Костюмы на новый год в италии рисунки. Национальные костюмы италии

Итальянский народный костюм формировался на протяжении многих лет под влиянием восточных стран, Франции и Византии. Стоит отметить, что в каждой области сформировался свой национальный костюм, однако все они имеют общие характерные черты. Большей популярностью такие наряды пользуются на юге страны.

Народный костюм Италии

Итальянские костюмы отличаются яркостью и многообразием стилей. Подобные колоритные наряды были не только в крупных городах, но и в провинциальных областях. Они делились на три основных вида – праздничные, свадебные и будничные. Также костюмы отличались социальным статусом. Например, костюмы незамужних девушек кардинально отличались от женских итальянских народных костюмов. Отличалась одежда и городских жителей от деревенских.

Главными элементами народного костюма были туникообразная рубашка с широкими рукавами и длинная широкая юбка. Рубашки украшались вышивками и кружевами, а юбки были в складку, или в сборку. Украшались они каймой из другого материала или поперечными нашивками. Расцветка могла быть разнообразной. Далее шел корсаж с завязками как спереди, так и сзади. Он имел длину до талии и плотно облегал фигуру. А вот рукава к нему не пришивались, а привязывались тесемками и лентами, хотя некоторые корсажи шились сразу с рукавами.

Также женский народный костюм Италии содержит распашную одежду разной длины. Но самым главным элементом народного костюма был передник. В предпочтении был длинный передник, покрывающий юбку и обязательно яркой расцветки. Носили его не только деревенские женщины, но и некоторые горожанки. Кроме этого история итальянского костюма сохранила применение головного платка, манера ношения которого зависит от того или иного региона страны. В некоторых деревнях его носили только на шее, причем как женщины, так и мужчины.

ЧАСТЬ 1 ВСТУПЛЕНИЕ

Долго я подбирался к теме итальянского народного костюма. Изобразительного материала накопилось множество. Даже подумал, не предложить ли ввести искусствоведам и историкам искусства такое понятие, как «романизм» или «итализм» (по принципу «ориентализма», который подразумевает живопись на восточные темы). Впрочем, поскольку Италия всегда к себе манила художников-иностранцев, приезжавших туда учиться, на стажировку, жить и работать, то, наверняка, каждый третий или пятый живописец мира может считать себя «италистом». Но я не об этом.

Author Unknown Italian women, in period dress 19th century. New York Public Library

Италия сегодня делится на 20 регионов, причем, деление это было сформировано только в XIX веке. До этого Италия (как и Германия, например) была разрозненным государством с огромным количеством королевств, республик и княжеств. Понятное дело, что когда Италия стала единым государством, традиции народного костюма каждого региона были уже сформированы. Поэтому определить какой-либо один образ итальянского национального костюма просто невозможно.

Author Unknown Italian women and a man in various poses. New York Public Library

Author Unknown Figures Italians in folk costumes. Bressanone, Trentino Alto Aige, Italy. 1913 г.

Author Unknown Figures Italians in folk costumes. Pusteria Valley, Trentino Alto Aige, Italy. 1913 г.

Henry William Bunbury (British, 1750-1811) Two Italian women dressed in the costume of Parma and Modena. 1773 г. British Museum

Мало того, что регионы страны до объединения были практически изолированы друг от друга, а еще на костюмы каждого региона наложила отпечаток многовековая история – начиная от финикийцев, этрусков и греков, и заканчивая вторжениями готов и франков, господством Испании и Австрии. Ко всему этому можно добавить, что три из 20 регионов страны и сегодня считаются регионами особого статуса, поскольку там проживает огромное количество населения иностранного происхождения. Это «французская» Валле Д’Аоста (Valle D’aosta) – автономная область в горной долине Альп, «австро-немецкий» автономный регион Трентино-Альто-Адидже (Trentino Alto Adige) на севере Италии, граничащий с Австрией и Швейцарией, и «словенская» автономная область Фриули-Венеция-Джулия (Friuli Venezia Giulia), расположенная на северо-востоке Италии, вдоль побережья Венецианского залива Адриатического моря, с административным центром Триест, где живет много албанцев и народов бывшей Югославии. Понятно, что в этих регионах народный костюм вобрал в себя много от народной одежды Франции, Австрии, Германии, Албании и т.д.

