Как помочь ребенку хорошо учиться? "Как помочь ребенку научиться читать?" (рекомендации для родителей) Как помощь ребенку в учебе.

Как помочь ребенку хорошо учиться?

Уже прошел сентябрь, наступил октябрь, и многие родители переживают о том,

  • как сложится учебный год для их ребенка?
  • как помочь ему хорошо учиться?

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был успешным и в этом они видят одну из своих основных задач.

И это действительно так.

Вот только как эту задачу реализовать, как сделать свою помощь максимально эффективной, знают не все.

Поэтому и применяют те способы, которые знают сами.

Кроме того, в наш век информационных технологий черпают знания из интернета.

Но порой, источники, из которых эти знания черпаются, не имеют представления о том, что будет пользой для ребенка, а что принесет ему серьезный вред.

Несколько расхожих цитат:

  • «- Тебе много уроков задали?
  • — Да, тебе сегодня орать и орать!»
  • «- Мама не реви, самому тошно!» и т.д.

Основные ошибки родителей

Родители стараясь показать ребенку свою любовь и поддержку, желая ему помочь, часто совершают ошибки.

  1. Делать за ребенка домашние задания.

Что в этот момент чувствует родитель?

Он ощущает себя хорошим, помогающим улучшить домашнее задание ребенка, освободить ему время для отдыха, помогающим ему получить хорошие оценки и одновременно злость, за то, что ему приходится все это делать.

Что в этот момент чувствует ребенок?

Ребенок чувствует злость или раздражение родителя и испытывает вину за него, поскольку он стал причиной.

Он считает, что он не справился, он не способен выполнить элементарное задание. Чаще всего, это возникает неосознанно, а потом, со временем, становится подсознательной программой, которая влияет не только на отношение к конкретному предмету, но и на всю дальнейшую жизнь.

Причем, совершенно неважно по какому предмету была получена такая «помощь».

Сначала у ребенка снижается мотивация именно к этому предмету. А потом и к другим, и к самостоятельности и самопроявлению, в том числе.

Что чувствует ребенок к родителям в этот момент и потом, по жизни?

Если вы думаете, что он чувствует благодарность – то вы ошибаетесь. Он испытывает злость, агрессию, вплоть до ненависти, вперемешку с искренней любовью. И этот коктейль разрывает его изнутри.

Почему?

Потому что ребенок любит родителей по праву рождения, безусловно и безоценочно, и все что они делают – для него является правильным.

Но при этом, они своим «правильным» ребенку не дают быть самим собой, проявиться так, как он может. Вместо помощи ему перекрыли дорогу, и он почувствовал себя ни на что не способным.

Все это выливается во внутренний конфликт, который может спровоцировать замкнутость, скрытую или явную агрессию.

  1. Кричать на ребенка, когда он выполняет домашние задания, совершает ошибки.

Ребенок может чего-то не понять, не услышать в ходе урока, отвлечься в ходе выполнения задания, в итоге допускает ошибку.

Оттого, что родители кричат, ребенок испытывает стресс. В моменты стресса умственная деятельность блокируется и включаются инстинкты.

Ребенок испытывает страх и весь его организм нацелен на поиск варианта спасения.

И варианты эти, чаще всего: сбежать или спрятаться.

Иногда он начинает проявлять ответную агрессию в адрес родителей. Это тоже один из способов защиты, причем лучший из возможных для безопасности психики ребенка, в данной ситуации.

  1. Ругать или наказывать ребенка за плохие оценки

Оценки убивают мотивацию.

Школьная бальная система далеко не совершенна и не позволяет объективно оценить способности ребенка. Но она такая есть на текущий момент.

А когда родители оценивают ребенка по школьным оценкам, которые не отражают реальные знания и способности ребенка, он воспринимает это, не просто как удар по самолюбию, а как предательство родителей, которые верят учителям и любят только за оценки.

Ребенок чувствует, что для родителей важнее оценки, а не его внутренний мир, его желания, его интересы и либо старается получить любовь, заслуживая хорошие оценки, убивая в себе интерес и собственные желания, становясь примерным и «немножко мертвым», либо отказываются соответствовать родительским стандартам и протестуя против них, скатываются до двоек.

Все это может сопровождаться агрессивным поведением или молчаливым уходом в себя.

  1. Психологическое давление

Многие родители не позволяют себе кричать на детей, а тем более бить их.

Они разговаривают с детьми, как со взрослыми, взывая к их разуму, совести, осознанности.

В такие моменты ребенок тоже чувствует страх и реагирует соответственно.

Принимайте во внимание, что это ребенок, даже если ему уже 14 и он получил паспорт.

  1. Физическое наказание

«Меня били, и я вырос человеком, и своего ребенка тоже так человеком сделаю».

«Так не понимаешь, поймешь через боль».

Это родительские оправдания собственной слабости, неумения объяснить, договориться с ребенком.

Любое насилие, будь то физическое или психологическое — рождает насилие. Сначала это скрытая агрессия, а потом она обязательно выливается в открытую. Или, не дай бог, в шизофрению – сильнейший неразрешенный внутренний конфликт и уход от текущей реальности.

