Как живут таджики у себя на родине? (32 фото). Детям о дружбе народов самарской области Какой ребенок будет от таджика

09:59:00 Дети Таджикистана

Если кто по названию темы уже вообразил себе, что речь пойдет о работягах, выходцах из Таджикистана, которые трудятся за гроши по всему СНГ и особенно в Москве, ставшие уже своеобразным символом неквалифицированного труда, то спешу вас разочаровать- речь пойдет о самых обычных детках, какими много лет назад были мы с вами, но которые, в подавляющем своем большинстве, имеют намного меньше, чем имели когда-то мы.
Таджикистан - одна из беднейших стран не только на всем евроазийском континенте, но и в мире, и в этом я имел возможность убедится в ходе прошлогоднего летнего велосипедного похода по стране в течении месяца. Впрочем, своим постом я вовсе не хочу затрагивать тему бед и скитаний таджикского народа, чудовищных лишених их детей и прочее, ибо на мой взгляд эти люди живут совсем не так плохо, как всем нам кажется. Не верите?! А вы попробуйте понять это не путем сравнения Таджикистана с другими странами, а окунитесь-растворитесь в атмосфере этой полудикой горной страны, ее традициях и быте. Но увы, для этого нужно туда съездить и все это увидеть.


Детей в Таджикистане очень много! Это поразительно, но за время своей независимости число жителей возросло в полтора раза, а средний возраст населения составил 23-25 лет и это если учесть гражданскую войну 90-х и массовую эмиграцию.
Большими семьями (до 10 а то и более человек) в Таджикистане никого не удивишь, как не удивишь и массовой, по нашим меркам, детской смертностью: почти сотня детей из тысячи не доживает до 5 лет.
Также рано дети начинают работать. По рассказами главы семейства одного из высокогорных кишлаков, ребенка привлекают к домашнему труду с тех пор, как он "начинает лепешку кушать". Обычное дело встретить мальчика лет 7, пасущего небольшое стадо коз, либо собирающего урюк.
Итак, перейдем, собственно, к деткам..

Эти трое были настолько удивлены моей остановкой, что вместо того, чтобы удрать во двор, застыли на месте на фоне фактурного сарая.

Два этих кадра являются ярким подтверждением того, как иногда сложно бывает сфотографировать детей старше 10-12 лет..
Особенно это касается девочек и девушек: не успеете и глазом моргнуть, как к вам обернутся спиной, закроют лицо руками (платком) или вообще сбегут. Кадр, где трое девушек бредут прогулочным шагом горной долиной, дался мне только на расстоянии, когда обо мне и думать позабыли.

А этот бойкий паренек едва не огрел меня по горбу своей палкой за то, что я вовремя не понял, что его мать вовсе не в восхищении от моей съемки. (Обычно я спрашиваю разрешения на фотографирование, но в этот раз я попросту не распознал вежливого "нет").

Девчушки, набирающие воду у скважины
(после этого кадра пришлось забрать ведро и загрузить ишака по полной. был небольшой конфуз, когда я, неопытный, наполнил сначала один бидон, а бедное животное начало сильно крениться и заваливаться на бок...)

Девочка-бандитка (неужели у вас тоже такие же ассоциации?!).
Между прочим, впечатления впечатлениями, а наш больной желудком руководитель, ползущий на перевал и тянущий груженный велосипед с баулом, лишился карты и личной гигиенической аптечки с верхнего клапана на рюкзаке.

Маленькая таджичка

Джигит на коне даже несовершеннолетним выглядит здорово, но когда он добровольно помогает, забирая половину груза, когда ты пытаешься на велосипеде покорить перевал высотой 4 километры, начинаешь просто неистово восхищаться джигитом! Спасибо тебе, Гулмахмад!

Мама и дочки

Очень надеюсь, что эти (и еще некоторые) фотографии дошли до этой чудесной семьи с кишлака Хайработ, которую мы, измученные, встретили на спуске с самого сложного перевала похода, которая накормила и напоила нас чудным снадобьем, происхождения которого мы не знаем до сих пор.

