Конспект занятия по ОБЖ для детей раннего возраста «Приключения Колобка. Перспективное планирование по ОБЖ в младшей группе уч

Программное содержание:

Дать детям элементарные представления о себе как о че­ловеке;

Познакомить с внешним строением тела и его возможнос­тями;

Прививать интерес к познанию себя;

Приучать различать человеческие эмоции.

Материалы: иллюстрации к сказке «Курочка ряба», кукла, картинки с изображением сказочных персонажей, у которых не хватает каких-то частей тела.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Курочка ряба».

Ход занятия:

Воспитатель вносит в группу куклу:

Доброе утро – птицы запели,

Добрые люди, вставайте с постели

Доброе утро, солнцу и птицам!

Доброе утро, улыбчивым лицам!

К нам в гости пришла кукла Катя и хочет нам что-то рассказать и показать.

Вот у Кати голова. А у вас есть голова?

Дети показывают части головы и лица по объяснению воспитателя.

Что есть у куклы на голове? (Волосы, уши)

Это лицо. Закройте лицо руками, откройте.

Что есть у Кати и у вас на лице? (Ответы детей)

Закройте (откройте) глаза, наморщите носик, откройте широко рот, закройте рот.

Покажите, где у вас щечки, надуйте их, потрите их. Улыб­нитесь так, чтобы видны были зубки.

Упражнение «Покажи на себе»

Что это у куклы? (руки) Воспитатель предлагает детям поднять руки вверх, похлопать в ладоши.

По аналогии рассказывается про ноги, туловище.

Игра малой подвижности.

Воспитатель читает текст, показывает движения по текс­ту, дети повторяют:

Головами покиваем,

Носиками помотаем,

Потом глазки закрываем,

Теперь глазки открываем.

Щечки сильно раздуваем,

Ротики мы открываем

И зубами постучим,

И немножко помолчим.

Ножками потопаем,

Ручками похлопаем.

Дидактическая игра «Чего не хватает?»

Перед детьми выставляются картинки, на которых отсутствует какая- либо часть тела.

Посмотрите на эти картинки. Чего не хватает?

Упражнение на определение эмоций.

Воспитатель выставляет иллюстрации к сказке «Курочка Ряба».

Посмотрите, ку­рочка снесла яичко - дедушка и бабушка радуются, улыбаются. А вы умеете улыбаться? (Дети показывают).

Найдите грустных дедуш­ку и бабушку. Что они делают? Почему они плачут? (Дети отвечают.)

Но мы не хотим плакать и грустить! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и друг другу улыбнемся.

Интегрируемые области: Познавательное развитие, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное.

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения в детском саду и дома. Учить соблюдать эти правила в окружающей обстановке. Воспитывать культуру поведения. Способствовать сплочению детского коллектива.

Материал: игрушки: Незнайка, зайчик с перебинтованной лапой, кукла, мишка, иллюстрации к ситуациям

Предварительная работа: Беседы о правилах поведения, рассматривание иллюстраций, чтение стихов и рассказов.

Ход: В гости к детям приходят: Незнайка, зайчик, кукла, мишка. Дети здороваются с гостями. Воспитатель спрашивает, почему они такие грустные и не весёлые, что случилось с вами?

Незнайка: Мне очень больно. Я ударился головой о шкаф и теперь у меня большая шишка на лбу. Мне больно-о-о-о.

Незнайкка, как же так произошло?

Незнайка: Сейчас я играл с ребятами в другой группе, Мы так бегали, веселились, разбросали все игрушки, вот я и споткнулся о кубик, упал и ударился головой о шкаф. Ой, как мне больно-о-о-о.

Ребята, скажите, разве можно бегать в группе и раскидывать игрушки? (нет, нельзя)

Почему нельзя бегать в группе, квартире? (Можно упасть, стукнуться, пораниться и будет очень больно).

Где можно бегать? (в спортивном зале, на улице, площадке)

Понял, Незнайка как нужно безопасно себя вести, чтобы не случилась с тобой беда?

