Игры с движением о дружбе. «дружбой дорожить умейте!»

День Дружбы – игра по станциям

Цель:

Способствовать развитию дружеских взаимоотношений между детьми, сплочению коллектива;

Формировать у детей и умение дружить и ценить дружбу;

Способствовать развитию творческих способностей у детей.

Оборудование: маршрутные листы,разрезанные картинки из мультфильмов о дружбе, конверты с поговорками.

Домашнее задание отрядам:

    Выбрать капитана команды;

    Песня о дружбе (можно инсценировать, спеть и т.д.)

    Орг момент

Всем, всем - Добрый день!

Похлопайте в ладоши девочки … (мальчики).
-Улыбнитесь те, кто хочет веселиться.
-Нахмурьте брови те, кому сейчас грустно.
-Поднимите руку, у кого есть друг?
-Помашите мне рукой 4 класс; 1 класс; 3 класс; 2 класс

У вас есть друзья?
-Потопайте ногами, кто хочет отправиться с друзьями в путешествие.

Буквально через несколько минут мы с вами отправимся в путешествие, но сначала послушайте притчу и скажите о чём она?

Притча
В джунглях жила стая волков. Вожак стаи был очень старый. И когда стае пришлось идти на охоту, вожак сказал, что не в состоянии вести стаю. Из стаи вышел молодой, крепкий волк, подошел к вожаку и попросил, чтобы тот разрешил вести стаю ему. Старый волк согласился, и стая отправилась на поиски пропитания. Через сутки стая пришла с охоты с добычей. Молодой волк рассказал вожаку, что они напали на семерых охотников и без труда забрали у них добычу.
Пришло время стае снова идти на охоту, и повёл её молодой волк. Стаи долго не было. И вот старый волк увидел молодого волка, залитого кровью. Он рассказал вожаку, что стая напала на троих человек и в живых остался только он один. Старый волк удивлённо спросил:

Но ведь в первую охоту стая напала на семерых вооруженных охотников, и все вернулись целыми и с добычей?»
На это молодой волк ответил: «Тогда было просто семь охотников, а в этот раз были три лучших друга».

Вопросы для обсуждения:
- О чём же говорится в притче? (О дружбе)

Правильно о дружбе. И сегодня в нашей школе объявлен День Дружбы.

Нам предстоит выбрать самый сплочённый, самый дружный класс. А помогут нам в этом различные испытания, которые ждут вас впереди.

Ведущий:

Приглашаем капитанов для получения маршрутных листов.(Приложение 1)

Отправляемся в путь по станциям.

1 станция: «Шифровальная»

ДРУЖБА


Р - разумные, радостные
У – умные, умелые
Ж - жизнерадостные, живые
Б– бодрые, боевые
А – активные, артистичные

За каждое слово - 1 балл

    (Бабушка)

    (Улыбка)

    (Сосулька)

    (Настроение)

    (Папа)

2 станция: «Колечко красоты»
Ведущий

Вопросы для обсуждения:
- Вам понравилась игра?



3 станция: «Настоящие друзья»

    Малыш и … (Карлсон).

    Винтик и … (Шпунтик).

    Лунтик и ……….(Кузя)

За каждое отгаданное слово – 1 балл

4 станция: «Народные пословицы»

Надо собрать пословицу из отдельных слов (на интерактивной доске)

Не имей 100 рублей, а имей сто друзей

Без друга на душе вьюга

- Дружба не гриб, в лесу не найдёшь

- Друг за друга стой – выиграешь бой

– С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде

Конкурс оценивается от 1 до 5 баллов: если всё верно – 5 баллов, 1 слово переставлено – 4 балла и т.л.

5 станция: «Перестрой –ка»

Ведущий: - С этим заданием вы справились быстро, а главное дружно.

Конкурс оценивается от 1 до 5 баллов: учитываются активность, слаженность

6 станция: «Дружно - песенная»(Последняя общая станция)

А сейчас конкурс песен о дружбе.

Список использованной литературы

    Арсенина Е. Н. Развлечения со значением: внеклассные мероприятия для младших школьников. Изд.: Учитель, 2007 – 84с.

    Арсенина Е. Н. / Кислова Л. Б. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Вып. 1. – Изд.: Учитель, 2006 – 185с.

    Болотская С. А. / Власова Л. И. и др. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Тематические занятия, утренники, композиции, - Изд.: Учитель, 2007- 143с.

