Марийский национальный костюм. Марийский народный костюм

В Волго-Вятском регионе находится автономная республика Марий Эл, заселённая луговыми, горными и восточными группами марийцев. Их менталитет, толерантность к другим народам, мягкий характер основаны на принятии всего сущего в этом мире . Это позволило им до сегодняшнего дня сохранять свою веру и культуру как основу аутентичности и национального колорита. Костюм - составная часть культуры этого народа.

Одежда у марийцев создавалась для нескольких случаев:

  • будней;
  • праздника;
  • свадьбы.

Какие детали марийского костюма существуют?

Мужская одежда марийцев летом включала следующие элементы:

Зимой к этому комплекту добавлялась другая одежда:

  • Тёплый кафтан – из домашнего сукна;
  • Шуба, тулуп – кÿрык, ужга - овчинные, прямого покроя или с отрезом по талии;
  • Шапка – из овечьей шерсти.

Фасоны, материалы, цвета, орнаменты для пошива

Национальный костюм народности мари белого цвета с красными вышитыми растительными или геометрическими орнаментами. Вышивка дополнялась бордовым, чёрным, синим, зелёным, коричневым цветом. Одежда шилась из холста (вынера), исходным материалом для которого служила конопля или лён. Чтобы соткать его вручную и отбелить, у женщин уходило полгода .

Работа была очень трудоёмкой. С течением времени марийки стали заимствовать белоснежные хлопчатобумажные ткани из русской культуры.

Зимняя одежда

Зимняя одежда марийцев была из овчины: шубу шили из шкуры, а настриженную шерсть баранов пряли и ткали из неё тёплое сукно (штраш) и полусукно для кафтанов. Фасоны одежды были довольно простыми: рубашка выкраивалась как туника с небольшим воротниковым и боковыми разрезами . Рукав вшивался без проймы, просто встык соединялся с основной тканью. Не отличались сложностью фасоны кафтанов, они были прямоспинными либо с отрезной талией.

Чуть сложнее в покрое были женские шубы. У них присутствовали шов на плече и многосборчатость. В такой одежде было удобно работать и отдыхать в праздник, потому что она не стесняла движений.

Важно! По древним верованиям народа, вышивкой нужно было защищать от дурного глаза и болезней все края и отверстия: ворот, рукав, разрез, подол. Марийцы действительно расшивали очень плотно все детали костюма. Особенно много орнаментов в одежде женщин.

Мужской, женский, свадебный костюм

Мужчины надевали рубаху, штаны, подпоясывались, покрывали голову шляпой или фуражкой. Если было прохладно, костюм дополнялся кафтаном, зимой – тёплым кафтаном или шубой.

Костюмы для женщин

Костюм женщин тоже включал рубаху, штаны, кафтан с закрытым воротом, пояс с подвесками. Дополнялась одежда передником без грудки в традиционном варианте, а позже - с грудкой. Такой элемент одежды был украшен тесьмой, кружевом, вышивкой из бисера и ниток. Цветовое решение орнамента – красный, коричневый, бордовый, пурпурный, малиновый, брусничный, чёрный.

Нарядные образы

Праздничные костюмы были отличимы от будничных более сложными орнаментами из вышивки, наличием большего количества монет на поясе, рубашке, головном уборе. Ткани для одежды были лучшими. Например, кафтан для будней шили чёрным, а для праздников – белым, выполняя отделку чёрным домотканым холстом. Шляпы валяли из чёрной шерсти для будней, а белая шерсть предназначалась для обрядов и праздников.

Костюмы для свадьбы

Свадебный костюм невесты был очень красив, богато декорировался всевозможной вышивкой. Он не обходился без объёмного нагрудного украшения из монет и металлического декорирования. Это украшение создавалось к обряду и потом передавалось в семье как реликвия. Вес его иногда достигал 35 кг. Обязательное свадебное покрывало (вÿргенчык), сшитое из трёх полос белого холста и расшитое традиционными орнаментами, служило головным убором невесты .

Важно! Одежда со свадьбы молодожёнами потом никогда не надевалась. Сохраняли её для похорон как погребальный наряд.

Аксессуары и обувь к «марийской» одежде

Особая деталь национального наряда – женский головной убор, который нёс основную информацию о своей хозяйке: социальный статус, возраст, принадлежность к луговым, горным или восточным марийцам . Девичий убор – повязка-венец – мог быть из кожи либо шерсти. Его особенно тщательно украшали монетами, бисером, покрывая ими весь убор и дополняя его подвесками из тех же материалов.

Женский головной убор был достаточно сложным и имел следующие виды:

  1. Каркасный, остроконечный – шымакш, шурка;
  2. Лопатообразный — сорока;
  3. Мягкий полотенечный – шарпан;
  4. Платок.

Шурка, шымакш и сорока – каркасные головные уборы, основой для которых служила береста. Эти уборы и шарпан тоже были богато расшиты и украшены. В ход шла не только вышивка с тесьмой. На каркасных уборах могло быть очень много монет . Шарпан вышивался. Зимой женщины надевали высокие шапки из лисьего или бобрового меха.

Мужчины носили валяные шляпы, картузы, фуражки, зимой - шапки из шерсти или овчины.

На ноги обувались семирядные лыковые лапти. В праздники лапти заменяли ботинками или сапогами из мягкой кожи, в холода утеплялись валенками.

Современный марийский костюм

Марийцы очень трепетно относятся к своим традициям. По сей день здесь живут верования в языческих богов. И пусть эту веру исповедуют лишь некоторые, в символических культовых обрядах участвует большая часть населения республики. Для национальных праздников, проведения традиционной марийской свадьбы шьют и надевают народные костюмы , которые претерпели некоторые изменения, ассимилировались к современным условиям, но сохранили основные свои черты.

В прошлом одежда марийцев была почти исключительно домашнего производства. Изготовлением ее занимались женщины. Этот процесс требовал большой затраты времени. Материалом для верхней (зимней и осенней) одежды служило домотканое сукно черного, коричневого или белого цвета и овчина. Рубахи и летние кафтаны почти повсеместно шили из белого льняного холста. Только у восточных марийцев наряду с белой холщовой встречалась одежда из пестряди.

