Как развить силу воли и как ее укрепить. Воспитание воли у детей дошкольного возраста Воспитание воли у ребенка 10 лет


Для современного человека очень важно иметь силу воли - быть сдержанным, настойчивым, иметь самодисциплину. От этих качеств очень часто зависят успехи в профессиональной области. Именно поэтому нас с детства приучают брать себя в руки, доделывать начатое до конца, даже, если не хочется.

Но не всем деткам в себе силы воли даётся успешно. Часто этот процесс очень медленный и трудный не только для самого ребёнка, но и для его родителей.

Воля - это сознательное управление своими поступками. Конечно, воля не является врождённым чувством, но формируется она на раннем этапе. Разницу в поведении уже можно заметить у годовалых карапузов: некоторые спокойно ведут себя во время прогулки, другие не могут посидеть и десять минут, одни кушают то, что дают, других нужно заставлять и отвлекать, чтобы он съел хоть ложечку.

Такие же различия можно заметить, когда малыши играют: кто-то будет строить домик, пока не получится, а кто-то бросит кубики при первой неудаче.

Психологи основывают такую разницу в поведение на свойствах нервной системы. Но это вовсе не значит, что послушные малыши вырастут безвольными, а упрямые такими и останутся. При воспитании силы воли и самостоятельности нужно лишь учитывать индивидуальные различия.

Ближе к двум годам малыша уже можно уговорить что-то сделать, например, доесть то, что ему не особо нравится. Или пойти погулять не на детскую площадку, а в парк. Такое качество можно назвать самообладанием, но вызвано оно, скорее, чувством вины или просто послушанием, нежели чувством необходимости. Родители должны будут объяснить, почему нужно сделать именно то, что нужно, а не то, что хочется: почему нельзя отбирать игрушки у других, если хочется, почему нельзя топать по лужам в новых босоножках, почему нужно доесть нелюбимую, но полезную кашу...

Конечно, если на все просьбы и вопросы ребенка отвечать просто отказом, не объясняя причины, это тоже будет иметь результат, но до поры, до времени. Ребёнок будет просто выполнять просьбы, не зная, для чего всё это. Дети очень долгое время действуют на основе эмоций, им трудно сознательно понять пользу чего-то.

Ещё одна распространённая ошибка родителей - это подкуп. Например, ребёнок сходил в поликлинику и полечил зуб и за это ему покупают игрушку. Или малыш не дрался в детском саду, доел суп и убрал за собой все вещи - за это ему купили машинку. У ребёнка происходит подмена ценностей - он будет стремиться делать только хорошие дела, не потому, что так правильно, а чтобы получить подарок. Чтобы избежать этого, достаточно малыша похвалить, а позже купить подарок.

Конечно, даже взрослые очень часто задают себе вопрос: "Что я с этого получу, зачем мне это?" и на основании ответа строят дальнейшие планы. Ребёнку обязательно нужно объяснять, для чего нужно убрать игрушки, доесть кашу или идти в школу. Но пусть малыш получит за свои поступки не материальное, а что-то абстрактное или интересное - поход в цирк, поездка к морю, просмотр мультика. Быстро всё убрал - осталось время на игру, сходил полечил зуб - значит, можно есть сладкое и т.д. Ничего страшного, если мама разрешит малышу то, что один раз запретила - у ребёнка будет стимул для полезных дел.

Хорошо воспитывают силу воли и стремление к чему-то спортивные занятия, например, танцы, детский фитнес.

В возрасте трех-четырех лет малыш уже способен понять, что делать необходимо, что можно, что нельзя и почему. Но всё же ещё нуждается в контроле со стороны взрослых. Не стоит часто говорить ребёнку "ты должен", например, в этом возрасте делать то-то или уметь то-то - это слишком большая ответственность, которая может вызвать либо пассивность, либо агрессию, либо желание делать всё наоборот. А перевоспитать малыша потом будет намного сложнее.

Не вступая в борьбу с безволием ребенка, вы рискуете его будущим.

Они непредсказуемы, от них трудно ожидать последовательного поведения. Выйдя однажды во двор погулять, Вовка, сын наших знакомых, взял и пропал на несколько часов: увязался за какой-то компанией и лишь часа через три вспомнил о сходящих с ума родителях...