Если не хотите таких последствий для своего ребенка и для себя, то берегите детей.

Очень важно создать для ребенка атмосферу доверия, поддержки и любви.

Как правильно поддержать ребенка? Как ему помочь?

  1. Станьте для ребенка другом.

Что это значит? Кто такой друг? Это человек, которые принимает тебя безусловно и безоценочно.

Ваша задача, научиться доверять своему ребенку, разговаривать с ним, интересоваться его жизнью, уважать его интересы, его желание, его мнение. Если ваши мнения расходятся, не насаждать свое, а научиться слушать его, задавать вопросы, выясняя почему для него это так, а не иначе.

  1. Задавайте вопросы.

Повторюсь, поскольку это важно не только для понимания друг друга. Задавание вопросов поможет вам помочь ребенку хорошо учиться.

Если что-то не получается в домашнем задании, задавайте вопросы о том, как он делал, что он не понял, как вы можете ему помочь?

Задавайте вопросы о том, какой предмет интересен наиболее и почему. Помогайте ему понять, в каком месте он не разобрался, помогите ему разобраться.

  1. Уделяйте время

Дети мечтают о внимании родителей.

Время тотальной занятости и интернет-технологий не способствует активному живому общению и это очень отдаляет людей, делает их одинокими и несчастными.

Находите время для общения, для игр, для разговоров. Потому что это дает гораздо больше тепла и любви, заботы и внимания, чем подарки, и дорогие вещи, купленные взамен. Причем тепла и любви как родителям, так и детям.

Научитесь отдыхать вместе с ними, научитесь отвлекаться от дел, общаясь с ними и вы получите настоящее семейное счастье.

  1. Научите ребенка справляться с задачами, и он станет счастливым человеком.

Основная задача родителей – научить ребенка самостоятельно справляться со стоящими перед ним задачами.

Жизнь – это постоянное решение задач, и о того, как человек с ними справляется зависит его эмоциональное состояние, благополучие и его счастье. Если вы стараетесь помочь ребенку, сделав все за него, он не научится самостоятельности и будет бояться ответственности. Вся жизнь такого человека будет наполнена страхами и собственное неудовлетворенностью.

Поэтому, помогите вашему ребенку брать на себя ответственность за выполнение задач, будь то школьные уроки, или домашние дела. Вместо тотального контроля, давайте ему обратную связь, которая поможет понять, что он смог бы улучшить в том, что он сделал.

  1. Поддерживайте в неудачах

Когда ребенок получил плохую оценку, он уже расстроен. Когда его поругал учитель, он и так уже переживает.

Ему нужна ваш поддержка, подтверждение того, что вы его любите, несмотря ни на что.

Ваши слова поддержки, ваши объятия, сделают гораздо больше, чем строгость и наказание. Ваша вера в него даст ему уверенность (не зря у этих слов один корень) и желание исправить ошибку.

Это поможет ему обязательно попробовать снова, усилит его мотивацию к достижению не только в школе но и по жизни.

  1. Хвалите своего ребенка, гордитесь им.

Хвалите ребенка, но не с позиции оценки, типа: «я большой и умный, я тебя могу хвалить: «Ты – молодец!»».

А с позиции уважения и собственного отношения и развития его способностей:

«Мне нравится, как ты это делаешь. У тебя с каждым разом получается все лучше и лучше! Ты становишься настоящим профи…»

А если у него что-то получилось не самым лучшим образом, используйте трансформирующие выссказывания:

«А знаешь, что можно делать это по-другому: быстрее/эффективнее/интереснее? я могу делать еще и вот так».

Или «А чтобы получилось лучше, можно еще сделать вот так».

Или «Я тоже раньше так делал, а потом меня Бабушка (известный для ребенка авторитет) научила вот так, и мне больше понравилось, потому что так быстрее/качественнее/эффективнее».

  1. Спрашивайте у детей совета

Дети – полноправные члены семьи, поэтому они имеют право на собственное мнение.

Это не значит, перекладывать на них ответственность за свои решения, это уважение их мнения и обоснование того, почему вы сделали так, как вы считаете нужным, а не так, как предложил ваш ребенок.

«Надо же как интересно у тебя получилось. Расскажи, как ты делал. Научи меня так».

Безусловно, это не полный список того, что вы можете использовать.

Ваша родительская любовь, доверие и уважительное отношение, со-творчество с детьми, поможет вам раскрыть их способности и таланты.

Великий педагог Макаренко А. С. говорил:

«Научить человека быть счастливым - нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.»

В ваших силах помочь своему ребенку стать счастливым, и для этого не так уж много нужно. Самое главное, что это поможет ему лучше учиться и вам позволит чувствовать себя хорошим родителем, не говоря о том, что всем сбережет массу нервов.

Новый учебный год только начался, и самое время задуматься о том, как организовать обучение детей, чтобы к маю месяцу не растратить весь запас энергии и энтузиазма. Делимся простыми, но эффективными советами.