Основными частями женской марийской одежды были туникообразная рубаха, кафтан, штаны, головной убор и плетенные из лыка лапти. Женскую рубаху (тувыр, тыгыр) шили из трех-четырех полотнищ холста, прямого покроя, без клиньев. Рукав пришивали по прямой линии к переднему полотнищу. Разрез делали сбоку или посередине груди. В основном покрой был одинаковым у всех групп марийцев, локальные особенности были незначительны. Так, у горных мариек рукава заканчивались нередко обшлагами, тогда как в других районах обшлагов не делали. Восточные марийки обычно нашивали оборки на подоле или на груди рубах. У всех групп марийцев рубахи богато украшались вышивкой на груди, плечах, спине и рукавах. Вышивали шерстяными, шелковыми и хлопчатобумажными нитками.

В вышивке рубах наблюдались локальные различия. Наиболее богатой орнаментацией отличались рубахи в центральной и юго-восточной частях края. Зачастую рисунок ее был рельефным, плотным, выполненным шерстью темной расцветки. В северных районах вышивка на рубахе была значительно тоньше; ее выполняли шелком. Вышивка на рубахах горных мариек была многоцветной с очень мелким рисунком. Наблюдались различия и в размещении вышивки: например, в северных районах на рубахах не было вышивки по соединительным швам, отсутствовала и орнаментальная полоса вдоль рукавов. Соблюдались и возрастные различия в орнаментации женской одежды: на детских рубахах отсутствовала нагрудная вышивка, у подростков 13-16 лет и у девушек узор состоял из группы небольших кружочков, квадратиков или крестиков, тогда как у взрослых женщин нагрудная часть рубах была богато орнаментирована. Рубаха служила одновременно нательной одеждой и платьем.

Под рубаху надевали штаны (йолаги) из грубого холста на завязках. Поверх рубахи носили род холщового балахона (гиобр, гиовыр) с вышивкой спереди по разрезу, на спине и на рукавах. У луговых мариек шовыр шили цельным с клиньями или без клиньев по бокам; горные марийцы носили шовыр отрезной в талии с борами сзади.

Верхний суконный кафтан (мыжер) также был двух типов - с клиньями или с борами. Луговые марийки делали кафтан с открытым воротом и нередко украшали его по краю выреза нашивками из кумача, тесьмы или бисером. Горные марийки шили [кафтаны с небольшим стоячим воротником.

Рубахи и кафтаны носили с различными поясами (угитд), плетенными или тканными из шерсти и шелка, украшенными бисером, кистями, металлическими цепочками и бляшками. Передник был холщовый, вышитый. Более старая его форма - небольшой прямоугольный лоскут с завязками, позднее (с начала XX в.) появились передники с грудкой, хотя не во всех районах.

Зимой носили шубу (уж- га) из овчины с борами. Обувью служили лапти, плетенные из семи или девяти лык (гиымниан или ин- дегиниан йыдал), с низкими бортамии мелкой головкой, с мочальными оборами. С лаптями носили холщовые портянки или суконные онучи из белого или черного сукна, которыми туго обертывали ноги.

Головные уборы замужних женщин отличались большим разнообразием. Основными были три типа головных уборов: сорока (сорока) - лопатообразный головной убор, гиымакги (шита гиовыч, или калпак) - конусообразный головной убор в виде колпачка и головное полотенце (тарпан). Их изготовляли из тонкого холста и почти сплошь покрывали вышивкой. Отдельные типы головных уборов были специфичны для определенных районов. Были даже различные названия для мариек, носящих тот или иной головной убор: сорокан-ватэ - женщина носящая сороку, шымакшан-ватэ - женщина, носящая шымакш, и, наконец, гиарпан-ватэ.

Непременной принадлежностью марийского женского костюма было большое количество различных украшений - головных, нагрудных, шейных, поясных. Материалом для изготовления их на территории нынешних Сернурского, Медведевского, Советского районов был бисер, в других местах преобладали монеты. Кроме того, повсеместно употребляли раковины-ужовки (кишке вуй). С насаждением христианства марийки к шейным украшениям стали привешивать кресты. Украшения и материал для них продавали на ярмарках и местных базарах. Металлические украшения собирали] сами марийки, только цепочки из металлических сплавов изготовляли кустари в дер. Чаломкино близ Козьмодемьянска, да кресты отливали в с. Рыбная слобода (ныне Пестречинский район Татарской АССР). Полный набор украшений с настоящими серебряными монетами можно было встретить только у зажиточных мариек. Бедные крестьянки носили меньшее количество украшений, причем монеты они заменяли оловянными бляшками и жетонами.

Женская одежда в большей степени, чем мужская, сохраняла архаические черты и национальные особенности. Но в районах со смешанным населением происходило взаимовлияние культур, что отражалось и на одежде. Можно отметить многие черты сходства между марийским костюмом и одеждой соседних народов -чувашей, мордвы, удмуртов, татар.

Например, рубахи марийцев по покрою и отчасти орнаментации можно сравнивать с одеждой мордвы-мокши. Формы головных уборов чувашей и мордвы во многом сходны с марийскими. Одежду горных марийцев зачастую трудно бывает отличить от одежды верховых чувашей. Распространение рубахи с оборкой из пестряди во многих районах Марийской АССР, сопредельных с Татарской и Башкирской АССР, несомненно, является результатом татарского или башкирского влияния. Все это объясняется древними историческими, бытовыми, экономическими и культурными связями, а также территориальной близостью упомянутых народов. К концу XIX в. стало заметно значительное воздействие русской культуры, выразившееся, в частности, в распространении среди марийцев одежды городского типа.

Основные части старинной мужской одежды - холщовая вышитая рубаха, штайы, холщовый кафтан, онучи (ыттыр) и лапти (йыдал). Рубаха была несколько короче женской, разрез часто делали на правой стороне груди, в некоторых районах рубахи шили со стоячим воротником. Рубаху носили с узким пояском, плетенным из шерсти, или кожаным ремнем с пряжкой. На мужской одежде вышивки было значительно меньше, чем на женской, кафтан совсем не вышивали.

Суконный кафтан (мыжер) и овчинная шуба (ужга) по покрою не отличались от женских.