    Гальцова Е. А., Мозаика детского творчества и досуга: фестивали, игровые программы иконкурсы для младших школьников., Изд.: Учитель, 2011- 87с.

    Корбакова И. Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Праздники, игры, внеклассные занятия. Вып. 5. – Изд.: Учитель, 2007 – 124с.

    Лободина Н. В. / Савинова С. В. и др. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Вып. 4, - Изд.: Учитель, 2007- 138с.

    www.mytoasts.ru/pozdrav

    www.teatrbaby.ru

    chudesenka.ru/load/0-3

1 станция: «Шифровальная»



2 станция:

«Колечко красоты»

3 станция:

«Настоящие друзья»

4 станция:

«Народные пословицы»

5 станция:

«Перестрой –ка»

6 станция:

«Дружно - песенная»

Маршрутный лист

1 Класс

п/п

Название станции

Оценка

Замечания

«Шифровальная»

«Колечко красоты»

«Настоящие друзья»

«Народные пословицы»

«Перестрой –ка»

«Дружно - песенная»

Маршрутный лист

2 Класс

п/п

Название станции

Оценка

Замечания

«Перестрой –ка»

«Шифровальная»

«Колечко красоты»

«Настоящие друзья»

«Народные пословицы»

«Дружно - песенная» (Все собираются в холле школы)

Маршрутный лист

3 Класс

п/п

Название станции

Оценка

Замечания

«Народные пословицы»

«Перестрой –ка»

«Шифровальная»

«Колечко красоты»

«Настоящие друзья»

«Дружно - песенная» (Все собираются в холле школы)

Маршрутный лист

4 Класс

п/п

Название станции

Оценка

Замечания

«Настоящие друзья»

«Народные пословицы»

«Перестрой –ка»

«Шифровальная»

«Колечко красоты»

«Дружно - песенная» (Все собираются в холле школы)

доброжелательные

разумные

радостные

жизнерадостные

бодрые боевые
активные

артистичные

1 станция: «Шифровальная»

Задания

1 станция: «Шифровальная»

Расшифровать слово «дружба», подберите другие слова, которые будут характеризовать вас и ваших настоящих друзей.

ДРУЖБА

Д - дружные, добрые, доброжелательные
Р - разумные, радостные
У – умные, умелые
Ж - жизнерадостные, живые
Б– бодрые, боевые
А – активные, артистичные

За каждое слово - 1 балл

    Она любит детей, добренькая. Покупает что-нибудь вкусненькое: что хочешь. Она заботливая, никогда не ругает. У нее есть любимый человек - дедушка. Кто она? (Бабушка)

    Она бывает большая и маленькая. Когда фотографируются, она тоже нужна. Она появляется, когда рассказывают анекдоты или что-нибудь смешное, а потом исчезает. Что это?(Улыбка)

    Это очень хорошее и сладкое. Когда становится тепло, это превращается из большой в маленькую. Это бывает разной формы, но чаще похоже на морковку. Висит вниз головой. Когда весна наступает, это капает. Что это?(Сосулька)

    Это бывает и не бывает. Это бывает, когда не пускают гулять, когда уроки надо делать. Бывает веселое и грустное, хорошее и плохое. Что это? (Настроение)

    Это дядя. Он сильный, он умеет готовить, может водить машину, он никогда не боится, никогда не плачет. У него есть сын и дочь. Он хороший, добрый, заботливый. Обещал маму всю жизнь на руках носить. Кто это? (Папа)

Задание

2 станция: «Колечко красоты»

Ведущий : Сейчас мы поиграем. У меня есть колечко красоты. Стоит только прикоснуться колечком до любого человека, как в нём сразу же становиться видно всё самое красивое.
Ведущий просит детей встать в круг отвести сложенные ладошки назад. Ведущий незаметно вкладывает одному из учащихся колечко в руки. Затем дети говорят хором: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко встаёт по центру круга. И ребята должны назвать в нём те качества, которые им нравятся в нём.

Вопросы для обсуждения:
- Вам понравилась игра?
- Приятно было слышать добрые слова в свой адрес?
- Как вы считаете, в каждом человеке можно найти что-то хорошее?

Конкурс оценивается от 1 до 5 баллов: учитываются активность, слаженность
(Отдать часть картинки, на обратной стороне указан отряд)

Задание

3 станция: «Настоящие друзья»

Ведущий: - Вспомните героев мультфильмов, которых можно считать настоящими друзьями и назовите их.

(Ведущий называет одного героя, а ребята досказывают другого.)

