Хранить верность нелюбимому человеку значит изменять. «Преданность – это не чувство, это решение»: подборка цитат о верности и измене

Способов, методик и техник по развитию скорочтения очень много. Интегральный алгоритм чтения не исключение. В этой статье мы расскажем о интегральном алгоритме чтения.

Интегральный алгоритм чтения

Существует, так называемый «интегральный алгоритм чтения», иначе говоря последовательность знакомства с текстом.

  1. Название.
  2. Автор.
  3. Выходные данные.
  4. Тема, оглавление.
  5. Факты.
  6. Специфические особенности (графики, таблицы, картинки и т.д)
  7. Новизна и возможность практического использования информации.

Цель использования такого алгоритма состоит в том, чтобы извлечь из текста только ту информацию, которая отвечает (заполняет) блоки алгоритма.

Так мало времени, и так много хороших книг. Иногда его катастрофически не хватает даже на запланированные дела, не говоря уже даже о книгах. Да и сам процесс чтения хоть и увлекательный, но тоже отнимает время. Если у вас есть желание овладеть популярными и эффективными техниками скоростного чтения, с помощью которых вы научитесь буквально «проглатывать» даже самые большие книги, мы предлагаем несколько из них. приведенные в справочнике, не может изложить основную идею текста не может высказать свое отношение к тексту в свете не может применить э.

Если же человек по прочтении текста может

  • выделить факты из текста и запомнить их,
  • высказать критику по отношению к тексту,
  • объяснить как прочитанный текст соответствует его внутреннему представлению о затрагиваемом предмете,
  • перефразировать основную идею текста,
  • привести факты из собственного опыта, дополняющие текст,

В хороших учебниках обязательно встречается вступление, заключение, выводы, контрольные вопросы. Такая структура изложения материала позволяет проверить усвоение знаний. Составители учебников готовы из ложечки положить вам в рот знания.

Читая текст, очень важно разложить его по полочкам

  1. Название статьи Автор Выходные данные.
  2. Проблема.
  3. Факты.
  4. Особенности изложения.
  5. Вопросы к автору и критика
  6. Новизна и практическое использование

На начальном уровне освоения алгоритма обычно пропускают пункты - название книги, автора, выходные данные. Новичок пропускает эти пункты, поскольку считает, что не стоит тратить силы на мелочи, а стоит тратить время на запоминание сути. Смысл и факты - вот что важно - считают они.

Эффект скорочтения во многом зависит от того, на сколько читатель уже знаком с текстом или с автором текста. Перед чтением, происходит настройка на тон автора (торопливый, медленный, отрывочный, красочный). Эти предустановки дают богатую пищу для подсознания читателя и позволяют быстро схватывать текст.

Мы даем совет не сокращать алгоритм за счет названия и автора текста.

Семь блоков интегрального алгоритма чтения.

1. Наименование книги, статьи

3. Источник и его данные

4. Проблема

5. Фактографические данные

6. Особенности излагаемого материала, критика

7. Новизна излагаемого материала и возможности его использования в практической работе

Среди огромного количества информации, окружающей нас в повседневной жизни, большая часть - избыточная. Итак, вы можете овладеть радикальным средством извлечения из текста действительно ценной, полезной для вас информации. Отныне вам не страшны тексты любого объёма и плотности. Интегральный алгоритм чтения вооружает ваш мозг мощным и эффективным инструментом извлечения содержательной информации из любых текстов. Работая по алгоритму, вы научитесь приёму "созерцание - обозрение" всего текста сразу. И ещё необходимо знать, что в жизни существуют образцы инструментов, модели одежды, стили письма. Каждый писатель, приступая к написанию произведения, имеет определенную цель. Разные цели требуют разных стилей письма. При чтении определенных авторских стилей полезны некоторые соответствующие приёмы. Если вы научитесь распознавать наиболее употребительные стили, то вы значительно увеличите свои читательские возможности. Это замечание имеет особое отношение к жанрам газетных и исторических материалов. Вместе с тем, вы теперь сможете уже свободно ориентироваться в содержательной части любого текста, вы ясно увидите различие между полезным смыслом и бесполезным объёмом.

О методике фоточтения

Фоточтение - это следующий эволюционный этап развития скорочтения. Фоточтение включает этапы быстрого чтения, однако этот вид чтения, так же включает и другие этапы, которые помогают лучше понять содержание текста, а так же понять какие выгоды следует извлечь читателю из текста.