Мужскими головными уборами были войлочные шляпы (терку выт), плоские, с загнутыми краями или цилиндрической формы, а также круглые меховые бараньи шапки или шапки с суконным верхом и меховым околышем.

Детская одежда по покрою основных частей мало отличалась от одежды взрослых, но вышивали ее лишь слегка и несложным узором. Девочки не носили сложных головных уборов и украшений.

Народная марийская одежда сохранялась вплоть до начала XX в. Лишь в первой четверти XX в. получили распространение фабричные ткани. У мужчин появились ситцевые и сатиновые рубахи, темные брюки, кожаные русские сапоги, картузы. Особенно устойчиво сохранялись старые формы в обрядовой одежде. Существовал, например, обычай надевать молодой одежду наиболее архаичного покроя и притом исключительно домашнего изготовления. На территории нынешнего Сернурского района свадебное покрывало делали из волокна крапивы. Свадебная одежда особенно богато украшалась вышивкой. Женщины, отправляясь на свадебные торжества и моления, надевали высокий головной убор лопатообразной формы - турка, теперь уже исчезнувший.

В советское время марийский народный костюм претерпел значительные изменения. Одежду шьют почти исключительно из фабричных тканей. Процесс замены старинной одежды новыми формами идет неравномерно в разных районах и у разных групп марийского населения. Более интенсивен он в рабочей среде и у горожан, а на селе - в местах, близких к районным центрам, среди учащейся молодежи и сельской интеллигенции. Проявление национальных традиций наблюдается при отборе тканей для одежды. Так, для летней одежды предпочитают одноцветную, чаще белую ткань. Исключение составляют восточные марийцы и марийцы, живущие близ татарских, удмуртских или чувашских сел, которые раньше носили пестрядь.

Традиции формировавшегося веками вкуса сказываются и в покрое. Излюбленным у марийцев остается платье цельного покроя по аналогии с распространенной прежде прямой туникообразной рубахой.

Наиболее существенные изменения произошли в женских головных уборах. Вместо старинных головных уборов почти повсеместно носят ситцевые, шерстяные, реже шелковые платки. Головные уборы старого типа изредка можно встретить главным образом на пожилых женщинах, но и они изменились. Так, в современной сороке, которую носят в Мед- ведевском районе Марийской АССР, сильно уменьшился налобник, укоротились боковые лопасти и позатыльник.

В марийской деревне, как и повсюду теперь, носят современную обувь. Летом молодые люди ходят в сандалиях, ботинках, полуботинках, туфлях, надевая их на чулки или теплые носки (очевидно, еще сказывается привычка к теплой обуви, к плотному обертыванию ног). Чулки обычно черные или белые. Зимой и женщины и мужчины носят русские сапоги и валенки с галошами. Русские сапожки в некоторых районах считаются также праздничной женской обувью.

Основной частью женской одежды продолжает оставаться белая вышитая рубаха, но узоры, расположение вышивки и техника ее изменяются. Осваиваются новые типы вышивки - крестом, цветной гладью, тамбуром вместо традиционного застила косой стежкой. Из традиционных приемов в новой вышивке сохраняется выделение контуров рисунка черной или синей нитью.

В некоторых районах современная женская рубаха по покрою приближается к платью: оборка на подоле, отложной воротник, обшлага и т. п.

Верхняя одежда в виде домотканых холщовых и суконных халатов еще встречается, но чаще эту одежду, особенно летнюю, теперь шьют из „ фабричной одноцветной ткани. Вместо кафтанов нередко носят трикотажные и суконные жакеты, осенние пальто. Летом поверх рубах надевают трикотажные футболки и шерстяные джемперы.

Передники местами сохраняются, но их шьют из фабричной ткани (иногда из крепдешина), украшают лентами и кружевами. Новым в комплексе женской одежды является фабричное белье, обычно трикотажное.

Набор украшений из монет, бисера и раковин постепенно упрощается. Наряду с покупными украшениями иногда носят самодельные.

Наиболее прочно традиционные формы одежды сохраняются в Горномарийском районе. Меняются лишь мелкие детали (оборка на подоле, меньше вышивки и т. п.) и применяются новые материалы для отделки.

Своеобразен и красочен новый костюм восточных мариек, живущих в Башкирской АССР. В процессе его формирования он претерпел большие изменения по сравнению со старинными образцами и является как бы заново созданным. Рубахи шьют из фабричных тканей самых ярких расцветок. Для отделки применяют большое количество оборок и разноцветных нашивок.

Значительные изменения произошли в костюме луговых мариек. Их рубахи по покрою почти приближаются к прямому платью с отложным воротником и неширокой оборкой на подоле, они вышиты гладью. На голове также вышитый гладью платок. Передник шелковый, с крылышками, грудкой и широкой оборкой. В последние годы наблюдается распространение этого костюма по всей Марийской республике.

Мужская одежда почти утратила свои традиционные черты. Холщовые вышитые рубахи старого покроя сохранились лишь в отдаленных районах, однако вышивка на них уже нового типа, выполненная большей частью крестом. Но и здесь такие рубахи носят лишь пожилые люди. В основном мужская одежда марийцев мало отличается от одежды русских. Бытуют также покупные вышитые рубахи - изделия вышивальных мастерских, нередко русского или украинского образца. На ногах почти повсеместно носят сапоги, головные уборы-шляпы-покупают в магазинах.

Современная марийская одежда, несомненно, удобнее и гигиеничнее прежней. Изжиты старые традиции, заставлявшие женщину носить неудобный головной убор, не снимая его до рождения первенца. Постепенно исчезает обычай плотно обертывать ноги.

Если раньше марийцы совершенно не знали нижнего белья, то теперь ношение его стало обычным. Это прежде всего объясняется коренными изменениями условий труда и быта, повышением общего культурного уровня жизни в марийской деревне.