    Крокодил Гена и….. (Чебурашка).

    Смешной мишка Вини Пух и … (Пятачок).

    Малыш и … (Карлсон).

    Непоседливый Буратино и … (Пьеро, Мальвина).

    Хитрая лиса Алиса и … (кот Базилио).

    Смешные бурундучки: Чип и … (Дейл).

    Винтик и … (Шпунтик).

    Добрая Белоснежка и …..(Семь Гномов)

    Лунтик и ……….(Кузя)

    Котёнок по имени Гав и ……….(щенок)

Вспомните ещё настоящих друзей – героев мультфильмов и сказок

За каждое отгаданное слово – 1 балл

Задание

5 станция: «Перестрой –ка»

классу по команде ведущего нужно быстро выполнить задание:

1. Построиться по росту: от высокого до низкого;

2. Построиться по цвету волос: от светловолосого до темноволосого;

3. Построиться: сначала девочки – потом мальчики;

4. Построиться: высокий – низкий, высокий – низкий.

5. Построится: один лицом, второй спиной –по очереди.

Волкова Ильмира Мишакировна, воспитатель по ОТЯ МДОУ №37 «Родничок» г.Бугульмы РТ

Программное содержание: Приобщать дошкольников к здоровому образу жизни. Формировать у детей дружеские взаимоотношения. Воспитывать чувства взаимопомощи.

Предварительная работа: беседа о дружбе, правильном образе жизни и режиме дня; разучивание песен, пословиц и поговорок, стихотворений о дружбе; проведение игр: «Устами младенца», «Пойми меня», «Составь слово»; разгадывание кроссвордов; разучивание подвижных игр; проведение занятий по аппликации.

Оформление зала. В центре зала стоит барабан, на котором лежат конверты с заданиями, на противоположных сторонах расставлены столы и стулья для двух команд, в центре перед барабаном места для жюри.

Ход викторины

Орси: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?

Да, я Учитель здоровья, Орси. Я учу детей дружить, общаться и соблюдать режим дня. И мы сейчас проведем с вами викторину по теме: «Дружба».

Для начала вам нужно дать названия командам, придумать девиз и выбрать капитана команды. А сейчас мы познакомимся с членами жюри

(Орси представляет членов жюри)

Орси: Дети, посмотрите на барабан. Здесь лежат конверты с заданиями. Я буду вращать барабан, на какой конверт укажет стрелка, то задание вы и будете выполнять. А члены жюри будут внимательно следить за вашими ответами, и оценивать каждое задание.

Внимание! Мы начинаем викторину, которая называется «В дружбе наша сила»

Задания для викторины

  1. Музыкальный звон. Спеть песню о дружбе. (Оценивается знание слов и музыки, эмоциональность исполнения) .
  2. Игра «Сложи слово». В конверте карточки с буквами. Нужно правильно и быстро составить слова: «дружба» и «друзья» (задание выполняют капитаны команд) .
  3. Фольклорный конкурс. Вспомнить пословицы и поговорки о дружбе.
  4. Игра «Пойми меня». С помощью жестов, движений, мимики и других слов, объяснить следующие слова: «зарядка», «здоровье», «физкультура», «дети».
  5. «Сложи по порядку». В конверте карточки «Режим дня». Задание: сложить карточки по порядку. (Оценивается быстрота и правильность выполнения задания) .
  6. Поэтическая страничка. Рассказать стихотворения о дружбе.
  7. Подвижная игра: «Собери урожай».

Дети строятся в две колонны. Первый ребенок из каждой команды бежит с обручем и оставляет его на определенном месте. Потом бегут девочки с корзинками и «сажают» овощи. Затем мальчики на машинах подъезжают и собирают урожай в кузов. Выигрывает та команда, которая первой выполнит задание.

  1. Кроссворд: «Здоровье»

По горизонтали: 1. То, что мы должны регулярно делать для нормальной работы нашего организма. 2. В детском саду после завтрака и занятий мы собираемся и выходим на 3. Для чего мы используем мыло, воду и полотенце?

По вертикали: 4. Чтоб бодрыми быть целый день делать нам не лень. 5. Если хочешь быть здоров 6. Каждый вечер ровно в девять к нам приходит сладкий

(За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу. Выигрывает команда, которая даст наибольшее количество правильных ответов) .

Подведение итогов викторины. Награждение.

Песня: «Настоящий друг».

