Игры по изо группах раннего возраста. Нетрадиционные формы рисования для детей раннего возраста

Конспект НОД по рисованию для детей раннего возраста «Покормим Зайчика травкой»

Автор: Татьяна Николаевна Хусаинова, воспитатель, МАДОУ детский сад с.Кигбаево, Сарапульского района, Удмуртская Республика.
Уважаемые коллеги хочу предложить вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по нетрадиционной технике рисования (рисование ладошками) для детей раннего возраста. Данный материал будет полезен воспитателей групп раннего возраста, родителям.
Цель: Ознакомление детей с приемами нетрадиционной техники рисования (рисование ладошками)
Задачи:
1. Создание положительной атмосферы в группе.
2. Учить детей рисовать ладошками.
3. Формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Материал: Разведенная гуашь зеленого цвета, ватман, игрушка зайчика, вода, салфетки, клеёнка.Воспитатель:
«Ушки длинные у зайчика,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат»

Появляется игрушка зайчика

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел? Правильно, к нам в гости прискакал зайчик. Но почему то он очень грустный. Давайте его спросим, почему он грустит?
Зайчик: Ребята я всю зиму кушал только, кору с деревьев, да веточки. А мне так хочется пожевать свежей травки. А она все не появляется.
Воспитатель: Как зайчику помочь? Правильно надо нарисовать травку. Но у нас нет кисточек. Мы можем нарисовать травку ладошками? (Да) А какого цвета будем травку рисовать? (Зеленого) Чтобы развеселить зайчика, нарисуем ему травку, чтобы он ее покушал.

Детям подходят к столу, где лежит большой ватман.

Воспитатель: Что бы нарисовать травку, надо обмакнуть ладошку в краску зеленого цвета. Затем ладошку прикладываем к листу. Давайте попробуем.
Вот сколько мы травки нарисовали зайчику. Ребята, скажите: «Кушай зайчик»
Дети: «Кушай зайчик».
Зайчик: Спасибо вам ребята, какая вкусная травка, сочная, зеленая. А сейчас я хочу с вами поиграть.

Игра: «Заинька».
Заинька, топни ножкой,
Вот так, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой!
Вот так, топни ножкой!
Дети, стоя по кругу, топают ножками, руки при этом держат на поясе

Заинька, бей в ладоши,
Серенький, бей в ладоши!

Дети хлопают в ладоши

Заинька, повернись,
Серенький, повернись!
Вот так, повернись,
Вот так, повернись!

Дети поворачиваются 1-2 раза, руки держат на поясе.

Заинька, попляши,
Вот так, попляши,
Серенький, попляши!
Вот так, попляши!

Дети подпрыгивают на двух ногах, кто как может

Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись!
Вот так, поклонись,
Вот так, поклонись!
Дети кланяются, разводя руки в стороны.

Зайчик: Спасибо вам ребята, мне пора к своим зайчатам. До свидания.

Зайка прощается с ребятами и убегает.
Что мы с вами рисовали? (Травку)
Для кого? (Для зайчика) А чем мы рисовали? (Ладошками)

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №14 «Подснежник»

сельского поселения Тарасовское

Пушкинского муниципального района

Подготовила: воспитатель: Серикова Алжанат Якубовна

В основе занятий лежит традиционная методика обучения детей изобразительной деятельности (см. пособия):

Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. – М., 1987.

Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М., 1986.

Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М., 1991.

Комплексные занятия по обучению детей рисованию построены на сочетании разнообразных видов деятельности (ознакомление с природой, искусством, изобразительная деятельность, игра) с различными направлениями воспитательной работы. Игровым приемам присущ эффект неожиданности, что позволяет детям испытать удивление, радость творчества (занятия «Четыре сестрицы», «Веселый клоун», «Пеленки для Аленки» и др.).

Объединяя игру с обучением, мы получаем возможность сделать осмысленным и интересным выполнение любых учебных заданий. Самое главное – заинтересовать малышей, пробудить их творческую активность.

Большое внимание в нашей работе уделено приобретению детьми сенсорного и сенсорно-моторного опыта. Акцент сделан на получение ими впечатления от цветового пространства (разные фоны, краски по выбору, разнообразные формы листа). Создание ребятами композиций (имеется в виду дополнение рисунка аппликацией или аппликации рисунком) приобретает форму дизайна. Значительная роль отведена обыгрыванию рисунка с использованием лепки, мелких игрушек, что способствует накоплению представлений и развитию воображения.

Технология строится на таких компонентах структуры изобразительной деятельности, как:

Восприятие окружающего мира и искусства;

Исполнительская деятельность;

Творчество.

Для того чтобы малыш начал рисовать, он должен овладеть главными формообразующими действиями. Представленная подборка конспектов поможет воспитателю, применяя оригинальные игровые приемы, научить детей изобразительным движениям.

Необходимо и родителей привлечь на свою сторону, заставить их по-новому отнестись к детскому изобразительному творчеству, убедить в том, что недостаточно дать в руки малышу карандаш или фломастер (многие приобретают для совсем маленьких еще и акварельные краски). Надо пробудить в ребенке веру в его творческие способности, заинтересовать, дать ему возможность получать новые впечатления, правильно подобрать для него изобразительный материал. Иначе невозможно добиться успеха.

Какой же изобразительный материал рекомендуется: гуашь (консистенция негустой сметаны), кисти от № 6 до № 20 (круглые и плоские), фломастеры (они требуют меньше усилий и ярче карандашей), цветная и белая бумага разного формата. Следует помнить, что для детей этого возраста характерны макродвижения рукой, значит, формат бумаги должен быть не маленьким.

Вот практический совет, как быстро затонировать белую бумагу: цветными мелками (для рисования на асфальте) плашмя закрасить поверхность, затем растереть кусочком бумаги или влажным тампоном. Получится фон пастельных тонов.