Пища

Основу питания марийцев в прошлом составлял пресный хлеб (кинде), который выпекали из овсяной, ячменной, реже ржаной муки. Иногда его пекли в золе очага. Помимо хлеба из ячменной муки, пекли пресные круто замешенные лепешки (эгерче), пироги (кагылъ) с разнообразной начинкой: из рыбы, мяса, яиц, картофеля, гороха, брюквы, конопляного семени, блины (мэлъна) и ватрушки (туаткал) с творогом, картофелем, конопляным семенем. Излюбленное горячее блюдо марийцев - лагика - суп, заправленный шариками из пресного теста. Иногда его варили с мясом или рыбой, а чаще шарики опускали в кипяток, приправленный луком. Обычным блюдом была картофельная похлебка с луком. Молоко в основном употребляли кислое или снятое. Из творога приготовляли сухие маленькие сырки (ту ар а).

Мясо ели вареное и жареное. Употребляли баранину, говядину, конину, зайчатину, медвежатину и мясо различных птиц до галок включительно. Лакомым блюдом считалась колбаса (сокта) из овсяной крупы с кусочками сала, которой начиняли овечьи кишки. Иногда крупу смешивали с кровью только что заколотого животного.

Обычным напитком был чай. Квас марийцы приготовляли очень кислый, варили его редко. Как питье употребляли творог, разведенный водой.

Для семейных и религиозных праздников приготовляли в большом количестве хмельные напитки: водку (арат) из картофеля или хлеба, плохо очищенную и пахнущую гарью; сильно перебродивший медовый напиток (шорба); пиво (сыра, пура).

Зажиточные слои населения постоянно употребляли в пищу мясо рыбу, горячий чай (самовар был показателем зажиточности в марийской деревне), сахар, белый хлеб, баранки. Остальная часть марийского населения, включая середняков, питалась плохо. Ограниченное потребление мяса, использование неполноценных молочных продуктов (снятое молоко), недостаток овощей приводили к систематическому недоеданию. Частые неурожаи, постоянная нехватка хлеба заставляли прибегать к суррогатам. В пищу употребляли дикорастущие травы, семена сосновых и еловых шишек. К муке добавляли различные примеси - древесную кору, лебеду и т. п. Следствием плохого питания было распространение таких болезней, как туберкулез, желудочные заболевания, уносившие много жизней, особенно среди детей.

Утварь была в основном деревянная, домашнего изготовления, только для варки пищи применяли чугунные котлы (под). Деревянная посуда впитывала грязь, жир, плохо отмывалась.

В наше время с ростом зажиточности как городского, так и сельского населения коренным образом улучшилось питание марийцев. Колхозники в домашних условиях выпекают ржаной и пшеничный хлеб; наряду с этим большой спрос в колхозной деревне имеет готовый хлеб из пекарен, продаваемый в продовольственных магазинах. Баранки, пряники, печенье, кондитерские изделия - обычный ассортимент покупных товаров.

Новым в пище марийской деревни является большое количество разнообразных овощных блюд. До революции капуста, помидоры, огурцы, репа, морковь были редки; теперь их в республике выращивают в изобилии. Увеличивается потребление фруктов, так как садоводство в республике по сравнению с дореволюционным временем значительно расширилось. Фруктовые деревья имеются теперь повсюду, включая и северо-восточные районы, где раньше плодовых садов не было.

Молоко, яйца, масло, мясо прежде шли почти исключительно на продажу и потреблялись в небольшом количестве. Теперь они составляют повседневную пищу марийцев. Национальные блюда из творога, мяса, муки, крупы продолжают бытовать, но качество их значительно улучшилось. Традиционное блюдо ляшку варят теперь со свининой, мясом, рыбой. В результате совместного проживания в республике различных национальностей марийцы восприняли от них ряд кушаний - русские щи, украинский борщ и т. д. Огромное значение имеет организация общественного питания не только в городах, на промышленных предприятиях, в рабочих поселках, но и в селах. Разнообразный ассортимент блюд как в сельских, так и в городских столовых включает национальные марийские кушанья: подкогылъ - тип пельменей, мунопулашка - яичница с молоком и т. п.

Питание населения улучшается и благодаря росту местной пищевой промышленности, которая в республике почти заново создана уже в советское время.

В Пермской губернии, (в состав которой входила нынешняя Свердловская область), жили финноязычные народы: удмурты, коми, мордва, марийцы; и тюрская группа: чуваши, татары, башкиры.

Марийцы живут в бывшем Козьмодемьянском и Царевококшайском уездах Казанской губернии, Яренском и Уржумском уездах Вятской губернии, а также Нижегородской, Пермской и Уфимской губерниях. На значительной части этой территории, марийцы расселены чересполосно с русскими и другими народностями края.

Марийцы делятся на три языковых и культурных группы: луговые, горные, и восточные. Луговые марийцы занимают левобережье Волги, горные марийцы – правобережье или нагорную сторону Волги. Они отличаются от луговых марийцев некоторыми чертами культуры и быта, в частности одеждой.

Восточные марийцы не составляют особой группы марийского народа и являются теми же луговыми марийцами, переселившимися в Приуралье в XVII-XVIII в.в. однако они все же представляют особенную группу, которая имеет ряд своеобразных черт в одежде и быту.

Народный костюм марийцев имеет ряд общих черт с костюмом других народов Поволжья, в частности с костюмами чувашей, мордвы и удмуртов.

Марийские женщины издавна владели высоким искусством ткачества и вышивки. Дошедший до нашего времени костюм поражает красочностью орнамента, он остается одним из ярких примеров художественного наследия народа.

Особенности мужской одежды

Основными частями старинной мужской одежды является холщовая вышитая рубаха, холщовые штаны и летом холщовый, а зимой суконный кафтан. Зимой носили шубы. Рубаха была тупикообразной и напоминала женскую, но шили ее несколько короче.

К концу XIX века повсеместно стали распространяться косоворотки, заменившие рубаху старинного образца. Вышивка на старинных рубахах украшала воротник, грудь и подол спереди воротника обычно не было, разрез ворота делали на правой стороне груди; вместо пуговиц пришивали завязки.

Вышивка была разнообразна. Особым изяществом отличались вышивки на старинных рубахах луговых марийцев. Узор выполнялся чаще всего щелком, чем шерстью, и в основном тремя цветами: черным, красным и зеленым. В технике шитья преобладал косой стежок.

Вышивка на рубахах восточных марийцев выполнялась большой частью контурным швом на кумаче, нашитом на холст или пестрядь, сочеталась с украшениями из бисера, монет и пуговиц.