Незнайка: Теперь я это знаю, спасибо вам, ребята, что научили меня правильно себя вести.

А с тобой что случилось, зайчишка? Почему у тебя забинтована лапка?

Зайчик: Я пролил на себя горячий чай, когда мы с лисенком завтракали, баловались и вертелись за столом. Вот я и обжег лапку, теперь я не могу прыгать, играть!

Ребята, давайте зайчонка научит тоже правильно сидеть за столом. Скажите, как ведут себя во время еды воспитанные дети? (Нельзя разговаривать, вертеться, играть)

Правильно, иначе можно подавиться или пролить на себя горячую пищу. Вот посмотрите на картинку (выставляю на мольберт картинку к обговариваемой ситуации). Рассматриваем картинку, выясняем, почему плачет обезьянка, и почему её ругает мама?

Вот послушайте как надо вести себя за столом.

На себя не проливай,

Суп горячий или чай.

Осторожней будь, когда,

Горяча твоя еда.

Ешь спокойно, не вертись

Над тарелкой не крутись!

Зайчик: Спасибо дети за совет, теперь я знаю как нужно вести себя за столом!

Физминутка: Давайте поиграем с зайчиком и развеселим его.

П/и «Зайка серенький сидит»

Затем обращаюсь к кукле Тане.

Что с тобой произошло, ты тоже вся какая-то бледная и больная?

Кукла: У меня болит живот. Я на улице съела яблоко и грушу.

Таня, как ты могла съесть не мытые фрукты, да еще грязными руками? Тебя надо срочно отправлять к врачу.

Ребята, когда мы хотим что- то съесть, что нужно вначале сделать? (вымыть руки с мылом)

Можно ли есть грязные овощи и фрукты? (Нельзя, заболит живот)

Правильно, вот посмотрите (ставлю на мольберт картинку) Здесь зайчиха моет фрукты, а только потом их едят зайчата.

Нужно, друзья, за здоровьем следить

И потому полается мыть

Фрукты и овощи перед едой

Чисто и тщательно теплой водой.

Чтоб не тревожить врачей-докторов

Смоешь микробы -будешь здоров!

Мытое яблоко ярче блестит

Да и живот от него не болит!

А с тобой что случилось, мишка?

Мишка: Мне очень плохо, У меня болит голова и живот. Я съел мамины таблетки.

Ой-ой И тебе, Мишка, нужно срочно вызывать врача.

Ребята, разве можно брать, и есть таблетки и лекарства без взрослых? (Нельзя) Ставлю на мольберт картинку и читаю стих.

Маленькие дети

Обязаны узнать!

Пилюли и таблетки

Тайком нельзя глотать!

И если не больны вы

В таблетках только вред

Глотать их без причины,

Нужды, поверьте, нет!

Ведь отравиться можно,

И даже умереть!

Так будьте осторожней

Зачем же вам болеть?

Дети, вы не хотите болеть? (нет).

Значит, лекарства, и таблетки ни когда не будем брать сами.

Ребята, давайте еще раз напомним нашим гостям, как нужно вести себя воспитанным детям.

Нельзя бегать и раскидывать игрушки, за столом как сидим? (не разговариваем и не вертимся)

Перед едой мы всегда что делаем? (моем руки)

Без взрослых мы никогда не берем что? (таблетки, лекарства)

Молодцы дети, эти правила, мы будем всегда соблюдать и тогда с нами не случиться ни какая беда! А куклу Таню и мишку мы сейчас покажем врачу,

Раиса Яппарова

КОНСПЕКТ НОД ПО ОБЖ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Цель : формировать представление детей о пожароопасных предметах , которыми нельзя самостоятельно пользоваться;

* дать представление о том , что огонь может приносить не только пользу человеку, но и вред, сформировать чувство опасности огня, вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнем;

* закрепить знания детей о профессии пожарного и технике , помогающей человеку тушить пожар ;

* углубить и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожара ;

* формировать умение рисовать огонь краской.