Последовательность этапов при фоточтении:

  • Подготовка к вхождению в режим фоточтения - (необходимо, Освободить сознание от мыслей, расслабиться и войти в особое состояниепринять удобную позу).
  • Предварительный просмотр книги и уяснение цели фото-чтения . Необходимо понять структуру книги. На этом этапе необходимо прочитать заключение книги, первую страницу книги, оглавление, .
  • "Photoreading" . Книга просматривается со скоростью 1 секунда на разворот.
  • Скорочтение . На этом этапе читающий внимательно просматривает наиболее интересные моменты в тексте. Читатель составляет общее понимание о прочитанной книге, а также сформулировать вопросы к автору и книге в целом.
Во время фоточтения подсознание фотографирует образ книги в памяти.

Фоточтение - это не перелистывание книг, а нечто большее. Большинство видео роликов по теме фоточтения в интернете включают только один этап процесса фоточтения - перелистывание страниц. Преподаватель при этом говорит, что это и есть процесс фоточтения.

Обратите внимание, что после фоточтения требуется сформировать собственное отношение к прочитанному, а так же перечитать повторно некоторые моменты из фоточитаемого текста.

Особое внимание обратите на то, что перед фоточтением нужно особым подготовиться. Очистить мозг от навязчивых мыслей. Полностью сконцентрироваться на деле. Чем больше посторонних мыслей гуляет в голове, тем слабее подключается подсознание.

Настоящее скорочтение подразумевает как бы раскачивание на качелях - подсознание выбирает объект сосредоточения - а сознание углубленно читает полученную информацию. Поэтому, если подсознание занято посторонними мыслями, то ни о каком сто процентном его использовании не возможно говорить. Усовершенствования методики фоточтения:

  • Так же я рекомендую не только просматривать текст, но и читать фрагменты с нужными ключевыми словами. Такой способ чтения позволяет лучше настроиться на содержание книги и войти в творческий режим.
  • Я, как и многие методики фото-чтения предполагают просмотреть книгу несколько раз, а не один раз, как рекомендуется в классическом варианте.
Затруднения фоточитателей:
  • Истинное чтение состоит не в том, чтобы как можно быстрее прочитать книгу (эта цель тешит эго читателя), а в том, чтобы как можно с меньшими затратами справиться с затруднением. Если спешить при чтении, то фоточитатель упускает много важной информации.
  • Обычно начинающие не могут понять, как можно сканировать текст получать из него зерна знаний.
  • Читатель увлечен скоростью чтения, а не поиском смысла. Читатель спешит. Читатель не имеет четкой цели чтения.

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом.

В.А. Сухомлинский

Гуманизация образования и направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у школьников интереса к чтению, прочным навыкам осмысленного чтения, элементарного литературного и нравственно-эстетического развития, формирования чтения как межпредметного умения.

Цель обучения чтению формируется таким образом:

Исходя из общей задачи развития личности ребенка, начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (т. е. умениями читательскими, речевыми, учебными), обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием.

Чтобы воспитать такого читателя, начальная школа должна решать следующие задачи:

Ø развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;

Ø воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активное отношение к прочитанному;

Ø сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать систематические курсы в следующем (среднем) звене школы;

Ø обеспечить полноценное восприятие художественных и научно-познавательных текстов и их специфики;

Ø научить работать с книгой.

Воспитание сознательного читателя в начальной школе предполагает овладение навыков чтения, культурного чтения, слушания, говорения, сформированность навыков работы с разными видами текстов.

Правильно организованный процесс чтения включает в себя труд и творчество читателя; читая, он активно реагирует на поступки героев, дает им оценку, сопереживает, воссоздает их в своем воображении, участвуя в сотворчестве.

Чтение требует определенных знаний, умений и навыков для осуществления читательской деятельности и вместе с тем развивает у читателя навыки трудовой и творческой деятельности, обогащает его жизненный опыт. Таким образом, уже в самом процессе чтения заложены развивающие и воспитывающие функции. Оно формирует отношение ребенка к жизни, к людям, к своей Родине, его нравственно-эстетические идеалы, обогащает чувства, речь, развивает творческое воображение.