Уроки должен делать ученик, а не мама с папой

Помогать ли ребенку выполнять домашнее задание? Вопрос дискуссионный. Многие родители и учителя уверены, что без контроля не обойтись. Однако важно понимать, что смысл домашнего задания не в формальном выполнении, а закреплении пройденного на уроках материала.

Только самостоятельная работа даст ребенку возможность углубиться в тему, потренироваться, разобраться в деталях. Не так важно выполнить задание безупречно, ведь хороший учитель никогда не будет ругать за ошибки в домашней работе.

Не делайте уроки за ребенка! Не дергайте его из-за каждой ошибки! Не называйте ленивым, невнимательным или как-то еще, если с первого, второго и даже третьего раза решить задачу не получается. Дайте ребенку право совершать ошибки и учиться их исправлять. Особенно важен этот совет для родителей учеников младшей школы: если ребенок привыкнет, что за него все сделают мама и папа, подготовиться к экзаменам и достичь серьезных успехов в учебе ему будет очень непросто

Это правило касается также сборов портфеля, спортивной формы и т.д. Все это - зона ответственности ученика. Если забыл кроссовки - виноват сам, а не мама или бабушка, которые с вечера обо всем не позаботились. И уж, конечно, не носите портфель за ребенка. Нет зрелища более удручающего, чем преклонных лет бабушка, которая тащит за вполне упитанным внуком рюкзак и пакет с формой.


Соблюдайте режим дня

Одна из самых серьезных проблем - адаптироваться к школьному режиму после летнего отдыха. Детям непросто даются ранние подъемы. Кроме того, все мы помним про биоритмы и разделение на "сов" и "жаворонков". Тем важнее наладить распорядок дня, чтобы не страдать от недосыпа и, соответственно, плохого настроения. Что важно:

  • Просыпаться примерно в одно время каждый день. Т.е. в субботу и воскресенье лучше не обнимать подушку до полудня.
  • Укладывать ребенка до 10 вечера и самим ложиться спать не позднее полуночи.
  • Не засыпать с гаджетами. В идеале, за несколько часов до сна нужно убрать все электронные устройства и посвятить это время успокаивающим вечерним ритуалам.
  • Практиковать утренние процедуры, которые будут способствовать приятному пробуждению. Вкусные семейные завтраки, гимнастика под любимую музыку, водные процедуры и т.д.

Не обсуждайте школу и учителей в негативном ключе перед ребенком

Иногда маме с папой или маме с подругой хочется обсудить несовершенную систему образования. Однако лучше не грузить своими страхами и претензиями ребенка. Если вы не собираетесь забирать его из школы, то зачем язвительно комментировать завышенные требования "математички" и уж тем более не стоит обсуждать неуместные наряды "директрисы".

Если у ребенка возникает конфликт с учителем или одноклассниками, родители должны быть поддержкой и опорой. Но в любой ситуации нужно разобраться и выслушать обе стороны. А уж если у ребенка проблем нет, то пренебрежительные отзывы о "бесполезных родительских собраниях", "тупых учебниках", "некомпетентных училках" и прочих школьных бедах детям точно ни к чему.

Чем позитивнее мама и папа относятся к учебе и школе, тем выше шансы, что сын и дочка будут ходить на уроки с удовольствием.

Не устраивайте соревнование с другими родителями

Каждый родитель уверен, что его ребенок самый лучший. Так оно и есть. Но воспитывать детей в контексте нездоровой конкуренции не стоит. Писать сочинение на 5 страниц длиннее, чем Вася, покупать платье, чтобы Маша (а точнее, мама Маши) обзавидовалась, учиться играть на скрипке, хоть и слуха нет, чтобы не уступать в активности Наташе… - все это странно и совсем не нужно нашим детям.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми, не заставляйте его заниматься чем-то, только чтобы переплюнуть Васю, Машу, Катю или Иру. Это правило касается и отметок. Важно не учиться лучше всех, а учиться с удовольствием.

Не перегружайте ребенка дополнительными активностями

Мы много раз писали о том, что оптимально для ребенка - один кружок и одна спортивная секция. Не нужно записывать школьника на все дополнительные занятия сразу. Нагрузка в школе очень велика, начиная с начальный классов. Дети нуждаются в отдыхе, даже если родителям кажется, что у них остается слишком много времени на ерунду.

Желаем вам терпения, удачи и отличного настроения. Ну а за решением учебных вопросов - к нам!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Когда речь заходит о школьном обучении детей, поведение большинства родителей колеблется между двумя крайностями: от жесткого контроля до полнейшей свободы действий. Как же помочь ребенку успешно учиться в школе? А вот что говорят специалисты:

1. Развивайте естественное желание учиться

В каждом ребенке с самого раннего возраста присутствует врожденное, природное любопытство: он искренне исследует, свое тело, потом окружающие предметы, среду обитания и так далее. Роль родителей поддерживать и поощрять это любопытство. Каждый вопрос ребенка должен сопровождаться полным и доброжелательным ответом с предоставлением дополнительной информацией по интересующему вопросу. Позже необходимо прививать ребенку любовь к искусству, наукам, и прочим интересным вещам посредством путешествий, поездок, посещения музеев, театров и т.д.