Без руля, без ветрил

Этих детей называют и "безвольными", и "безответственными", а самым точным определением будет слово "неустойчивые", недаром в психологии уже существует такой термин. Они движутся по жизни без руля, без ветрил и без особых дум и планов даже на ближайшие часы. Эти дети знают только слово "хочу", и тут речь чаще всего вовсе не идет о желании что-то делать. Нередко они и сами не знают, чего хотят и потому нерешительны, вялы, отступают перед первым же затруднением. От них только и слышишь: "Не умею", "Не знаю как"...

До поры до времени родители считают это следствием детской праздности и необремененности домашними заботами. Ярче, зримее для всех "неустойчивость", безволие проявляются тогда, когда усидчивость и трудолюбие становятся жизненно важны - то есть с началом учебы в школе.

Легкомысленность "безвольного" становится тут просто вопиющей: он не слушает учительницу (это требует усилий, сосредоточенности), не записывает задания, не выполняет их. Только при непрестанном контроле, нехотя, эти дети делают уроки, но как только контроль, пусть и ненадолго, ослабевает, мгновенно прекращают работу. Первоклассника ругают, он вроде и сам раскаивается, но тут же все забывает - как, давая честное слово не брать отцовскую ручку со стола, уже через пару минут обводит ей какой-нибудь узор.

"Подшитые" часы

Все слишком серьезно, чтобы отдавать этих детей на волю сложившихся обстоятельств. Безнадзорность и попустительство с вашей стороны - вот ключи, открывающие двери для праздности и безделья, дающие полную волю патологическим свойствам характера.

Дисциплина - главное оружие против безволия. И как страдающему аритмией сердца подсоединяют стимулятор ритма, "неустойчивому" надо "подшить" часы. Жесткий режим прежде всего: сон, прием пищи, прогулка - все строго по часам! Потом, опять же по расписанию, игра, уроки. Сидите сами рядом, отслеживайте каждое движение! Утомительно, раздражает, надо по дому сделать кучу всего, но пока ребенок работает, родители не должны от него отвлекаться, займетесь своими делами во время его перерывов. Тем более что уроков в первом классе совсем немного.

Выстроенный распорядок дня будет автоматически приучать человека к организованности, устойчивая временная сетка будет воспитывать его волю одним своим присутствием в его жизни. Только отслеживайте это расписание не от случая к случаю, а систематически.

Безвольного с раннего детства настойчиво приучают завершать начатое, что требует от него усилий. Но раз за разом побуждаемый родителями, пусть поневоле, но он опять же привыкает к тому, что без усилий у него ничего не получится! К тому же, как всякий человек, он любит видеть задуманное завершенным. Моя балованная Ирка раз за разом бросала начатое было дело строительства дома для кукол - не получалось, а потому было скучно. Но к ней подсел муж. Они начали дело вместе, собрали стены, поставили крышу, папа придумал для расставленной в доме мебели нарезать из лоскутов покрывал, скатертей и ковров (Ирка, загоревшись, под конец уже вырывала из папиных рук ножницы - захотелось все делать самой!). На обустроенный особняк радовались всей семьей и нахваливали нашу маленькую.

Главное - воспитание у "безвольного" ответственности. Любое проявление разгильдяйства должно быть наказано! Реагируйте эмоционально, чтобы запомнилось, потрясло, породило установку: "Думай перед тем, как сделать это, а то плохо тебе будет!" Раз за разом бросаешь стол для занятий неубранным - завтра весь день не будет у тебя карандашей и бумаги. Наказание - дозированное! отмеренное! - в этом случае необходимо.

Хотя, каюсь, маленького Вовку, примерно наказанного тогда родителями, мне все-таки было жалко.

...И очень опасен

Неустойчивый, безвольный взрослый опасен для окружающих и для себя самого. Вовремя не приученный добиваться всего своим трудом, он ищет лишь занятия, что сулят удовольствия, жаждет смены впечатлений и не задумывается о последствиях своих поступков.

Один наш знакомый "неустойчивый" разбил дорогую чужую машину, был "поставлен на счетчик", и, спасая его, родители переселились из двухкомнатной квартиры в общежитие. Другой из-за своей расхлябанности потерял работу и вот уже два года на иждивении матери (в 35 лет): намечающийся было работодатель звонит на прежнее место работы и тут же отказывает. Третий выучился было на слесаря, но вдруг зачастил в зал игровых автоматов - развелся, продал квартиру, бомжует.