Francesco Rinaldi (Italian, 1786-?) Saltarello nella campagna romana.

Thomas Kent Pelham (British, 1831-1907) Sydeuropeiskt motiv med kvinnor på terrass (Южноевропейский мотив с женщинами на террасе)

Bartolommeo Pinelli (Italian, 1781-1835) Peasant Women arguing by a Vegetable Stand (Крестьянки спорят у овощного прилавка).

Thomas Uwins (English, 1782-1857) An Italian Mother teaching her Child the Tarantella (Итальянская мать учит своего ребенка танцевать тарантеллу). 1842 г.

Наряду с многообразием народных костюмов Италии их объединяет яркость и колоритность. Отмечу, что и как во многих странах Европы, народный костюм Италии различается не только по регионам, он может иметь отличительные особенности в разных городах и деревнях одного региона (особенно в горных местностях).

Francesco Coleman (Italian born-British, 1851-1918) A Railway Station near Rome. British Museum

Antal Ligeti (Hungarian, 1823-1890) Popolane romane al pozzo (Римский народ у колодца). 1845 г.

Thomas Uwins (English, 1782-1857) Wedding Preparations. A Siesta.

Кроме того, одежда делится на будничную, праздничную и свадебную. Она различается по возрастному и социальному признакам, например, костюм девушки не похож на костюм замужней женщины, а одежда горожан отличается от одежды крестьян. Народные костюмы разных регионов отличаются друг от друга также цветом и отделкой, формой головного убора и способом ношения головного или шейного платков, обувью и украшениями.
Но, несмотря на это, основные элементы итальянского народного костюма все же остаются общими для всех областей страны. Но об этом поговорим в следующий раз.

August Heinrich Riedel (German, 1799-1883) Neapolitanische fischerfamilie.

Jean-Baptiste Camille Corot (French, 1796-1875) Italienne assise jouant de la mandolin. 1865-1870 гг.

Jean-Baptiste Camille Corot (French, 1796-1875) Italian Girl. 1872 г.

Friedrich von Amerling (Austrian, 1803-1887) Young Italian Girl.

Остается, вслед за историками, констатировать, что в Италии народный костюм вышел из употребления уже в конце XIX века. Южные области страны «продержались» дольше, там еще в 1930-х годах народ надевал традиционную одежду не только по праздникам, но и в будние дни. Есть сведения, что в некоторых горных пастушеских районах Апулии, Лацио, Сицилии и Сардинии народный костюм носят до сих пор. В остальном же традиционный итальянский народный костюм сегодня можно увидеть на участниках фольклорных коллективов и в дни народных праздников.

Etienne Adolphe Piot (French, 1850-1910) Portrait of a Girl with Red Shawl.

Franz Xaver Winterhalter (German, 1805-1873) Jeune fille des monts Sabins. 1832-1836 гг. Musée des Beaux-arts de Montréal

Franz Xaver Winterhalter (German, 1805-1873) Young Italian Girl by the Well.

Пимен Никитич Орлов (1812-1865) Итальянская девушка с цветами. 1853 г.

Напоследок признаюсь, что взяться за эту большую по объему тему меня сподвигла найденная недавно на одном из иностранных сайтов коллекция сканов рисунков (200 шт.!!!) итальянской художницы по костюмам Эммы Кальдерини (Emma Calderini, 1889-1975), посвященная народным костюмам каждого региона Италии. А еще около сорока картин итальянца Филиппо Индони (Filippo Indoni, 1842-1908), на которых также изображены мужчины, женщины и дети в национальных костюмах. Постараюсь познакомить вас с этими коллекциями. Так что, продолжение следует… Хотя, в последнее время всё чаще не понимаю, зачем мне надо всё это систематизировать, переводить, редактировать и публиковать??

Иван Савельевич Шаповаленко (1820-1890) Портрет итальянки. 1851 г.

Vilhelm Jacob Rosenstand (Danish, 1838-1915)Going to the carnival, Rome.

Adriano Bonifazi (Italian, 1858-1914) A Young Italian Peasant Girl.

Именно в Италии концентрация мужчин, которые щеголяют в изысканных костюмах, зашкаливает. Итальянские бренды признаны во всем мире эталоном качества и стиля. Однако купить одежду безупречного качества – это только половина пути. Важно научиться обыграть костюм аксессуарами и деталями. Наш мужской журнал подробно расскажет о том, почему итальянские деловые костюмы так популярны, и какие модные нюансы следует учесть, чтобы образ получился идеальным.