Две сестры, если не ошибаюсь

и еще три чумазые сестрички

Этих милых ребят мы встретили, покидая горный и дикий Таджикистан. Они всей родней жили на своей летней даче в горах (около двадцати детишек всех возрастов и две взрослые

13:02 22.03.2017

Каждый год российские детдома пополняются детьми, брошенными родителями. В последние годы к ним добавляются и дети трудовых мигрантов. О том, как складывается их дальнейшая судьба и кто помогает в решении этой проблемы, читайте в материале.

Еще несколько лет назад считалось, что если ребенок, находящийся в российском детском доме, имеет неславянскую внешность, то его шансы на усыновление не слишком велики. Однако ситуация меняется, люди начинают терпимее относиться к мигрантам.

«Я все реже вижу в интернете запросы на "белокурую девочку от профессора и балерины" и все больше людей, желающих или хотя бы не исключающих возможность усыновить ребенка другой национальности», — рассказывает москвичка Елена Евина.

Почти четыре года назад она сама забрала из приюта девочку, оставленную родителями — мигрантами из Киргизии.

«Мне нравятся люди с восточной внешностью: они красивые, яркие, привлекают внимание. Поэтому мы с дочкой и нашли друг друга. Хотя целенаправленно восточного ребенка я не искала, в критериях поиска указывала "цвет глаз и волос значения не имеет"», — говорит она.

© Из личного архива

Близкие поначалу отнеслись к ее решению с удивлением, но постепенно приняли Надин — так зовут девочку — как родную. По словам Елены, каких-то проблем из-за национальности дочери нет и в повседневной жизни: «Мне раньше очень часто задавали вопрос "Почему девочка на вас непохожа?", но в нем обычно была не неприязнь, а любопытство. А в последнее время перестали спрашивать — видимо, мы с Надинкой стали похожи».

«Мой круг знакомств стал расширяться и пополняться другими приемными родителями, причем половина из них также воспитывают детей восточной внешности, — говорит Елена. — Кажется, мир становится толерантнее».

«Этнические» малыши

Ежегодно российские приюты пополняются детьми, оставленными в стране родителями — мигрантами из других государств. При этом доподлинно установить их число на сегодняшний день практически невозможно. Исследователи и эксперты, чиновники и общественники оперируют самыми разными цифрами — от единичных случаев до сотен каждый год.

По одним данным, только в Москве в 2011 году было оставлено в роддомах более 300 детей, более 30% которых — дети трудовых мигрантов. А в московском банке данных о детях, оставшихся без попечения, ежегодно находится не менее 200 сирот, чьи родители имеют гражданство одной из стран СНГ. Другие источники говорят не о сотнях, а о десятках таких детей.

Однако четкой статистики на этот счет нет, и причин тому несколько. Помимо пробелов в межведомственном взаимодействии, существует проблема со статусом отказников, ведь далеко не всегда женщины, попадающие в роддома без документов, сообщают о своем гражданстве.

По российским законам ребенок, родители которого отказались от него или не предъявили каких-либо документов, становится гражданином РФ по рождению.

Кроме того, среди «этнических» малышей, попадающих в российские детдома, далеко не все являются детьми иностранных граждан — многие оставлены родителями из регионов России, а раздельная статистика не ведется, поэтому о тысячах брошенных мигрантами детей говорить не приходится. Тем не менее на наличие проблемы указывает участие в ее решении и официальных ведомств, и общественных организаций, и неравнодушных российских граждан.

Главное — чтобы ребенок остался с мамой

Основные трудности, которые вынуждают женщин-мигрантов оставлять детей в роддомах, те же, что и у россиянок: отсутствие работы, жилья, невозможность прокормить ребенка. У не оформленных должным образом иностранок на это накладывается проблема с доступом к медицинской помощи — все услуги по ведению беременности для них платные.

У выходцев из восточных стран не последнюю роль играют особенности менталитета — страх перед возвращением домой без мужа, но с детьми. «В Средней Азии достаточно распространено представление о нежелательных детях как о грязных, — рассказывает руководитель благотворительного фонда "Найди меня, мама", актер и каскадер Мемоншо Мемоншоев. — Но мы убеждаем женщин, что грязных детей не бывает».

Деятельность этого фонда как раз направлена на поддержку матерей с детьми, находящихся в сложных жизненных условиях.

