1. На с. 23-24 представь всех членов своей семьи. Наклей фотографии, подпиши имена, отчества и фамилии. Напиши добрые слова о каждом из своих близких! А о тебе пусть напишет кто-нибудь из родных.
2. Подчеркни, какие домашние обязанности ты выполняешь.
Делаю уборку в своей комнате
, квартире.
Мою посуду.
Ухаживаю за
комнатными растениями, домашними животными
.
Хожу в магазин
.
Что ещё ты делаешь по дому? Напиши.
Выбрасываю мусор, помогаю папе чинить что-нибудь
3. С помощью учебника запиши, что такое традиции.
Традиции -это механизм накопления, сохранения и передачи опыта от одного поколения другому!
Выпиши из текста учебника слова и словосочетания, которые раскрывают значение традиций в нашей жизни.
память народа, благодаря традиция мудрость старших передается молодым, душевное тепло, великая ценность, духовное богатство.
4. На примере народов своего края расскажите, как традиции проявляются:
- в народном костюме: на день города и во время других праздников на площадях и во Дворце Культуры часто выступают танцевальные ансамбли в русских национальных костюмах.
- в национальной кухне: мы, как и мои русские друзья, с удовольствием едим борщ, щи, блины с разными начинками, пельмени и пирожки - это национальные блюда русской кухни.
- в обустройстве дома: у бабушки моего друга, русской по национальности, в каждой комнате обязательно есть «красный угол» - полочка, на которой она ставит иконы и свечи, а ещё она украсила дом вышитыми салфетками и плетёной скатертью.
- в обычаях, обрядах, правилах поведения: я с моими русскими друзьями с радостью жду традиционные для этого народа праздники: Масленицу, День Ивана Купалы, Пасху, Святки, Крещение и Рождество. Некоторые из этих праздников есть и в традиции нашего народа, например, Пасха и Рождество, но день, когда их надо праздновать может отличаться. Поэтому мы с друзьями с большой радостью празднуем такие праздники два раза - по русским обычаям и по обычаям моего народа.
5. Какие традиции есть в вашей семье? Запиши.
В нашей семье есть много традиций. Например, когда у кого-то в семье день рождения, то мы приходим его поздравлять рано утром. Дарим подарки, открытки и обязательно шоколадку. а потом все вместе идём завтракать.
А 31 декабря, перед Новым годом, мы днём устраиваем праздничный обед, а потом открываем окно в гостиной и ложимся спать. Пока мы спим, Дед Мороз приносит нам подарки. Мы просыпаемся и сразу начинаем их смотреть. Это очень весело!
Цели: познакомить с целями и задачами раздела; обсудить правила культуры общения в семье.
Планируемые результаты : учащиеся осознают ценность традиций своей семьи; научатся объяснять, что такое культура общения; делать выводы из изученного материала.
Оборудование : плакаты «Будь внимателен к близким!», «Помогай по дому!»; у учащихся — цветные фишки, цветные карандаши.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ проверочной работы
(Учитель анализирует ошибки, допущенные в проверочной работе, разбирает задания, которые вызвали затруднения.)
III. Актуализация знаний
(Можно использовать КИМы (тест 39, с. 55—56).)
IV. Самоопределение к деятельности
Сегодня на уроке мы приступаем к изучению нового раздела.
— Прочитайте на с. 41 учебника, как он называется. (Общение.)
— Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.
— Что вам показалось особенно интересным? (Ответы детей.)
— Послушайте удивительную историю, которая произошла с одним мальчиком.
Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Толя пошел в школу, не выучив урока, и очень боялся, что учитель вызовет его к доске отвечать.
— Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, — подумал он.
Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи, услышав свою фамилию, мальчик ответил: «Я здесь». Но учитель, вздохнув, сказал: «Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу. Я как раз хотел вызвать его к доске отвечать». Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому обрадовался.
После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастать, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята попросту не замечали его. Толе стало скучно, и он побежал домой. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.