В мужской классической моде портные и дизайнеры итальянского происхождения уже на протяжении многих десятилетий по праву считаются лучшими. Главный секрет, почему итальянским брендам удается удерживать лидерские позиции – неукоснительное соблюдение пропорций.

Характерные особенности делового костюма непревзойденного кроя:

  • брюки не собираются у ботинок складками;
  • рукава пиджака позволяют видеть манжету сорочки, элегантные запонки и дорогие часы;
  • идеальная линия плеч подчеркивает осанку и фактуру мужской фигуры.

Стилисты во всем мире признают, что именно итальянские мужчины обладают непревзойденным умением носить классические костюмы. Феномен, по мнению стилистов, отсутствие даже намека на нелепость. Однако воплотить на практике образ денди из Италии удается далеко не каждому мужчине. Итальянские традиции предполагают сочетание в гардеробе элегантности, мужественности и безупречного качества.

Почему итальянским мужчинам так сложно подражать? Стиль и вкус, основные знания моды мальчикам в Италии прививают с детства. Поверьте, каждый школьник способен одним небрежным движением может повязать шарф так, что вызовет искреннюю зависть многих солидных мужчин.

Мальчикам с детства прививают особое восприятие моды. Шарф – это обязательный элемент мужского костюма и при правильном использовании легко превращается в яркий, стильный декор. В нашей стране на протяжении века традиции элегантного костюма искоренялись. Сегодня итальянские бренды стремятся восстановить былую популярность классического костюма и привить мужчинам уважение к этой изысканной вещи.

Что собой представляет знаменитый итальянский стиль

Прежде всего, итальянские классические отличаются эклектикой, которая просматривается в каждой детали. В зависимости от расположения фабрики и принадлежности к определенному региону костюм имеет свои индивидуальные нюансы, характерные именно для данного региона. Разные вкусы и предпочтения неизменно отражаются в одежде, таким образом, готовое изделие выглядит нескучно и «вкусно».

Для наглядного примера возьмем два пиджака – римского и неаполитанского производства. В первом случае изделие максимально лаконичное, не нем отсутствуют лишние детали, простой крой, рукава слегка присобраны. Неаполитанский крой более свободный, линия плечевого шва расположена выше.

Знаменитые Дольче и Габбана при создании коллекций мужских костюмов черпали вдохновение в своих сицилийских корнях. Сицилия символизирует собой связующее звено между современной культурой, тяготеющей к сдержанности и комфорту, и древней одеждой, опаленной итальянским солнцем.

Не удивительно, что роскошная, дорогая одежда бренда Dolce & Gabbana чем-то неуловимо напоминает простой рыбацкий костюм. Итальянский классический мужской костюм от Армани стал знаковым для многих звезд Голливуда.

После съемок в элегантном, безупречном образе главные герои и в повседневной жизни отдают предпочтение идеальному вкусу непревзойденного гения из Милана. В целом, итальянский костюм имеет ряд общих характеристик и особенностей, поэтому настоящий мастер всегда определит подлинность изделия и его марку.

Обманчивая простота итальянских классических костюмов

Стильный итальянский костюм – это не скучная, однообразная вещь. Современные тенденции не отрицают, а лишь поддерживают яркие цвета, их контрастные сочетания, детали, выполненные вручную. В коллекциях именитых дизайнеров представлены модели, пошитые в буквальном смысле из драгоценных материалов – с бриллиантовым напылением.

Такая одежда выглядит привлекательно, но не вызывающе. Современная итальянская мода отличается универсальностью, сверхкомфортом. Для пошива используются ткани непревзойденного качества. Если первые итальянские костюмы создавались исключительно для южноевропейского типа внешности, то современные модели подойдут для всех мужчин независимо от национальности, которая проявляется в характерной внешности.

Все максимально естественно и даже демократично. Люди, разбирающиеся в качестве тканях, несомненно, оценят особое плетение, мягкость материалов. В руках настоящих мастеров материал, словно неограненный алмаз постепенно превращается в бриллиант.