Выпускник начальной школы должен владеть изучающим чтением осознанно, правильно и достаточно выразительно читать незнакомый текст целыми словами вслух (70-90 слов в минуту) и “про себя” (на 50 и более слов быстрее, чем при чтении вслух). Это минимальный уровень, без которого невозможно дальнейшее полноценное умение. Младший школьник при выпуске из начальной школы должен овладеть синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники и понимания. По мнению известного психолога профессора Т.Г. Егорова, контекстное выразительное чтение вслух и беглое осознанное чтение “про себя” складывается только на последующих ступенях развития чтения. Следовательно, в начальной школе формирование навыка чтения не заканчивается. Оно проходит длительное развитие: вначале ребенок овладевает знаковой системой языка, затем учится читать с ориентировкой на гласный, далее осваивает чтение сочетаниями слов (синтагмами). Между чтением отдельного предложения и целого текста существует значительное различие, так как текст – это новая единица чтения со своими особенностями, с которыми ребенок должен быть знаком.

Трудности обучения контекстному синтетическому чтению заключается в том, что если слияние техники и понимания плана значений (предметного, фактического содержания) происходит относительно быстро, то слияние техники и понимание смысла текста – длительный процесс.

Кроме того, цели и мотивы чтения в жизни ребенка значительно меняются, поэтому его чтение должно обладать таким качеством, как гибкость, изменение характера чтения в зависимости от цели. Изучающее и просмотровое, поисковое и ознакомительное чтение также имеет различные качественные характеристики. Фактически, виды чтения отрабатываются окончательно в среднем звене школы.

В начальной школе учащиеся осваивают изучающее чтение (равномерно-внимательное). Изучающее чтение требует от ученика определенных технических навыков и понимания информации, степень полноты которого должна достигать 100 %.

Ученику начальных классов необходимо дать представление об ознакомительном чтении, т.е. о чтении “для себя”, чтобы воспринимать основной материал, содержащийся в тексте, и изучит его далее подробно. Этот вид чтения характеризуется неполным пониманием текста (70%). Конечно, элементы других видов чтения также имеют место в практике ребенка (просмотровое, поисковое), но они используются при чтении в двух его формах – вслух и молча.

Изучающее чтение вслух, предназначенное для слушателей, - это четкое, внятное чтение целыми словами без неоправданных пауз, безошибочное, осуществляющееся в нормальном темпе (в программе указан темп чтения для каждого класса) и достаточно выразительное.

Изучающее чтение “про себя”, молча – это чтение “глазами”, без внешних речедвижений. Наличие шепотного чтения и шевеления губами свидетельствует о переходной форме от чтения вслух к чтению молча и не может считаться чтением “про себя”. Если темп чтения молча не превышает темп чтения вслух, значит, оно еще не сложилось.

Обучение элементам молчаливого чтения я начинаю с конца первого года обучения, когда ребенок приступает к чтению контекста, а затем даю упражнения по чтению “глазами” отдельных слов и предложений уже по “Азбуке”.

В усвоении чтения “молча”, которое я вводила во втором классе, учащиеся упражнялись, осуществляя первичную ориентировку в теме и содержании произведения при самостоятельном первичном восприятии текста, а также, в процессе извлечения информации из газет, журналов и детских книг. Известно, что изучающее чтение “вслух” и “молча” должно быть обстоятельным, неторопливым, поэтому сложившаяся в последнее время “погоня” за скоростью чтения неоправданна. Должен быть определенный порог для изучающего чтения, и он, как известно, определен. Минимальная скорость 50-60 слов в минуту, при которой осуществляется достаточно полный процесс понимания, однако, это не значит, что при других формах и целях чтения он должен оставаться неизменным. В начальной школе при чтении вслух он колеблется от 70 до 90 слов в минуту.

Чтение текста с несвойственной данному ребенку скоростью чтения, увеличенной из желания читать, как другой ученик, приводит к искажениям слов, повторам и другим ошибкам, а следовательно, и к непониманию содержания текста.

Особое внимание уделяю чтению “молча”. В современных условиях чтение “про себя” приобрело ведущее значение. Это связано, прежде всего, с изменившимися социальными условиями, которые предъявляют иные, чем в прошлом, количественные и качественные требования к объему и способу восприятия информации.

Еще несколько веков назад школы ориентировались только на чтение “вслух”, т.к. оно соответствовало требованиям просветительной установки той эпохи. Объем литературы был сравнительно невелик, а книга – труднодоступна, дорога; грамотные люди – редки, а умение читать граничило с искусством.