— Мама, вот он я! — закричал Толя.
Но мама не видела и не слышала его, поэтому ничего не ответила сыну.
— Я не хочу быть невидимкой, — заплакал Толя. — Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному!
И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.
— Заинтересовала ли вас эта история? Что особенно запомнилось? (Ответы детей.)
— Почему в начале сказки Толя был доволен, что стал невидимкой?
— Почему же Толя решил, что невидимкой быть плохо? (Ответы детей.)
— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О семье.)
— Прочитайте тему урока на с. 42. (Наша дружная семья.)
— Как вы думаете, какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)
— Прочитайте, что предлагает нам Муравьишка.
V. Работа по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
(Учащиеся отвечают на вопросы 1, 2 (с. 42).)
— Рассмотрите рисунок ниже. Расскажите о семье.
— Как вы понимаете слова «культура общения»? (Ответы детей.)
— Рассмотрите фотографии на с. 43. Выполните задание к ним.
(Учащиеся выполняют задание, затем рассказывают о своих семьях.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради №1,2 (с. 21).
(Самостоятельное выполнение.)
VI. Физкультминутка
(Учитель читает текст несколько раз, а учащиеся постепенно заменяют слова жестами (по одному слову после каждого прочтения). Колпак — дети показывают на голову, мой — на себя, треугольный - показывают руками треугольник, он - показывают на другого, не — мотают головой.)
Колпак мой треугольный
Колпак мой треугольный,
Треугольный мой колпак.
И если он не треугольный,
Значит, он не мой колпак.
VII. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте текст на с. 44—45 учебника. Обсудите в парах роль семейных традиций.
— Что такое традиция?
— О каких семейных традициях вы прочитали?
— Какие традиции есть в вашей семье?
— Какие семейные традиции вам понравились?
— Для чего нужны семейные традиции?
— Что вы можете сделать для сохранения добрых семейных традиций?
— А сейчас послушайте рассказ В. Осеевой «Печенье». Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
— Дели по одному, — строго сказал Миша.
Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.
— Ровно? — спросил Вова. Миша смерил глазами кучки.
— Ровно. Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.
— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку черного хлеба.
— Как нужно было поступить мальчикам, чтобы всем было радостно? (Ответы детей.)
(Учитель вывешивает плакат «Будь внимателен к близким!».)
Усталая с работы
Пришла под вечер мать.
И видит, что у сына
Не прибрана кровать,
Что стынет чай в стакане,
Что пол не подметен,
Что, лежа на диване,
Читает книжку он.
— А как вы встречаете свою маму? (Ответы детей.)
— Что вы сделаете, если к вам пришел друг (подруга), а мама попросила вас ей помочь? (Ответы детей.)
(Учитель вывешивает плакат «Помогай по дому!».)
VIII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 45, в рамке).)
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
IX. Подведение итогов урока
— О чем мы говорили сегодня на уроке?
— Что нового вы узнали?
— Как нужно вести себя по отношению к близким людям?
Домашнее задание
Подготовить рассказ о традициях своей семьи.
Дополнительный материал
Две неряхи
Идет Лена по улице, а все на нее смотрят и гадают: девочка это или щетка от пылесоса? Висят на Ленином платье нитки всякие, в волосах перья застряли, клочки бумаги, щеки все в пыли, руки и ноги — тоже. Нет, щетка даже после большой уборки чище Лены.
У старичка одного в опрятном летнем костюме от этого редкого зрелища очки сами съехали на кончик носа.
— Девочка, — проговорил он, — почему ты такая грязная? Лена оглядела себя:
— Я... это... потому...
Это все, что она смогла пробормотать. Не нашлось у нее слов для ответа.
— Где же ты была? — спросил старичок. -У Веры...
— И ты у Веры платьем своим пыль вытирала, а косичками паутину сметала?
— Нет, — щеки у Лены запылали, — мы с ней в прятки играли. Залезли только под стол и под кровать, а больше ничего не делали.
— Гм... - кашлянул старичок.