"Уповать здесь можно только на то, что неустанная, упорная, ведущаяся с раннего детства (когда человек еще пластичен) с использованием и "пряника", и "кнута" борьба с неустойчивостью преодолеет эту тяжкую акцентуацию характера, - пишет психоневролог Вилен Гарбузов. - Лучше, если "безвольного" своевременно, любя, накажут родители, чем потом, когда он вырастет, его сурово, и нередко жестоко, накажут чужие люди..."

Кстати

Научить дисциплине

Устанавливать рамки дозволенного - занятие сложное, требующее времени и терпения, но крайне необходимое. Родители должны обучать ребенка правилам поведения до тех пор, пока он не станет достаточно взрослым и поймет, как правильно вести себя в обществе. Чтобы успешно справиться с задачей, родителям надо знать о том, как развивается его личность и в какой период какого поведения следует от него ожидать.

К сожалению, многие мамы и папы не утруждают себя тем, чтобы ставить перед ребенком рамки дозволенного и бывают настолько подавлены плохим поведением ребенка, что не знают, с какого бока к нему подступиться. Другие считают, что устанавливать рамки дозволенного необязательно и перекладывают эту обязанность на плечи воспитателей или учителей. В большинстве случаев родители не решаются быть строгими к ребенку из-за того, что боятся потерять его любовь. Вместо того чтобы поставить ребенка на место, они игнорируют его плохое поведение со словами: "Дети есть дети". Помните, установление рамок дозволенного целиком лежит на ответственности родителей, процесс воспитания нельзя пускать на самотек или откладывать на потом.

Р. Голдстайн и Дж. Гэллант "Библия для родителей"

Наркоман - это слабый, безвольный человек, не способный ограничить себя, заставить себя что-то сделать. Как воспитать силу воли у ребенка, чтобы не допустить этого?

Как часто мы жалеем своих детей, не задумываясь, что поощряя их бытовой комфорт, обеспечивая им отсутствие напряга во всех сферах жизни, мы оказываем им медвежью услугу.

Утром разбудили, одели, накормили, в школу привезли - за парту сел и полдня просидел, даже ни разу не запыхался, ну разве что на физкультуре. Из школы привезли, уроки поделал и за компьютер. А там спать лег и утром все сначала.

Вы скажете - абсурдно создавать трудности, если можно жить не напрягаясь. Но можно ли стать волевым человеком, живя не напрягаясь?

Каждый день, каждый час создавайте ребенку испытания - приучиться вставать в школу по будильнику, готовить одежду с вечера, ехать в школу на общественном транспорте, успевать на уроки, после уроков на занятия в секцию - времени должно катастрофически не хватать, дыхание некогда перевести.

И дыхание здесь упомянуто не случайно. Восточная медицина утверждает, что силу воли порождает хорошая работа легких.

У человека с силой воли легкие вылечиваются быстро. У такого человека в организме высокий уровень кислотности, что в допустимых пределах делает человека энергичным, деятельным.

А безвольный человек привык к состоянию защелоченности, а это сонливость, безволие, желание тепло укрыться и спать.

Дети любят это состояние, и если в детстве этого не преодолеть, то привычные воспаления легких дополнят процесс привыкания к повышенной щелочности.

А это состояние очень любят вирусы, микробы, и тогда они диктуют безвольному мозгу свои условия, а иногда создают эти условия, помогая заболеть, чтобы лекарствами еще усилить щелочность.

И вот таким образом путь найден - алкоголизм, токсикомания, наркомания. А начинается так безобидно - ну полежи, ну поспи, ну сьешь еще кусочек.

И вроде-бы все просто - есть кислотно-щелочное равновесие, Инь (алкалоз) - Ян (ацидоз). Ты умеренно закислен - ты энергичный и живой, тебя ничто не в состоянии уложить в постель. Ты защелочен - спишь на ходу, вялый, ничего не хочешь.

Обратите внимание на соль. В семье все получают еду из одной кастрюли, одинаково посоленную. Но в семье есть взрослые и дети, и соль им нужна в разных пропорциях. Слишком много соли - детки вялые, малоподвижные, заторможенные.

Хотите воспитать силу воли у ребенка? Привыкайте с раннего возраста держать детей в состоянии легкого голода и легкого холода. Вооружившись здравым смыслом, вы можете превратить своего ребенка в самое счастливое существо на свете.

Движение у подрастающего поколения в крови до поры до времени. Поддержите это движение питанием, воспитайте самоограничение, самоотречение.

Укрепите его силу воли, и вам не придется страдать из-за детей-наркоманов и алкоголиков.