«Наша главная цель заключается в том, чтобы ребенок остался с родной, кровной мамой, — говорит он, — и мы помогаем женщинам, которые попадают в кризисные жизненные ситуации, независимо от их национальности, вероисповедания или прописки».

За помощью в фонд обращаются женщины из России и зарубежных стран, но главным образом из Средней Азии — Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. «У нас лучше получается помогать им, наверное, потому что мы лучше знакомы с их менталитетом», — признает Мемоншоев.

Организация предоставляет женщинам временное жилье, обеспечивает наблюдение детей у педиатра, обучает молодых мам уходу за новорожденным и подключает психологов, учитывающих среднеазиатскую ментальность, обычаи. Также фонд помогает с поисками родных и оформлением документов для возвращения матери с ребенком на родину.

«Нас уже знают в Москве, нам звонят из больниц. Есть другие фонды, с которыми мы сотрудничаем. Звонят юристы из родильных домов, звонят из миграционной службы и представительств других стран. Мы сотрудничаем с роддомами, там показывают наши фильмы "Не бросай меня, мама", "Найди меня, мама", и многие матери, смотря фильмы, отказываются от своих мыслей расстаться с ребенком», — говорит Мемоншоев.

По его словам, фонду также активно помогают диаспоры и посольства, в частности посольство Таджикистана, которое оказывает содействие в возвращении на родину как матерей с детьми, так и отказников.

Возвращение домой

Репатриацией оставленных в России детей занимаются и в других среднеазиатских государствах, в частности в Киргизии. В 2011 году Министерство социального развития Кыргызстана запустило программу возвращения на родину сирот, брошенных мигрантами в России.

Число таких случаев пока исчисляется десятками, но работа ведется постоянно. В 2011 году домой вернулись два ребенка, в 2012 году — чуть больше десяти. По словам сотрудников посольства Кыргызстана в Москве, в прошлом году было репатриировано еще 12 детей, и на ближайшее время запланирован новый визит представителей министерства — финансирование программы на 2017 год уже открыто.

При этом посольство только помогает с оформлением необходимых документов — всю остальную работу берет на себя Минсоцразвития, у которого есть договоренности с детскими домами и в России, и в Кыргызстане.

То же касается вопросов усыновления детей, еще не получивших российское гражданство. Если граждане Кыргызстана оставляют здесь детей, то документы и разрешения на усыновление они получают только в Киргизии, в Министерстве социального развития. «К нам часто обращаются за помощью, но у нас нет таких полномочий, мы можем только дать нужные телефоны», — отметили в посольстве.

Давайте перенесемся в далекий, жаркий Таджикистан и посмотрим, как живет семья самого обычного гастарбайтера Давладбека, который девять месяцев в году работает сварщиком на стройке в Екатеринбурге и отправляет деньги к себе на родину, чтобы содержать семью.

Если забыть на минутку про образы Равшана и Джамшута, прочно закрепившихся в российском массовом сознании, и подумать над вопросом «Кто они такие, эти таджики?», то у большинства россиян родится примерно один и тот же ответ. Я попробую угадать. Таджики - это выходцы из Таджикистана, работающие в России гастарбайтерами на стройках, торговцами в ларьках, расклейщиками объявлений, автослесарями в гаражах, дворниками и водителями маршруток. Живут таджики в дряхлых общагах, в подвалах, в тесных съемных квартирах по сто человек, или еще хуже - в заброшенных домах…

Все это может быть и так. Сегодня я хотел поговорить о другом.

(Тут стоит сделать уточнение, что дело происходило в октябре 2014 года, когда рубль уже дешевел, но не так стремительно.)

1. У нас совсем заканчивались припасы воды. Рядом шумела и бурлила река Пяндж, но уж больно мутными были ее воды. Да к тому же нам подсказали, что к реке лучше не подходить - как никак граница с Афганистаном.

2. В небольшом поселке мы остановились у неприметного и единственного магазина в надежде найти хоть какую-то воду в продаже. Но в магазине продавалось все не то - ковры, матрасы и курпачи. Еще продавался стиральный порошок и зубная паста, а воды не было. За прилавком стояла и смущалась, опуская черные глаза, девочка лет тринадцати, которая очень плохо говорила по-русски.

У нас состоялся примерно такой диалог:

Где у вас в поселке можно купить питьевой воды?