Современная эпоха заставляет критически пересмотреть вопрос о роли обоих форм чтения и способа обучения им.

При наличии во многом общей психофизиологической базы каждая форма чтения обладает своей спецификой, имеет свою сферу применения.

Чтение “вслух” обеспечивается более сложным механизмом, чем “молчаливое”. Чтение “вслух”, как правило, обслуживает, прежде всего, слушающего, а не читающего. В школьном обучении оно способствует орфоэпической грамотности, формированию навыков восприятия и воспроизведения интонационного и ритмомелодического строя речи, обогащению словарного запаса и набора структурных моделей и, тем самым, совершенствованию устной и письменной речи школьника. При чтении вслух активно действует зрительный, речедвигательный и слуховой каналы, а также аппарат смысловой переработки воспринятой информации. Но темп зрительного восприятия, умственной переработки информации, звуковой перекодировки читаемого вслух зависит от возможностей речедвигательного канала.

При чтении “молча” психофизиологический механизм упрощается, т.к. процессы переработки информации замыкаются на читающем, а процесс выдачи ее отсутствует. Зато за счет ослабления эффективности слухового и более или менее значительного сокращения деятельности речедвигательного канала могут интенсифицироваться процессы понимания, запоминания и усвоения прочитанного. Темп зрительного восприятия возрастает в два раза! Снятие необходимости в устном воспроизведении читаемого способствует усилению смысловой обработки, т.е. формированию навыков параллельного мышления. “Молчаливое” чтение обеспечивает развитие любви к обильному чтению книг. Однако методика обучения чтению еще не выработала действенных способов управления и контроля количественными и качественными параметрами чтения “про себя”.

Известно, что скорость чтения и понимания при чтении “молча” у ряда учащихся, оканчивающих начальные классы, незначительно превышало результаты при чтении “вслух” (на 20-40 слов), и только у быстро читающих “вслух” она достигала 200-250 слов в минуту.

Можно ли решить проблему овладения техникой “молчаливого” чтения в начальной школе? Овладение основами техники “молчаливого” чтения должно происходить параллельно с обучением чтению “вслух”. При этом соотношение этих форм должно постепенно изменяться в пользу первого. На этапе овладения грамотой ведущее место принадлежит чтению “вслух”, с которым “молчаливое” чтение чередуется в каждом упражнении в общем соотношении примерно 70 % и 30 % (первые два года обучения). На этапе формирования умения и привычки читать короткие сюжетные тексты чередования обоих видов чтения может составлять примерно 50 % к 50 % (третий год обучения). На этапе регулярного самостоятельного учебного и внеучебного чтения его соотношение должно изменяться от 30 % к 70 % в пользу чтения “про себя” (выпускные классы начальной школы). Наконец, на этапе самостоятельного чтения (молча), будет обеспечиваться до 90 – 95 % всего читаемого материала (среднее звено). В своей работе я использую следующие упражнения:

Цель упражнений : совершенствование навыков чтения.

1. Упражнения, направленные на развитие четкости произношения;

2. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, и являющиеся предпосылкой правильного чтения;

3. Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;

4. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и “про себя”, умение угадывать последующий текст.

Урок обычно начинают с игровой разминки.

Цель : постановка дыхания, развитие четкости произношения.

1. Вдох носом, выдох через рот;

2. Вдох, задержка дыхания, выдох;

3. Вдох, выдох по порциям.

Цель : четкое произношение.

Эту работу начинаю с упражнений, которые развивают речевой аппарат. Развитие четкого произношения осуществляется посредством введения в курс обучения скороговорок и чистоговорок, упражнений в четком чтении абзаца и строфы. Кроме скороговорок и чистоговорок, с целью выработки правильного произношения, привлекаю пословицы, сочетания и предложения из предложенного для работы в классе и дома текста.

Параллельно с чистоговорками, скороговорками и пословицами, я включаю в урок отработку сочетаний гласных и согласных.

Артикуляция основных гласных :

а, о, у, ы, и, э учащиеся хором тренировались в произношении этих гласных по порядку.

Сочетание гласных: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о, и т.д.

Это упражнение развивает подвижность речевого аппарата.

Дома перед зеркалом учащиеся упражнялись самостоятельно. Известно, что начинающий читать вслух недостаточно открывает рот и артикулирует звуки, поэтому, чтобы избежать монотонности и нечеткости произношения, я давала им упражнения в качестве разминки перед чтением.