А Лена скорее приводить себя в порядок стала, стыдно ей было глядеть в глаза старичку.
А кому еще стыдно должно быть? Кому?
Да Вере же, той самой, у которой Лена в гостях была, в прятки играла.
Тип урока: комбинированный
Цель:
— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления обучающего личного опыта общения с людьми и природой;
Задачи:
Предметные
Научатся объяснять, что такое культура общения.
Получат возможность научиться осознавать ценность традиций своей семьи
Метапредметные
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД:
строить рассуждения в форме связи простых суждений;
Коммуникативные УУД:
Строить понятные для партнёра высказывания.
Личностные
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Знание основных моральных норм
Основные виды деятельности обучающихся
Рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях;
Формулировать понятие «культура общения»;
Обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи;
Моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов.
Основные понятия
Семья: мама, папа, сёстры, братья, бабушки, дедушки. Родословная. Семейные традиции. Нравственность.
Проверка готовности к усвоению нового материала
Сколько человек в твоей семье?
Как их зовут? 2.
Как относятся друг к другу чле-ны семьи?
Изучение нового материала
«Семья - это объединение людей, сплочённых общими интересами»(по Ожегову С.И.)
Семья и семейные ценности
3. Вы замечали сходство в словах «родные», «родственники», «родня»? Все они от слова «род». От него и «родословная» — история семьи в нескольких поколениях.
Виды родословных
Первый вид начинает строиться от вас и переходит к информации о ваших дальних родственниках. Как правило, затем идет отец, дедушка, прадед и т.д.
Главой второго вида является самый старый основатель, а затем перечисляются все его потомки, в том числе и вы. Такая родословная помогает широко взглянуть на род, его деятельность в течение многих времен
Осмысление и понимание полученных знаний
Родословная Ивановы Петровы
Самостоятельное применение знаний
Образец презентации про семью
Домашнее задание уч.с.42-47, раб. тетр. С. 23-25
Источники информации :
А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадьОкружающий мир 2класс Москва
«Просвещение» 2014
Хостинг презентаций окружающий мир
Тема: «Наша дружная семья»
Цели:
Сформировать понятия: семья, семейные традиции, дружная семья, культура общения;
Учить оценивать характер взаимоотношений людей в семье, правильно вести себя с близкими людьми.
Планируемые результаты:
Предметные:
Отбирать из предложенных важные для семейной жизни условия;
Уметь различать родственные взаимосвязи;
Определять роль в жизни человека культуры семейного общения.
Личностные:
Осознавать важность взаимопомощи между членами семьи, необходимость внимательного и заботливого отношения к близким, ценность семейных традиций;
Формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения, ценностного отношения к своему здоровью.
Формируемые УУД:
Познавательные:
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других источниках.
Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные:
Умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.
Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Коммуникативные:
Уметь слушать учителя, своих товарищей, обсуждать результаты деятельности на уроке.
Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение оказывать взаимопомощь.
Ход урока
Организационный момент:
- Добрый день, ребята, сегодня окружающий мир проведу у вас я.
Прозвенел звонок для нас,
Всех ребят позвал он в класс.
Чтобы дети не ленились,
С удовольствием трудились,
Всем здоровья пожелаем
И урок наш начинаем.
Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
На прошлом уроке вы закончили изучение большого раздела «Здоровье и безопасность». Знаем, как сохранить и обезопасить свою жизнь. Будем пользоваться изученными правилами в повседневной жизни.
Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела, знакомимся с новыми знаниями
На сегодняшнем уроке, Вы будете работать одной командой, помогать друг другу. Все приобретённые вами знания я думаю, пригодятся нам в дальнейшем.
Я расскажу вам одну удивительную историю, которая произошла с одним мальчиком.
А начать наш урок я хочу с одной истории, послушайте меня внимательно.