Штаны шили из грубого сурового холста. Они были такого же покроя, как чувашские и татарские, а держались на талии с помощью завязок. Уже в половине XIX века стали шить штаны из пестряди, чаще синей в полоску. Фасон был как у русских штанов, а вместо завязок пришивали пояс. Однако старики продолжали носить холщовые белые штаны вплоть до XX века. Заправлялись штаны обычно в окучи .

Поверх рубахи и штанов в летнее время носили холщовый кафтан («шобр» , «шобыр» ) со сборками типа русской поддевки.Зимней одеждой были суконные кафтаны овчинные полушубки.

На голове марийцы носили шерстяную домашней вязки шапку черную или белую с полями, загнутыми кверху, а иногда опущенными. В деревнях близ татарских селений носили круглую восточную шляпу с довольно широкими загнутыми кверху полями, похожими на татарскую, в остальных районах головной убор марийцев напоминал грешневик. Зимой носили обычно белую баранью шапку с черным суконным верхом.

На ноги одевали лапти, сплетенные из липового льна, и белые онучи .

Женский костюм был сложнее мужского. Он имел больше украшений, но в основном повторял элементы мужского костюма. Особенным своеобразием отличались женские головные уборы. Основными частями женского костюма была так же, как и мужского рубаха, богато украшенная вышивкой, штаны, холщовый кафтан, передние, головной убор и лыковая обувь. На костюм надевали набор разных украшений – нагрудных и поясных.

Рубахи и штаны женской одежды

Рубаха («тувыр» , «тучир» ) служила одновременно нательной и верхней одеждой, заменявшей платье. Покрой рубахи был прямой, тупикообразный. Одно перегнутое поперек полотнище составляло перед и спинку рубахи. Рукав был прямой без обшлага. Рубаха достигала щиколоток, но при ношении с поясом она подбиралась вверх до колен, образуя пазуху.

Рубахи различались вышивкой и разрезом ворота. В одних местах марийцы делали разрез посередине груди, в других делали разрез на правой стороне, как и в мужских рубахах, и благодаря этому нагрудная вышивка, располагающаяся по разрезу, была ассиметрична. Подол рубахи украшался тканым узором или вышивкой.

Наиболее богатую вышивку имели рубахи центральных и юго-восточных населений марийцев. Вышивка эта была плотной, ковровой, выполнялась шерстью. Основные цвета: темно-красный и темно-синий. Синий иногда переходил в черный, выполнялись контуры рисунка, желтый и зеленый служили дополнительными цветами.

Рубахи восточных мариек несколько отличались от рубах луговых и горных. Так, например женскую рубаху у них шили часто не только из белого холста, Но и из пестряди, а рукава из фабричных тканей. На ее покрое также отразилось влияние татар и башкир. Рубаха восточных марийцев обычно состояла из двух частей.

Верхняя часть (до высоты бедер) была туникообразной, а низ делался шире и составлявшийся из нескольких полотнищ, причем на подол нашивали оборку из цветной фабричной ткани. Нагрудный разрез был прямой, а воротник стоячий даже иногда отложной. Разрез обшивали дугообразно несколькими полосками цветной материи и разноцветными лентами, как у рубах татарских и башкирских женщин, а ворот завязывался тесемкой. Рубаху часто носили без пояса.

Вышивки на рубахах восточных мариек было значительно меньше, чем на рубахах луговых, и располагалась она на груди и подоле. Вышивка на рубахах пермской губернии была ажурной с ясно очерченным узором. В расцветке преобладали темные тона – черный, темно-красный, коричневый.

Под рубахой марийки носили штаны («ялаш» , «полаш» ). Шили их из холста, и по своему покрою, они были аналогичны с чувашскими; к верхнему краю штанов пришивались завязки. Восточные марийки также носили штаны, но шили их из пестряди на вздержке, как и соседи их, башкиры.

Поверх рубахи марийки надевали передник (ончалосакие ). Луговые шили передник из холста без грудки и украшали его вышивкой. Восточные и горные носили передник с грудкой. Первые часто шили его из цветной пестряди, а вторые – из добротной белой ткани, и не только с грудкой, но и с крылышками (подобно чувашским), передник с грудкой украшали вышивкой и обшивали кружевами. Как только у рубах стали исчезать нагрудные вышивки, появилась потребность в переднике с нагрудником.

Верхняя одежда мариек

В качестве верхней летней одежды у мариек была распространена холщовая одежда в виде распашного кафтана («шовыр» , «шобр» ). У восточных мариек летние кафтаны напоминали башкирские и татарские камзолы; шили их в талию с клиньями, иногда без рукавов. Встречались кафтаны из белого, черного и зеленого сукна. Зеленые кафтаны являлись свадебной одеждой для невесты и свахи.

Осенью женщины одевали кафтаны, сшитые из домотканого холста белого, серого и коричневого цветов. Воротник был четырехугольной или овальной отложкой. Его обшивали кумачом, а иногда украшали маленькими ниточками из бисера и монет.

Зимой марийки носили овчинную шубу («ужга ) такого же покроя, как и суконный кафтан со сворами.

Верхняя одежда уральских марийцев по покрою не отличалась от одежды марийцев Поволжья. Женщины шили распашные кафтаны – «елан» из черного сатина с отрезной спинкой и сборами по талии. Подол и борта елана обшивались цветными лентами. На время моления одевали другой кафтан – «шобр», «шовыр» - из белого холста.

Головные уборы женщин

Головные уборы замужних мариек были весьма различны по своей форме и способу ношений.

Головной убор под названием «шимакш» носили луговые и восточные марийки, живущие на территории уздов Уртумского, Елабужского, Бирского, Красноуфимского.

Шимакш, пожалуй, был наиболее самобытным головным убором мариек. Он представлял собой продолговатый кусок холста, углы которого на одной из узких сторон были скреплены и составляли треугольник, который, образуя колпачок, надевался на голову.

Все поле холста вышивали нитью или шелком, а нижний край шимакша, спускавшийся на спину, обшивали еще бахромой из шерсти. Шимакш укреплялся на голове при помощи берестяного колпачка, который в свою очередь надевали на скрученный пучок волос. Луговые марийки носили шимакш на темени, а восточные надевали его почти на лоб. Шимакш покрывали холщовым платком или косынкой («пылышмович» ).