2. Не играйте в педагога

Изначально ребенку очень сложно отличить роль родителей от роли учителя и воспитателя. И одни и другие читают сказки, учат считать, рисовать, и прочим интересным вещам. Однако по мере взросления эти различия должны становится все существенней. Конечно же, родители могут продолжать обучать своих детей, однако не стоит превращать каждый разговор с ребенком в очередную лекцию. Есть риск перегрузить ребенка, и привить чувство отвращения к любой форме обучения.

3. Интересуйтесь школьной жизнью ребенка

Ребенку очень важно знать, что его жизнью интересуются, и это не просто ежедневная проверка дневника и домашних заданий. Это здоровый, искрений интерес к его школьным товарищам, преподавателям, занятиям, трудностям, мечтам и желаниям.

4. Придайте смысл образовательному процессу

Чтобы повысить мотивацию и ответственность ребенка, необходимо донести до него очень простую, но важную мысль: он учиться не для своих родителей, а для себя. Необходимо создать мысленную связь между нынешним статусом школьника и будущим карьерным ростом и взрослой жизнью. И в зависимости от желаний ребенка направлять обучение в правильное русло: «Ты мечтаешь стать писателем? Обрати внимание на русский язык и литературу» и.т.д.

5. Научите ребенка распоряжаться своим временем

Многие дети, учатся хаотично, теряя массу драгоценного времени. Регулярность и систематичность обучения ключ к успеху в школе и освобождению времени для других интересных занятий. Постарайтесь установить точное время, для обучения исходя из пожеланий ребенка и других обязанностей и отдыха, например в виде игр с куклами Монстр Хай.

6. Создайте ребенку необходимые условия

Ребенок должен сам выбрать место для выполнения школьных заданий: кухня, гостиная, детская комната, в окружении семьи или, одиночестве. Некоторые дети нуждаются в присутствии и поддержке близких в процессе обучения, однако по мере взросления эта необходимость уменьшается, в пользу тишины и одиночества.

7. Контролируйте, но не критикуйте.

Ребенок должен сам выполнять свои домашние задания. Если постоянно вмешиваться и выполнять их за него, ребенок может потерять уверенность в собственных силах и не познать чувства ответственности за свои ошибки с вытекающими последствиями. Роль родителей проверять конечный результат, указывать ошибки и хвалить за проделанную работу.

8. Подчеркивайте и признавайте сильные стороны

Многие родители сосредотачиваются на плохих результатах школьника, забывая признавать его сильные стороны. Помните, все предметы важны, будь то языки, искусство, география или спорт. Определенные успехи могут сыграть ключевую роль в процессе выбора будущей профессии.

9. Попытайтесь понять, а не осуждать

Что не получилось? Что не понятно? Как помочь не повторить ошибок? Не откладывайте проблемы в долгий ящик, работайте вместе с ребенком над ошибками и не отмахивайтесь от него (Все равно не поймет!).

10. Будьте примером

Почему ребенок должен делать свою домашнюю работу после школы, когда родители смотрят телевизор? Почему дети должны учиться в школе, когда они постоянно слышат, как родители ругают свою работу? Почему ребенок должен читать, если родители этого не делают? Вы должны быть образцом для подражания!
__
Пост создан при поддержке http://www.skoro-ng.ru/catalog/sladkie_novogodnie_podarki_v_upakovke/, где можно заказать сладкие новогодние подарки вашим детям по самым вкусным ценам.

Советы родителям. Как помочь ребенку учиться.

  1. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка.
  2. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников.
  3. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда детей дома.