После обработки произношения гласных, я включала сочетания гласных и согласных:

Ба, бо, бу, бы, бэ, би; ва, во, ву, вэ, ви и т.д.

Практически, разминки на уроке проводились таким образом: на доску выписывались гласные, а дети по алфавиту подсоединяли к ним согласные. Чтение проводилось хором и индивидуально, включалось соревнование по рядам. Далее тренировала учащихся на чтение различного рода сочетание гласных, например: аоуиэ, аиуоэ; согласных: з-с-ж; ш-ж-с; согласных и гласных: же, че, ща, тра, три. Затем проводилась работа с таблицей согласных. Учащиеся делают глубокий вдох, и на выдох читают 15 согласных одного ряда:

бкзстрмнвзршлнх

жлпфхчшбрптсткл

Чтение согласных с какой-нибудь гласной. Например: первый ряд ученик читает с гласным (а), второй ряд – с гласным (у).

После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а, о, у, ы, и, э.

Цель вышеперечисленных разминок – отработать произношение согласных.

Следующий вид работы – чтение по таблице-треугольнику. (См. приложение )

Цель следующего упражнения развитие бокового зрения.

Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги: ма, му, мо, мы, ми. Или смотрят на цифру, и читают все слоги. Почти на каждом уроке чтения мы практикуем “жужжащее” чтение

Предложенные задания могут быть использованы на уроке для проведения пятиминуток чтения, речевых разминок, а также для выполнения тренировочных упражнений в классе и дома самостоятельно. Мой секрет:

Ра-тра-стра-страна
Во-тво-ство-детство
Ро-кро-от-крою-открою
Ра-бра-со-бра-собрать

2. Восстанови слова

с.кр.т. ее
пр.ст.л.сь оии
п.бр.б.й. ооу
к.р.нд.ш. ааа

3. Доскажи словечко

Все те, кто рос тогда со мной
И набирал года,
Однажды с этою страной
Простились… (навсегда).
Мне стоит лишь собрать багаж!
А долго ли собрать
Бумагу, ручку, карандаш
И общую… (тетрадь).

Также, я практикую целенаправленное установочное чтение. Например, для тренировок в правильности чтения, я использую прием взаимопроверки: ученик читает из 1-2 абзацев своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются – другой ученик читает следующие два абзаца.

Цель следующего упражнения : развитие памяти, внимания, правильного восприятия.

1. Отгадай загадки. К отгадкам подбери однокоренные слова

Кто всю ночь по крыше бьет
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает.
Его просят, его ждут,
А как придет, прятаться начнут.
(Дождь – дождик, дождевые, дождинки, дождевик .)

Одеяло белое не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
(Снег – снежок, снежинки, снеговик, снеговая, снежный, Снегурочка, снегирь .)

Успешное обучение динамическому чтению предполагает необходимость определенной психологической подготовки и, прежде всего, воспитания у читателя навыков так называемой психологической пластичности в работе с текстом. Она заключается в умении читающего легко и быстро переключаться на разные режимы чтения – от замедленного к ускоренному и наоборот. Психологическая пластичность способствует усилению динамизма психологических процессов – интенсифицируется внимание и память читателя, активизируется мышление, идет поиск оптимальной программы в работе с текстом. Упражнения, рекомендуемые для развития определенных навыков психологической пластичности, основываются на моторных и речевых действиях читателя. Их следует выполнять ежедневно на протяжении вводного и в начале основного курса обучения в соответствии с указаниями к занятиям.

Одна из важных целей – это превратить потенциальную скорость чтения в привычную и естественную. Чтобы достичь этой цели, я на каждом уроке использую шесть правил быстрого понимания:

3. Бросьте вызов своему пониманию

4. Распределите свое время

5. Засекайте время

6. Развивайте способность быстро концентрироваться.

Ключ к быстрому чтению

Цель упражнения : увеличить скорость чтения.

Я провожу упражнения с 1-го класса, включающие такие ключевые установки: читаешь первое слово, смотри сразу на следующее за ним, постарайся его понять. Текст рекомендовалось читать в разных темпах: медленно, в нормальном темпе, в быстром темпе. Упражнение проводились не чисто формально, а с опорой на смысловой анализ текста.

Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как “Игра в прятки” и “Мнимое слово”. Учащиеся очень любят эти упражнения.