Вода можно, ручей - и девочка показала рукой куда-то на северо-восток.

Вполне логично. Вода не продается, потому что есть горные ручьи. Что же мы сразу не догадались?

А есть ли у вас столовая или кафе, где можно покушать?

Покушать? Можно! Папа придет покушать можно!

3. Девочка уверенно повела меня за калитку во двор. Она шла и все время оглядывалась, смущенно улыбалась и будто боялась, что я перестану идти следом. Мы прошли какие-то огороды, поле с картошкой, большую автомобильную стоянку с канавой и старым УАЗиком под деревом. В конце большого участка, который по размерам был больше стандартного футбольного поля, белел одноэтажный дом.

4. Девочка зашла в дом и позвала отца семейства - Давладбека Байрамбекова. Давладбек хорошо говорил по-русски, поэтому наш разговор начался традиционно:

Откуда вы из Москвы, какой район? Я на Красная Площадь ходил, помню холодно был.

Тут стоит отметить, что все взрослые мужики таджики с которыми мы где бы то ни было общались - все хоть раз бывали в Москве и все где-то работали. Абсолютно все! Статистика стопроцентная. То есть они были у нас в гостях, пусть мы гостеприимством не славимся. А мы у них - нет.

Мы познакомились, стали рассказывать о своем путешествии, и о том, что искали в поселке воду в магазине. Давладбек рассмеялся, пригласил нас в дом на чай и объяснил, что ехать в этот день нам дальше уже не нужно, потому что его жена уже готовила обед, а после обеда погода испортится и пойдет дождь. И что спать в палатках в дождь - удовольствие сомнительное.

Мы, конечно, согласились на чай, но оставаться на ночь вежливо отказались, сославшись на сильное отставание по графику путешествия.

5. После нашей поездки я могу ответственно заявить - таджики очень гостеприимный народ. В России они совершенно не такие, как у себя дома. В Москве эти тихие и порой забитые ребята ведут себя тише воды, ниже травы, но у себя дома все иначе - гость для них - это всегда большая радость. Любой хозяин дома считает своим долгом принять и вкусно угостить гостя.

В каждом доме есть большая комната называемая «Мехмонхона», предназначенная специально для приема гостей. Здесь же отмечаются семейные праздники и свадьбы.

6. На пол стелят скатерть под названием «достархан». Большую роль в застольях играет чай. Наливает его самый младший мужчина. Пьют, как принято, из пиалы, которую нужно брать только правой рукой, а левую держать на правой части груди.

Интересный факт - первую пиалу любого напитка разливающий наливает не кому-то, а себе. Все это лишь обычай, чтобы окружающие убедились, что в напитке нет яда. В обычной повседневной жизни первым еду берет старший из семьи, но когда в доме гость - эта честь предоставляется гостю.

7. Сидят таджики на полу, застеленном красивыми коврами и матрасами, набитыми ватой или хлопком, которые называются курпачами. По их правилам нельзя сидеть с вытянутыми вперед или в сторону ногами. Лежать тоже неприлично.

8. Портрет молодого Давладбека во времена службы в советской армии.

9. Главная формирующая человека ячейка - семья. Семьи у таджиков большие, в среднем по пять-шесть и более человек. У детей воспитывается беспрекословное повиновение и уважение к старшим и родителям.

В сельских местностях девочки не заканчивают больше восьми классов. Ведь по традициям женщине вообще ни к чему быть образованной. Ее предназначение быть женой и матерью. Для таджикских девушек очень страшно и позорно быть «пересидкой». Не выйти вовремя замуж страшнее самого ужасного кошмара.

Домашним хозяйством занимаются тоже только женщины. Для мужчины выполнять подобную работу зазорно. По сложенной традиции первые полгода молодая жена не может покинуть дом своего мужа, и не может навещать своих родителей.

За чаем мы разговорились. Давладбек говорил, что таджики любят русских, да и русские к ним хорошо относятся. Потом мы спросили про работу. Оказывается, что в горных селах Таджикистана нет вообще никакой работы за деньги. Ну кроме врачей и учителей, хотя их зарплаты смехотворны. Каждый врач и учитель имеет свой огород и держит скот, чтобы прокормить свою семью - иначе никак. Чтобы хоть как-то прожить, все взрослые мужчины отправляются на работу на «большую землю».