Дружба крепкая, не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,

Мы поссоримся и помиримся

Не разлить водой, шутят все вокруг.

В полдень или полночь, друг придет на помощь,

Вот что значит настоящий верный друг.

Друг меня всегда сможет выручить,

Если что-нибудь приключится вдруг.

Нужным быть кому-то в трудную минуту,

Вот что значит настоящий верный друг.

Форма проведения классного часа - деловая игра.

Цель - воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу.

В результате занятия участники смогут:

    Сформулировать понятие «дружба »,

    Практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем,

    Приобретут навыки работы в сотрудничестве,

    Поймут, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу и уметь доверять ему.

Необходимые материалы:

    Скотч и ножницы в каждую группу,

    40 человечков, вырезанных из цветной бумаги, одинакового размера,

    Цветные карандаши или фломастеры,

    Белые листы бумаги А-4,

    Шесть маленьких рисунков солнышка, шесть маленьких рисунков облака, шесть малньких рисунков цветов, шесть маленьких рисунков сердец и один рисунок грозовой тучи.

Блок - схема занятия.

    1. Введение в тему с использованием метода «Займи позицию». - 9 мин.

    2. Объявление темы и ожидаемых результатов занятия. - 1 мин

    3. Мозговой штурм «Дружба - это …» - 5 мин.

    4. Игровое упражнение «Найди себе подобного». - 5 мин.

    5. Интерактивное упражнение «Моделирование дружбы». - 20 мин.

    6. Подведение итогов занятия. - 5 мин.

Ход занятия.

1. Введение в тему с использованием метода «Займи позицию».(9 мин).

С помощью этого метода учащиеся могут высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос. Для этого в противоположных сторонах класса вывешиваются два плаката. На одном написано - «Дружба в классе не нужна», на другом - «Дружба в классе нужна». Учащимся предлагается определить свою позицию и встать около того плаката, который соответствует их точке зрения на данный вопрос.

2. Объявление темы и ожидаемых результатов занятия. (1 мин.).

3. Мозговой штурм «Дружба - это …». (5 мин).

1. Работа над понятием «дружба». «Дружба - это … ». Учащимся предлагается подумать над вопросом, что значит «дружба» и зачем она нужна людям? После небольшого размышления учащиеся высказывают свои мысли, которые записываются на плакате. Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».

2. Работа над понятием «зачем дружба нужна людям?».

4. Игровое упражнение. (5 мин.).

Для закрепления темы используется игровое упражнение «Найди себе подобного».

    Шаг 1. Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи).

    Шаг 2. Учитель дает задание детям: Найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.

    Шаг 3. Дети определяют, за какой стол они сядут.

    Шаг 4. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей».

Обсуждение.

    Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?

    Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?

    Какой рисунок у вас на спине?

5. Моделирование дружбы в классе. (20 мин).

Участникам предлагается смоделировать дружный коллектив класса.

Ход выполнения интерактивного упражнения:

1. Каждой группе дается свое собственное задание, и работать они будут в группе различными способами.

Критерии оценки:

    Участники смоделировали дружбу в классе;

    Участники придерживались правила, работать дружно (за каждое нарушение вычитается 2 балла);

    Коллектив дружный;

    Участники использовали всех человечков.

2. Если команда работала шумно, и члены команды постоянно ругались между собой, то это повлечет за собой снятие с команды баллов.

3. Каждой группе раздаются по 10 человечков, вырезанных из цветной бумаги; ножницы; скотч.

4. По истечении времени каждая группа должна:

А) изложить логику дружбы в их коллективе; Б) объяснить правила, по которым они работали, а так же поощрить активных и сообразительных детей.

Осмотр проектов.

Перед обсуждением участники осматривают проекты и голосуют за лучший.

Командам задаются следующие вопросы.

    Понравилось ли вам работать в данной команде?

    У какой команды сразу не получилось работать дружно? Почему?

    Какая группа хорошо справилась с задачей? Почему?

Тренинг для детей 5-7 лет на тему «Дружба».

Цель : личностное развитие ребенка.

Задачи : 1. Воспитывать доброе отношение детей друг к другу.

2. Развивать навыки общения, позитивного социального поведения.

3. Раскрыть значимость моральной поддержки друзей.

4. Формировать благоприятный психологический климат в группе.

5. Снятие телесного и эмоционального напряжения.