«Жил – был мальчик. Однажды он баловался и случайно разбил мамину любимую вазу! Миша испугался, что мама сейчас войдет и увидит, что это он сделал. Он подумал, что было бы хорошо стать «НЕВЕДИМКОЙ». Мама вошла в комнату, посмотрела вокруг, но Мишу не увидела. Миша понял, что его желание исполнилось, и очень обрадовался! Он побежал на улицу к друзьям. Они разговаривали друг с другом, смеялись. Миша напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастаться, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята попросту не замечали его. Мише стало скучно, и он побежал домой. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.
Мама, вот он я! – закричал Миша. Но мама не видела и не слышала его, поэтому ничего не ответила сыну.
Я не хочу быть невидимкой, - заплакал Миша, - Хочу, чтобы мама меня видела. Чтобы меня видели ребята, я хочу играть с ними, гулять, общаться. Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному! И Миша снова стал обыкновенным мальчиком.»
Ребята, что загадал Миша?
Сбылось ли его пожелание?
Какое чувство испытал Миша в начале истории?
Почему в начале сказки Миша был доволен, что он стал невидимкой?
Понравилось быть Мише невидимкой?
А почему?
Какой вывод мы можем с вами сделать из этого рассказа?
А начнём изучение новой темы урока с разгадывания ребуса. (на доске 7Я)
Да, мы начинаем изучать большой раздел «Общение». В своей жизни мы общаемся с разными людьми. Люди делятся друг с другом своими переживаниями, радостями, восторгом, печалью. Человек не может жить без общения с другими людьми.
– Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? (Об общении, о семье).
Давайте проверим правы ли мы. Стр.42. Прочитаем тему урока и задачи, которые перед нами ставит наш друг муравей.
А сейчас давайте выясним значения слов, о которых пойдет речь на уроке.
Работа по теме урока:
Как вы думайте, что такое семья? (Семья- самое близкое окружение человека)
(Семья – это группа людей, связанных близкородственными отношениями и, обычно, живущих вместе)
Как вы понимаете слово общение? (Взаимодействие людей друг с другом, это понимание другого человека. Это очень важная часть нашей жизни.)
С кем мы общаемся?(с одноклассниками, учителями, родителями и т. д.)
Произнесите слово «семья». Какие слова в нём спрятаны?
Кто знает, почему именно 7? Из кого состоит семья?
Потому что самые близкие люди – мама, папа, 2 бабушки, 2 дедушки и Я. Вот и получается число 7.
В слове «семья», скрыто слово «семь», это означает, что раньше семья состояла не из 3-4 человек, а из 6-7. – Старинная семья.
Ребята, а вы знаете, что и в вашем классе у некоторых ребят большие семьи. Например, У Абдурахмана в семье 7 человек, у многих по 5 человек.
А давайте сейчас определим, кто же это такие близкие родственники и как они приходятся друг другу.
Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет? …(мама)
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым? …(папа)
Спасибо за то, что ты добр и умён,
Отзывчив, надёжен, красив и силён!
Готов ты помочь и понять меня рад,
Ты – самый хороший и преданный … (брат)
Со мною всегда она рядом,
Как может смягчает беду.
Спасибо вам, папа и мама,
Что мне подарили ………. (сестру)
Кто носки внучатам вяжет,
Сказку старую расскажет,
С медом даст оладушки?
Это наша ….. (бабушка)
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии много лет Нестареющий наш …… (дед)
В семье могут жить несколько поколений. Что означает это слово?
Поколение - одновременно живущие люди близкого возраста.
Старшее поколение – это бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.
Среднее поколение – родители.
Младшее поколение – дети.
Работа по учебнику:
Сколько поколений в семье наших друзей Сережи и Нади изображено на рисунке? стр.42 (2 поколения- родители и дети)
Как проводят свободное время в семье Серёжи и Нади?
Как вы думаете, что такое культура общения ?
(Вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку)
Нужна ли она в семье? Почему? (Культура общения нужна нам, чтобы семья была счастливая и дружная)
Можно ли обижать того, кто тебя любит? (Нельзя, потому что они любят и заботятся о нас)
– В любой семье взрослые помогают детям, а дети – взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека.
