Физическое воспитание детей и подростков в семье и школе. Физическое воспитание девочки Афинская система воспитания

Гендерный подход в физическом воспитании мальчиков и девочек

Сегодня физическое воспитание детей практически не имеет различий для мальчиков и девочек. Педагоги дошкольных учреждений на протяжении последних нескольких лет ищут

пути осуществления дифференцированного подхода. Однако в большинстве дошкольных учреждений физическое воспитание детей, как и все

дошкольное воспитание, ориентировано на «условного» ребенка, а не на мальчика или девочку: те же упражнения, та же нагрузка, та же методика обучения. Половые различия упоминаются лишь в результатах тестирования уровня физического состояния детей, потому что, как правило, нормативы для девочек несколько ниже, чем для мальчиков.

К сожалению, фактически не одно методическое пособие для педагогов детского сада не содержит рекомендации по дифференцированному физическому воспитанию мальчиков и девочек. Содержание некоторых авторских программ, опыт работы специалистов по физическому воспитанию дошкольных учреждений подтверждают целесообразность дифференцированного воспитания мальчиков и девочек.

Наряду с такими видами физкультурных занятий, как учебные, игровые, сюжетные, тренирующие, в старшем дошкольном возрасте важно включать занятия, основанные на гендерных особенностях детей. Структура таких занятий обычна, а вот содержание имеет серьезные отличия. Одним из ведущих принципов должен стать принцип двух начал в педагогическом процессе. Данный принцип подразумевает, что обучение и воспитание дошкольников отражает особенности мужественного начала у мальчиков и женственного у девочек. Педагогический процесс при таком подходе будет иметь различный стиль, различный тон, различную направленность. Для мальчиков - это развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости; для девочек - развитие чувства ритма, красоты движений, гибкости.

Этот подход осуществляется двумя способами организации занятий.

Первый способ - один раз в две недели занятия проводятся раздельно для мальчиков и для девочек. На этих занятиях целесообразно обучать упражнениям, требующим разных методических подходов для мальчиков и девочек (например, метании), и заниматься теми видами деятельности, которые вызывают интерес у данной группы детей (например, с мальчиками - футболом, хоккеем, с девочками - упражнениями с обручами и лентами). Занятия для девочек строятся в основном на методике игрового стретчинга, фитболгимнастики, игроритмики и игропластики. У мальчиков же преобладают силовые упражнения, спортивные игры.

Второй способ - занятия проводятся совместно, но часть заданий для девочек и мальчиков имеют отличия. Этот вариант проведения занятий тоже имеет две разновидности.

  • · В подготовительной и заключительной части занятия дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части занятия они делятся на подгруппы в зависимости от пола, и каждая группа выполняет свое задание.
  • · На протяжении всего занятия дети выполняют упражнения вместе, но ряд упражнений предполагает разные варианты исполнения для мальчиков и девочек (например, в общеразвивающих упражнениях - исходные положения, в полосе препятствий - условия преодоления препятствий: мальчики перелезают, девочки подлезают, в метании - расстояние до цели и т.д.)

Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или сугубо мужскими. Идет углубление понимания половой принадлежности «Я - девочка», «Я - мальчик», развитие представлений детей об отличительных признаках поведения и деятельности женщины и мужчины. Эта позиция проявляется в выборе вида двигательной деятельности, соответствующей полу ребенка.

На таких занятиях используются следующие методические приемы для учета половых особенностей дошкольников:

  • 1. Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (например, мальчики работают на рукоходе, а девочки с лентами).
  • 2. Различия в дозировке (например, девочки отжимаются 5 раз, а мальчики 10 раз).
  • 3. Различия по времени (например, девочки прыгают через скакалку 1 минуту, мальчики 1,5 минуты).
  • 4. Различия в подборе оборудования (например, девочкам легкие гантели, а мальчикам более тяжелые).
  • 5. Различия в обучении сложным двигательным движениям (существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у

девочек они вызывают значительные трудности и требуют большего времени для овладения ими (например, метание на дальность легче дается мальчикам, и наоборот, прыжки на скакалке - девочкам). Это требует от специалиста по физическому воспитанию разных методических подходов: например, разное число повторений, выбор подводящих и подготовительных упражнений, использование вспомогательного оборудования и т.п.