Родители организуют режим для школьников, проверяют выполнение домашних заданий, приучают детей к самостоятельности. При планировании учебной работы и других его обязанностей по дому важно иметь в виду, что всему должно быть отведено определенное время, конечно, иногда приходится просить дочь или сына помочь в чём-то, когда эта помощь необходима независимо от привычного распорядка дня. Но нельзя это делать постоянно, не считаясь с тем, чем сейчас занимается ребёнок. Нередко бывает так: только школьник разложил книги, сел за уроки, как его посылают в магазин. Начал мальчик читать интересную книгу – его просят полить цветы, села девочка за вышивку, только начала работать– её посылают погулять с младшим братом. В независимости от типа нервной системы ребёнка такое переключение может происходить быстрее или медленнее. Дети с подвижным типом нервной системы легче справляются с задачей переключения с одного дела на другое, а медленные испытывают при этом особые трудности. Младший школьник и в силу своих возрастных особенностей ещё не умеет быстро переключаться с одного дела на другое. Чтобы бросить одно занятие, на которое он настроился, и приступить к другому, ребёнку приходится преодолеть естественное внутреннее желание настоять на своём и не выполнить просьбы родителей. В результате появляется общее недовольство, чувство огорчения. Иногда внутреннее нежелание, связанное с трудностью переключения, проявляется в грубости.
Родители должны дать ребёнку время на то, чтобы перестроиться, психологически подготовиться к новому делу. Например, дочка читает книгу, а её необходимо послать в магазин. Мать говорит дочери: "Галя, как только дочитаешь страницу, надо будет пойти в магазин. Вот я тебе положила здесь деньги”, или сыну: "Заканчивай делать пропеллер, через 10 минут будем накрывать на стол”.
Всякое необоснованное переключение ребёнка с одного дела на другое (если это стало обычным в семье) вредно и тем, что ребенок вынужден бросать начатую работу, не закончив её. Если это войдёт в систему, то у школьника будет воспитана плохая привычка – не доводить дела до конца.
Все эти факты важно учитывать родителям детей младшего возраста, в котором начинается формироваться отношение к своим обязанностям, урокам, общественным поручениям, к труду.
Главная задача – помощь ребёнку младшего школьного возраста в организации его времени дома. Организованный, усидчивый и внимательный ребёнок будет хорошо работать на уроке.
Родители должны контролировать выполнение домашних заданий школьниками. Прежде всего, надо следить за записями домашних заданий в дневнике. После этого важно проверить сам факт выполнения домашнего задания. А затем просмотреть и правильность выполнения. Взрослые заметили ошибку в тетради, – не надо спешить показать, где она. Ребёнок должен приучаться к самоконтролю. Сначала надо сказать: "Ты неправильно решил пример, вспомни, как ты проверял решение таких же примеров в классе. Каким способом можно проверить – есть у тебя ошибки или нет?” И только в крайнем случае прямо показать, где допущена ошибка. Нередко родители, помимо заданий учителя, нагружают своего ребёнка дополнительными (необходимыми по их мнению) учебными занятиями. Если они дают дополнительные задания своему ребёнку, то количество и содержание их должно быть согласовано с ним.
Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребёнок отдохнул, погулял и только после этого начал готовить уроки. Чтобы приучить ребёнка к усидчивости, родители ставят тему задачу – уложиться в определённое время, ставят перед ним часы, учиться распределять свои занятия по времени.
Но не все дети одинаково развиваются, отдельные дети в 1-м классе слабо усваивают учебный материал, начинают отставать. Этот недостаток мог бы быть преодолён со временем, однако некоторые родители, проявляя большое нетерпение, часами сидят с ребёнком, буквально вдалбливая в его голову урок. Раздражаясь, они начинают кричать на сына или на дочь, называя его глупым. В результате дело идёт ещё хуже, ребёнок начинает ненавидеть учение, а иногда и школу, как виновницу своих неудач. Терпение родителей, доброжелательный тон – важное условие помощи ребёнку в учении.
Главная задача родителей – проконтролировать, когда ребёнок сел за уроки, всё ли сделал, подсказать, где искать ответ на вопрос, но не давать готового ответа, воспитывая у детей самостоятельность

Памятка
«Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?»

  1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
  2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией своего поведения.
  3. Вспомните, сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные?
  4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь установить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.
  5. Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребёнок на уроке – грустное зрелище.
  6. Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
  7. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не у телевизора.
  8. Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
  9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
  10. В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.

Цель: формирование у родителей представлений о причинах трудностей обучения в начальной школе.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с трудностями обучения в начальной школе.
  2. Рассмотреть вопрос о школьных трудностях гиперактивных, медлительных и леворуких детей.
  3. Дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям со школьными трудностями.

Форма проведения: лекторий для родителей.

Ход собрания

Причины школьных трудностей.

В последние годы мы отмечаем значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Причины, которые вызывают это, многозначны. Решить их «одним махом» невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. Таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание, помощь учителей и родителей, причём помощь своевременная, квалифицированная, систематическая.

Особенности обучения в современной школе связаны с всё нарастающим объёмом информации, значительной интенсификацией прохождения материала, с постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. Подобные условия обучения предъявляют к организму младшего школьника самые высокие требования, и очень важно, чтобы дети прошли этот тяжёлый путь без ущерба для своего здоровья, не утратив интереса к учёбе, не потеряв веру в себя, в свои силы.

Многих сегодня волнует вопрос, каким образом в условиях общеобразовательной школы создать предпосылки для оптимального развития каждого ребёнка, в частности для тех, кто испытывает те или иные трудности в обучении? Это тем более важно, что пробелы в знаниях, образовавшиеся в начальном периоде обучения чтению, письму, математике, как правило, приводят к серьёзным проблемам на последующих этапах обучения.

Успешность обучения каждого ученика зависит от свойственного ему уровня развития, а недостатки и достоинства могут явиться причиной временных трудностей и одновременно определят пути их преодоления.

Как правило, в первые месяцы обучения поведение и самочувствие детей меняются. Некоторые становятся беспокойными или, наоборот, вялыми, раздражительными, плохо едят, с трудом засыпают. Но проходит один-два месяца и у большинства детей самочувствие улучшается. Ребята становятся спокойными и дисциплинированными. Большая часть из них успешно усваивают программу. Но так благополучно бывает не всегда. Некоторые очень быстро устают и становится ясно, что не всем детям учёба по силам. Появляются слабоуспевающие ученики. Многие часто болеют, пропускают занятия и в результате отстают.