Желательно, что в одном костюме традиционные итальянские методы пошива использовались максимально, поскольку вещь, пошитая вручную, самая комфортная. При выборе тканей для пошива костюмов важно учитывать технологию их производства. Чем современнее и функциональнее оборудование, тем практичнее и качественнее материал – невесомый, не мнется, воздухопроницаемый.

Итальянский костюм – два противоположных взгляда на классику

Первые бренды итальянских костюмов для мужчин появились в России в 90-ые годы прошлого века. На рынке была представлена одежда консервативных торговых марок – Brioni, Zegna, Kiton. Костюмы этих брендов предпочитали солидные бизнесмены. Однако среди молодых денди популярностью пользовались торговые марки, нашумевшие в Италии броской роскошью, богатством и даже определенной наглостью.

Мужская мода, как и женская, на протяжении многих веков стремилась к пышности. Мужчины не упускали возможности одеться богато и ярко. Сдержанный внешний вид мужчины, лишенный красок и дополнительного декора, появился чуть более полутора веков назад. Таким способом успешные мужчины демонстрировали свое пренебрежение символам успеха.

Главная цель простого на первый взгляд образа – продемонстрировать безупречную работу портного, ювелира и обувщика представителям определенного круга, которые, в отличие от профанов, могут оценить качество. Именно с такой нарочитой простотой и сдержанностью боролись итальянские стилисты, творившие в 80-ые годы прошлого века. Методы борьбы, несомненно, были авангардными.

Основная концепция – мужчина имеет право быть красивым. Конечно, красивый мужчина по мнению таких именитых дизайнеров, как Джанни Версаче, Стефано Габбано и Доменико Дольче – это довольно смелый образ.

На подиумах появилась одежда с яркими, крупными узорами, обилием аксессуаров и декора. Концепция современного итальянского костюма основана именно на этой пышности и роскоши. Особенность данной концепции заключается в возможности для мужчины выглядеть дорого, нарядно и не пересекать опасную грань между театрализованным и повседневным костюмом.

Какие бывают мужские костюмы

Прежде чем приступить к изучению , важно разобраться – а какие виды костюмов существуют в итальянской моде. Главная особенность традиционного итальянского костюма – он моделируется точно по фигуре. Именно благодаря такому крою удается создать вещь, которая безупречно сидит на человеке.

Крой, который в полной мере отражает итальянскую эмоциональность, — однобортный пиджак с двумя шлицами и застежкой на три пуговицы. Зона плеч, как правило, немного расширена и приподнята. Дополняют модель прорезные карманы и заостренные лацканы.


Классический костюм с двумя пуговицами
Костюм тройка
Костюм с ларнетным карманом
Костюм с тремя пуговицами
Двубортный костюм
Смокинг

Мужчинам с плотным телосложением предпочтительно выбирать двубортную модель со слегка расширенными плечами, приталенным силуэтом и небольшим дополнительным объем в области груди.

А если к такому пиджаку подобрать брюки прямого кроя, такой комплект наиболее универсальный, поскольку скрывает недостатки фигуры. На фото что выше представлены наиболее традиционные модели классических итальянских костюмов.

Стильные бренды итальянских мужских костюмов

Костюмы, пошитые по «учебнику» итальянского стиля, представлены на коллекциях Armani, Mr Rick Tailor, Boglioli, Camo.

В костюмы бренда Boglioli предпочитает одеваться Берлускони. Пиджаки из хлопка с достаточно неформальным кроем в полной мере отражают неординарный внутренний мир итальянского политического деятеля.

Бренд Camo достаточно молодой, в моделях этой торговой марки допускаются техничные элементы пошива. К пиджакам Camo идеально подойдут свободные брюки с высокой талией.

Торговая марка Mr Rick Tailor специализируется на пошиве недорогой одежды идеального кроя. Детали, которые характеризуют бренд, — бутоньерки, воротнички контрастных оттенков, высокие проймы.

Настоящее искусство Sprezzatura

Собственно, термин Sprezzatura отражает суть итальянской моды и умением преподнести деловой костюм с особым шиком. Итак, внимание на детали. Именно являются эклектичным, эксклюзивным элементом.