Для создания образа и завершения рисунка можно использовать силуэты животных, деревьев, машин. Например, на занятии «Четыре сестрицы» знакомим детей с синим цветом, добавляем силуэты гуся, лягушки или рыбок соответствующих цветов и размеров.

Для достижения лучших результатов проводим занятия по подгруппам, при их комплектации учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, уровень его знаний, умений, навыков.

Следующее, на что нужно обратить внимание, – это показатели нормы развития изобразительной деятельности детей от 1,5 до 3 лет, разработанные известным методистом Т. Г. Казаковой, научным сотрудником Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца.

КАК ПОЯВЛЯЕТСЯ И РАЗВИВАЕТСЯ ДЕТСКИЙ РИСУНОК

15 месяцев. Ребенок может держать карандаш и оставлять следы на бумаге, он совершает «открытие», что «карандаш (фломастер) рисует». Первый шаг включает знакомство с карандашом как с предметом, который, двигаясь, оставляет следы.

Малыш рассматривает карандаш, находит заостренный конец, постукивает им и двигает по бумаге.

18 месяцев. Черкает спонтанно, увлеченно. След от карандаша служит стимулом, поддерживая желание увлеченно действовать. Так складывается комплексное умение руки, когда воедино связывается карандаш как инструмент и след на бумаге как результат действия.

21 месяц. Черкает в пределах листа. Это первый шаг в овладении техникой изобразительной деятельности. Ребенок еще неумело держит карандаш, однако действует под контролем зрения. Способность контролировать движения позволяет ему проводить линии только в пределах листа (разумеется, поначалу это нужно показать и закрепить). Постепенно спонтанная деятельность превращается в регулируемую.

24 месяца. Подражая, проводит вертикальные и горизонтальные линии. Ребенок выходит из периода хаотичных каракулей и начинает проводить отдельные линии, напоминающие вертикальные и горизонтальные – в зависимости от заданной модели. Способность малыша проводить отдельные линии по подражанию показывает, что он может создать рукой то, что делает кто-то другой. Рука формируется и совершенствуется.

30 месяцев. Проводит кривую замкнутую линию. Этот показатель выявляет значительно более высокую ступень изобразительной деятельности. Кривую замкнутую линию можно провести только при помощи сложного движения руки по кругу под контролем зрения. Особенно важно то, что ребенок может прекратить движение в определенный момент.

36 месяцев. Рисует круг, яблочко, мячик и т. д.

Малыш с помощью приобретенных умений проводит прямые и кривые замкнутые линии и наполняет их конкретным смыслом (яблоко, воздушный шарик). Основной смысл показателя не только в умении проводить кривую замкнутую линию, а в способности понять, что, проводя прямые и кривые линии, можно изобразить предметы окружающего мира.

Но в изобразительной деятельности пока еще нет замысла – рисование имеет характер игры. Возникающий образ становится для ребенка «живым»: он «кормит» птичку (ставит на листе точки), гладит ладошкой котенка.

Ребенок осваивает пространство листа, оно становится местом действия («машина едет по дороге», «на полянке растут красивые цветы» и т. д.). От непроизвольных действий переходит к произвольным, стремясь еще раз увидеть изображение на листе.

К трем годам дети все чаще создают изображение предметов разных очертаний, овальных, прямоугольных. Очень своеобразно передают динамику – изменением самого рисунка. Например, рисует зайчика, а потом густо зачеркивает его карандашом – «зайчик убежал в лес» или «спрятался».

Узнаваемость получаемых в рисунке образов изменяет характер деятельности: возникает связь движений руки с графическим или пластическим изображением. Это уже не те случайно зарождающиеся ассоциации, которые были ранее. Преднамеренность действий помогает малышу передать элементарное сходство с предметом, явлением («листопад», «дождик», «одуванчики растут», «жучки бегают в травке»). Появление разнообразных форм и цветовых сочетаний придает особую выразительность первым детским рисункам.

Сентябрь

«Чудо-палочки»

Цель: знакомство с карандашами

«Травка»

Цель: побуждать интерес к рисованию, учить рисовать черточки

«Дождик, дождик кап, кап, кап»

Цель: учить рисовать черточки

«Угощение для птиц (цыплят) »

Цель: учить приемам примакивания

«Четыре сестрицы» (красный цвет)

Цель: закрепить название

«Ножки ходят по дорожке»

Цель: учить рисовать мазок

«Друзья»

«Мыльные пузыри»

Цель: учить рисовать округлые формы

«Листопад»

Цель: учить рисовать мазок

«Паровозик из Ромашкова»

Цель: учить рисовать вертикальные линии (шпалы)

«Эх, дороги!»

«Аленка в пеленках»

Цель: учить рисовать мазок

«Украсить шапочку»

«Четыре сестрицы» (желтый цвет)

Цель: закрепить название

«Расческа для Маши-растеряши »

Цель: учить рисовать вертикальные линии

«На опушку, на лужок падает снежок»

Цель: закрепить умение рисовать мазок

«В доме зажглись огни»

Цель: закрепить умение рисовать мазок

«Новогодняя елка»

Цель: закрепить умение рисовать мазок и вертикальные линии

«Снеговик»

«Снежный зайка»

Цель: закрепить умение рисовать округлые формы

«Веселый клоун»

Цель: закрепить рисование мазка

«Варежка Снегурочки»

Цель: закрепить умение рисовать мазок

«Посушим палочки»

Цель: учить рисовать квадратную форму

«Четыре сестрицы»(зеленый цвет)

«Разноцветные шары» или «Озорной котенок»

Цель: закрепить умение рисовать округлые формы

«Нарядное платье»

Цель: закрепить рисование мазка и горизонтальных линий

«Ходят в море пароходы»

Цель: учить рисовать горизонтальные линии

«Украсим зонтик»

Цель: закрепить рисование округлой формы (колечки)

«Четыре сестрицы» (синий цвет)

Цель: закрепить название цвета

«Прическа для Петрушки»