Ваша родительская задача состоит в том, чтобы изучив своего ребенка, подобрать ему такое увлечение, которое будет занимать все его мысли и время.

Все родители стремятся помочь своим детям вырасти дисциплинированными, ответственными и целеустремленными, однако порой сделать это оказывается не так уж просто - малыш, как будто назло, не может долго усидеть за одним занятием, бросает начатое дело на половине и не выполняет своих обещаний. Как же объяснить малышу, что такое сила воли, и научить его управлять ею?

Задатки силы воли

Воля не относится к тем качествам, которые формируются у человека врожденно – ее нужно воспитывать. Новорожденные приходят в этот мир без особых навыков, и начинают получать их лишь в процессе знакомства с окружающим миром. В самом начале кроха еще не умеет управлять своим поведением, однако постепенно, путем проб и ошибок, он начинает понимать, как можно с помощью сознания руководить своими действиями.

Первый опыт управления своим поведением приходится на возраст трех месяцев. В это время кроха впервые осознает, что его желание может диктовать ему, как поступать, когда, к примеру, он берет в руки погремушку и начинает ее трясти. Малыш понимает, что игрушка начинает издавать звук, когда он к ней прикасается, а без соприкосновения ничего не происходит. Кроха начинает повторять свое движение, чтобы снова услышать понравившийся звук – это и есть самые первые попытки управлять своим поведением. Однако к силе воли эти рефлексы пока еще не имеют никакого отношения, это всего лишь волевые задатки.

Интересно, что все детки по-разному проявляют эти самые задатки силы воли: один малыш ведет себя на прогулке спокойно, а другой постоянно норовит вылезти из коляски, и устраивает настоящую истерику, когда родители пытаются его посадить обратно; одного ребенка можно легко уговорить собрать игрушки или доесть до конца кашу, другой же настолько настойчив, что в него не удается впихнуть ни одной лишней ложечки, и положить на место игрушку его просто невозможно заставить. Такая разница в поведении детей объясняется отличиями в свойствах их нервной системы, но это отнюдь не значит, что своевольный малыш навсегда останется таким, а у послушный всегда будет подчиняться окружающим. Родителям просто нужно учесть при воспитании у малышей таких качеств, как настойчивость, самостоятельность, целеустремленность, эти отличия, и подобрать индивидуальный подход к ребенку.

Самообладание

Ближе к двум годам у малышей появляется одной из самых важных качеств, имеющее прямое отношение к силе воле – самообладание. Детки учатся сдерживать свои эмоции, к примеру, не , хотя очень хочется, или отказываются от покупки новой игрушки, если родители их очень просят. Однако при этом малыши еще не понимают необходимость такого поведения, и держат себя в руках вследствие боязни ослушаться родителей или из-за испытываемого чувства вины.

Чтобы самообладание превратилось в итоге в силу воли, родителям нужно правильно объяснить малышу, какие существуют нормы поведения в обществе, почему что-то можно делать, а что-то нельзя, зачем люди поступают вопреки своим желаниям. Самое главное – все объяснения проводить не в жесткой форме («Сказала нет – значит нет!»), а подробно рассказывать ребенку на доступном ему уровне, почему нужно поступать так, а не иначе.

Похвала, поощрение и поддержка

В три года малыши еще идут на поводу у эмоций, поэтому многое в мотивации поступков им пока еще непонятно. К примеру, мама сказала, что на приеме у зубного врача нужно терпеть и не плакать, малыш так и поступил, но увидел, что другому ребенку, который взахлеб рыдал в кресле, родители купили игрушку. Естественно, кроха не понимает, почему так произошло, и в следующий раз решает наоборот расплакаться, чтобы тоже получить игрушку.

В такой ситуации родителям нужно проявить максимум выдержки и терпения, объясняя малышу, что поступать так, а не иначе нужно не из-за какой-то выгоды, а для того, чтобы вырасти хорошим человеком. Конечно же, похвала и поощрение за правильный поступок должны присутствовать, но не в огромных количествах, чтобы кроха не стал связывать хорошие поступки исключительно с вознаграждением. Лучше всего не акцентировать внимание на самом поступке, а просто сказать малышу: «Ты — молодец!» - или, - «Давай завтра пойдем и купим тебе новую игрушку!» - без уточнения, за что именно. Кстати, материальная компенсация вовсе необязательна, поскольку многим детям хватает одной моральной поддержки, и им гораздо важнее одобрения от родителей, чем получить новую книжку или игрушку.