Наряду с обычным холщевым платком носили еще «солык» - узкую налобную повязку с вышитыми концами. Солык надевали пожилые марийки, когда ходили на молебствие. Девушки же ходили с раскрытой головой или надевали платок и изредка шапочку «такийю» .

Замужние женщины носили остроконечный головной убор «шнашобычо» . Он имел сходство с убором «шимакш». Острый вверх головного убора нависал над лбом, а полотенчатый низ спускался по спине. Его наружную сторону покрывали вышитые узоры. Сюда же пришивались монеты, раковины каури, бисер. В наши дни «шнашобычо» вышло из повседневного употребления и надевается только по большим праздникам. В быту его чаще называют «шлыком» . Это слово заимствовано у татар.

Поверх «шнашобычо» надевали четырехугольный платок из тонкого холста «солык» . Перед тем как надеть солык, его перегибали по диогонали. Та часть платка, которая оказывалась снаружи, украшалась богатой вышивкой, бусами, бисером, монетами, красными лентами. Солык чаще всего одевали во время свадьбы и поминок, им дорожили и передавали его по наследству.

Украшения

Из украшений можно отличить только некоторые наиболее распространенные. Для их изготовления использовали бисер, бусы, раковины каури, монеты и жетоны, бусы и пуговицы. Из головных украшений бытовали накосники в виде подвесок из монет, бисера и раковин.

Марийцы носили больших размеров серьги из проволоки, согнутой в форме вопросительного знака, на нижний конец которой нанизывали бусинки. Серьги зацеплялись за ценные раковины. Из других украшений следует отметить нагрудники из монет и бисера («яга» ).

Некоторые исследователи считают, что яги были заимствованы у тюрского населения, но так ли это – судить сложно. Также марийцы носили разнообразные ожерелья и прямоугольные куски кожи, обшитые мелкими монетами и бисером – («ширкама» , «почкама» ), близкие к украшениям чувашских женщин.

Кроме того были распространены металлические цепочки («гайтаны» ), шнуры из бисера («ширан крестыл ») с подвешенными на них крестиками, а также полоски холста с нашитыми на них монетами. Существовали разнообразные поясные украшения.

Сами пояса были плетеными, чаще из красной шерсти, с подвесками на концах из раковин, пуговиц и монет. Распространенным украшением женщин были ушные подвязки с монетами и гусиным пухом – «корж» , браслеты – «кидшал» и кольца «шергаш» .

В качестве обуви носили лапти прямого плетения с маленькой головкой и лыковыми оборами. Ногу обертывали портянками из белого и черного сукна. По праздникам надевали онучи , украшенные по краю одной длинной стороны бисером, пуговицами и бляшками.

Кожаная обувь в позапрошлом веке распространена была слабо. Носили ее только зажиточные марийцы. В настоящее время в марийских деревнях носят калоши , которые раньше считались обувью богатых марийцев. Зимней обувь являлись валенки местных ремесленников.

Муниципальный орган управления образования г.Красноуфимск

Дома детского творчества

Детская художественная школа

МАРИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ КАК ПРИМЕР ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДА

Учебно-исследовательская работа по истории искусств

Исполнитель:

Петрованова Юля,

ОУ № 9 кл. 10

Руководитель:

Шустикова В.А.,

пед. доп. обр. I кв. категории

Место работы ДДТ

г. Красноуфимск


ВВЕДЕНИЕ

Каждый народ имеет свои особенности в материальной и духовной культуре. Во многом они сохраняются. Но наряду с этими, вследствие общности экономического развития и исторических судеб, формировался и ряд единых черт в разных сферах, в том числе и в одежде.

В своей работе я решила показать самобытность марийской одежды, т.к. в нашей местности много деревень этой национальности.

Цель работы – исследовать историю и разнообразие костюма марийцев.

1. Выявить особенности костюмов марийцев и их сходство, и различие с костюмами других народностей.

2. Влияние других культур и развития промышленности на одежду марийцев.

3. Дать характеристику костюмов марийцев.

4. Изучить литературу по истории народностей и их костюмов.


Глава 1. МАРИЙЦЫ - ОДНА ИЗ НАРОДНОСТЕЙ СРЕДНЕГО УРАЛА

В Пермской губернии, (в состав которой входила нынешняя Свердловская область), жили финноязычные народы: удмурты, коми, мордва, марийцы; и тюрская группа: чуваши, татары, башкиры.

Марийцы живут в бывшем Козьмодемьянском и Царевококшайском уездах Казанской губернии, Яренском и Уржумском уездах Вятской губернии, а также Нижегородской, Пермской и Уфимской губерниях. На значительной части этой территории, марийцы расселены чересполосно с русскими и другими народностями края.

Марийцы делятся на три языковых и культурных группы: луговые, горные, и восточные. Луговые марийцы занимают левобережье Волги, горные марийцы – правобережье или нагорную сторону Волги. Они отличаются от луговых марийцев некоторыми чертами культуры и быта, в частности одеждой.

Восточные марийцы не составляют особой группы марийского народа и являются теми же луговыми марийцами, переселившимися в Приуралье в XVII-XVIII в.в. однако они все же представляют особенную группу, которая имеет ряд своеобразных черт в одежде и быту.

Народный костюм марийцев имеет ряд общих черт с костюмом других народов Поволжья, в частности с костюмами чувашей, мордвы и удмуртов. (см. прил. фото 1).

Марийские женщины издавна владели высоким искусством ткачества и вышивки. Дошедший до нашего времени костюм поражает красочностью орнамента, он остается одним из ярких примеров художественного наследия народа.


