете о потраченном времени: оно принесет свои плоды.
Возникает вопрос, а когда же оставлять ребенка наедине с уроками? Делать это нужно как можно раньше, но не резко, а постепенно. Затянуть процесс этого "сидения" тоже вредно. Такие дети, которые делают уроки только с кем-нибудь из взрослых, никогда не смогут выполнить порученное им дело. При разумной помощи и системе контроля дети приучаются выполнять уроки в одно и то же время, постепенно научатся распределять время самостоятельно.

3. Направление помощи - приучение к самостоятельности. При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом дети очень хитры и находят способы "заставить" работать за себя. Учите детей выделять учебную задачу, т.е. ребенок должен ясно представлять, какими навыками и знаниями должен овладеть, чтобы суметь выполнить то или иное задание. Выделяя каждый раз учебную задачу на примере только что усвоенного материала, мы способствуем тому, чтобы ребенок научился сам видеть ее и в новом материале, и в том, который еще только подлежит усвоению.
Поэтому, оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное все-таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как вообще надо преодолевать трудности в учении и приучать ребят ко все большей и большей самостоятельности.