Школьные трудности гиперактивных детей.

Трудности обучения наиболее часто отмечаются у детей, которые имеют те или иные виды нарушенного поведения. Среди них значительную группу представляют так называемые расторможенные, двигательно-беспокойные, гиперактивные дети. Чрезмерно возбудимые, порой агрессивные, раздражительные, они с трудом переносят напряжение, у них быстро снижается работоспособность. Они не в состоянии организовать свою деятельность, неспособны фиксировать своё внимание на работе, не могут установить нормальные отношения со сверстниками. Такие дети резко реагируют на отказ в чём-либо, не владеют собой, тотчас забывают хорошие намерения и предпочитают делать только то, что им нравится, доставляет удовольствие.

Нарушение поведения, как правило, сочетается у этих детей с целым комплексом трудностей в письме, чтении и математике. Помочь такому ребёнку можно только при совместной работе учителя и родителей.

Во-первых , стоит разобраться, действительно ли ребенок гиперактивный, по возможности обратиться к специалисту – педиатру, неврологу, психологу.

Во-вторых , необходимо научиться общаться со своим непоседой: это поможет и учителю во время уроков, и родителям при выполнении домашних заданий. Рассмотрим некоторые рекомендации:

  • Не допускайте (никогда, даже в критических ситуациях) грубость, унижение достоинства, злость.

Выражения типа «Терпеть ненавижу», «Ты меня извел», «У меня нет сил», «Ты мне надоел», повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых), бессмысленны. Ребенок просто перестает их слышать.

  • Не разговаривайте с ребенком между делом, раздраженно, показывая всем своим видом, что ребенок отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете отвлечься («Извини, малыш, я сейчас закончу, и мы с тобой обо всем поговорим»).

В-третьях , постарайтесь учесть высокую отвлекаемость и неустойчивую работоспособность этих детей в процессе учебных занятий в школе и дома.

  1. Рабочее место ребёнка должно быть тихим и спокойным, где ребёнок мог бы заниматься без помех.
  2. При выполнении ребенком графических заданий (копирование, списывание букв, цифр) следите за правильной посадкой, положением ручки и тетради.
  3. Говорите с ребенком спокойно, без раздражения. Речь должна быть четкой, неторопливой, инструкция (задание) ясной и однозначной.
  4. Не акцентируйте внимание ребенка на неудаче – он должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы, а успех возможен.

Школьные трудности медлительных детей.

Теперь поговорим о другой категории детей, у которых тоже часто отмечаются трудности обучения - это медлительные дети. Медлительные дети – особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны только с медленным темпом деятельности. Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, особенность нервной деятельности.

Доказано: даже небольшая степень медлительности сильно снижает шансы ребенка на школьные успехи. И поэтому помощь таким детям необходима не тогда, когда уже налицо неуспеваемость и отклонения в здоровье, а с первых дней в школе. Медлительных детей примерно 10–20%. Это дети, у которых в 1,5–2 раза медленнее темп речи, ходьбы, всех движений, низкая скорость выполнения всех сложных действий, и прежде всего письма и чтения. Однако качество выполнения всех действий в своем темпе может быть

очень высоким. Если представить себе, что каждое отдельное действие выполняется почти в 2 раза медленнее, то становится понятным, почему медлительный ребенок пишет во много раз медленнее остальных и почему так медленно читает. Медленный темп нельзя оценивать в категориях «хорошо – плохо». Это особенность ребенка, и с ней необходимо считаться, учитывать в процессе обучения.

Можно ли заставить ребенка работать быстрее?

Медлительного ребенка нельзя заставить писать и читать быстрее. С возрастом (если ребенок не будет доведен до невроза) скорость письма и чтения увеличится (по мере совершенствования самой деятельности). Однако у детей с низкой подвижностью нервных процессов скорость письма и чтения всегда будет ниже, чем у обычных. На начальном этапе обучения нельзя форсировать скорость работы. Торопить, подгонять такого ребенка не только бесполезно (быстрее работать он не будет, эффект окажется обратным), но и вредно. Отрицательно сказывается на состоянии медлительного ребенка ограничение времени на отдых. Это, в свою очередь, снижает работоспособность, повышает утомляемость, что сразу же сказывается и на письме (ухудшается почерк, появляются ошибки – пропуски, замены, недописывания, исправления), и на чтении – «теряется строка», появляются ошибки чтения, возможен эффект «угадывающего» чтения, возникают проблемы понимания текста, трудности пересказа. Медлительный ребенок с трудом воспринимает информацию в очень быстром темпе. Следует обратить внимание на состояние ребенка, его жалобы. Для медлительного ребенка все школьные нагрузки утомительны. Поэтому после школы ему лучше быть дома, в спокойной обстановке. Продленка – не для медлительных детей.