Цель: закрепить умение рисовать вертикальные линии

«Прилетели птицы»

Цель: закрепить умение рисовать округлые формы и вертикальные линии

«Красивая ваза»

Цель: закрепить умение рисовать горизонтальные ивертикальные линии

«Сирень»

Цель: закрепить прием рисования – примакивание (мазок)

«Одуванчик»

Цель: закрепить умение рисовать вертикальные линии и округлую форму

«Божья коровка»

Цель: закрепить умение рисовать округлую форму

«Что встретил паровозик из Ромашкова»

Цель: закрепить умениерисовать мазок, округлую форму, вертикальные линии

КАРТА ВЗАИМОСВЯЗИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДРУГИМИ ЗАНЯТИЯМИ

(ранний возраст от 1,5 до 3 лет)

Сокращения

Р. р. – развитие речи и ознакомление с окружающим миром

X. л. – художественная литература

Н. И. – наблюдения, игры

Т. д. – трудовые действия

М. з. – музыкальные занятия

Ф. з. – физкультурные занятия

Изо – изобразительная деятельность

Картины: «В лесу осенью», «Едем на лошадке», «Куры», «Солнышко, ведрышко». Сказки: «Курочка Ряба», «Репка»

А. Плещеев «Осень наступила», В. Берестов «Курица с цыплятами»

Наблюдение за листопадом, за дождем, игры с водой, наблюдение за рыбками. Подвижная игра «Через ручеек»

Сбор листьев, каштанов

Е. Тиличеева «Водичка»; музыка П. Чайковского «Куры и петухи» («Карнавал животных»), русская н а родная мелодия в обработке В. Фере «дождик»

«По тропинке», «Солнышко и дождик»

Лепка «Грибок» (столбик и каштан). Рисование: травка, дождик, накормим курочку с цыплятами, орешки для белочки, листопад.

Картины: «Кошка с котятами», «Собака со щенками», «Катаемся на санях»

«Котик серенький пришел», «Пошел котик н а Торжок», «Как у нашего кота»; А. Барто «Игрушки», Снег»; Е. Чарушин «Кошка», «Собака»; Я. Аким «Елка наряжается»; Е. Ильина «Наша елка высока»; С. Маршак «Сыплет, сыплет снег…»

Наблюдение за снегом, рассматривание елки, кошки, собаки Наблюдение за трудом дворника

Подвижные игры: «Снег кружится», «Я Мороз, Красный нос», «Целься верней!»

Расчистка площадки, поделки из снега

Музыка А. Александрова, ел. Н. Френкель «Кошка»; муз. П. Чайковского «Зима», «Зимнее утро»; муз. В. Витлина, ел. Н. Найденовой «Кошечка» (к игр е «Кошка с котятами»); муз. М. Раухвергера, сл. п. Комиссаровои собачка»

«Воробушки и автомобиль», «Воротца», «заика беленький», «Прокати ком»

Лепка: «Клубочки-колобочки», «Снежный ком», «Зайка » Аппликация: украшения на елку Конструирование: «Дорожки»

Рисование: «Клубочки и котик», «Щенок и щетка», «Снежок», «Сугробы», «Эх, дороги!»

Картины: «Играем в поезд», «Играем в шары»

«Травка – муравка», А. Плещеев «Травка зеленеет», сказка «Колобок»

Наблюдение за солнцем – играем с солнечным зайчиком

Рассматриваем ветки, первоцветы, насекомых, птиц

Подвижные игры: «Птички летают», «Птички в гнездышках», «Мой веселый, звонкий мяч», «Через ручеек»

Посадка гороха

Музыка Г. Фрида «Птички»

«Через ручеек», «поезд», «лови мяч», «мяч в кругу», «доползи до погремушки»

Лепка: «Колечки для пирамидки», «Мячи», «Погремушки»

Аппликация: «Мячи», «Птички»

Рисование: колеса, паровозик, мыльные пузыри, солнце, платочки

Картина: «Помогаем товарищу»

Н. Пикулев а «Надувала кошка шар», А. Барто «Игрушки», К. Чуковский «Путаница » Рассматривание цветов, насекомых, птиц. Игры: «Догони мяч», «Птички летают»

Поливка гороха, цветов

Музыка Г. Гриневича, сл. С. Прокофьевой «Утро»; муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой «Воробушки»

«Мой веселый звонкий мяч», «Кто ходит и летает», «Гуси»

Лепка: «Жучок», «Мячи»

Аппликация: «Разноцветные шары, мячи»

Конспект: Мастер – класс для воспитателей.

Воспитатель.

МАДОУ « Детский сад №51» г. Тобольска.

Цель : Расширить знания педагогов о нетрадиционных формах рисования. Задачи : - Познакомить педагогов с нетрадиционными формами рисования – рисования на ткани способами печати и оттиска разными материалами, рисование способом «кляксография» с помощью резиновой груши.

Создать благоприятную творческую обстановку;

Повысить уровень мастерства педагогов в рисовании нетрадиционными способами.

Методы и приёмы : репродуктивный, практический.

Оборудование:

Для рисования: презентация по теме; столы для педагогов; материал для практической деятельности – отрез сатиновой ткани размером 1.5/1.5 м.; клеёнка на столы; коробочки для использованных салфеток; гуашь; пальчиковые краски; баночки с водой; кисти; печатки из моркови и картофеля; печатки из поролона; листья пекинской капусты; ватные палочки; поролоновые тампоны разной конфигурации; влажные салфетки на каждого педагога; штемпельные подушки; маленькие медицинские резиновые груши; пипетки; «Памятка по нетрадиционным формам рисования» каждому педагогу.

Для изготовления поделок : столы и стулья для педагогов; пекинская капуста целая; простая капуста; морковь; картофель; ножи; зубочистки; палочки для суши; нитки простые; тесьма разных цветов; лоскуты ткани; пластилин; влажные и простые салфетки; музыкальный фон.