“Игра в прятки”

Ведущий начинает читать не сначала, а с любого места, называя только страницу, остальные должны найти это место в тексте и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

“Мнимое слово”

Цель : развитие внимания.

Учитель в ходе чтения произносит неправильные слова, учащиеся прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен для учащихся тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет.

Слабо читающим учащимся помогает такой вид чтения, как “чтение за диктором”. Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать грамзапись.

Также я практикую хоровое чтение. При таком приеме работают все учащиеся на равных: как быстро читающие, так и читающие медленно.

Литература

1. Л.А. Горбушина “Выразительное чтение и рассказывание” Москва. Просвещение 1975 г.

2. Ли Кларк “Изучаем скорочтение” 1993 г.

3. Д.Т. Тамбиева “Уроки по развитию речи учащихся” Ленинград. Просвещение 1983 г.

4. Ю.А. Гвоздарев “Язык есть исповедь народа” Москва. Просвещение 1990 г.

5. Начальная школа № 1, 1998 г.

  1. Начальная школа № 5, 1998 г.

5.1. Теория: Алгоритм чтения художественных текстов.

5.2. Методические материалы к уроку 5: Методические материалы урока I (см. п. 1.2 урока 1). Окно мнемониста. Ал­горитм чтения художественных текстов. Рабочая матрица № 4 для тренировки памяти. Медитативный текст № 3 «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Книга: Н.С. Лесков. «Лев­ша», Москва, «Детская литература», 1986. Книга из серии художественной литературы объемом в 200 стр.

5.3. Упражнения:

5.3.1. Тесты на самопроверку.

5.3.2. Работа с окном мнемониста.

5.3.3. Чтение и работа с медитативным текстом №3 «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

5.4. Выполнение ежедневного комплекса упражнений про­граммы «Сатори» (см. п. 1.4 урока 1),

5.5. Выполнение контрольного задания по уроку 5.

5.5.1. Чтение книги «Левша» в режиме «Сатори».

5.5.2. Анализ прочитанного вами художественного про­изведения с помощью семи блоков алгоритма чтения худо­жественных текстов.

5.5.3. Тест на запоминание фигур рабочей матрицы № 4 для тренировки памяти.

5.6. Отчет по уроку 5.

Сегодня мы приступаем к пятому уроку программы. «Сато­ри». Это почти половина пути совершенствования техники чтения, пути приближения к состоянию озарения - сатори. Сатори - состояние подъема, творческого вдохновения, кото­рое вы должны уметь вызывать в себе, моделировать в своем сознании. Сатори - состояние, которое дает возможность ре­шать повседневные дела на более высоком качественном, на более высоком энергетическом уровне. Вся методика нашей программы имеет целью научить вас входить в это состояние. Вы совершенствуетесь в овладении своей психикой, процесса­ми своей памяти. Главное - движение вперед по управлению своим состоянием.

Как вы, наверное, заметили, каждый урок органически перетекает один в другой, поэтому нельзя пропускать уроки, нельзя перескакивать через уроки, нужно изучать их в той последовательности, в которой они даны в программе.

Прежде чем перейти к изучению пятого урока- этого необычного урока, так как в нем вы начинаете быстрое чтение художественных произведений в режиме «Сатори», давайте вспомним, как мы подошли к этой возможности- быстрому чтению художественных произведений. Занимаясь на первой ступени «Техники быстрого чтения» по программе «Доминан­та 2000-го года» и теперь почти три месяца на второй ступени по программе «Сатори», вы накопили большую силу, а когда накапливается количество, происходит качественный скачок, движение вперед становится неудержимым. Это эволюцион­ный скачок, выражающийся в том, что обработка информации происходит на более высоком уровне. При чтении художест­венной литературы развивается образность, за счет которой повышается качество чтения.

В тех упражнениях, которые вы выполняете и которые способствуют развитию образности, большое значение имеют медитативные тексты. Мы надеемся, что вы достаточно глубо­ко проработали медитативный текст «Роза мира» (по нему вы отвечали на вопросы в предыдущем уроке).

Нам хотелось бы, чтобы каждая фраза, каждое слово, ко­торыми Д.Андреев описывает свое состояние, прозвучали в вашем сознании и вошли в подсознание, чтобы вы моделиро­вали подобные состояния сразу в своей практической деятель­ности.