Материалы:

Музыкальное сопровождение песня В.Шаинского «Когда мои друзья со мной», «Песенка друзей» Муз. Старокодамского, песня «Все мы делим пополам» В.Шаинского, «Песенка друзей» из м/ф «По дороге с облаками», песня «Дружба» в исполнении группы «Барбарики, песня «Дорога добра» муз.М.Минкова; 2 разрезанных картины формата А4 в виде пазлов; повязка на глаза; листы бумаги на каждого участника.

План: Время

1. Приветствие. 4 мин.

2. Беседа о Дружбе. 8 мин.

3.Паровозик Дружбы. 3 мин.

4. Задание «Собери картинку». 4 мин.

5. Игра «Слепой и Поводырь». 5 мин.

6. Пальчиковая гимнастика «Дружба». 2 мин.

7. Упражнение «Согласованные движения». 3 мин.

8. Игра «Бумажные мячики». 4 мин.

9. Игра «Найди друга». 5 мин.

10. Танец Дружбы. 4 мин.

11. Подведение итогов. Прощание. 3 мин.

Ход тренинга:

Дети стоят в кругу и держатся за руки.

Здравствуйте ребята! Давайте передадим по кругу улыбку и получим заряд бодрости и хорошего настроения.

Сейчас послушайте песню и догадайтесь, как называется наше занятие. Звучит песня В.Шаинского «Когда мои друзья со мной».

Правильно, сегодня мы будем говорить о Дружбе.

Беседа о Дружбе.

Ребята, а что такое Дружба?

А у вас есть хороший друг?

Какими качествами обладает друг?

Что можно делать с друзьями? В какие игры вы любите играть с друзьями?

(Обсуждение вопросов, обобщение).

Дружба - это тёплый ветер,
Дружба - это светлый мир,
Дружба - солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.

Дружба - это только счастье,
Дружба - у людей одна.
С дружбой
не страшны ненастья,
С дружбой -
жизнь весной полна.

Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом - даже злая слабость
В миг растает и уйдет.

Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба - это ценный дар!

Ольга Травина

Ребята, а если вы хотите познакомиться, подружиться с кем-нибудь, как вы это будете делать? (проиграть предложенные варианты).

А если вы поссорились с другом, что нужно делать? (Обсуждение, выводы).

Если с другом был не вежлив, ты пойди и помирись,

Ты не дуйся и не хмурься, если надо, извинись!

И тогда вокруг все ярче и светлее станет вдруг,

Потому, что рядом будет настоящий друг!

Можно много слов прекрасных о друзьях сказать!

Никогда не стоит, дети, друга обижать.

Потому, что без друзей очень трудно жить…

Дружбой надо дорожить! (сказать всем вместе).

Паровозик Дружбы.

Предлагаю всем отправиться в страну «Дружба» на нашем паровозике дружбы. Скорей занимайте места. Все готовы? Звучит веселая музыка «Песенка друзей» Муз. Старокодамского.

Дети строятся в паровозик, и напевая песню «Мы едем, едем, едем в далекие края…» двигаются по кругу. Подали сигнал: «Ту-ту».

Ну, вот мы и приехали в страну «Дружба». Сейчас мы проверим, какие вы дружные, как умеете помогать друг другу и дружно играть.

Задание «Собери картинку».

Разделить детей на 2 команды. Каждая команда получает по картине, которую нужно дружно собрать из кусочков. Звучит песня «Все мы делим пополам» В.Шаинского.

Ну вот молодцы, вы действительно дружные, умеете договариваться и помогать друг другу.

Сейчас у вас будет возможность почувствовать и помочь своему другу, который попал в беду.

Игра называется «Слепой и Поводырь». Кто такой Поводырь - знаете? Поводырь сопровождает слепого человека, становится его глазами, подсказывает как ему идти, чтоб не упасть, не удариться, где ступеньки, где ямы, где перейти дорогу.

Сейчас мы разделимся по парам, договоритесь кто из вас будет слепым, а кто поводырем, потом мы поменяемся ролями. Итак, «Слепой» закрывает глаза, честно и не подглядывает, он должен довериться своему Поводырю. А Поводырь должен быть очень заботливым и внимательным, чтобы не причинить боль товарищу.

После игры обсуждение. В роли кого вам было удобнее? Заботливый ли у вас был Поводырь? Смогли вы ему довериться?

А теперь позаботимся о наших пальчиках.

Пальчиковая гимнастика «Дружба».

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(Пальцы рук соединяются ритмично в «замок».)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

(Ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук.)

Раз, два, три, четыре, пять,

(Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев.)