Предварительная работа : обработка специальной литературы по данной теме; подготовка презентации по теме.

Ход мероприятия: Уважаемые коллеги, приятно видеть Вас на нашем мероприятии, посвящённом теме: «Нетрадиционные формы рисования».

Разрешите немного рассказать вам о техниках нетрадиционного рисования.

Показ слайдов: «Нетрадиционные формы рисования»

(Электронный ресурс: images.yandex.ru)

Простая технология

О способах нетрадиционных я хочу Вам рассказать,

Ведь рисовать ребёнок может и, не умея рисовать.

Словами часто не расскажет, ведь мал ещё тех слов запас,

Рисунок запросто покажет невидимое всё подчас.

В детстве все мы рисовали на песке и на окне,

И мелками на асфальте, просто палкой на земле…

А теперь зубная щётка фон набрызгивает чётко.

Рисование на стекле – просто чудо, знают все!

Даже маленькой пипеткой краску бережно набрать,

Без особого умения можно тоже рисовать!

Ещё нет навыков порою кисть и карандаш держать,

Но пальцем, кулачком, ладошкой мы смело можем рисовать!

Что в доме не годится точно, может от спичек коробок,

Кусочком плитки потолочной красивый оттиснём узор.

Весёлых рыбок, осьминожек, цветок для мамы из ладошек.

А пальчиками без труда - утяток около пруда…

Цветок сирени, гроздь рябины…

Украсим платье кукле Нине горошком…

Пятнышки, полоски подарим муркающей кошке…

Цветная манка, соль, опилки без кисточки раскрасят всё,

Раскраску превратят в картинку и это всё альтернативно!

Всё новое нам по душе, рисуют дети в тишине…

Сопят, склонившись над листочком, и вот, мазочек за мазочком…

От удивления замирая, глядят, как свечка восковая,

Творит такие чудеса, и нету лучше волшебства!

«Тычком» рисуют медвежонка, пушистая у мишки шёрстка!

И как всем полюбились кляксы, мы не боимся замараться!

Ну а нитку шерстяную в краску если обмакнуть,

В согнутый листок альбомный поместить, зажать, тянуть…

Получаются шедевры, коль фантазию включить!

Очень просто, несомненно, дорисовывать, творить!

Полон мир экспериментов, рисуя, дети познают,

Свойства, качества предметов, даже когда воду льют…

Смешивая краски, цветом залюбуются порой.

Множество оттенков дети изучают всей гурьбой.

Здорово, что есть для деток интересные дела!

Всё доступное, простое – в слове ТЕХНОЛОГИЯ!

В: Уважаемые коллеги, сегодня Вашему вниманию будут представлены две техники рисования – это рисование с помощью печаток и рисование способом «кляксография». Способы настолько просты, интересны и доступны для любого возраста детей, начиная с раннего возраста. Рисование штампами – это возможность использования хорошо знакомых предметов и материалов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительносго периода, когда у них ещё не сформированы технические навыки работы с красками, кистью…

А главное, что рисование штампами играет роль в общем психическом развитии ребёнка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, в развитии творческого потенциала.

«Кляксография» – рисование пятнами и кляксами. Этот вид изобразительного искусства не требует особых навыков, единственное, что вам понадобится – это богатая фантазия! Пятно имеет уникальную неповторимую форму. Суть кляксографии в том, чтобы в получившемся пятне увидеть образ и дополнить его деталями. Благодаря данной технике рисования, у ребёнка усиленно развивается творческое воображение. Кляксография поможет детям поэкспериментировать с красками и весело провести время.

Практическая часть.

В: Сегодня для вас предоставлена возможность самим побыть маленькими художниками - детьми раннего возраста.

(За столом с эмблемкой красного цвета воспитатели готовят поделки из овощей, которые будут представлены для обыгрывания окончания сказки).

Одна группа – воспитатели, другая группа – дети.

В: Послушайте загадку.

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. Кто это? (зайка)

(Из красивой коробочки появляется игрушка зайчик.)

В: Послушайте сказку о том, что же с зайкой произошло…

- «Жил в лесу маленький зайка. Он боялся каждого щороха, но иногда вылезал из своей норки, чтобы погулять. Однажды он встретил в лесу Осень. Она раскрашивала волшебной кисточкой все деревья жёлтыми и красными красками…

Зайке это так понравилось, что он вдруг осмелел и попросил у Осени такие краски.

- «Что ж», - сказала Осень, - «Мне не жаль, и я дарю тебе разные краски». Зайка сказал Осени «спасибо» и побежал к себе домой.

Зайка хотел нарисовать на своей скатёрке красивые деревья, травку, солнышко…

Но тут он вспомнил, что у него нет такой волшебной кисточки, как у Осени. Зайка присел на стульчик и загрустил…»

Но грустил он недолго, посмотрел вокруг и увидел морковку, капусту, картошку…Взял капустный лист и окунул его в краску, приложил к скатёрке и получилось деревце, а морковкой нарисовал ствол для ёлочки. Тут и шляпку грибка половинкой картошки, к ней из морковки приложил и ножку…

Так понравилось зайчонку рисовать, что он не заметил, как уже рисовал лапкой, палочками, листочками…

И тут он увидел резиновую грушу, набрал в неё краску и плюхнул кляксу, которая стала похожа на солнышко без лучиков. Лучики дорисовал носиком груши. Получилась у него целая картина, где были деревья, солнышко, облака, птички и даже листочки, которыми играл ветерок…».

В: Сегодня мы тоже попробуем нарисовать такую же картину, какую нарисовал зайка на своей скатёрке. У нас на столе тоже есть скатёрка, на которой мы будем рисовать…

Воспитатель показывает приёмы рисования нетрадиционными способами, одновременно привлекая к этому других воспитателей.

(Картина нарисована, просим «художников» продемонстрировать её).