Если у малыша что-то не получается с первого раза, помогайте ему преодолевать трудности и бороться до нужного результата, ведь именно родительская поддержка будет для него лучшим стимулом к совершенствованию новых навыков. Научите кроху ставить перед собой цели и добиваться их, несмотря на сопутствующие сложности.

Самостоятельность

Примерно в четыре года у детей происходит основной этап формирования силы воли, когда малыш уже четко понимает, что такое «можно» и «нельзя», и уже умеет сознательно контролировать свое поведение. Однако нельзя сказать, что дети этого возраста абсолютно со всем могут справляться без помощи взрослых, наоборот им часто требуется контроль со стороны родителей и подсказки, если что-то идет не так.

Не стоит постоянно давить на малыша словами «ты должен» и «ты обязан», поскольку слишком большое число обязательств вызовет у него желание избежать ответственности или даже стремление сделать все назло. Разрешите малышу проявлять и настойчивость, а порой можете пойти и на небольшую хитрость: сначала запретить крохе что-то делать, а потом, под влиянием уговоров со стороны малыша, пойти ему на уступки, чтобы ребенок почувствовал, что он одержал маленькую победу. Это положительно скажется на укреплении его силы воли.

Виктория Грицук


Родители мечтают о том, чтобы их дети были дисциплинированными, ответственными и целеустремленными. Это очень сложная задача, ведь большинство малышей не умеет доводить начатые дела до конца, неусидчивые, не выполняют своих обещаний. Для этого требуются волевые черты характера. Воля – это качество личности, которое формируется в течение всей жизни и не передается по наследству.

Чтобы дети становились самостоятельными, прилежными, готовыми к трудностям, важно формировать у них волевые качества. Воспитание воли детей – важная цель семейного воспитания. В развитии воли наибольшее значение имеют такие факторы:

Методики развития и воспитания
условия, в которых живет ребенок

Проявления воли: на что обратить внимание?:

Волевые проявления у малышей находят свое отражение в следующем:

Стремление к цели

Сохранение целей, даже если ребенка отвлекают

Ребенок умеет ждать

Малыш преодолевает преграды ради достижения поставленной цели

Задачи воспитания воли в детском возрасте:

К цели воспитания и развития воли у детей в любом возрасте относится развитие личностных качеств:

Настойчивости
решительности
самостоятельности
выносливости
дисциплинированности
целеустремленности
борьбы с внушаемостью и упрямством

Когда начинать воспитание воли у детей?:

Воспитание воли следует начинать с раннего возраста малыша. Большое значение в воспитании воли малыша играет требовательность взрослых. О том, что волевые свойства у малыша сформированы можно говорить, когда ребенок способен к таким действиям:

Преодоление трудностей
выполнение не тех действий, которые он хочет совершать, а те, что нужно выполнять

Воспитание воли у детей лучше всего осуществлять в таких формах:

Трудовая деятельность
игра.

Во время указанных видов деятельности дети делают что-то для других, подчиняются коллективу и правилам игры. Это является основой успешного формирования волевых качеств малыша.

Особенности воспитания волевого человека:

Многие взрослые глубоко убеждены, что маленькие дети ничего не умеют, не понимают. Родители не требуют от них ответственности за поступки. Это неправильный подход в воспитании детей. Ребенку можно и нужно предъявлять требования в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, как только он начнет понимать обращенную к нему речь. Нельзя сравнивать волю ребенка и взрослого человека.

Важно! Если взрослые привыкли решать за ребенка его проблемы, он не прикладывает при этом никаких усилий, тогда из него никогда не вырастет человек с сильной волей и устойчивыми убеждениями.

Развитие, а также воспитание выраженной воли у детей теснейшим образом связано с развитием интеллекта и способностей. Формируя у малыша волю, родители развивают такие дополнительные особенности:

Активируют работу головного мозга
улучшают память ребенка
развивают внимание
улучшают умственную деятельность. Дети с сильной волей более успешны в учебе

Сила воли у малышей на первом году жизни:

Первые признаки задатков воли наблюдаются у трехмесячных детей, когда они прикасаются к погремушкам, чтобы прослушать их звучание. У каждого ребенка по-разному проявляется воля: одних легко уговорить что-либо сделать, а других трудно. Такая разница объясняется отличиями в свойствах и особенностях нервной системы. Родителям необходимо научиться находить индивидуальный подход в воспитании воли своего крохи.