Раз, два, три, четыре, пять,

(Руки вниз, встряхнуть кистями.)

Упражнение «Согласованные движения».

По парам дружно выполняем действия:

Пилим дрова,

Гребем веслами на лодке,

Переносим стол.

Мы с вами говорили, что друзья любят весело играть. Давайте поиграем в веселую игру «Бумажные мячики».

Раздать каждому по листу бумаги, дети сминают ее в бумажный мяч. Разделить детей на две команды. Команды располагаются на расстоянии 3-х метров друг от друга. Под веселую музыку дети начинают кидать свои мячи на противоположную сторону. Задача каждой команды, чтоб на их стороне не осталось мячей, когда закончится музыка. Звучит «Песенка друзей» из м/ф «По дороге с облаками».

А сейчас мы узнаем, сможете ли вы найти своего друга.

Игра «Найди друга». Все становятся в круг. Ребенку завязывают глаза и со словами: «Я кружусь, кружусь, кружусь, друга я сейчас найду», он на ощупь должен отгадать кого нашел.

Танец Дружбы . А теперь по очереди, каждый из вас будет показывать танцевальное движение, а мы будем повторять и таким образом станцуем общий танец Дружбы, который всех нас объединит. Звучит песня «Дружба» в исполнении группы «Барбарики. По сигналу ведущего движение показывает следующий ребенок.

Выводы. Что вы поняли сегодня на нашем занятии? Что вам понравилось?

Ребята, я думаю мы все сегодня узнали много о том,что такое «Настоящая дружба», научились помогать и заботиться друг о друге, и главное поняли, что не надо ссориться, что «Дружбу надо беречь», давайте еще раз хором скажем: «Дружбой надо дорожить!»

Звучит песня «Дорога добра» муз.М.Минкова, дети обнимаются и желают друг другу что-нибудь хорошее.

Задачи игры: создать условия для взаимодействия детей друг с другом, способствующие формированию навыка сотрудничества, положительного отношения друг к другу, предоставить возможность проявления взаимовыручки, дружеских отношений между детьми.

Описание проблем и задач развития, на решение которых направлена данная игра:

Очень часто в период адаптации детей к школе встречается проблема, когда дети не могут наладить дружеские отношения, каждый претендует на лидерство, не считается с мнением другого. Дети часто ссорятся, ябедничают, не могут работать все вместе и в парах. Налаживание взаимоотношений между детьми сложный и кропотливый процесс.

Предполагаемый психологический результат:

  • Данная психологическая игра должна способствовать формированию сотрудничества, дать возможность детям увидеть друг друга в необычных ситуациях и осуществить перенос возникших отношений за пределы игры, в повседневную жизнь.
  • Описание сюжетной канвы, игровой результат, тип сюжета:
  • Данная игра представляет собой игровую оболочку, на фоне которой решаются развивающие и коррекционные психологические задачи.

Сюжет: Всем детям класса предлагается возможность отправиться в интересное путешествие на остров "Дружба". Но по мере движения к этому острову, дети встречаются с различными препятствиями. Преодолеть их они смогут, лишь выполняя различные задания, работая все вместе и в парах. Перед детьми возникают следующие ситуации:

  • Объяснить лесным жителям, что такое дружба, кого можно назвать своим другом и для чего необходимо дружить.
  • С помощью рук построить мостик, чтобы переправиться через реку.
  • Разукрасить в парах одинаковые варежки, работая одной пачкой карандашей.
  • На отдыхе похвалить друг друга, сказать хорошие слова.
  • Подарить подарок тому, кто тебе нравится, при этом говоря слова, за что тебе нравится этот человек.
  • В ходе игры я наблюдаю за детьми, отмечаю кто как ведет себя в сложившихся ситуациях.

Время на игру и на обсуждение:

  • Игра - 60 минут,
  • обсуждение - 10 минут.

Участники:

  • Возраст участников: 6,5 - 7,5 лет; учащиеся 1 класса.
  • Размер группы: зависит от количества детей в классе.
  • Ведущим является один взрослый, психолог.

Участие педагога в данной игре не предусмотрено. Но если такое желание возникнет, то он может присутствовать на игре в качестве наблюдателя или участника.

Возможное продолжение игры в деятельности психолога и педагогов:

  • Педагогу можно использовать в виде групповой работы на уроке или работы в парах сюжет данной игры или идею отдельных упражнений. Но в качестве психологической игры проведение эффективно на уроках с тренером.
  • Подробный сценарий игры с указание задач каждого этапа.