  • 6. Пространственные ориентировки (например, мальчикам отдается большая часть зала по сравнению с девочками, т.к. для них характерно дальнее зрение, а для девочек ближнее).
  • 7. Распределение ролей в подвижных играх (например, мальчики - медведи, а девочки - пчелки).
  • 8. Различия в требованиях к качеству выполнения заданий (девочкам и мальчикам мы предъявляем разные требования к выполнению одних и тех же движений: от мальчиков мы требуем большей четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий, а от девочек - больше пластичности, выразительности, грациозности).
  • 9. Расстановка и уборка снарядов (девочки всегда расставляют и убирают только мелкий, легкий инвентарь, а мальчики группкой в несколько человек - тяжелое оборудование).
  • 10. Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек - кто их оценивает и как. Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом («Ты лучшая в этом движении», «Ты была похожа на балерину», «У тебя очень мягкие движения рукой, кистью», «У тебя самое бесшумное приземление».).
  • 11. Чаще напоминаем мальчикам о способах выполнения, о требованиях к качеству, так как они больше нуждаются во внимании при «шлифовке» отдельных элементов, техники, чаще приходится использовать помощь в плане тактильно-мышечных ощущений.
  • 12. В работе с девочками чаще прибегаем к образцу, имитации, словесным указаниям.
  • 13. Учет сензитивных этапов для формирования и совершенствования двигательных способностей, физических качеств, двигательных навыков и умений. Например, девочки лучше выполняют задания на пространственную точность на пятом и шестом годах, а мальчики - на седьмом году жизни.
  • 14. Использование условных обозначений на карточках, пиктограммах для мальчиков и девочек («М», «Д»).
  • 15. Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта. физический воспитание дошкольный половой

Мышечная сила, то есть способность мышцы преодолевать сопротивление или противодействие ему - это необходимое качество для любого мальчика. Данное физическое качество развивается в основном методом тренировок с небольшими отягощениями. Например, упражнения для рук мальчикам можно выполнять с наполненными песком мешочками, начиная с веса 100-150 граммов, или с эспандерами в 2-3 резинки; силу ног хорошо развивают подскоки, приседания, медленный бег (особенно - с наполненным песком поясом весом до 500 граммов). Но нужно помнить, что развитие мышечной силы в дошкольном возрасте - очень сложное дело. Постоянный рост ребенка при не сформировавшемся опорно-двигательном аппарате требует сугубо осторожного обращения с нагрузками. Всякое излишнее увеличение, особенно неверно выбранная нагрузка, может привести к отрицательным последствиям, ухудшить, а не улучшить здоровье ребенка.

Развитию силы рук и мышц плечевого пояса способствуют подтягивания на высокой и низкой перекладине. Упражнения на высокой перекладине рекомендуется мальчикам и выполняются из положения виса, не касаясь ногами пола, хватом сверху. Упражнения на низкой, перекладине - для девочек - выполняются хватом сверху из положения виса лежа. В каждое занятие включаем работу по воспитанию правильной осанки, постоянно напоминая детям, что это укрепит их здоровье и поможет стать еще красивее, сильнее, смелее, а девочкам стройнее, грациознее.

Следует помнить, что необходимо учитывать не только половые, но и индивидуальные особенности, склонности и интересы детей, так как иногда девочки проявляют способности к упражнениям с видимой «мальчишеской» направленностью, и наоборот. Поэтому педагог не должен подавлять стремление детей заниматься определенным видом двигательной деятельности.

Половая принадлежность не должна использоваться в качестве довода против какой-то двигательной деятельности.

Воспитатель должен научиться видеть в детях мальчиков и девочек и дифференцировать педагогический процесс в соответствии с этим. Учитывая эту разделительную тенденцию, проводить тематические игры с подгруппами детей.

Для мальчиков: «Отважные путешественники», «Охотники», «Юные матросы», «Разведчики», «Строители». Для девочек: «Из жизни цветов», «Хозяюшки», «Кошечки», «Кукольный магазин», «Танцуют все» и др. Подобный подход учитывать и в подвижных играх: например, для мальчиков «Водолазы», «Пожарные», «Автогонщики». Для девочек: «Пчелки», «Бабочки», «Рыбки», и т.д. На физкультурных праздниках демонстрировать показательные выступления, на которых мальчики представляют свое мастерство в силе, ловкости, быстроте, а девочки состязаются в гибкости, грации, двигательном творчестве.

В современном образованном процессе гендерный подход является одной из серьезных и значимых проблем.

Гендер - есть отражение социально-обусловленной природы мужского и женского.