Так мы плавно перешли на тему механизма доставки гастарбайтеров в Россию. Ведь не может же все мужское население солнечной страны взять и отправиться к нам на работу, когда у них нет денег даже на билет…

Давладбек нам рассказал про «компании». Во все деревни, даже самые дальние регулярно приезжают представители крупных «компаний» (каких именно мы так и не поняли), которые набирают представителей различных профессий для работы в России. Каждый кандидат подписывает контракт. Дальше эти самые «компании» за свои деньги отправляют таджиков в Россию и устраивают их на работу. Но при этом первый месяц каждый гастарбайтер не получает никаких денег - всю зарплату он отдает той самой «компании» за свой перегон в Россию.

Зарплату за последний месяц своей работы таджики тратят на билет домой к семье. Из-за этого выходит, что ехать меньше, чем на год не имеет смысла.

Давладбек - профессиональный сварщик. Он официально работает на стройке в Екатеринбурге, имеет все необходимые документы, регистрацию, разрешения и справки. В 2014 году его зарплата составляла 25 000 рублей, из которых около 19 000 уходило за жилье, питание и проезд. Около $200 Давладбек ежемесячно отправлял в Таджикистан своей семье, и этого вполне хватало его семье для того, чтобы покупать все то необходимое, чего нет возможность произвести самостоятельно в деревне.

10. Насладившись чаем и угощениями, мы было собрались ехать дальше, но Давладбек предложил сходить на водяную мельницу, которую он построил сам. Нам стало интересно, и мы пошли куда-то вверх по горному ручью.

Металлическая конструкция на фотографии - это часть арыка, который опоясывает холмы и идет через поселки вниз по течению Пянджа. Фрагмент огромной оросительной системы, построенной еще во времена Союза и работающей по сей день. Избытки воды из системы арыков сбрасываются в горные ручьи с помощью ручных металлических затворов.

11. А вот и мельница. Пускай она не такая красивая, как мы себе представляли, зато это настоящий музей технологий. Конструкция мельницы такая же как и была тысячу лет тому назад!

12. По деревянному каналу в мельницу поступает вода из горного ручья.

13. Вода передает гидроэнергию на водяное колесо и раскручивает его. Таким образом раскручивается большой круглый камень, в центр которого через механический сепаратор подается зерно. Зерно попадает под камень и размалывается, а центробежная сила выталкивает к потребителю готовый продукт - муку.

14. На мельницу Давладбека приезжают жители из соседних деревень. Они приносят свое зерно и тоже делают муку из которой потом пекут хлеб. Денег Давладбек за это не берет. Жители сами, как считают нужным, оставляют небольшое количество муки в благодарность. Дверь в мельницу всегда открыта.

15. Вот оно, гениальное гидротехническое сооружение XXI века!

Давладбек оказался прав. Из ущелья нависли тяжелые, серые облака, и вскоре нас прогнал набирающий обороты дождь. Туман опустился почти до самой деревни, стало промозгло и зябко. Мысль о ночевке в палатке запускала по всему телу цепную реакцию пупырчатых мурашек.

Не стой, проходи дом. Жена обед готов, - сказал Давладбек - сегодня ночуй дома. Выспишься. Завтра утром с солнце, поедешь хорошо.

16. Давладбек оказался прав еще раз. Мы остались на ночлег. Хочется сказать огромное спасибо Давладбеку и всей его семье за то, что приютили нас! Утром хорошенько приморозило, и пока не взошло солнце, было совсем зябко. Я смог это хорошо прочувствовать, пробежавшись в футболке в туалет, который находился в дальнем углу огромного участка.

18. Мы позавтракали. Дети Давладбека попрощались с нами и убежали в школу. Школа была в соседней деревне.

20. Выше по течению реки, в пятнадцати километрах от Ишкошима находились развалины старой крепости времен III века. До недавнего времени в развалинах старой крепости стояла погранчасть.

21. Давладбек показал нам дорогу до крепости и устроил там небольшую экскурсию. Панорама Афганистана.

24. Слева за узким ущельем реки виднеются афганские дома и поля.