В: Но почему – же зайка снова грустный? А загрустил зайка потому, что…

Педагоги обыгрывают сказку поделками из овощей: «А загрустил зайка потому…» (Непредсказуемый вариант окончания сказки.)

Звучит весёлая музыка.

Итог:

В: Вот и подошёл к концу наш Мастер – Класс.

Хочется закончить словами: «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своём труде». (Роден.)

Спасибо за ваше участие и примите на память «Памятки по нетрадиционным формам рисования».

Используемая литература:

1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» / авт.- сост. В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014. - 464 с. - (ФГОС ДО. Программно - методический комплекс «Мозаичный ПАРК»). ISBN 978-5-00007-697-2

2. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник

1.Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа». М., Мозаика-Синтез, 2015-10-08 Н.Ф.

2. Комарова С. Как научить ребенка рисовать. – М., 1998.

3 Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. – М., 1998.

4 Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. – М., 2006.

5 Комарова Т. Детское художественное творчество.- М., 2005.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Рабочая учебная программа по развитию у детей раннего возраста художественно–творческих способностей в изобразительной деятельности (1 младшая группа)

Пояснительная записка

Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.

В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Надо правильно брать карандаш (кисть): тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу (ворсу), придерживая сверху указательным пальцем. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабое – не удерживает карандаш (кисть). Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала – всё это требует ещё и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления.

Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка.

Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам – как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления.

Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка.
Данная программа направлена на развитие у ребёнка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребёнка.
Цель данной программы – формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Реализация художественного и эстетического воспитания предусматривает:

Формирование первых представлений о прекрасном в жизни и искусстве, способности воспринимать его;
- формирование художественно-образных представлений и мышления, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;
- развитие творческих способностей в рисовании и лепке;
- обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;
- развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма.

В данной программе большое внимание уделено различным техникам работы детей с красками: рисование пальцами, рисование штампом, рисование кисточкой. Система занятий построена с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, в первую половину дня. Продолжительность занятий составляет 15 минут. Общее количество учебных занятий в год по рисованию – 36ч., по лепке – 36ч. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (педагогическая диагностика) проводится 3 раза в год (первичный – в сентябре, промежуточный – в январе и итоговый – в мае. Диагностика проводится по методике Т.С. Комаровой.

Задачи художественно-творческого развития детей 2-3 лет

Рисование

Развивать восприятие детей, обогащать сенсорный опыт путём выделения формы предметов, обведения их по контуру поочерёдно то одной, то другой рукой.
Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя свободу выбора содержания изображения.
Привлекать внимание детей к изображённым ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать их задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.
Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их. Учить рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.
Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги).
Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать. Учить держать карандаш и кисть свободно; карандаш – тремя пальцами выше отточенного конца, кисть – чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая её ворсом в баночку. Снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки; промывать кисть после рисования и осушать, легко прижимая к салфетке.

Методы и приёмы

Для того чтобы у детей возникло желание выполнять учебное задание, воспитателю необходимо проводить специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации. Чтение стишков, песенок, потешек – важный методический приём. Он повышает положительное эмоциональное отношение детей к занятию.
Следует побуждать рисовать самые разнообразные предметы, окружающие и привлекающие внимание в процессе игр, наблюдений на прогулках, рассматривания, обведения руками по контуру предмета. Постепенно, обращая внимание детей на рисунок, надо учить находить их сходство получившихся на бумаге штрихов и линий с окружающими предметами.
Для успешного овладения рисованием важно развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предметов различной формы (зрительное, осязательное, кинестетическое) и цвета.
Просмотр всех рисунков в конце занятия воспитывает у детей интерес к результатам сверстников, собственной деятельности. Анализ работ должен идти от игрового персонажа. Занятия должны доставлять детям радость!

Лепка

Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином. Учить детей аккуратно пользоваться материалами.
Учить детей отламывать комочки пластилина от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, лепить палочки, колбаски, соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).
Учить раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепёшки, печенье, пряники), украшать их. Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок и т.п.
Приучать детей к аккуратному обращению с материалами: класть пластилин и вылепленные предметы на дощечку или специальную заготовку.

Методы и приёмы

В лепке применяется информационно-рецептивный метод, т.е. подражательный, повторяющий формообразующие движения.
Занятия по лепке носят предметный характер, т. е. дети лепят отдельные фигурки.

Пластичные материалы предоставляют больше возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев рук, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.
Важный момент в проведении занятия – оценка деятельности детей. Воспитателю необходимо вызывать радостное настроение, оценивая сам процесс и результаты работы, и поддерживать у детей желание лепить.

Большое значение в процессе обучения имеют правильно подобранный материал и оборудование. Современные технологии позволили усовершенствовать используемый пластичный материал – пластилин стал более мягким и эластичным, приобрёл чистые и разнообразные расцветки, перестал липнуть к рукам. Эти качества превращают работу с ним в приятное и интересное занятие, как для детей, так и для взрослых.

Инструменты и материалы, применяемые на занятии по изо. с детьми 2-3 лет

Учебно-наглядные пособия:

Плакаты;
- игрушки;
- муляжи.

Оборудование:

Мольберт;
- карандаши цветные;
- фломастеры;
- восковые мелки;
- кисточки маленькие по № 6, средние с № 10-12, большие № 12-16;
- гуашевые краски;
- баночка-непроливайка;
- подставки для кисточек;
- восковый пластилин;
- тесто;
- дощечки;
- х/б салфетки для рук;
- клеёнка.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы.

Рисование с детьми раннего возраста

Налётова Наталья Яковлевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №137
Невского района Санкт-Петербурга

1. Рисование - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческое начало личности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несет в себе и элементы психотерапии - успокаивает, отвлекает, занимает.

Рисование побуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках. Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте, необходимо развивать способности ребёнка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты.

При обучении детей раннего возраста рисованию активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки и т.д. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дольше удерживает их внимание, создаёт необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.