Древний философ Лукиан писал, что создав мужчину и женщину, природа предпочла, чтобы они оставались верному естеству. Женщина, с мужским образованием и даже в мужском платье, всегда должна оставаться женственной и никогда не пренебрегать развитием лучших дарований своей женской природы.

Под флагом биологии раскручивались некие ужасные идеи. Утверждалось, что, поскольку у женщин мозг меньше они годятся только для ведения домашнего хозяйства и материнства. Вот почему женщины были лишены права голосовать, получать равную с мужчинами зарплату, владеть собственностью.

В XVII - XVIII вв. при Петре I физическое образование стало носить государственный характер, но физическое образование было только для юношей, «Воспитание и образование девушек было совсем бедственным. Всякий физический труд считался для них вредным» (Д.И. Латышина, 1998).

В XVIII веке меняется отношение русского общества к женщине, которой предстоит быть не «Затворницей в тереме», а матерью «новой породы свободных граждан России». Особый интерес представляет опыт организации женского физического воспитания в женских учебно-воспитательных учреждениях Ведомства Императрицы Марии Федоровны, где было обращено особое внимание на гимнастику (И.А. Свиридова, 2003).

Особое внимание заслуживает пропаганда Е. А. Покровским (1838 - 1895г.) физического образования девочек. Е.А. Покровский приводит пример физического воспитания женщин в Спарте: «Чтобы иметь женщин по возможности способных производить отличных детей, там девицам предписывался особый курс телесных упражнений, совершая такого рода мускульные упражнения на солнце и чистом воздухе, они росли крепкими и здоровыми, несмотря на такое мужественное развитие, спартанки в то же время были привязанными супругами и добрыми хозяйками» (1890). В 90-е годы XXI века, в контурах системы гимнастики для девочек он отметил то, что в начале XX века предложил французский педагог Демени в его «каллонистической» гимнастике для женщин.

Создание отечественной системы физического образования неразрывно связано с именем П.Ф. Лесгафта (1837 - 1909). В его научных работах нашли отражение передовые идеи индивидуального подхода в системе физического образования. П.Ф. Лесгафт положил принципы учета половых, индивидуальных, анатомо-физиологических и психологических особенностей детей: «При физических упражнениях мы должны, прежде всего, думать об организме ребенка, его темпераменте и отнюдь не подводить всех под один шаблон» (о физическом образовании в школе, 1984г.). Однако П.Ф. Лесгафт критически относится к гендерному стереотипу в физическом образовании: «Беспочвенная, исключительно эмпирическая педагогика не выяснила до сих пор огромного значения личности, почему и явилась возможность отличать мужское и женское образование, и допускать половое различие при воспитании, человеческой личности. Необходимо, чтобы в обществе укоренилось убеждение, что цель воспитания как мужчины, так и женщины всегда одна и та же: развитие сознательного человека» (Антропология и педагогика, 1898 г.). П.Ф. Лесгафт пропагандировал общее физическое образование, так как долгое время женское образование было не на должном уровне. Половые различия если учитывались в индивидуальном подходе, то акцент на полодифференциацию в образовании не ставился.

В начале XX века теория и методика физического образования в России сформировывается как серьезная научная и учебная дисциплина, «но, к сожалению, многое из того прогрессивного, что было создано на рубеже XIX - XX вв. отечественной и зарубежной школьной педагогикой, оказалось невостребованным и просто отвергнутым» (Б.Р. Голощапов, 2001г.).

В 20-х годах был предложен целый ряд различных программ и методик по физической подготовке школьников. Содержание собственно уроков физкультуры представляло собой формальное, механическое соединение отдельных разделов программ. С 30-х годов программной и нормативной основой системы физического образования является ГТО, предусматривающий различные учебные нормативы девочек и мальчиков. Ориентир был на военно-физическую подготовку. Материал по гимнастике для девочек и мальчиков содержит принципиальные отличия по структурному содержанию, но только с 5-го класса. Физическое образование переориентировано на спортивную подготовку. С 1970 года программа по физическому образованию становится различной для юношей и девушек старших классов. Для мальчиков вводится раздел - «Борьба классическая», для девочек - «Гимнастика», с материалом по художественной гимнастике. Это значительно повысило интерес школьников к урокам физической культуры, но материально-техническая и профессиональная база для этого нововведения не была готова.

В наше время только около 40% школьников занимаются на уроках физкультуры целенаправленно, желая получить хорошее физическое развитие. При этом мальчики понимают урок как развитие двигательных способностей, а девочки - как улучшение своего эстетического вида: фигуры, походки и т.п. (Е.Г. Еделева).