Глава 2. МУЖСКАЯ И ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА

2.1 Особенности мужской одежды

Основными частями старинной мужской одежды является холщовая вышитая рубаха, холщовые штаны и летом холщовый, а зимой суконный кафтан. Зимой носили шубы. Рубаха была тупикообразной и напоминала женскую, но шили ее несколько короче. К концу XIX века повсеместно стали распространяться косоворотки, заменившие рубаху старинного образца. Вышивка на старинных рубахах украшала воротник, грудь и подол спереди (см. прил. фото 2) Воротника обычно не было, разрез ворота делали на правой стороне груди; вместо пуговиц пришивали завязки. Вышивка была разнообразна. Особым изяществом отличались вышивки на старинных рубахах луговых марийцев. Узор выполнялся чаще всего щелком, чем шерстью, и в основном тремя цветами: черным, красным и зеленым. В технике шитья преобладал косой стежок (см. прил. фото 3).

Вышивка на рубахах восточных марийцев выполнялась большой частью контурным швом на кумаче, нашитом на холст или пестрядь, сочеталась с украшениями из бисера, монет и пуговиц.

Штаны шили из грубого сурового холста. Они были такого же покроя, как чувашские и татарские, а держались на талии с помощью завязок. Уже в половине XIX века стали шить штаны из пестряди, чаще синей в полоску. Фасон был как у русских штанов, а вместо завязок пришивали пояс. Однако старики продолжали носить холщовые белые штаны вплоть до XX века. Заправлялись штаны обычно в окучи.

Поверх рубахи и штанов в летнее время носили холщовый кафтан («шобр», «шобыр») со сборками типа русской поддевки.

Зимней одеждой были суконные кафтаны овчинные полушубки.

На голове марийцы носили шерстяную домашней вызки шабку черную или белую с полями, загнутыми кверху, а иногда опущенными. В деревнях близ татарских селений носили круглую восточную шляпу с довольно широкими загнутыми кверху полями, похожими на татарскую, в остальных районах головной убор марийцев напоминал грешиевик. Зимой носили обычно белую баранью шапку с черным суконным верхом.

На ноги одевали лапти, сплетенные из липового льна, и белые окучи.

Женский костюм был сложнее мужского (см. прил. фото 4,5). Он имел больше украшений, но в основном повторял элементы мужского костюма. Особенным своеобразием отличались женские головные уборы. Основными частями женского костюма была так же, как и мужского рубаха, богато украшенная вышивкой, штаны, холщовый кафтан, передние, головной убор и лыковая обувь. На костюм надевали набор разных украшений – нагрудных и поясных (см. прил. фото 6).

2.2. Рубахи и штаны женской одежды

Рубаха («тувыр», «тучир») служила одновременно нательной и верхней одеждой, заменявшей платье. Покрой рубахи был прямой, тупикообразный. Одно перегнутое поперек полотнище составляло перед и спинку рубахи. Рукав был прямой без обшлага. Рубаха достигала щиколоток, но при ношении с поясом она подбиралась вверх до колен, образуя пазуху. Рубахи различались вышивкой и разрезом ворота. В одних местах марийцы делали разрез посередине груди, в других делали разрез на правой стороне, как и в мужских рубахах, и благодаря этому нагрудная вышивка, располагающаяся по разрезу, была ассиметрична. Подол рубахи украшался тканым узором или вышивкой.

Наиболее богатую вышивку имели рубахи центральных и юго-восточных населений марийцев. Вышивка эта была плотной, ковровой, выполнялась шерстью. Основные цвета: темно-красный и темно-синий. Синий иногда переходил в черный, выполнялись контуры рисунка, желтый и зеленый служили дополнительными цветами.

Рубахи восточных мариек несколько отличались от рубах луговых и горных. Так, например женскую рубаху у них шили часто не только из белого холста, Нои из пестряди, а рукава из фабричных тканей. На ее покрое также отразилось влияние татар и башкир. Рубаха восточных марийцев обычно состояла из двух частей. Верхняя часть (до высоты бедер) была туникообразной, а низ делался шире и составлявшийся из нескольких полотнищ, причем на подол нашивали оборку из цветной фабричной ткани (прил. фото 7). Нагрудный разрез был прямой, а воротник стоячий даже иногда отложной. Разрез обшивали дугообразно несколькими полосками цветной материи и разноцветными лентами, как у рубах татарских и башкирских женщин, а ворот завязывался тесемкой. Рубаху часто носили без пояса.

Вышивки на рубахах восточных мариек было значительно меньше, чем на рубахах луговых, и располагалась она на груди и подоле. Вышивка на рубахах пермской губернии была ажурной с ясно очерченным узором. В расцветке преобладали темные тона – черный, темно-красный, коричневый (см. прил. фото 8).

Под рубахой марийки носили штаны («ялаш», «полаш»). Шили их из холста, и по своему покрою, они были аналогичны с чувашскими; к верхнему краю штанов пришивались завязки. Восточные марийки также носили штаны, но шили их из пестряди на вздержке, как и соседи их, башкиры.

Поверх рубахи марийки надевали передник (ончалосакие). Луговые шили передник из холста без грудки и украшали его вышивкой. Восточные и горные носили передник с грудкой. Первые часто шили его из цветной пестряди, а вторые – из добротной белой ткани, и не только с грудкой, но и с крылышками (подобно чувашским), передник с грудкой украшали вышивкой и обшивали кружевами. Как только у рубах стали исчезать нагрудные вышивки, появилась потребность в переднике с нагрудником.

2.3. Верхняя одежда мариек

В качестве верхней летней одежды у мариек была распространена холщовая одежда в виде распашного кафтана («шовыр», «шобр»). У восточных мариек летние кафтаны напоминали башкирские и татарские камзолы; шили их в талию с клиньями, иногда без рукавов. Встречались кафтаны из белого, черного и зеленого сукна (см. прил. фото 9). Зеленые кафтаны являлись свадебной одеждой для невесты и свахи.

Осенью женщины одевали кафтаны, сшитые из домотканого холста белого, серого и коричневого цветов. Воротник был четырехугольной или овальной отложкой. Его обшивали кумачом, а иногда украшали маленькими ниточками из бисера и монет.

Зимой марийки носили овчинную шубу («ужга) такого же покроя, как и суконный кафтан со сворами.

Верхняя одежда уральских марийцев по покрою не отличалась от одежды марийцев Поволжья. Женщины шили распашные кафтаны – «елан» из черного сатина с отрезной спинкой и сборами по талии (см. прил. фото 10). Подол и борта елана обшивались цветными лентами. На время моления одевали другой кафтан – «шобр», «шовыр» - из белого холста.