В переводе на русский язык итальянский термин означает «изящная небрежность», именно так и нужно носить костюм, пошитый итальянским портным. Ваша цель – выглядеть безупречно, не прилагая к этому никаких усилий. Ломайте правила стилей, но прежде внимательно изучите свой тип фигуры. Например, изящный неаполитанский пиджак прекрасно смотрится на стройном мужчине, но на спортсмене с накаченной фигурой выглядит нелепо.

В чем заключается суть элегантной небрежности итальянского стиля. Как отмечалось выше – вниманием деталям, однако, не стоит смешивать в одном образе бутоньерку, часы поверх манжеты, объемные накладные карманы, оригинальный галстук. Лучше обыграйте один элемент декора.

Один итальянский модельер сказал о костюме следующее: «Наденьте костюм, и носите его не снимая несколько дней. Спите в нем, кушайте и совсем скоро эта одежда из дорогой и роскошной превратится в Ваш персональный, эксклюзивный костюм. Дополните его галстуком, завяжите его неправильным узлом, подберите виртуозно цветовую гамму и завершите свой образ начищенными до блеска ботинками.»

Итальянцы считают классический, деловой костюм второй кожей, второй натурой. Советы стилистов помогут Вам создать свой персональный итальянский стиль.

Ошибочно считать итальянский костюм слишком экстравагантным, это гармоничное сочетание экспрессионизма и изысканности.

Итальянцы категорически не приемлют одежду, подобранную без смысла и содержания, для них важно выглядеть ярко. Если Вы ищите заметный и в меру изысканный деловой костюм, в Италии Вы непременно такой найдете.

Если после прочтения материала итальянский стиль стал Вам ближе, обязательно поделитесь им в социальных сетях. А наш мужской блог не прощается с Вами, мы обязательно подготовим новые, увлекательные и полезные статьи.

Этим постом начинаю публикацию рисунков народных региональных костюмов ИТАЛИИ известной в свое время итальянской художницы по костюмам Emma Galderini(1889-1975).

Регион Piemonte

Пьемонт (Северо-Западная Италия) окружён с трёх сторон хребтами Альпийских гор , включая Монвизо, где берет свое начало река По, и Монте Роса. Он граничит с Францией и Швейцарией , а также итальянскими регионами Ломбардия , Лигурия и Валле-д’Аоста . 7,6 % территории региона занимают особо-охраняемые природные территории - 56 различных национальных парков, например, Гранд-Парадисо. Столица ТУРИН.


Жители Пьемонта традиционно рассматривают себя как отдельную этническую группу или подгруппу (субэтнос), отличающуюся от других итальянцев (и от других французов, если говорить о французской части Пьемонта). Язык пьемонтцев считается самостоятельным языком, а не диалектом итальянского; на нём существует небольшая по объёму литература и, в частности, поэзия. Следует также отметить, что между итальянской и французской версиями «пьемонтезе» (то есть пьемонтского языка) существуют небольшие различия. Вместе с тем основной язык, используемый в Пьемонте, это всё-таки итальянский (а к западу от итало-французской границы, соответственно, французский). Сепаратистские настроения в Пьемонте невелики, но пьемонтские националистические группы существуют и, по некоторым оценкам, их влияние за последние десятилетия ХХ века усилилось.

Но, сначала немного о художнице. Emma Galderini родилась в Равенне 13 февраля 1899 г. в семье Дарио и Люсии Леони. После окончания школы учится в Академии изящных искусств, где успешно учится под руководством мастера-декоратора Геррини. В то же время-и это доказательство ее собственной художественной универсальности- Эмма поступает в Институт музыки им.Верди, чтобы научиться играть на арфе. С 1920 года начала сотрудничать в таких журналах для женщин, как Lidel, Moda, Grazia, специализирующийся на истории одежды, и вскоре начинает работать как модельер одежды. В 1922 году она переехала в Милан, где продолжила свою журналистскую деятельность для редакции Альба, Первое серьезное испытание в качестве модельера костюмов началось в 1928 году, когда Емма приняла участие в постановке Еврипиды dell"Alcesti в греческом театре Агридженто, а затем в моделировании костюмов еще для двух постановок классических трагедий в разных театрах Милана. Появились также заказы на создание эскизов костюмов для русской балетной труппы, гастролировавшей тогда в Милане. Способность дать характерный вид своим моделям, оригинальное выполнение масок и костюмов по цветным эскизам художницы принесли ей популярность и поставили в один ряд с известными тогда художниками по костюмам B. Munari, L. Veronesi, Maria Signorelli и Titina Rota. Тщательное изучение итальянского народного костюма, высокая культура и особая чувствительность к эволюции театрального вкуса, позволили художнице многие годы работать во всех видах спектаклей, от оперы до театрального журнала, от трагедии до комедии, внося свой вклад в создание эскизов, которые имели функциональный характер, удачно передавая "атмосферу исторической обстановки пьесы. Эмма создавала эскизы для многих известных актрис и балерин того времени. В 1934 году она опубликовала книгу с большой коллекцию эскизов региональной народной одежды, проведя большую научно-исследовательскую работу. Многие критики охарактеризовали ее работу, как ГЕРОИЧЕСКАЯ.