Доминирующим 47% школьниц, является формирование красивой фигуры и походки. Мотив «красиво двигаться и танцевать» имеется у 27% школьниц, повысить уровень двигательных способностей - у 15%, научиться играть в волейбол. Баскетбол и прочие игры, а также укрепить здоровье - у 11% школьниц.

Сегодня многие школы похожи на поле битвы. Учителя испытывают повышенные нервные нагрузки, дети все реже приносят из дома хорошие манеры. Количество педагогов-мужчин катастрофически сократилось. Для большинства мальчиков физкультура - любимый предмет в школе. Это возможность выплеснуть энергию, это закалка характера и повышение самооценки, это укрепление здоровья. Но пока физкультура совместная, энергетический потенциал мальчики используют не в полную силу. А это грозит выходом энергии в какие-нибудь неприятности.

Физическое образование для мальчиков - это школа жизни, школа мужественности, где усваивают:

Как уметь проигрывать;

Как уметь побеждать;

Как быть частью команды;

Как выкладываться «на все сто»;

Как трудом и практикой достигать цели.

Физкультура могла бы стать и любимым предметом у девочек, если бы была раздельной. Девочки бы смогли проявить себя в ритмической гимнастике, танцах, и могли бы приобрести такие качества:

Женственность;

Выразительность движений;

Уверенность;

Грациозность;

Стройность;

Изящество и т.д.

Предпосылки гендерного подхода

в физическом образовании детей дошкольного возраста

Основой физического образования малышей во все времена являлись игры и физические упражнения. Содержание физического воспитания в России определяется, традиционными формами народного семейного воспитания.

Древнерусское воспитание - это дом, семья, «…это воздействие среды, обычая, живого примера» (В.О. Ключевский, 1913). В XV - XVII вв. игровые средства воспитания были одним из первых педагогических изобретений человечества. В атмосфере материнской любви ребенок приобщался к первым играм. С самого начала своей жизни ребенок оказывался во власти пестушек, потягушек, прибауток, потешек. Их цель - забавляя, потешая ребенка, выполнить с ним своеобразные физические упражнения, направленные на укрепление мышц торса (Д.И. Латышина, 1998).

Дети были свидетелями и активными участниками всех дел и событий крестьянской жизни. В воспитании маленьких детей не было разделения по половым отличиям, но в играх проигрывалась социальная роль мужчины и женщины. Так, мальчики играли с палками, состязались в стойкости, метали орудие; девочки играли в крестики, классы, фанты, прыгалки. В совместных играх, таких как: «Женитьба», «Невесту искали», в хороводах с песнями, дети проигрывали роли женщины и мужчины. В праздничные дни устраивались игрища: мужчины с мальчиками устраивали кулачные и палочные бои, женщины с девочками катались на качелях и досках.

Значительно от народного воспитания отличалось дворянское. К дворянским детям применялось «нормативное воспитание». Для мальчиков физическая подготовка: с 4-х летнего возраста - фехтование, танцы, плавание. Девочки в этом возрасте находились на воспитании матерей, нянюшек.

Во второй половине XIX века на развитие дошкольного воспитания повлияли идеи Н.И. Пирогова, П.Ф. Лесгафта, Е.А. Покровского. Н.И. Пирогов (1810-1881г.) в статье «Вопросы о жизни» обратил внимание на назначение матери, воспитательницы в жизни ребенка. Он писал: «Пусть женщины поймут свое высокое назначение в вертограде человеческой жизни. Пусть поймут, что они, ухаживая за колыбелью человека, учреждая игры его детства,…делаются главными зодчими общества…». П.Ф. Лесгафт (1837 - 1909г.) важную роль в развитии ребенка отводил семейному воспитанию, а в семейном воспитании играм. Игра рассматривается как «упражнение, посредством которого, ребенка готовят к жизни». П.Ф. Лесгафтом была разработана целостная система подвижных игр для детей дошкольного возраста, с учетом анатомического строения тела, природного назначения частей тела: «Системное проведение подвижных игр развивает у ребенка умение управлять своими движениями, дисциплинирует его тело. Благодаря игре ребенок учится действовать ловко, целесообразно, быстро; выполнять правила, ценить товарищество». В труде «Семейное воспитание ребенка и его значение» П.Ф. Лесгафт указывает на необходимость образования женщины: «Воспитание ребенка в самые первые годы жизни находится в руках матери. Содействовать действительному образованию женщины составляет самую насущную задачу всякого общества» (1893г.) в связи с этим в 1986 году были организованы курсы для воспитательниц и руководительниц физического образования. Слушательниц готовили к воспитанию детей дошкольного возраста.