Что же это такое, состояние необычного подъема, которое должно прийти к каждому и наверняка уже приходило к вам? Давайте вспомним, как Д.Андреев описывает его:

«...Торжественно и бесшумно в поток, струившийся сквозь меня, влилось все, что было на земле, и все, что могло быть на небе. В блаженстве, едва переносимом для человеческого сердца, я чувствовал так, будто стройные сферы, медленно враща­ясь, плыли во всемирном хороводе, но сквозь меня; и все, что я мог помыслить или вообразить, охватывалось ликующим единством». Слова очень простые и вместе с тем загадочные, внешне непонятные и в то же время доступные. Вот почему нам бы очень хотелось, чтобы вы оставили у себя в душе, в сердце, в своем сознании впечатление о том состоянии, кото­рое переживал уже один человек, писатель. Вы помните, он пишет, что много раз приходил на то же самое место, пытался вызвать это состояние, но у него не получалось. И только потом, спустя некоторое время, оно пришло к нему в совер­шенно другой, трагической ситуации. Мы хотели бы обратить ваше внимание на то, что вы должны научиться подобное состояние вызывать достаточно часто, не ожидая критических ситуаций. Это реально, это возможно, это вполне доступно, и это зависит от нас с вами. Можно научиться управлять своим состоянием. В значительной степени решению этой задачи поможет медитативный текст № 3 Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», который вы будете читать на пятом уроке. Это замечательный текст, необычный текст. Он выражает дальнейший прорыв к совершенству, к познанию своего Я и безграничных возможностей своего развития. Чте­ние медитативных текстов способствует тому, что к вам как бы само собой приходит осознание того, как нужно читать худо­жественные произведения - сливаться с текстом, пережи­вать, читать текст в образах, подсознание при этом начинает работать с более высоким качеством.

А теперь переходим к изучению урока 5.

Теория

Алгоритм чтения художественных текстов. Вдумайтесь в название урока. Вам многое знакомо. Действительно, из предыдущего курса «Доминанта 2000-го года» вы знаете, что алгоритм чтения - это порядок выполнения умственных дей­ствий в определенной последовательности от начала до конца.

Алгоритм чтения позволяет быстро извлечь нужную ин­формацию. Вы успешно читаете по блокам интегрального и дифференциального алгоритма чтения. Вы научились быстро формировать доминанту.

Ранее, в программе «Доминанта 2000-го года», мы не ис­пользовали наши методики при чтении художественных про­изведений, хотя, возможно, у вас были попытки, и весьма эффективные, ускоренного чтения художественных текстов. Сегодня вы уже готовы к тому, чтобы использовать весь арсе­нал знаний Техники быстрого чтения для чтения художест­венных текстов в режиме «Сатори».

Существует ли алгоритм чтения художественных произ­ведений, текстов ? Конечно, существует. Он не такой гибкий, как нам хотелось бы, но все-таки это определенная последова­тельность умственных действий в процессе чтения художест­венных текстов. Он предполагает включение в процесс чтения нашего подсознания, не столько ускоряющего чтение, сколько обеспечивающего повышение роли эстетического восприятия читаемого.

Главным компонентом в процессе быстрого, чтения художе­ственных произведений является развитие образного восприя­тия. Не случайно техника чтения, доведенная до совершенства, представляет собой не столько восприятие текста, сколько вос­приятие образов, происходящих событий, действий. Вот имен­но так читал художественные тексты Максим Горький. Горький читал исключительно быстро, и есть основания пола­гать, что он читал художественные произведения в состоянии «сатори», которому мы с вами пытаемся научиться. Образ­ность, или синестезия, о которой мы с вами уже говорили, была у него чрезвычайно развита.

Здесь можно вспомнить один эпизод из творческой жизни писателя. Однажды М.Горький писал рассказ, где есть сцена, во время которой один человек наносит другому ножевое ра­нение. Описывая этот эпизод. Горький вдруг вскрикнул и упал на пол. Прибежавшие на шум домочадцы нашли его лежащим на полу с ярко-красным следом на теле, как будто его действи­тельно ударили ножом. Такая реакция писателя свидетельст­вует о том, что он физически перенес то, что написал и перечитывал. Великие писатели - это как раз те люди, у которых сильно развито образное восприятие, мышление, и примеров, подобных случаю с М.Горьким, можно привести много.