Занимаясь рисованием с маленькими детьми, нужно учитывать особенности раннего возраста. У малышей еще не сформированы многие навыки. Дети не умеют правильно держать карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу (на кисточку надавливают слишком сильно, на карандаш слабо), ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край. Часто отсутствие умений расстраивает малышей, и они оставляют попытки нарисовать задуманное. Поэтому свои занятия следует начинать с обучения малышей простейшим навыкам и приёмам: держать правильно карандаш:

Этим пальчиком поймали,

Этим пальчиком обняли,

Этот сверху тут как тут;

рисовать правой рукой, придерживая лист левой рукой, рисовать простые линии и формы; не выходить во время рисования за край листа бумаги или за ограничительную линию. Рисуя палочки и дорожки, кружочки и овалы, ребёнок открывает для себя обобщённые формы и линии как основу множества образов, учится находить в них сходство с окружающими предметами и явлениями. Освоив минимальный арсенал умений, малыши получают возможность передавать на бумаге элементарный образ, начинают чувствовать себя более уверенно в этом занимательном виде деятельности. А рисование пальчиками и ладошками дарит малышам незабываемые ощущения непосредственного взаимодействия с красками, впечатления от манипуляций с цветом.

При обучении навыкам рисования не следует забывать, что рисование для детей - прежде всего игра. Не надо ограничивать детскую свободу. Нужно предоставлять малышам возможность поэкспериментировать. После того как необходимые навыки сформированы и техника рисования усвоена, проводятся обобщающие занятия, на которых детям предоставляется возможность продемонстрировать свое умение при создании оригинальных изображений.

Помимо обучения навыкам рисования, формирования интереса и положительного отношения к изобразительной деятельности, занятия по сюжетному рисованию развивают речь, фантазию и творчество, знакомят с окружающим миром, способствуют личностному и эстетическому развитию.

Развитие речи

Занятия по сюжетному рисованию являются одновременно и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, способствует речевому подражанию, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия рисованием стимулируют развитие коммуникативной функции речи.

Кроме этого, в увлекательной игре, находясь на пике эмоций, выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений. Поэтому занятия рисованием способствуют расширению активного и пассивного словаря детей.

Ознакомление с окружающим миром

Для занятий подбираются сюжеты, близкие опыту ребенка. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. Рисуя с детьми, педагог рассказывает о различных явлениях природы (дождь, снег, времена года и т. п.), о жизни людей (в городе и деревне, праздники, прогулки и т. п.) и о жизни животных. Соответственно теме занятия подбирается дидактический материал.

Развитие фантазии и творчества

Чтобы заинтересовать малыша, надо показать ему способы действий с изобразительным материалом. Основная задача взрослого научить ребенка действовать, помочь на начальном этапе, а затем направлять его активность. При этом необходимо давать определенную свободу выбора, ведь цветок может быть желтого или синего цвета, а елочка может быть большая или маленькая, грибы могут расти в самых разных местах картинки.

Педагог должен стремиться эмоционально зарядить детей, превратить занятие в увлекательное приключение. Готовые рисунки следует внимательно рассмотреть, постараться найти уникальные особенности, одобрить, а маленького автора похвалить за старание. Как сказал один мудрец: «Ребенок — это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Поскольку фундамент личности закладывается именно в раннем возрасте, спешите зажечь в детях огонек творчества.

Личностное развитие

Следует внимательно и осознанно отнестись к дальнейшей судьбе детских рисунков. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Не забывайте, что детям раннего возраста необходимо постоянное внимание взрослого, его похвала и одобрение. Ожидание такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Поэтому не бойтесь перехвалить малышей! Ведь такое отношение сегодня позволит им чувствовать себя уверенными в себе людьми в будущем. Детские рисунки постарайтесь не убирать, а организовать «картинную галерею», которую смогут посетить родители и гости. Регулярно обновляйте «экспозицию».

Эстетическое развитие

На занятиях по рисованию предлагайте детям разнообразные материалы: цветные карандаши и фломастеры, мелки, акварельные и гуашевые краски, бумагу разной фактуры и цвета.

На обобщающих занятиях путем наглядного представления помогите малышам увидеть и сравнить различные варианты выполнения одной и той же картинки. Фон рисунка (цвет бумаги), используемая цветовая гамма, конфигурация изображений и их отдельных частей, их взаимное расположение на листе бумаги могут быть самыми разными. Пусть каждый ребенок выберет тот вариант, который ему нравится больше всего, и воплотит его в своем творчестве. Именно таким путем, вовлекая детей в практическую деятельность, пробуждая в них желание попробовать различные варианты воплощения задуманного сюжета, можно вызвать в них эстетическое чувство, научить видеть красоту.

2. Рисуем карандашами и фломастерами.

Цели и задачи

· Обучение умению правильно держать карандаш или фломастер; ориентироваться на листе бумаги, рисовать прямые линии, кружки и т. д.

· Развитие мелкой моторики.

· Развитие речи.

Материалы

Цветные карандаши, фломастеры, бумага, различные игрушки и предметы.

Методы обучения рисованию

Рисование в воздухе-- изображение линий и фигур в воздухе при помощи движений прямого указательного пальца ведущей руки. Использование этого приема помогает ощутить правильное направление движения и запомнить его на двигательном уровне. Можно также рисовать пальцем на любой гладкой поверхности (стекле, столе).

Совместное рисование- совместные действия взрослого и ребенка в процессе рисования. Взрослый вкладывает карандаш в руку ребенка, берет ее в свою и водит по бумаге, создавая изображение и параллельно комментируя рисунок. Использование этого метода позволяет научить ребенка правильно держать карандаш, надавливать на него во время рисования с определенной силой, проводить различные линии и фигуры.