В российском дошкольном воспитании учитывается опыт зарубежный, это идеи Ф. Фребеля, М. Монтессори.

Фридрих Фребель (1782 - 1852г.) создал немецкую систему дошкольного воспитания. В 1840 году дал название «школе для маленьких» - «детский сад». Цель воспитания Ф. Фребель определял как развитие природных способностей ребенка: «Дитя есть часть природы и мира вообще». Ядром педагогики детского сада Ф. Фребель сделал игру: «Детский сад - это большая игра самой жизни, но только в ее маленьких истоках, так как очень важно, чтобы ребенок в будущем стал дельным членом всеобщей большой жизни, то исключительно важно, чтобы он стал и был дельным членом игровой жизни. Поэтому уход за игрой детей и руководство ею требуют величайшего внимания». Большое внимание в воспитание ребенка Ф. Фребель уделял физическому развитию, в частности гимнастике: «…Ведь тело человека с его членами и является тем, чем человек непосредственно дает знать о своей жизни, о своем внутреннем мире, выявляет свое существо вовне и созидает».

Система Марии Монтессори (1870 - 1952г.) - пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания, на рубеже XIX - XX вв. В основу своей педагогической системы Монтессори положила биологическую предпосылку - жизнь; «любая жизнь есть существование свободной активности». Смысл метода, продвинуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Задача воспитателя - помочь организовать ему свою деятельность, пойти своим уникальным путем, реализовать свою природу.

Передовые идеи отечественных и зарубежных классиков педагогики в начальном воспитании основаны были на индивидуальном развитии ребенка. «Детский сад должен обеспечивать ребенку всестороннее развитие, развитие ребенка как целое (как индивидуальность) и как часть целого (как социальных существ)» (Ф. Фребель, 1840г.).

Педагоги и общественные деятели дореволюционной России уделяли внимание разработке теоретических положений индивидуального подхода к детям дошкольного возраста, внедрению их в практику.

Государственная регламентация дошкольного физического воспитания началась после революции 1917 года. Были организованы первые дошкольные учреждения - детские сады и ясли. Основоположниками теории и методики дошкольного физического воспитания стали В.В. Гориневский, Л.И. Чулицкая, Е.А. Аркин. Вопрос об индивидуальном подходе к детям занимает значительное место в трудах советских педагогов. Е.А. Аркин развивал проблему индивидуального подхода к дошкольникам в физическом воспитании, Р.И. Жуковская - в игровой деятельности, А.П. Усова - в процессе обучения.

Представители дошкольной педагогики указывали на принцип индивидуального подхода к детям, основанного на знаниях психологии, физиологии, анатомии: «Процесс всестороннего развития личности включает в себя целостную систему воспитания и обучения, начиная с дошкольного возраста. Все начинается с детства. Именно в детстве появляются задатки особенностей характера, способностей и интересов взрослого человека. Дети поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей и склонностей. Каждый ребенок - это особый мир, и познать его может только тот, кто умеет с малышом разделить его огорчения и тревоги, его радости и успехи.

К концу XX века сформировывается теория и методика физической культуры дошкольников как серьезная научная дисциплина. Индивидуальный подход является одним из основных принципом советской педагогики. Коллективные формы работы на физкультуре целесообразны лишь тогда, когда они интересны для всех детей, обеспечивают для каждого оптимальную физическую нагрузку. В процессе занятий физическими упражнениями с дошкольниками педагог должен учитывать состояние их здоровья, тип нервной деятельности, а также половые особенности. Необходимо создать такие условия для развития дошкольников, в которых их физические и духовные возможности раскроются полностью.

В дошкольной педагогике наряду с понятием «индивидуальный подход» появляется понятие «дифференцированный поход». Дифференцированный подход представляет собой форму организации обучения, при которой дети делятся на сравнительно одинаковые группы, основанные на сходных типичных проявлениях, что позволяет педагогу осуществлять обучение, различное по сложности, методам и приемам работы. Дифференцированный подход - общее понятие, в которое входит и гендерный подход (дифференциация по половому признаку). Но гендерный подход не рассматривался так широко в дошкольном воспитании, потому что не был еще актуален.