Мы не призываем вас к тому, чтобы вы так же ярко пере­живали события, которые будете читать и воспринимать, но развитие образного мышления, образного восприятия совер­шенно необходимо. Именно образность представляет собой

процесс слияния с текстом, который мы воспринимаем, и по­могает в значительной степени ускорить процесс восприятия, а значит, процесс чтения текста. Мы читаем не слова, не фра­зы, не предложения. Мы видим картины, образы, и этому в значительной степени помогает тот несложный алгоритм чте­ния художественных текстов, который мы предлагаем вашему вниманию.

Семь блоков алгоритма, наверное, не представляют для вас ничего существенно нового. Вы можете сказать: «Мы всегда так читаем художественный текст».

Действительно, определенный алгоритм чтения у каждого из нас есть. Другое дело, всегда ли по окончании чтения текста он остается у нас в сознании, всегда ли удерживаются в памяти элементы заполнения каждого из этих блоков. Наверное, не всегда.

Наша задача заключается в том, чтобы создать новую про­грамму и добиться того, чтобы эта программа работала всегда. Тогда даже на сверхвысокой скорости чтения в режиме «Уль­тра-Рапид» будет обеспечено более качественное восприятие эстетической ценности воспринимаемого текста.

При выполнении вами контрольного задания урока 5 мы проверим эффективность использования алгоритма.

Научившись применять алгоритм чтения художественных текстов, вы сможете эффективно использовать его в вашей повседневной практике.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Технологии чтения » !

В дополнение к предыдущим способам конспектирования () приведу еще один. Он хорошо подойдет для сжатия и визуализации текста художественной книги, хотя в принципе может быть использован и для других типов книг.

Этот способ описан в книге Королевой Г.В «Технология эффективного чтения ». И хотя книга предназначена для учителей, но полезность ее распространяется на всех, работающих с текстовой информацией.

Я уже говорил, что образование должно закладывать навыки для последующего самообразования и саморазвития. И одна из таких практических технологий – алгоритм усвоения и визуализации мышления в виде логических схем.

Четкие последовательные действия из чтения, как хаотичного неорганизованного процесса становятся программой эффективного чтения. Пассивное созерцание текста превращается в активную работы с текстом.

Нужно лишь знать — какие действия и операции необходимо сделать в процессе чтения, чтобы сэкономить силы и время и качественнее усваивать информацию, а также дольше ее сохранять в памяти.

Сжать текст без потери смысла предлагается на основе алгоритмов эффективного чтения с применением интегрального и дифференциального алгоритмов. (авторы: Кузнецов, Хромов, Андреев).

Дифференциальный алгоритм чтения

Из дифференциального алгоритма используются:
— опорные слова (несут основную смысловую нагрузку),
— опорные сети (комбинация опорных слов и дополнительных слов, помогающих в сжатом виде понять содержание),
— смысловые доминанты (главная смысловая часть текста, которая может быть выражена своими словами, — это главная мысль текста).

Пример :

Опорная сеть : лев и медведь добыли мяса. Никто не уступал. Бились, ослабели. Лиса подхватила мясо и убежала.

Домината : если спорщики не уступают друг другу, то проигрывают оба.

Домината в данном случае носит моральную составляющую. Это чаще для художественных произведений. Для технических – доминанта более конкретна.
Причем доминанта или трактовка — всегда индивидуальна.

Интегральный алгоритм чтения

Из интегрального алгоритма используется графическая форма, состоящая из 7-ми блоков, что позволяет визуализировать содержание текста.

Семь блоков интегрального алгоритма :
1. Наименование.
2. Автор.
3. Герои.
4. События.
5. Новизна (чего раньше не знали).
6. Непонятное.
7. Идеи (что самое главное).

Идеи — это самостоятельно сформулированное главное из текста.

Резюме:
Найти в тексте нужное и важное, ценное – эту задачу решает дифференциальный алгоритм чтения.
Сохранить эту информацию поможет интегральный алгоритм чтения (интегральный поскольку распространяется на весь текст в целом).

Дифференциальный алгоритм защищает мозг от избыточной информации, а интегральный – помогает обработать выбранную информацию, структурировать ее и хранить в наглядно представленной форме.

Интегральный алгоритм представляется в зрительном образе. Для создания зрительного образа можно использовать некую фигуру, например звезду с количеством лучей, соответствующим числу героев книги.

Четыре героя Пять героев

Как вписать в этот зрительный образ все составляющие алгоритма?

Для этого вводятся условно графические обозначения соответствующих блоков.