25. Внешне быт афганцев ничем не отличается от таджикской стороны. Разве что нет асфальтированных дорог. Раньше эти земли принадлежали одному народу.

28. Не стоит считать, что все таджики живут так, как герои нашего репортажа. Мы жили в доме памирцев, в ста метрах от границы, вдали от крупных городов. В современном мире жители Таджикистана стали строить свою жизнь по образу запада. Однако, до сих пор остается множество семей, дорожащих своими традициями.

29. Недавно я звонил Давладбеку, поздравлял его с Новым Годом. Спрашивал, как его здоровье, семья, когда он снова собирается к нам в Россию в Екатеринбург. Я думал навестить его там, привезти фотографии с Памира, посмотреть, как он живет у нас в России, сравнить. Давладбек сказал, что сейчас виза в Россию стала еще дороже, а работа подешевела, и пока он не может сказать, когда снова приедет. Но он обещал, что еще обязательно вернется)

30. Таджики едут к нам не от хорошей жизни. Мне кажется, что никакой памирец никогда бы не променял свои горы на пыльную Москву. Отправляясь на заработки, они месяцами и порой годами не видят своих родственников, своих детей.

Теперь я часто обращаю внимание на таджиков в Москве. Я сразу вспоминаю Давладбека, его дом, его семью, его гостеприимство и его мельницу. Я беседую со своими дворниками и продавцами в палатке. Сначала они недоверчиво отводят взгляд, так как привыкли, что на них обращает внимание только полиция, но потом они очень радуются, когда узнают, что я бывал у них на родине, что мне там очень понравилось. И тогда уже настает моя очередь спрашивать:

Откуда вы, из какого района?

31. Спасибо за внимание!

Не грубить, лишнего себе не позволять и быть преданным до конца - это столпы, на которых держится большинство таджикских семей. Благодаря сохранившимся традициям в Таджикистане до сих пор царит домострой с достаточно жесткими правилами, которые во многом похожи и на традиции в других странах Центральной Азии.

В честь международного дня семьи, который отмечают сегодня, 15 мая, наш партнер «Открытая Азия онлайн» рассказывает о главных правилах поведения в таджикских семьях.

УВАЖЕНИЕ К СТАРШИМ

Это основа основ всех таджикских семей, на которой строится все остальное. Любой поступок или намерение обязательно должны быть согласованы с главой семьи. Выбор профессии, дальняя поездка и особенно создание семьи возможны только после одобрения отца.

Ситуация, в которой 40-летнему сыну не разрешают отправиться на работу за рубеж, и он отказывается от поездки - совершенно стандартная в таджикском обществе. Причем совсем не важно, живет эта семья в городе или кишлаке.

ПОИСКИ НЕВЕСТЫ

Даже самые продвинутые молодые таджики, когда приходит время, обращаются к родителям с просьбой подобрать невесту. Причем на севере Таджикистана напрямую попросить родителей о поиске невесты парни не осмеливаются, и чтобы продемонстрировать свою готовность к свадьбе, подбрасывают в обувь родителям морковку.

Ситуации, когда мужчина находит себе супругу самостоятельно, сейчас, конечно, тоже встречаются, но чаще всего выбор будущей снохи ложится на родителей. И они ищут: спрашивают знакомых, советуются с родственниками. Нередко суженная находится среди ближайших родственников: например, она может оказаться даже двоюродной сестрой жениха. Хотя с этой традицией в Таджикистане пытаются бороться .

Что касается выбора жениха для девушки, то тут все еще сложнее: сватам могут отказать, несмотря ни на что, и послушная дочь обязана согласиться с решением семьи.

ЗАБОТА О РОДИТЕЛЯХ

В Таджикистане практически не бывает примеров, чтобы пожилые мать и отец остались в одиночестве. Родителей тут не бросают, более того, о них заботятся не на расстоянии - дети все время находятся рядом.

Например, по традиции младший сын остается в отчем доме, приводит туда свою жену и присматривает за родителями. Поэтому, когда все дети еще живут вместе, то старшие очень трепетно заботятся о младшем сыне, ведь именно на него впоследствии ляжет ответственность за заботу о родителях. Впрочем, это не значит, что другие дети не будут проявлять заботу.