Особенности физического развития

мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста

Современные требования общества к формированию самобытной и способной к самореализации личности не могут игнорировать гендерные характеристики ребенка. Приоритеты воспитания мальчиков и девочек заключаются не только в закреплении жестких стандартов поведения, но и в изучении потенциала каждого, создании условий для реализации потребностей, организации партнерских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании искренности, взаимопонимания в отношениях разнополых детей при акцентировании на полоролевых (типичных) поведенческих характеристиках. Гендерный подход предполагает гармонизацию полоролевого взаимодействия на основании равных прав и возможностей личности независимо от половой принадлежности. (Рыков С.П. 2001г.).

Гендерная принадлежность ребенка дошкольного возраста не ограничивает его половые принадлежности. Социальная природа самого термина объясняет несовпадение поведенческих характеристик человека того или иного пола с ожиданиями общества. С одной стороны, ребенок несет в себе полоролевые стереотипные черты: мальчик - сильный, храбрый, выносливый, агрессивный; девочка - ласковая, ведомая, ожидаемая, нежная, а с другой - гендерная типология проявляется в ситуативном доминировании маскулинности (феминности, и степень проявлений не регламентируется половой принадлежностью. Мальчик в некоторых ситуациях может вести себя по женскому типу, проявлять мягкость и сговорчивость, а девочка бывает агрессивной и показывает свое лидерство.

Различия в быстроте развития мужского и женского организмов видны уже на стадии эмбриона. У девочек развитие скелета идет быстрее. После рождения они на 1-2 недели опережают мальчиков в формировании костей. В то же время по длине и весу мальчики при рождении больше девочек на 2-3%. Мальчики немного превосходят девочек в длине тела - до 10 лет, а в массе - примерно до 8,5 лет.

Дыхательная система

До периода полового созревания максимальное потребление кислорода почти одинаково. С 6-7 лет у девочек преобладает грудной тип дыхания, а у мальчиков - брюшной.

Нервная система

По данным Н.Е. Высотской и А.П. Пинчукова, среди мальчиков 6-7 лет количество лиц с подвижностью как возбуждения, так и торможения больше, чем среди девочек. Затем с подвижностью возбуждения больше становится женщин. Девочек 7-8 лет со слабой нервной системой больше, чем мальчиков того же возраста.

Физическое развитие и работоспособность

Начиная уже 3-4 лет эффективность выполнения легкоатлетических упражнений у мальчиков выше, чем у девочек.

А.А. Зданевич также выявил, что дальность метания мяча у мальчиков почти в 2 раза больше, чем у девочек.

Мальчики 7 лет имеют более высокие показатели в беге на 30 м, прыжках в длину с места (А.П. Горский). Большая прыгучесть мальчиков по сравнению с девочками выявлена в работах Л.Н. Соловьева.

При одинаковой по мощности нагрузке у девочки ритм сердца ускоряется значительно больше, чем у мальчиков.

Медики отмечают хорошую приспособляемость женского организма к нагрузкам на выносливость. Однако наблюдаются и неблагоприятные изменения в организме.

Тренируемость мышечной силы у девочек тоже меньше, чем у мальчиков.

В развитии мальчиков и девочек очень рано проявляются физические и физиологические различия. Многие авторы отмечают, что «стартовые возможности» в жизни девочек и мальчиков различны. У мальчиков и девочек существуют различия в росте, весе, окружности грудной клетки, в обменных процессах (общий суточный расход энергии несколько больше у мальчиков, чем у девочек); различаются и физические возможности.

В возрасте 6 лет девочки дигестивного типа превосходят мальчиков астеноидного, мышечного и торакального типа по весу и обхвату груди, и почти не уступают мальчикам астеноидного типа по длине тела.

Большие темпы роста и созревания девочек по сравнению с мальчиками можно объяснить тем, что в крови первых имеется большая концентрация гормона роста - соматотропина, чем в крови вторых.

И.А. Корниенко (1979г.) доказал, что у девочек во всех возрастах (с 5 до 11 лет) энергообмен покоя ниже, чем у мальчиков.

Начиная с трехлетнего возраста, все более различаются отличия мальчиков и девочек в формирующейся способности мыслить, в проявлении эмоциональности; заметно различается и поведение. Мальчики более маскулинны в поведении, чем девочки феминистичны.

Уже в три года у мальчиков выше порог болевой и тактильной чувствительности, они не так скоро чувствуют боль. Мальчики меньше спят. У них лучше развиты мышцы. Мальчики меньше любят сладкое. Ученые выяснили, что в шесть месяцев у мальчиков замедляется сердцебиение при прерывистых звуках, а у девочек при мелодичных. К началу второго года мальчики охотнее уходят с рук матери, не так охотно возвращаются к ней, как девочки. Они более самостоятельны и активны.