Дорисовывание деталей- процесс завершения рисунка. В качестве основы для рисования предлагается заготовка, на которой нарисована только часть рисунка, недостающие детали которого ребенок должен дорисовать. Сюжет картинки обыгрывается и комментируется взрослым. Использование этого метода обучения позволяет закрепить усвоенные ребенком навыки (правильно держать карандаш, рисовать определенные линии и фигуры). При этом у взрослого есть возможность планировать уровень сложности рисунка и время выполнения задания в зависимости от возраста детей в группе и уровня их умений.

Самостоятельное рисование- создание ребёнком рисунка по заданному взрослым сюжету или по собственному желанию с использованием усвоенных навыков.

Подготовка к рисованию

Перед началом занятия следует подготовить рабочее место. На столе должно быть только самое необходимое. Для начала- лист бумаги (чистый или с заготовкой для рисунка) и один карандаш (фломастер) на каждого ребенка.

Чем рисовать?

Ребенку раннего возраста сначала лучше предлагать фломастеры: они оставляют яркий след, не требуют сильного нажима. Но при этом следует соблюдать осторожность, следите, чтобы дети рисовали только на бумаге. На ряду с фломастерами можно использовать цветные карандаши с толстым мягким грифелем - они также оставляют яркий след без сильного давления.

Сначала дайте каждому ребенку только один карандаш или фломастер. В дальнейшем, когда дети научатся пользоваться карандашом (фломастером) и соблюдать необходимые меры предосторожности (рисовать только на бумаге, не пачкаться и т. д.), можно предлагать им карандаши и фломастеры 2-3 и более цветов, давая возможность выбрать понравившийся цвет. На обобщающих занятиях предлагается полная гамма цветов и оттенков. А летом можно рисовать цветными мелками на асфальте, палочками на песке и земле.

На чем рисовать?

Карандашами и фломастерами можно рисовать на обычной белой бумаге формата А4. Даже если рисунок занимает не очень много места, следует предлагать лист бумаги достаточно большого размера. Это необходимо, чтобы ребенок приучался во время рисования не выходить за границы листа. При этом листы должны быть расположены, как правило, горизонтально, как в альбоме. При рисовании линий и кругов на бумаге советуем нарисовать сначала их в воздухе.

Сюжеты работ

Занимаясь с детьми раннего возраста, следует рисовать конкретные предметы и явления, хорошо знакомые им. Доя того, чтобы воспроизвести изображение знакомого предмета, дети должны воспринимать его целенаправленно. Взрослый может помочь детям как будто заново увидеть предмет или явление, выделить его значимые признаки: цвет, форму, расположение в пространстве и др. Для этого перед началом очередного занятия следует показать малышам предмет, который будет им предложен для рисования. Вместе исследуйте его, обратите внимание на детали. А во время прогулки обращайте внимание детей на то, как дождик из тучи капает, какая трава на газоне (у дороги) растет и т. д.

Организация занятий.

Занятия можно проводить индивидуально или в небольшой группе. Педагогу следует сидеть за одним столом с детьми, чтобы он мог помогать каждому ребёнку. В ситуации индивидуального занятия педагог не предлагает ребёнку заготовку для рисунка, а рисует основные элементы у него на глазах.

В начале длительность занятий составляет 10-15 мин, постепенно её можно увеличить. Чтобы закрепить навыки малышей, один сюжет можно использовать несколько раз. Можно давать задание на дом, чтобы малыши рисовали знакомые картинки вместе с родителями.

Занятие проходит в виде игры. Во всех рисунках присутствует сюжет. Взрослый комментирует процесс рисования, использует стихотворения, потешки, загадки.

3. Рисуем красками

Цели и задачи

· Обучение умению правильно и аккуратно использовать краски, обмакивая в них кончик кисточки или пальчика; правильно пользоваться кисточкой; держать кисточку; легкими движениями проводить линии, рисовать точки и т. д.; мыть кисточку и хранить ее щетиной вверх.

· Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.

· Развитие чувства цвета.

· Развитие эмоций и фантазий.

· Развитие мелкой моторики.

· Развитие речи.

· Ознакомление с окружающим миром.

· Формирование интереса к рисованию.

Материалы и инструменты

Акварельные и гуашевые краски, специальные краски для рисования пальцами, круглые и плоские кисти разного размера; различные виды бумаги, цветной матовый картон; палитра; деревянные геометрические фигурки (кубик, конус и др.). Дополнительное оборудование: клеенки на столы, фартуки и халаты (по количеству детей), тряпочки или салфетки, банки-непроливайки (с присоской на дне) для воды др. По возможности использовать мольберты.

Техника рисования

Рисование на мокрой бумаге - нанесение краски на лист, предварительно смоченный водой. При этом получается бессюжетный рисунок, на котором можно наблюдать размытые очертания, плавные переходы, смешение красок.

Рисование пальцами - нанесение краски на бумагу при помощи кончиков пальцев. Удобно рисовать кончиком указательного пальца ведущий руки. При соприкосновении пальца с бумагой на ней остаются отпечатки в виде цветных пятнышек круглой формы, а при проведении им по бумаге получаются линии длиной 3-6 см. Используются специальные краски, гуашь или акварель. Краски разводятся до густоты сметаны и наливаются в плоские крышки. При смене красок пальчики моют в банке с водой и вытирают салфеткой.

Рисование ладонями - нанесение слоя краски на внутреннюю сторону ладони и ее прикладывание к листу для получения отпечатка. Краску можно наносить кисточкой, либо коснувшись ладошкой краски в блюдце. При нанесении краски кисточкой используйте разные цвета. Прикладывая ладошку к бумаге, можно сжать или растопырить пальцы.