Этап I. Введение в игру.

Задачи: способствовать созданию игровой атмосферы, познакомить учащихся с правилами игры, настроить на высокую работоспособность.

Время: 5 минут

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А путешествовать мы будем на остров по названием "Дружба". Собираясь в любое путешествие, люди берут с собой все свои знания, старательность, наблюдательность, хорошие отношения. Не забудьте и вы все это взять с собой, тогда наше путешествие будет удачным. Но в путешествии нас ожидает много препятствий, которые нужно будет преодолеть. Если мы с ними справимся, сможем помогать друг другу, выручать, значит, волшебный остров ждет нас. Итак, в добрый путь!

Этап II. Совместная работа участников игры.

Задачи: способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы; поощрение совместного переживания, связанного с выполнением общей задачи.

Время: 10 минут

Необходимые материалы: изображения деревьев (береза, ель, рябина), грибов, животных (заяц, лиса, медведь, волк), карта путешествия.

А вот и первое препятствие. Узнать, куда мы попали, вы сможете, ответив на мои загадки. (По ходу того, как дети справляются с загадками, на доске появляются изображения деревьев, животных).

На лесной опушке
Стоят подружки.
Платьица белены,
Шапочки зелены. (березы)

Зимой и летом
Одним цветом. (ель, сосна)

Платье потерялось, пуговки остались. (рябины)

Что же у нас получилось, ребята? (лес).

А что еще в лесу растет кроме деревьев?

Стоит лепешка
На одной ножке.
Кто мимо пройдет,
Всяк поклонится. (гриб)

А какие животные живут в лесу?

Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (заяц)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый, краса,
А зовут ее: (лиса)

Корова безрога,
Лоб широк, глаза узеньки.
В стаде не пасется,
И в руки не дается. (медведь)

Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (волк)

Молодцы, ребята, все загадки отгадали.

Ну вот и попали мы в сказочный лес,
Лес этот полон прекрасных чудес.
Здесь звери не только умеют играть,
Они ведь и дружными все хотят стать.
А учит зверюшек медведь косолапый,
Указку держа своей лапой косматой
Давайте поможем зверятам мы всем
И дружбы урок подадим поскорей.

Ребята, давайте мы с вами расскажем лесным жителям, что такое дружба.

Кого можно назвать своим другом?

Для чего нужно уметь дружить?

Хорошо, ребята, я думаю, что лесные жители поняли, что такое дружба и зачем она всем нужна. А теперь мы с вами отправляемся дальше:

Этап III. Работа участников в парах.

Задачи: развивать отношения партнерства, умение работать в парах, стремиться к устранению психологических барьеров, ограничивающих эффективность общения.

Время: 20 минут

Необходимые материалы: большой рисунок реки, гор; музыка: шум реки, свист ветра; приготовленные для детей рисунки варежек, которые нужно будет разукрасить, цветные карандаши по одной пачке на столе.

Звучит музыка: шум реки.

Но вот на пути вновь преграда встает.
И волны бушуют и ветер ревет.
Река разлилась у нас на пути,
Дорогу на остров никак не найти.
Но чтобы нам цели скорее достичь,
Должны мы подняться по мостику ввысь.

А где же этот мостик, ребята? Что-то я его совсем не вижу. Как же нам быть? (выслушиваются мнения детей).

А давайте мы с вами сами построим мостик, мостик дружбы.

Упражнение "Мостик дружбы".

Психолог просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик при помощи рук. Психолог сам включается в работу. В конце упражнения все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая " мостик дружбы".

Вот и река позади, но она не так страшна, когда друг рядом, и может протянуть тебе руку помощи.

Звучит музыка: свист ветра.

И мы отправляемся дальше в поход.
Река позади, а дорога зовет.
Но что за беда? Как же дальше идти?
Ведь горы теперь у нас на пути.
Как это препятствие нам одолеть,
В холодных горах, ведь, легко заболеть.
Там снег на вершинах лежит, посмотри.
И солнца не видно, и холод внутри.

Ребята, как же нам подняться вверх, в горы, ведь там холодно, снег лежит. Но я думаю, что нам станет теплее, если мы с вами приготовим себе теплые варежки. В горах они нас согреют.

Упражнение "Разноцветные варежки" .