Мальчики, как правило, быстрее бегают, дальше прыгают с места, у них лучше показатели в метании на дальность, больше, чем у девочек сила рук и становая сила. У девочек лучше показатели в равновесии и гибкости, у них более развита мелкая моторика, выше эмоциональная восприимчивость стрессовым ситуациям (врачи отмечают, что неврозы у мальчиков дошкольников встречаются значительно чаще, чем у девочек).

Ученые О.Г. Аракелян и Л.В. Карманова отмечают, что уже в пятилетнем возрасте наблюдается значительное различие между мальчиками и девочками в прыжках через скакалку. По их мнению, это также можно объяснить тем, что девочки предпочитают данные упражнения, в то время как мальчики их практически не используют в самостоятельной деятельности. Авторы указывают, что при отсутствии целенаправленного обучения разница в прыжках через скакалку у мальчиков и девочек 6-7 лет огромна: обычно мальчики не овладевают безостановочными прыжками, совершая одиночные перепрыгивания. Девочки же осваивают разнообразные прыжки, широко используя их в самостоятельной деятельности.

Изучая особенности двигательной активности детей 5-7 лет на прогулке, М.А. Рунова подчеркивает наличие наиболее значимых половых различий в средних величинах показателей двигательной активности (объем, интенсивность) у пятилетних. Автор приводит следующие данные: средний объем двигательной активности мальчиков 5 лет в свободной деятельности составляет 2300 движений, девочек - 1370; мальчиков 6 лет - 2500, девочек - 2210; мальчиков 7 лет - 3275, девочек - 3040.

Наиболее благоприятным для девочек 5-6 лет, считает Т.Ю. Логвина, является режим двигательной активности (до двух с половиной часов в неделю занятий физическими упражнениями), а для мальчиков этого возраста - режим большой двигательной активности (до трех с половиной часов в неделю).

В эмоциональней сфере различия столь же показательны. Мальчики, когда устают «перестают соображать», но внешне держатся. Девочки, когда устают - страдают эмоционально, могут расплакаться. На самом же деле мальчики переживают не меньше, чем девочки.

С.О. Филиппова отмечает, что у мальчиков, как правило, игры динамичнее, эмоциональнее (в войну, космонавтов, моряков), чем у девочек, и поэтому успокоить их значительно труднее. Девочки предпочитают главным образом более спокойные игры на семейно-бытовые темы («Дочки-матери», «Магазин», «Детский сад»). Необходимо учитывать, что в силу существующего процесса половой социализации в дворовых компаниях, в группе детского сада девочки предпочитают играть с девочками, а мальчики - с мальчиками. Мальчики чаще рисуют танки, самолеты, различные машины, а девочки - природу, людей. Рисунки мальчиков часто схематичны, но более динамичны.

Если спросить у детей, кем они хотят стать, когда вырастут, девочки отвечают, что они хотят быть врачами, учительницами, балеринами, продавцами, а мальчики - космонавтами, шоферами, летчиками, полицейскими, военными. Дети называют профессии характерные для соответствующего пола.

У девочек отмечают большую зависимость от взрослых, послушание, у мальчиков - большую агрессивность и независимость.

Большая потребность мальчиков в двигательной активности приводит и к своеобразию их поведения по сравнению с девочками. Они больше ерзают и отвлекаются на занятиях, более шумно ведут себя в играх и, следовательно, чаще нарушают дисциплину. Мальчикам, в отличие от девочек, для их полноценного психического развития требуется большое пространство, чем девочкам. По данным В.П. Еремеевой и Т.П. Хризман пик работоспособности у девочек раньше, чем у мальчиков. Поэтому чаще на вопросы, сначала отвечают девочки, а затем мальчики. Девочки «забивают» мальчиков в речевом плане, но их ответы более однообразны, их мышление однотипно. Среди мальчиков больше индивидуальности, они нестандартно и мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, так как они реже раскрывают в словах, а предпочитают раскрываться в активных движениях.

Гендерный подход в физическом образовании дошкольников рассматривается: в трудах Е.П. Ильина: «Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины» (2003), «Психология физического воспитания» (2000), отмечаются половые особенности детей в физическом воспитании; В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман в книге: «Девочки и мальчики - два разных мира» (2001), отмечают полоролевые особенности детей основанные на нейрофизиологических процессах; Т. Фуряева в издании «Проблема полового воспитания» (1998), указывают на необходимость формирования психологического пола у ребенка в дошкольном возрасте; С.О. Филиппова в книге «Мир Движений мальчиков и девочек» (2003), предлагает формирование соответствующего полу ролевого поведения мальчиков и девочек на практике, в процессе занятий по физическому воспитанию.