2.4. Головные уборы женщин

Головные уборы замужних мариек были весьма различны по своей форме и способу ношений.

Головной убор под названием «шимакш» носили луговые и восточные марийки, живущие на территории уздов Уртумского, Елабужского, Бирского, Красноуфимского.

Шимакш, пожалуй, был наиболее самобытным головным убором мариек. Он представлял собой продолговатый кусок холста, углы которого на одной из узких сторон были скреплены и составляли треугольник, который, образуя колпачок, надевался на голову (см. прил. фото 11). Все поле холста вышивали нитью или шелком, а нижний край шимакша, спускавшийся на спину, обшивали еще бахромой из шерсти. Шимакш укреплялся на голове при помощи берестяного колпачка, который в свою очередь надевали на скрученный пучок волос. Луговые марийки носили шимакш на темени, а восточные надевали его почти на лоб. Шимакш покрывали холщовым платком или косынкой («пылышмович»).

Наряду с обычным холщевым платком носили еще «солык» - узкую налобную повязку с вышитыми концами. Солык надевали пожилые марийки, когда ходили на молебствие. Девушки же ходили с раскрытой головой или надевали платок и изредка шапочку «такийю».

Замужние женщины носили остроконечный головной убор «шнашобычо». Он имел сходство с убором «шимакш». Острый вверх головного убора нависал над лбом, а полотенчатый низ спускался по спине. Его наружную сторону покрывали вышитые узоры. Сюда же пришивались монеты, раковины каури, бисер. В наши дни «шнашобычо» вышло из повседневного употребления и надевается только по большим праздникам. В быту его чаще называют «шлыком». Это слово заимствовано у татар.

Поверх «шнашобычо» надевали четырехугольный платок из тонкого холста «солык» (см. прил. фото 12). Перед тем как надеть солык, его перегибали по диогонали. Та часть платка, которая оказывалась снаружи, украшалась богатой вышивкой, бусами, бисером, монетами, красными лентами. Солык чаще всего одевали во время свадьбы и поминок, им дорожили и передавали его по наследству.

2.5. Украшения

Из украшений можно отличить только некоторые наиболее распространенные. Для их изготовления использовали бисер, бусы, раковины каури, монеты и жетоны, бусы и пуговицы. Из головных украшений бытовали накосники в виде подвесок из монет, бисера и раковин.

Марийцы носили больших размеров серьги из проволоки, согнутой в форме вопросительного знака, на нижний конец которой нанизывали бусинки. Серьги зацеплялись за ценные раковины. Из других украшений следует отметить нагрудники из монет и бисера («яга»). Некоторые исследователи считают, что яги были заимствованы у тюрского населения, но так ли это – судить сложно. Также марийцы носили разнообразные ожерелья и прямоугольные куски кожи, обшитые мелкими монетами и бисером – («ширкама», «почкама»), близкие к украшениям чувашских женщин.

Кроме того были распространены металлические цепочки («гайтаны»), шнуры из бисера («ширан крестыл») с подвешенными на них крестиками, а также полоски холста с нашитыми на них монетами. Существовали разнообразные поясные украшения. Сами пояса были плетеными, чаще из красной шерсти, с подвесками на концах из раковин, пуговиц и монет. Распространенным украшением женщин были ушные подвязки с монетами и гусиным пухом – «корж», браслеты – «кидшал» и кольца «шергаш».

2.6. Обувь

В качестве обуви носили лапти прямого плетения с маленькой головкой и лыковыми оборами. Ногу обертывали портянками из белого и черного сукна. По праздникам надевали онучи, украшенные по краю одной длинной стороны бисером, пуговицами и бляшками. Кожаная обувь в позапрошлом веке распространена была слабо. Носили ее только зажиточные марийцы. В настоящее время в марийских деревнях носят калоши, которые раньше считались обувью богатых марийцев. Зимней обувь являлись валенки местных ремесленников.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе я рассмотрела одежду марийцев, проживающих на Среднем Урале.

В ходе изучения литературы выяснила, что костюмы марийцев имеют свои особенности. Они отличаются от одежды других народов, близко живущих с марийцами, но тем не менее их близкое соседство оказывает немалое влияние на самобытность костюмов марийцев. В основном сильное влияние на одежду марийцев оказали костюмы татар, башкир, удмуртов и русских.

Кроме того, выяснила, что с течением времени, новыми введениями и открытиями в текстильной промышленности и кустарном производстве в одежде этой народности тоже происходят изменения.

К сожалению со временем в марийских деревнях утеривается опыт, передаваемый поколениями. Постепенно происходит «обрусение» марийского народа, обычаи и традиции не подхватываются подрастающим поколением. Создание костюма требует большого терпения, умения и глубокого знания традиций. Со временем может произойти так, что национальные костюмы перестанут создаваться и останутся только в документах и памяти народа.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. В.Н.Белицер Крестьянская одежда населения Европейской России (XIX- нач. XX в.); Народы Среднего Поволжья и Приуралья. – М.: Издательство «Советская Россия», 1971.

2. Н.М.Калашникова Одежда народов СССР. – М.: «Планета», 1990.

3. Г.Н.Чагин Народы и культуры Урала в XIX- XX в.в. – Екатеринбург: «Сократ», 2002.


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

1. Гайтаны – металлические цепочки;

2. Грешневик – головной убор;

3. Елан – распашной кафтан

4. Кидшал - браслет;

5. Корж – ушные подвески с монетами и гусиным пухом;

6. Онучи – обувь;

7. Ончалосакие – передник;

8. Пылышмович – холщовый платок или косынка;

9. Солык – узкая надлобная повязка;

10. Такийя – шапочка;

11. Тывыр (тучир) – рубаха;

12. Ужга – овчинная шуба;

13. Шергаш – кольца;

14. Шимакш – головной убор;

15. Ширан крестткыл – шнуры из бисера;

16. Ширкама (почкама) – прямоугольные куски кожи, обшитые монетами и бисером;

17. Шнашобычо – головной убор;

18. Шобр (шовыр) – холщевый костюм;

19. Яга – нагрудник из монет и бисера;

20. Янаш, йолаш – штаны.


ПРИЛОЖЕНИЕ