А теперь посмотрите на с. 43. Как члены семьи заботятся друг о друге?
Скажите бывает такое в ваших семьях?
А как еще помогают друг другу в семье? Расскажите о своих домашних обязанностях.
Физкультминутка
- - Ребята,вы наверно немного устали, давайте сейчас встанем со своих мест и проведем небольшую физминутку.
Продолжение работы по теме урока:
А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи. Для этого прочитайте предложения на доске и найдите те, которые могут быть признаком хорошей и дружной семьи:
1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.
2. Члены семьи любят и не обижают друг друга.
3. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.
4. Вместе занимаются домашним хозяйством.
5. Каждый член семьи отдыхает отдельно.
6. Вместе распределяют деньги на покупки.
7. Если у одного из членов семьи неприятности, то другие радуются.
8. Если в семье кто-то болен, остальные члены семьи о нём заботятся, переживают, лечат.
Вывод:
Какую семью мы можем назвать дружной?
Семья, в которой все уважают др. др., заботятся др. о др., поддерживают и помогают др. др., вместе проводят свободное время.
Каждая семья строит свою жизнь по своим правилам, традициям и каждая семья хочет быть счастливой.
Откройте учебник на с. 44. Как называется статья? Прочитайте первый абзац. Дайте определение, что такое традиции?
Традиция – то, что передаётся от одного поколения к другому, от старших к младшим, особенности каждой семьи. Например: каждый год в один и тот же день вся семья собирается у главы семейства или каждую субботу вся семья собирается за ужином, вместе ужинают, затем пьют чай, ведут беседу, планируют, играют.
Какие традиции есть в ваших семьях?
Если б сейчас к нам на урок пришли самые близкие вам люди, чтобы вы могли им сказать? Помогут вам в этом предложения.
Я хочу, чтобы мои мама и папа были…
- Я люблю, когда бабушка…
- Мои мама и папа для меня самые…
- Я люблю своих родителей за то, что…
- Я люблю своего дедушку за то, что…
- Я хочу своим родителям пожелать…
- Свою семью я считаю…
-Я хочу, чтобы мои дедушка и бабушка …
Прочтите слова, записанные на доске. Что вы можете сказать?
«родные», «родственники», «родня», родители, родословная.
Все они имеют корень «род».
Да, «родословная» - это история семьи в нескольких поколениях.
Откройте, учебники на ст.46. Как изобразили свою родословную Сережа и Надя.
Сколько поколений на нём показано?
- Чем мы отличаемся друг от друга?
(
А может вам поможет загадка.
При рождении тебе дано, а люди им пользуются. (имя)
Как называют людей с одинаковыми именами? (Тезки)
Как различают таких людей? (По фамилиям.)
Итак, имя вам дали родители.
Отчество – от отца.
А фамилия – ?... от всей семьи. Во многих языках слово фамилия – это семья)
Фамилия передаётся от одного поколения к другому.
К вашему отцу она перешла от деда, а деду от прадеда.
Однако одинаковые фамилии бывают не только у родственников. Как называют таких людей? (Однофамильцами.)
Представим такую ситуацию: два человека являются тезками и к тому же однофамильцами. Как различить этих людей? Действительно, кроме имени и фамилии есть еще отчество. Когда вы повзрослеете, и к вам будут обращаться по имени-отчеству.
Подведение итогов урока:
- Что же такое семья?
Какую семью мы называем дружной, счастливой?
Рефлексия
– Ребята, что вам запомнилось на уроке больше всего? Какое задание больше всего понравилось?
Домашнее задание:
Узнайте свою родословную и изобразите ее в виде дерева. Наклейте на его веточках фотографии родных разных поколений, подпишите их имена, отчества и фамилии.
(Постарайтесь побольше узнать о своих родных, расспросите старших, посмотрите вместе с ними семейный альбом)