ВЕРНОСТЬ СЕМЬЕ

Троюродные братья или сестры, и даже четвероюродные - в таджикских семьях не только знают об их существовании, но и стараются поддерживать связи. Родственники - это святое, неважно - дальние они или близкие.

Например, из кишлака в город к родственникам могут приехать несколько человек и обосноваться в их квартире на пару недель, а то и месяцев. И никто не посмеет сказать, мол, пора и честь знать: будут кормить, поить и терпеть - это ведь родственники.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МУЖЧИНЫ

На плечи таджикского мужчины ложится многое, вплоть до походов по продуктовым рынкам. Спросите любого таджика о стоимости продуктов питания, и он вам даст расклад не хуже профессионального статистика. Естественно, чтобы ходить по рынкам, нужно зарабатывать.

Это прямая обязанность таджикского мужчины, и женщины здесь очень редко зарабатывают больше или хотя бы наравне со своими мужьями. А еще чаще не зарабатывают совсем, потому что сидят дома и занимаются хозяйством. Но только теми бытовыми вопросами, которые находится в пределах дома, за все остальное отвечает муж. И как после всего этого не обращаться к нему исключительно на «вы» ?

Конечно, все эти правила далеко не ноу-хау таджиков. Но именно в этой республике им до сих пор подчиняются, как законам, и, возможно, поэтому на тысячу браков в стране приходится в среднем всего один развод.

Фото: Нозим Каландаров, Евгения Кутькова

Семьи Таджикистана, в отличие от Европейских семей, по обычаю очень большие. Под одной крышей проживают несколько поколений родственников, соблюдая между собой строгую иерархию. Отношения строятся в первую очередь на беспрекословном подчинении хозяину дома и почитании старших.

Женщине в таджикской семье отведена особая роль. С одной стороны мать является хозяйкой в доме и женой главы семьи, но с другой, она же беспрекословно исполняет любую волю своего мужа и его родителей. Несмотря на такое неприемлемое для европейских женщин отношение, все же дискриминацией назвать это нельзя.

Ведь такие отношения складывались веками. И пройдя многие испытания, порой в тяжелых местных условиях, понимание правильности таких отношений только укрепилось. Возрастом для замужества девушек считается 13-14 лет. И, несмотря на закон, по которому девушки должны дождаться своего совершеннолетия, негласно браки все же заключаются.

Брачные узы закрепляет Имам, а не ЗАГС. Жизнь таджиков определяется исламом. Религия чувствуется во всем: в быту, в традициях, в отношениях, в искусстве и в воспитании детей. Особую роль играют обряды, особенно свадьба. ЗАГС посещают только по желанию, а вот обряд «Никах», который проводит местный мулла - обязателен.

Без этого брак не будет считаться браком, а дети будут незаконно рожденными. Невесте одевают на голову семь платков. Мула заговаривает воду, а невеста должна ее выпить. Сорок дней после свадьбы молодая жена ходит в национальном костюме.

На свадьбу приглашают всех: родственников, друзей, коллег и даже просто знакомых. Свадьба проходит в несколько этапов: в начале дома у невесты, потом в доме у жениха, потом общая свадьба и гулянье для друзей и коллег. На самых скромных свадьбах присутствуют от 500 человек.

Так же пышно отмечают обрезания, рождение ребенка и многие другие памятные события. Для таджиков очень важно, чтобы столы были наполнены, и не было ни единого свободного места. И не важно, что еда останется, важно, чтобы ее было с избытком. Всем руководят старшие, а молодые только исполняют.

Традиционно должен быть калым (выкуп за невесту). Существует определенный перечень того, что молодожены должны взять у своих родителей. Чаще всего «приданное» начинают собирать с рождения ребенка. Вообще молодые полностью зависят от своих родителей.

Ведь очень рано женясь, они действительно еще многого не понимают. И даже если молодым что-нибудь вдруг не понравится, они промолчат. Старшие мудрее и знают, как правильно. Так воспитывают детей.

В Таджикистане нередко встречается многоженство. Официально, конечно, многоженство запрещено, но на практике это совсем не редкость. Регистрации, конечно, нет, но все же женой называется первая, и вторая, а может и третья.

В сельских местностях девочки не заканчивают больше восьми классов. Ведь по традициям женщине вообще ни к чему быть образованной. Ее предназначение быть женой и матерью.