Задачи :

Образовательная : Формировать умение слушать сказку. Помочь понять их содержание и дать краткое описание увиденного, активно отвечать на вопросы. Запомнить, что со спичками и огнём играть опасно. Расширять умение рисовать огонь ладошками. Активизировать словарный запас новыми словами (пожар , пожарный , огонь, языки пламени, сирена)

Развивающая : Развивать память, внимание, мышление. Вызвать интерес к работе с красками .

Интеграция образовательных областей : «Безопасность» , «Коммуникация» «Художественное творчество» «Познание»

Предметно-развивающая среда : коробок спичек, картины изображениями пожарной машины и пожарника , аудиозапись сирены пожарной машины , альбомные листы А5, гуашь красного, оранжевого, желтого цветов, влажные салфетки.

Ход НОД:

Воспитатель : Ребятки, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями. Скажем все дружно «Здравствуйте» . Молодцы ребятки!

В : Ребятки, посмотрите, кто сегодня к нам в гости пришел? (Лисичка с забинтованной лапкой)

Дети : Лисичка – сестричка!

Правильно, угадали. Посмотрите ребятки, а что это с её лапкой случилось? Давайте спросим у неё.

Лисичка – сестричка : - Здравствуйте ребята, меня зовут лисичка - сестричка, а приключилась со мной вот что : Я обожгла лапку, а как это произошло, ребятки узнаете, прочитав мою волшебную книгу.

В : Давайте ребятки посмотрим, что же расскажет нам эта волшебная книга (звучит волшебный звук)

А теперь давайте садимся все на лавочку и послушаем сказку о том, что приключилось с Лисичкой - сестричкой. А сказка называется «Новые приключения Колобка» .

На пригорке стоял домик. Жили в этом домике дед и бабка. Как-то раз деду очень захотелось румяного колобка. Вот он и говорит бабке.

Бабка испеки, пожалуйста , колобок. А бабка отвечает :

Как испечь то, муки то нет.

А ты по коробу поскреби, по сусекам помети, вот и наберешь муки горсти две.

Бабка так и сделала, по коробу поскребла, по сусекам помела и набрала две горсти муки. Испекла бабка колобок, положила на окошечко, а сама ушла в огород. Получился колобок, румяный, ароматный. Полежал колобок немножко, надоело ему лежать, и колобок скатился, к лесу покатился.

Прыг с окошка - и в лесок

Покатился Колобок.

Мимо елок и берез,

Мимо бабочек, стрекоз.

В небе солнце красное,

Погода распрекрасная!

Катиться колобок, катиться, а навстречу ему лисичка-сестричка и говорит :

Колобок, колобок, а у меня есть спичка, давай с ними играть. Вот стали они спички зажигать, одна зажженная спичка упала, и лес загорелся, начался пожар . Колобок с лисичкой очень испугались. Лисичка – сестричка хотела потушить лапкой горевшую спичку и обожгла лапку. Но пожар все рос и рос . И мигом весь лес охватил пожар . Увидели дед с бабкой, как из леса идут клубы дыма и огня и вызвали по телефону пожарную машину . Приехала пожарная машина и потушила огонь.

Воспитатель : Ребята, скажите, хорошо поступили Колобок и Лисичка – сестричка?

Д : Нет.

Воспитатель : А вы видели, как выглядит спичечный коробок? (показывает коробок спичек) А спичками играть хорошо? Или плохо?

Д : Плохо.

В : Скажите, а зачем нам нужны спички? Чтобы зажечь газовую плиту, свечку, костер и печку и чтобы готовить еду. Вот сколько полезных дел нам делают спички!

Скажите, ребята, а маленьким деткам можно брать спички, да ещё и зажигать их без присмотра взрослых? Детям спички брать нельзя! Может возникнуть пожар ! Можно обжечься!