Рисование кисточкой - нанесение красок на бумагу при помощи кисти. При этом сначала следует намочить кисть, затем взять на нее краску и легко, без нажима, нанести на бумагу. В этой технике используются кисти - круглые и плоские, краски - акварель и гуашь(акварель в тюбиках предварительно разводят), бумага - акварельная и другая плотная. Рисовать при помощи кисти можно тремя способами:

· примакивание - нанесение на основу цветных пятен путем прикладывания к бумаге кисточкой с краской. После соприкосновения с бумагой кисточку следует сразу, без проведения мазков, оторвать от нее;

· нанесение мазков - рисование кисточкой путем проведения линий различной длины в разных направлениях (сверху вниз, слева направо и др.);

· рисование кисточкой поверх карандашного эскиза - нанесение красок поверх несложного карандашного эскиза, состоящего из простых линий и форм (прямые вертикальные и горизонтальные линии, круги, полукруги, овалы).

Рисование с помощью штампа - нанесение краски на поверхность специальной формы (штампа), прикладывание штампа красочным слоем к бумаге и придавливание с целью получения цветного оттиска. На штамп можно наносить одну или несколько красок. При помощи этого способа можно получать одинаковые оттиски в любом количестве, создавать из оттисков одинаковой и разной формы различные изображения. В качестве штампов можно использовать деревянные геометрические фигурки из игрушечного строительного набора или вырезать шаблоны нужной формы из овощей (моркови, картофеля).

Подготовка к рисованию.

Перед началом занятия следует подготовить рабочее место. На столы необходимо постелить клеенку, а детям надеть специальные клеенчатые фартуки или халаты с рукавами на резинке. На столе должно быть только самое необходимое. Вначале (при рисовании пальцами или ладонями) - лист бумаги и одна краска для каждого ребенка или бумага, краска, кисточка и баночка с водой при рисовании кисточкой. Когда дети научатся рисовать красками аккуратно (вытирать руки салфеткой, не проливать воду, не пачкать краской стол, одежду), можно предлагать несколько красок.

Чем рисовать?

Используйте специальные краски для рисования руками, гуашь, акварель полусухую или в тюбиках (в этом случае краска перед работой разводится водой); нетоксичные, хорошего качества.

Вначале лучше рисовать пальчиками и ладошками, используя специальные краски. Если таких красок нет в наличии, можно использовать гуашь или акварель. Такое рисование поможет познакомить малышей с таким материалом для изобразительного творчества, как краски, изучить их свойства и изобразительные возможности. Но при этом следует соблюдать осторожность, следить, чтобы дети рисовали только на бумаге. Если кто-то из малышей не захочет на первом занятии окунуть пальчик в краску, не надо его заставлять. Дайте детям возможность понаблюдать за вашими действиями и рисованием других малышей. Объясните, что рисование пальцами и ладошками - это очень интересно, а испачканные руки потом можно вымыть.

При рисовании кисточкой используются круглые и плоские кисти разных размеров, но в работе с малышами предпочтительнее использовать большие кист и, которые оставляют на бумаге крупный яркий след.

При рисовании с помощью штампа используются деревянные геометрические фигурки (кубики, цилиндры или конусы и др.), овощи, из которых вырезаются формы для печатания, различные деревянные фигурки - игрушки с плоскими поверхностями.

На чем рисовать?

Красками следует рисовать на акварельной или любой другой бумаге формата А4 и/или А3. Даже если рисунок будет небольшим, следует предлагать лист достаточно большого размера. Это необходимо, чтобы ребенок учился во время рисования не выходить за границы листа бумаги. При этом листы, как правило, должны быть расположены горизонтально, как в альбоме. Коллективные работы выполняются на бумаге большего размера (ватман).

Сюжеты работ

На занятиях по рисованию красками часто повторяются сюжеты, с которыми дети уже знакомы по работе с карандашами и фломастерами, лепке, аппликации. Например, та же самая трава или елочка может изображаться посредством линий, нарисованных карандашом, краской при помощи пальчика или кисточки.

Правила использование красок и кисточек

В первую очередь необходимо научить детей правилам обращения с красками и кисточками. Покажите, как следует аккуратно брать краску на пальчик или кисточку, не пачкаться; объясните, что краски следует хранить аккуратно, баночки с красками закрывать после окончания работы. Покажите малышам, как пользоваться кисточкой- как ее держать, смачивать в воде и снимать излишек воды о край баночки, как брать краску на кончик кисточки, рисовать легкими движениями, не нажимать на кисточку, не тереть кисточкой о бумагу, мыть кисточку перед тем, как взять другую краску. Объясните, что кисточку нельзя надолго оставлять в воде, иначе она искривиться, что после рисования ее надо вымыть и поставить в стаканчик щетиной вверх. После завершения работы нужно подождать, чтобы краска на рисунке высохла.

Помощь при рисовании

На начальных этапах обучения рисованию возможно совместное творчество ребенка со взрослым, который берет руку ребенка в свою руку и помогает ему обмакивать пальчик в краску, проводить кисточкой линии, делать отпечатки с помощью штампа и т. д. Когда навыки закрепятся, проводится рисование по заказу (последовательный показ каждого этапа) и рисование по готовому образцу. Кроме того, взрослый помогает детям располагать изображение на листе бумаги посредством создания карандашного наброска или показа пальцем места на листе, где следует расположить изображение.

Хранение работ

С первых шагов творческой деятельности малышей надо проявлять внимание и уважение к их работам. На каждом рисунке следует написать дату его создания и имя автора. Хранение работ каждого ребенка в отдельной папке позволяет исследовать динамику процесса развития навыков рисования каждого малыша. Можно подшивать рисунки- получится альбом, а если написать к ним текст (1-3 коротких предложения), то получится книжка.

Необходимо периодически организовывать выставки детских работ, желательно после каждого занятия. Будьте внимательны к малышам, не забывайте их хвалить за успехи и достижения. Для этого рассматривайте их рисунки, эмоционально комментируйте их, показывайте другим детям и взрослым, давайте положительную оценку.

Список используемой литературы

1. Жукова О.Г. Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста.

2. Полозова Е.В. Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста.

3. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста.

You have no rights to post comments