Для таджикских девушек очень страшно и позорно быть «пересидкой». Не выйти вовремя замуж страшнее самого ужасного кошмара. Женщина-таджичка должна всегда молчать. Без разрешения мужа или свекрови она не имеет права выйти на улицу.

Домашним хозяйством занимаются только женщины. Для мужчины выполнять подобную работу зазорно. По сложенной традиции первые полгода молодая жена не может покинуть дом своего мужа, и ни в коем случае не должна навещать своих родителей.

На нее возлагается сразу очень много хозяйственных дел. Она полностью подчиняется во всем своей свекрови и всем остальным старшим родственникам, но в первую очередь своему мужу.

По свадебной традиции невеста должна плакать. Так это и происходит на всех свадьбах.

Таджички сами по себе очень красивы. У них прекрасные темные глаза необычной формы. Национальная одежда: платье и штаны под это платье из красивой ткани.

Таджикские семьи наполнены детьми. Их столько, сколько даст Бог. С раннего возраста малыши очень активны и самостоятельны. Они дружат большими компаниями, а главное, с детства воспитываются в традициях.

Старшие ребята заботятся о младших, младшие слушаются старших и везде ходят вместе. Большие дети носят маленьких, средние сами бегают за старшими.

Сами по себе дети очень общительны и активны. С самого малого возраста они помощники своей семье. Быстро и с охотой выполняют любые поручения взрослых. Легко справляются с домашней скотиной и многочисленными хозяйственными делами.

Дети не живут отдельно, они полноценно принимают участие в жизни семьи. Таджики не загоняют детей спать, не заставляют их есть, не скрывают от них взрослых дел. Дети живут так же, как и взрослые: подчиняются старшим, по-взрослому работают и отвечают за свои поступки.

Таджики очень гостеприимный народ. Гость для них - это всегда большая радость. Любой хозяин считает своим долгом вкусно угостить гостя. В каждом доме есть большая комната называемая «Мехмонхона», предназначенная специально для приема гостей. В ней всегда есть специальное почетное место для главного гостя.

Сидят таджики на полу, застеленном красивыми коврами и матрасами, набитыми ватой или хлопком, которые называются курпачами. По их правилам нельзя сидеть с вытянутыми вперед или в сторону ногами. Лежать тоже неприлично.

На пол стелют скатерть под названием «достархан». Перед застольем и после него, обязательна молитва, благодарение и хвала Всевышнему. У таджиков обряд свой, отличный от других мусульман.

Большую роль в застольях играет чай. Наливает его самый младший мужчина. Пьют, как принято, из пиалы, которую нужно брать только правой рукой, а левую держать на правой части груди. Таджики могут позволить себе и спиртное.

Интересный факт, что первую пиалу любого напитка разливающий наливает не кому-то, а себе. Все это лишь обычай, чтобы окружающие убедились, что в напитке нет яда. Для званого гостя таджики обязательно приготовят плов. В обычной повседневной жизни первым еду берет старший из семьи, но когда в доме гость - эта честь предоставляется гостю.

Женщины кушают отдельно в другом конце дома. Им нельзя входить в помещение во время застолья мужчин. Любой посторонний мужчина, желающий пообщаться с женщиной, должен обязательно спросить позволения у ее мужа или у хозяина дома. Таджикские мужчины никогда не ходят по дому в ночной одежде или с оголенным торсом.

Если хозяина нет дома, но пришел гость, жена обязана его пригласить в дом. Но мужчина не должен туда заходить. Нельзя посторонним мужчинам общаться с женщиной в отсутствие ее мужа, отца, или иного родственника мужского пола.

Таджики очень любят дарить подарки. Никогда они не придут в гости без даров. Вообще, таджикские мужчины, очень щедры. Они добытчики для своей семьи и им важно, чтобы в доме всего всем хватало. Но всего важнее для них мнение соседей, друзей и родственников. Они стремятся поддерживать отличные отношения и хорошее мнение о себе.

Для таджиков семья является основой их жизни. Для семьи они трудятся, семьей хвалятся. Все описанное выше, является образом традиционной таджикской семьи. В современном же мире, многие стали строить свою жизнь по образу запада. Однако, еще есть множество семей, дорожащих своими традициями.