За эту публикацию в 1935 году художница была отмечена премией, а Этнографический музей Villa d"Este в Тиволи предложил ей руководить созданием экспозиции народных костюмов по её эскизам. Над этой коллекцией Эмма работала четыре года. Кроме того, совместно с другими художниками, была создана карта народных костюмов Италии.

Некоторые театральные костюмы, созданные по эскизам Эммы, экспонировались на международной выставке театрального дизайна, состоявшейся в 1936 году в VI Триеннале ди Милано. В 1937 году художница вернулась в театр, где успешно сотрудничала с маститыми театральными режиссерами, создавая эскизы костюмов для их постановок. Кроме того она принимает активное участие в этнографических кампаниях Римского университета. Во время войны Эмма участвовала в создании ряда фильмов: Boccaccio e Il cavaliere di Kruya nel 1940, Quattro passi fra le nuvole nel 1942 e La danza del fuoco nel 1943. После войны она создает эскизы для таких грандиозных театральных постановок, как Макбет и Царь Эдип в 1945 году для Общества больших выставок и во многих других широко известных в то время спектаклях. Между 1950 и 1955 году художница была постоянным помощником в Театре Массимо в Палермо. Кроме того, она опубликовала несколько книг по истории костюма. Так, В 1962 году, она опубликовала книгу "Древние и современные прически". В 60-70-е годы активно сотрудничает с итальянским телевидением, создавая эскизы для фильмов и телесериалов. Умерла в Медезано (Парма) 5 марта 1975.

А вот как выглядит национальная одежда региона Пьемонт на старинных фотографиях.

Примечание : литературная интерпретация автоперевода NATALI SOLER
Источники :http://cirripede.altervista.org/costumi/index.php

http://www.treccani.it/enciclopedia/emma-calderini_(Dizionario-Biografico)/

http://www.sistemamusei.ra.it/main/index.php?id_pag=99&op=lrs&id_riv_articolo=362

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%8C%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82

Оригинал поста здесь:

http://www.liveinternet.ru/users/natali_soler/post283434901/

В отличие от многих других европейских стран, выделить общий для Италии национальный костюм не просто сложно, а невозможно. Причиной тому стала длительная изоляция отдельных регионов друг от друга. Окончательное объединение произошло всего 150 лет назад, когда традиции уже были полностью сформированы. Более того, традиционная одежда меняется не только от региона к региону, а даже от деревни к деревне.

Итальянские костюмы отличаются яркостью и многообразием стилей. Подобные колоритные наряды были не только в крупных городах, но и в провинциальных областях. Они делились на три основных вида - праздничные, свадебные и будничные. Также костюмы отличались социальным статусом. Например, костюмы незамужних девушек кардинально отличались от женских итальянских народных костюмов. Отличалась одежда и городских жителей от деревенских. Но несмотря на все отличия, основные элементы итальянского народного костюма были общими для всех областей страны.

Главные элементы традиционного женского народного костюма: рубаха туникообразного покроя (camicia), большей частью с широкими рукавами, присборенными на плечах и у запястья, нередко с вышивкой; длинная широкая юбка (gonna) в сборку, складку или плиссе, самых разнообразных цветов; так называемый корсаж, известный в Италии под различными названиями - corsetto, corpetto, busto, bustino и др.- длиной до талии, или чуть выше или ниже ее, плотно облегающий фигуру, с плечами или с лямками; корсаж, выкроенный с плечами, может быть как с рукавами, так и без них; часто рукава не пришиты к основе корсажа, а привязываются к нему лентами или тесемками; спереди или сзади корсаж зашнуровывается.