При работе с такими детьми главный залог успеха заключается в том, чтобы создать такую обстановку в школе и дома, которая позволила бы ребёнку работать в доступном для него темпе, не торопить, успокаивать, поддерживать и не забывать хвалить его, создавать все условия для спокойной работы и занятий, обращать внимание на каждое успешно выполненное задание.

  1. Тщательно планируйте выполнение домашних заданий: «Сначала сделать это, потом...».
  2. Создавайте такую обстановку дома, которая позволила бы ребёнку выполнять домашнее задание в собственном оптимальном для него темпе.
  3. Начинайте приготовление уроков с менее сложных, затем переходите к более сложным.
  4. Во время приготовления домашних заданий через каждые 30 минут работы давайте возможность ребёнку отдохнуть 10-15 минут, желательно провести физкультминутку под музыку (они восстанавливают работоспособность, отдаляют утомление).
  5. Не торопите, успокаивайте, поддерживайте ребёнка и не забывайте хвалить его за каждое успешно выполненное задание.

Школьные трудности леворуких детей.

Ещё одна группа детей, вызывающая большую тревогу у родителей – леворукие дети. Сегодня практически в каждом классе есть дети, работающие левой рукой. Леворукие дети (как и праворукие) – разные по своим психологическим и физиологическим особенностям, по своим способностям, интересам и проблемам. Леворукость не является маркером ни каких-то особых способностей, ни свойственных только леворуким проблем. В отношении к леворуким и леворукости существуют две противоположные точки зрения: негативная (леворукость – отклонение, у всех леворуких есть нарушения) и позитивно-восторженная (все леворукие гениальны). И первая, и вторая точки зрения далеки от реальности. Среди леворуких людей есть очень успешные, талантливые и даже гениальные (именно о них идет речь, когда вспоминают о Леонардо и Юлии Цезаре, о Наполеоне и Чаплине и многих других), но есть тысячи безвестных неудачников и просто больных людей. Леворукие – не однородная группа, и это связано, прежде всего, с тем, что происхождение леворукости может быть разным.

Современные знания позволяют выделить два основных вида леворукости – генетическую и компенсаторную (или патологическую) леворукость.

Дети с генетически закрепленной леворукостью могут ничем особенным не отличаться от своих сверстников. А вот ребята с «компенсаторным» вариантом чаще всего требуют повышенного внимания родителей. Не из-за леворукости как таковой, а от того, что у них есть неблагоприятные факторы в развитии, которые могут определять повышенную возбудимость, трудности концентрации внимания, более позднее созревание познавательных функций (речи, моторики, восприятия, мышления, памяти). Все эти особенности проявляются и у праворуких детей, имеющих факторы риска в развитии.

Причины происхождения леворукости могут быть разными, и поэтому нельзя говорить о каких-то общих особенностях, характерных для всех таких детей. Несомненно одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, виновницей сниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Это не болезнь. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга.

Конечно, можно приложить немалые усилия и заставить леворукого малыша работать правой рукой. Но изменить его биологическую суть нельзя. И, тем не менее, до недавнего времени леворуких детей в семье и в школе пытались переучивать. Один из мотивов, которым руководствовались родители и учителя, таков: весь бытовой мир приспособлен под правую руку, и, переучив малыша, они помогут ему избежать многих проблем и неудобств.

Произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Это мощный стресс, чреватый возникновением неврозов.

У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Мальчикам свойственны расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость. Довольно часто леворуких детей беспокоят страхи перед неудачами, порицаниями со стороны воспитателей и родителей. Добавляется страх темноты, боязнь оставаться одному в комнате (страх одиночества) и даже страх смерти. У некоторых детей страхи кратковременны, и если нет новых стрессов, могут исчезнуть.

Родителям и педагогу стоит очень внимательно проанализировать историю развития ребенка, использовать специальную методику для определения ведущей руки, чтобы уметь прогнозировать проблемы ребенка, а не пытаться их решить через несколько лет трудностей обучения и неудач.

Среди леворуких довольно много детей со школьными проблемами, однако это не дает основание делать выводы о том, что именно леворукость является их причиной. Еще раз подчеркнем – леворукость в таких случаях скорее сопровождает нарушения в состоянии здоровья и отклонения в развитии, причем те и другие проявления могут иметь как единую общую причину, так и разные факторы, определяющие их возникновение.

В чём причина проблем леворуких детей и насколько велико значение леворукости в возникновении этих поблеем? Первое, на что следует обратить внимание: неправильный (очень напряженный и неэффективный) способ держания ручки. В результате формируется очень напряженный и очень медленный способ письма с неровными, неправильными буквами, больше похожими на каракули. Из-за постоянного напряжения и невозможности успеть за темпом работы в классе накапливаются и другие проблемы. К трудностям чисто технического навыка письма быстро прибавляются пропуски, замены, недописывания, а осложняет ситуацию волнение, тревожность, страх неудачи, негативное отношение окружающих взрослых к леворукости – все то, что ребенок не в силах изменить сам. Естественно, это приводит к ухудшению психического здоровья, что, в свою очередь, становится причиной резкого снижения работоспособности, повышенной утомляемости, нарушению концентрации внимания. А результат – ухудшение почерка, ошибки, пропуски, недописывания, проблемы на контрольных (не успевает, плюс волнуется, плюс быстро утомляется).