Воспитатель : Ну что ребята теперь поняли, что случилось с лапкой Лисички – сестрички? Мы не должны повторять её ошибку!

Ребятки, как называется машина, которая приезжает пожар тушить ?

Ответы детей

А какого цвета пожарная машина (показать картинку пожарной машины )

Правильно пожарная машина красного цвета, чтобы ее было видно издалека.

Когда пожарная машина едет по дороге ее не только видно, но и слышно. Слышно сирену. Кто знает, как звучит сирена?

Ууу, Ууу. Ребятки давайте послушаем, как звучит сирена пожарной машины .

А как называют людей, которые тушат пожар (картинку пожарника )

Правильно, пожарники . Пожарные носят специальную одежду, защищающую их от огня и дыма. На голове у них стальная каска, штаны и куртка сшиты из толстого брезента, на ногах прочные и удобные сапоги. Ведь пожарный бесстрашно идет в огонь! Ребятки если вы увидели дым или огонь, немедленно надо позвать взрослых и звонить по телефону "01", вызывая бригаду пожарных .


Ребятки, давайте мы с вами тоже побудем пожарниками .

Физкультминутка :

Воспитатель : -Включаем насосы (Дети встают около стульчиков) .

А теперь насос включаем,

Воду из реки качаем.

Влево раз, вправо два.

Потекла ручьём вода.

Раз, два, три, четыре (2-3раза)

Хорошо мы потрудились. (Выполняются движения по тексту)



А теперь давайте нарисуем огонь и подарим Лисичке – сестричке, чтобы наши рисунки напоминали о том, что нельзя играть со спичками и огнём.

Огонь, какого цвета? Какой краской мы будем рисовать?

Лисичка – сестричка : Спасибо вам ребятки! Теперь я буду осторожной и больше не буду играть со спичками.

Воспитатель : Правильно, нельзя баловаться с огнём. Если вы с родителями отдыхаете на природе и разводите костер, что нужно с ним сделать? Уходя, домой, костер обязательно, нужно потушить.

В конце занятия рассмотреть рисунки вместе с детьми и подвести итог занятия .






Открытое занятие по ОБЖ в 1 младшей группе

«Опасный огонёк»

Цель :

— знакомить детей с огнем и его свойствам;
— расширить словарный запас детей по теме пожарная безопасность;
— закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правила поведения при пожаре;
— воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности;
— развивать любознательность, память, логическое мышление.

В : Здравствуйте, дети! А вы знаете, кто к нам сегодня пришел в гости?

Д: Нет

В: Знакомьтесь. Это – Огонёк. (Воспитатель зажигает свечу в подсвечнике.) Он расскажет нам, где он живет. Посмотрите на картинки (на магнитной доске висят картинки с изображением огня на свечке, в печке, в костре и на спичке):

— на свечке

— в печке

— в костре

— на спичке

(1 картинка перевернута – дети дают свои варианты)

А как вы думаете, для чего нужен огонек?

Д: Чтобы ….

В: С давних времен Огонёк использовали для того, чтобы согреться в холодную погоду, а еще для приготовления пищи: пожарить мясо, испечь хлеб. А еще Огонёк дает свет, когда становится темно.

В: О нашем герое Огоньке люди придумали загадку. Послушайте внимательно:

«Шипит и злится,

Воды боится,

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает».

Давайте вместе загадаем нашу загадку (проговариваем еще раз загадку).

В: А знаете, дети, наш Огонёк бывает добрым, а бывает злым. Давайте посмотрим, когда наш Огонек может разозлиться. (Показ слайдов с опасными пожарными ситуациями).

Запомните, дети, никогда нельзя брать спички в руки. Нельзя подходить к газовой плите. Нельзя играть с электрической розеткой. Это может привести к пожару.

Дети, скажите, пожалуйста, как называется профессия людей, которые тушат пожар?

Д: Пожарные. (показ слайда)

В: Правильно. А на чем ездит пожарный?