Сила воли у малышей второго года жизни:

К двухлетнему возрасту происходи формирование важного качества - самообладания. Оно проявляется в том, что малыш умеет сдерживать эмоции, отказывается по просьбе родителей от приобретения новых игрушек. Ребенок не осознает необходимость этого, а поступает так от боязни ослушаться взрослых или ощущения вины. Самообладание перейдет в волю, если родители будут в доступной и доброжелательной форме рассказывать детям о нормах поведения.

Волевые качества у детей третьего года:

К трехлетнему возрасту поведение малышей еще сильно зависит от эмоций. Им непонятна мотивация поступков. Взрослые должны рассказывать, что добрые дела нужно совершать не для личной выгоды, а для того, чтобы стать хорошим человеком. Поощряйте детей за хорошие дела. Не следует делать это часто, чтобы не допустить стремления совершать такие действия исключительно за вознаграждение. Материальное поощрение не является обязательным. Для большинства малышей моральная поддержка со стороны взрослых - лучшая награда и стимул. Для них важнее услышать доброе слово, чем получить подарок. Если ребенка не может что-либо сделать, родители должны помочь ему преодолеть трудности.

Особенности проявления воли на четвертом году:

К четырехлетнему возрасту волевые качества у малышей достаточно сформированы. Они проявляются в следующем:

Малыш способен контролировать собственное поведение
ребенок понимает слова "нельзя" и "можно"

Дети в этом возрасте требуют от старших контроля и подсказки и помощи. Для дальнейшего развития воли разрешайте ребенку проявлять самостоятельность.

Правила воспитания волевых качеств у детей:

Соблюдайте четкий режим дня
придерживайтесь единых требований в процессе воспитания ребенка
будьте честными с ребенком
приучайте малыша сдерживать свои эмоции, побеждать страх, боль, обиду
взрослые не должны все делать вместо ребенка. Воспитывайте самостоятельность
по мере взросления ребенка усложняйте требования к нему

Рекомендации психолога: важные принципы в воспитании воли ребенка:

Развивайте у малышей уверенность в собственных силах
учите отличать цели приятные от неприятных. Легче достичь приятных целей. Если необходимо преодолевать препятствия, тогда усилий воли требуется больше
приучайте детей быть терпимыми. Объясняйте, что в некоторых ситуациях нужно уметь подождать
рассказывайте, какую пользу имеют неудачи. Вместе с малышом анализируйте его ошибки
используйте собственный пример для воспитания воли: мама может демонстрировать волю во время похудения, а папа – при посещении тренажерного зала
не вынуждайте детей совершать поступки через силу
не акцентируйте внимание на половых принадлежностях малыша. Способность к силе воле не связана с полом ребенка!
на примере литературных героев показывайте ребенку, насколько приятно достигать поставленные цели
проводите с ребенком закаливающие процедуры. Это хорошо тренирует выносливость и волю
приобщайте малышей к соблюдению правил этикета. Навыки поведения в обществе тесно связаны с проявлениями воли

Воспитываем волю ребенка, играя:

Предлагаемые игры направлены на формирование у ребенка таких качеств личности:

Самоконтроль
контроль за двигательными и эмоциональными реакциями
наблюдательность
усидчивость
тренировка познавательных процессов: памяти, внимания, мышления

"Запретное слово"

Взрослый предлагает ребенку повторять за ним все слова кроме, например, посуды. Вместо повторения посуды, нужно топнуть ногой.

"Расскажи сказку" (с 4 лет)

Ребенок рассказывает сказку, заменив название персонажей хлопками, притопами, произношением характерных звуков.

"Будь внимательным" (с 4 лет)

На листе нужно нарисовать круги, квадраты, прямоугольники, овалы, ромбы. Предложите ребенку раскрасить круги синим цветом, овалы – желтым, квадраты – зеленым.

"Черепашка" (с 5 лет)

На определенном расстоянии от ребенка поставьте игрушку, предложите очень медленно шагать к ней.

"Кричим, молчим, шепчем"

Из цветного картона нужно сделать 3 ладони: красного, синего, желтого цветов. Взрослый поднимает ладонь красного цвета – нужно кричать, желтого – шептать, синего – замереть и молчать.

"Замри"

Под музыку ребенок двигается. Когда музыка останавливается, надо остановиться и не двигаться.
Незаменимы для развития и воспитания воли у детей настольные игры:

Лото
шашки
домино
кубики

Развитие волевых качеств ребенка зависит от родителей, которые не должны упустить момент их зарождения у своего малыша.