Итак, леворукость ни при чем, точно такие же проблемы могли бы при тех же условиях возникнуть и у праворукого ребенка. Ребенок чувствует себя ущербным и это тоже усугубляет проблемы.

Что делать? Как помочь ребёнку?

Советы родителям леворуких детей.

  1. Никогда и ни при каких обстоятельствах взрослые не должны показывать ребенку негативное отношение к леворукости.
  2. Следует помнить, что леворукость – индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей, чаще всего не связаны с этим явлением. Такие же проблемы могут быть и у любого другого ребенка.
  3. Не стоит даже пробовать обучать леворукого ребенка работать правой рукой, тем более, настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.
  4. Определять ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года.
  5. Леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.

Успехи ребёнка напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь со стороны близких.

  1. Научите ребёнка садиться за уроки самостоятельно и оказывать ему помощь только тогда, когда он в ней нуждается.
  2. Лучшее время для приготовления уроков 15-16 часов, через каждые 15-20 минут работы необходимо делать 10-15 минутный перерыв, который ребёнок может использовать по своему усмотрению.
  3. Дать возможность ребёнку самому выбрать, что он будет делать вначале, вы можете посоветовать или порекомендовать, но ни в коем случае не требовать.
  4. Следить, чтобы ребёнок правильно держал ручку, и обеспечить хорошую освещённость правой стороны стола.
  5. Приготовление домашнего задания не должно быть причиной ссор, взаимного раздражения, конфликтов. Надо помнить, что леворукий ребёнок очень раним, и требует бережного, внимательного и доброго отношения.

Работа по организации помощи при трудностях в обучении.

Результаты работы родителей с детьми, имеющими трудности обучения, при систематичной и целенаправленной коррекции могут быть очень эффективны. Главные условия – наличие времени, терпение и вера в успех. Помощь родителей не должна ограничиваться только контролем над выполнением домашних заданий (что чаще всего бывает). Родители должны знать, как нужно организовать занятия, как взаимодействовать с ребенком. Они должны соблюдать основные правила:

  • успешное продвижение возможно лишь в том случае, если трудность и сложность заданий не увеличиваются, а уменьшаются;
  • работать необходимо регулярно и ежедневно, но никогда по воскресеньям и на каникулах;
  • начинать занятия следует с 20 минут (в начальной школе – с 10–15 минут);
  • необходимо делать исключения, не заниматься, если ребенок очень устал и утомлен или произошли какие-то особые события;
  • во время занятий через 15-20 минут обязательно должны быть паузы, физкультминутки, упражнения на расслабление;
  • начинать занятия следует с игровых упражнений;
  • в занятия должны быть включены задания, которые ребенок обязательно сможет выполнить, или достаточно легкие, не вызывающие серьезного напряжения. Это позволит ему настроиться на успех, а родителям – использовать принцип положительного подкрепления: «Видишь, как хорошо все получилось!», «У тебя сегодня все хорошо получается», – и т.п.

Примерно раз в неделю (в 10 дней) родители должны встречаться с учителем и обсуждать тактику работы на следующий период.

Работа родителей с ребенком, имеющим школьные проблемы, особенно эффективна в тех случаях, когда он вынужден какое-то время не ходить в школу (например, из-за болезни или после нее). Отсутствие психологических трудностей влияния большого коллектива, регламентированного режима, значительных статических нагрузок, то есть всего комплекса школьных нагрузок, позволяет с большой пользой использовать довольно короткое время лишь для учебных занятий, а индивидуальная работа дает возможность учесть все особенности ребенка.

Помощь при школьных трудностях эффективна лишь в том случае, если школьные успехи не будут достигнуты ценой чрезмерного напряжения и ухудшения состояния здоровья, поэтому рекомендуется не реже двух раз в год проводить консультативное обследование ребенка у врача педиатра или психоневролога (особенно в тех случаях, когда отмечены неврозоподобные или невротические расстройства).

Самый эффективный путь помощи детям с трудностями обучения в начальной школе – внимание, доброжелательность и терпение, желание понять причины и умение найти особый подход к таким детям.

Успех этой работы во многом зависит от того, сможет ли ребенок поверить в свой успех, но сначала в это должны поверить взрослые, учитель и родители.

Список использованной литературы:

  1. Безруких М. М. Леворукий ребёнок в школе и дома.- М.: Вентана - Граф, 2005г. -240с.
  2. Безруких М. М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь М.: ЭКСМО, 2009г., - 464с.
  3. Безруких М. М., Ефимова С. П. Как помочь детям с трудностями обучения? Начальная школа № 10, 1990г.
  4. Безруких М. М., Ефимова С. П. Навык письма - трудности обучения. Начальная школа № 11, 1988г.
  5. Безруких М. М. Лекции учебного курса «Трудности обучения письму и чтению в начальной школе».