Д: На пожарной машине. (показ слайда)

В: А чем тушат пожар?

Д: Водой.

В: Правильно. Чтобы быть таким же сильным, как пожарный, давайте сделаем зарядку:

(физкульт. минутка)

«- Мы в пожарных поиграем

Быстро шланги размотаем (круговые движения руками)

— Вот огонь у нас горит

Будем мы его гасить (наклоны вперед и дуем )

— А теперь мы приседаем

За огнем понаблюдаем (присели)

— Вот огонь мы потушили

И на место все сложили (сели на места) ».

В: Какие вы молодцы, ребята. Нам удалось спасти театр от огня. Давайте послушаем представление. Выходите, артисты. (Выходят «автор», «кошка» и «курица с ведром». Чтение отрывка С. Маршака «Кошкин дом»:

«Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся Кошкин дом.

Кошка выскочила.

Глаза выпучила.

Бежит курица с ведром.

Заливает Кошкин дом».)

В: Похлопайте артистам!

В: Ребята, а вы с каким Огоньком хотите дружить, со злым или с добрым?

1. Вступительная беседа воспитателя с детьми.

Мы живем в огромном мире. В нашей жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Они могут ограбить квартиру, украсть ребёнка или даже убить человека.

Какие взрослые могут быть опасными? (Люди неприятной внешности, неприятно одетые)

В сказке «О мертвой царевне и семи богатырях» Красавица царица отравила царевну, превратившись в старуху. Но не стоит думать, что некрасивый, бедно одетый человек злой и недобрый, может быть преступником. Вспомните сказку «Аленький цветочек», где Чудище обладает добрым сердцем.

Всегда ли приятная внешность означает и добрые намерения?

Давайте вспомним героев сказок, которые были слишком доверчивыми и повели себя неправильно в общении с другими героями (рассматривание иллюстраций к сказкам «Золотой ключик», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Красная Шапочка».

Часто приходится детям вашего возраста оставаться дома одним. Родители на работе или ушли в магазин, в больницу.

Обыгрывание ситуации «Ребенок один дома».

– Я почтальон и принёс вам письмо.

Мальчик отвечает:

– Оставьте письмо в двери, я сейчас разбужу родителей.

Запомни пословицу.

«Не всякому верь – запирай покрепче дверь»

Какими другими словами можно передать смысл этой пословицы?

«Не открывай дверь незнакомым людям», «Не верь чужим людям, которые просят открыть дверь») .

Обыгрывание ситуации «Ребенок один на улице»

Ребенок один гуляет на улице. Подходит незнакомый человек и говорит:

– Хочешь покататься на машине?

Что вы будете делать?

«Нельзя садиться в машину с незнакомыми людьми»,

«Нельзя разговаривать на улице с незнакомыми людьми»…

Обыгрывание ситуации «Ребенок потерялся в супермаркете»

К кому нужно обратиться за помощью?

Нужно ли знать свою фамилию, адрес?

Ребята, послушайте и постарайтесь запомнить пословицы:

«Мир не без добрых людей».

«Кто много болтает – беду на себя накликает».

Игра «Закончи стихотворение»

Не пускайте дядю в дом,

Если дядя незнаком!

И не открывайте тёте,

Если мама на работе,

Ведь преступник, он хитёр,

Притворится, что… (монтёр)

Или даже скажет он,

Что пришёл к вам… (почтальон)

Он покажет вам пакет

А под мышкой … .(пистолет) .

Или он надел халат,

А под ним штук пять… (гранат)

А за ним спешит «старушка»,

У неё в авоське… (пушка) .

В жизни всякое бывает

С тем, кто двери… (открывает) .

Чтоб тебя не обокрали,

Не схватили, не украли,

Незнакомцам ты не верь,

Закрывай покрепче… (дверь!

– Что нового вы сегодня узнали?

– Что надо делать, если вы одни дома?

– Как надо себя вести с незнакомыми людьми на улице?