Я прошу объединиться в пары соседей по парте. Возьмите на двоих одну пачку цветных карандашей. Перед вами лежит рисунок варежки. Посмотрите, какие они бесцветные, без узоров. В каждой паре договоритесь друг с другом, как вы будете украшать эти варежки. Каждый из вас будет разукрашивать свою варежку, но узоры у вас должны быть одинаковые и красивые. Вам понятно задание? Тогда начинаем работать.

(Время выполнения задания, примерно, 5-8 минут, после чего психолог просит каждую пару показать свои варежки, а все смотрят и определяют, у кого получились особенно похожие и красивые варежки).

Красивые варежки нам помогли,
Согрели нас в холод, от стужи спасли.
Дорогою длинною долго мы шли,
Устали, конечно, за время пути.
Давайте устроим привал на пути,
Чтоб с новыми силами дальше идти.

Этап IV. Игры на создание у детей положительного отношения друг к другу.

Задачи: обратить внимание участников группы друг на друга, на их непохожесть и неповторимость каждого, способствовать осознанию собственной уникальности и значимости.

Время выполнения: 20 минут.

Необходимые материалы: изображение болота, коробочка с вырезанными цветами и листочками для подарков друг другу.

Ну а теперь, ребята, мы немного отдохнем и выполним упражнение, которое называется "Комплименты".

Мы похвалим друг друга, скажем несколько добрых слов. Я думаю, что каждый их заслужил, так как в нашем путешествии проявил себя с лучшей стороны. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий говорит: "Спасибо, мне очень приятно". Затем дарит комплимент своему соседу. И так продолжается до тех пор, пока каждый получит комплимент.

Хорошее другу сказать так приятно,
Услышать такое же хотим мы в ответ.
Мы с другом шагаем, усталость не ощущаем,
И к острову дружбы мы цель выбираем.
Ну что за беда опять на пути,
Болото большое, никак не пройти.

Посмотрите, ребята, какое впереди болото. Как его преодолеть? Я предлагаю вам выполнить упражнение "Подари букет". А дарить мы будем букеты цветов. Вы должны взять из коробки по одному нарисованному букету и подарить их тому, кому захотите со словами "Я дарю тебе этот букет потому что ты самый: (сказать о том, что тебе нравится в этом человеке).

Если кому-то не подарили подарок, это делает психолог и обязательно отмечает лучшие качества этого человека.

Молодцы, ребята, все получили подарки. Теперь на месте нашего болота будут расти красивые цветы, и мы сможем идти вперед.

Болото цветами теперь зарастет,
И ветер преграду с собой унесет.
И солнышко светит теперь на пути,
И тучки пропали. Легко так идти!
Заветная цель видна впереди
Мы острова "Дружбы" достигли в пути!

Этап V. Рефлексия.

Задачи: поддержание хорошего настроения по результатам выполненной работы.

Время: 5 минут

Необходимые материалы: ватман для создания портрета класса, приготовленные портреты мальчиков и девочек, клей, фломастеры, песенка о дружбе.

Вот, ребята, мы с вами и попали на остров "Дружба". (Показать знак "Дружба", где дети держатся за руки.) Посмотрите, как дружно и весело здесь живут жители. Давайте сейчас сфотографируемся на память.

Упражнение "Фотография".

Перед вами лежат изображения мальчиков и девочек. Нарисуйте, какое у вас сейчас настроение и давайте повесим свою фотографию на общий портрет.

Дети изображают коллаж. Во время этой работы звучит песня о дружбе.

Этап VI. Завершение игры. Подведение итогов.

Задачи: переключение с игровой деятельности в реальную обстановку, перенос усвоенных навыков взаимодействия.

Время: 10 минут

Вот и закончилось наше путешествие. Вы все молодцы. Справились со всеми препятствиями, добрались до цели.

Что же вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

Что вам дало это путешествие?

Чему научились во время игры?

Что новое узнали о ком-то из класса?

Как элементы игры использовать в повседневной жизни?

На этом наше занятие закончено, до свидания, ребята! До новых встреч!

Формы обсуждения игры:

В завершении игры, обсуждаем вместе с детьми то, что делали, как играли. Спрашиваю мнение участников о путешествии, и обязательно обсуждаем вопрос чему научились, что взяли для себя новое, что будете использовать в повседневной жизни. Делюсь также с детьми своим мнением, высказываю слова поддержки каждому участнику, благодарю за работу. А вместе с учителем обсуждаем материалы, собранные о детях во время игры, перспективы дальнейшей работы.

Литература.

  1. Пилипко Н.В. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками.-