Распашная одежда встречается двух главных видов : это или сшитая в талию, доходящая до бедер giachetta или более короткая (до талии) giubetto.
Неотъемлемая часть женского народного костюма - передник (grem-biule). Чаще всего он длинный, закрывающий перед юбки, обычно ярких расцветок.

Во многих областях Италии носили и продолжают носить (даже в тех местностях, где другие части традиционного народного костюма не сохранились) головной платок (fazzoletto), цвет, размер и способ ношения которого различны в разных районах страны. В деревнях Италии как женщины, так и мужчины носят шейные платки .

Кроме платка, итальянские женщины носили головные уборы , различающиеся по областям: белые накрахмаленные чепцы, маленькие кокошники, огромные белые или очень яркие накидки и др.

Мужской народный костюм сохранился лишь в очень немногих местах, главным образом в пастушеских районах Апулии, Сицилии, Сардинии и Лацио.

Традиционный мужской костюм составляли короткие штаны (pantaloni), чаще всего стянутые ниже колен цветным шнурком, но иногда и с застежкой на пуговицах; белая, нередко вышитая рубашка (camicia) со вшивным рукавом; короткая куртка (giacca) или безрукавка (panciotto). Наиболее характерные мужские головные уборы - шляпа (фасоны различались по областям) и berretto - мешкообразный головной убор . Его до сих пор носят крестьяне большинства южных областей и островов (Умбрии, Калабрии, Сицилии и Сардинии).

Большим разнообразием отличается народная обувь , которую крестьяне во многих местностях до сих пор изготовляют сами. Так, в альпийских районах распространены деревянные туфли с кожаными носками и ботинки на деревянной подошве с кожаным верхом; в венецианских областях - матерчатые башмаки с полотняной подошвой , густо простеганной прочной дратвой; во многих горных селениях Лацио до сих пор в употреблении обувь античного происхождения, так называемые cioci - мягкие сандалии из целого куска недубленой кожи , привязывающиеся к ноге поверх чулок или портянок очень длинными ремнями.

Народные костюмы разных местностей отличаются друг от друга цветом, формой головного убора, часто обувью, способом ношения головного и шейного платков, отделкой, украшениями и пр. Так, например, одна из отличительных черт костюма ломбардок - рубахи с очень широкими рукавами, почти всегда отделанные кружевами, и передник, цвет которого всегда резко контрастирует с цветом широкой длинной юбки. В венецианских провинциях юбки в большинстве случаев отделаны каймой из материала другого цвета или несколькими узкими поперечными нашивками вокруг всего подола. В женском костюме области Абруццо очень своеобразен головной убор, состоящий из двух частей - большого белого покрывала и надевающейся поверх него небольшой квадратной шапочки, на которую удобно ставить характерные абруццские сосуды для воды.

Костюм крестьянок области Молизе бросается в глаза, во-первых, своим передником, сужающимся книзу и обрамленным очень яркой, чаще всего желтой каймой, а во-вторых, очень вычурным головным убором типа накидки, почти всегда проткнутым крупной проколкой.

Кое-где в горах сохраняется очень архаичная традиционная одежда, весьма отличающаяся от общепринятого крестьянского костюма. Например, костюм пастухов некоторых горных районов Тосканы представляет собой нечто похожее по покрою на комбинезон из козлиной шкуры. Эта одежда, называемая "cosciali", закрывает ноги и нижнюю часть туловища, а сзади на спине и на ногах привязывается ремнями. Не менее своеобразен костюм абруццских пастухов, состоящий из коротких кожаных брюк, двух козлиных шкур, пристегивающихся к ногам пряжками, и короткой коричневой кожаной куртки, поверх которой надевается пиджак из грубой шерсти. Рукава из овечьей шкуры, закрывающие плечи и руки, надеваются отдельно. На ногах поверх грубых вязаных чулок - кожаные ботфорты. Пастушеский костюм в Апулии состоит из сандалий, сделанных из недубленой кожи, гамаш из белого овечьего меха, штанов, сшитых из овчины мехом внутрь, и куртки из овчины шерстью наружу. Похож на него и костюм сицилийских пастухов, интересная деталь которого - отдельно надевающиеся рукава.