В программе «Театр физического воспитания дошкольников» Н.Н. Ефименко, выдвинута идея о разнополом физическом воспитании детей. Отмечается, что дошкольная педагогика ориентируется в основном на среднестатического ребенка, а не на мальчика и девочку. Предлагается на отдельных этапах занятий по физической культуре делить детей на «мальчиковую» и «девичью» подгруппы. Подбирать такие двигательно-игровые ситуации, которые способствовали бы формированию у детей жизненно важных физических качеств (у девочек - гибкость, ловкость, у мальчиков - силу, выносливость, быстроту) и позволяли бы детям выбирать себе партнера, при этом роль лидера принадлежит мальчику. Автор предлагает характеристику мужской и женской двигательной активности, перечень типичных игр для мальчиков и девочек. Н.Н. Ефименко утверждает: «В природе уже давным-давно все есть - необходимо лишь понять ее секреты и использовать в своей педагогической деятельности».

Дошкольное детство - это период, когда закладывается фундамент здоровья, физического развития и культуры движений. Мы хотим выпускать из детского сада личность, способную не только адаптироваться в любом общеобразовательном пространстве, но и имеющую достаточный потенциал в сфере двигательной подготовленности и функциональных возможностях.

Для реализации этого направления учитываются различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими и мужскими.

В нашем детском саду на занятиях используем следующие методические приемы для учета половых особенностей дошкольников:

1. различия в подборе упражнений;

2. различия в дозировке;

3. различия во времени;

4. различия в подборе оборудования.

В течение учебного года был проведен мониторинг физической подготовленности дошкольников, который проводился по двум блокам:

1 блок: уровень развития физических качеств

2 блок: степень сформированности двигательных навыков

Тестирование показателей двигательной подготовленности

Способности

Единицы измерения

Скоростно-силовые

Прыжки в длину с места

Координационные

Челночный бег 5х6м

Собственно-силовые

Подъем в сед из положения лежа на спине

Кол-во раз за 30 сек

Координационные

Метание теннисного мяча в цель

Число попаданий

Скоростные

Прыжки через скакалку

Кол-во раз за 30 сек

Координационные

Ведение мяча

Кол-во раз за 30 сек

Проанализировав мониторинг (итоги мониторинга ), мы получили следующие результаты, в зоне риска детей нет, мальчики и девочки развиваются в меру своих способностей. Мы пришли к выводу, что проведение таких занятий способствует лучшему развитию физических качеств, у детей улучшились показатели физического развития, изменилось отношение детей к занятиям физкультуры, друг другу.

Гендерный подход на занятиях помогает больше раскрыть и раскрепостить детей, снять психоэмоциональное напряжение, процесс обучения становится интереснее, у детей повышается уверенность в себе, в свои силы, поднимается самооценка, что благотворно влияет на здоровье детей.

Используемая литература

1. Рыжов С.П. Гендерные исследования в педагогике //Педагогика. 2001.№7.

2. ЕремееваВ. П. Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира.

М.: Линка-пресс, 1988.

3. ЕфименкоН.Н. Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Линка-пресс, 1999.

4. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: учеб. Пособие для студентов. - СПб., 2000.

5. Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек. - СПб.: Детство-пресс, 2001.

- 94.50 Кб

Введение………………………………………………………… 3

Определение физического воспитания………………………...5

Периоды развития организма…………………………………..6

Физическое воспитание мальчиков 8-17 лет…………………..8

Физическое воспитание юношей 17-20 лет……………………14

Заключение…………………………………………………… ….15

Введение

Задачей физического воспитания мальчиков и юношей является правильное физическое развитие, укрепление здоровья, а также вооружение жизненно важными двигательными навыками и обеспечение высокой физической работоспособности, учитывая индивидуальные особенности организма в этом возрасте.

Решающим фактором, обеспечивающим нормальное физическое развитие мальчиков и юношей, служит физическое воспитание, в котором большое место занимают физические упражнения.

Под нормальным физическим развитием мальчиков и юношей понимаются изменения в строении и функциях организма, присущие тому или иному возрасту. Показателями являются рост и вес тела, окружность грудной клетки, состояние мускулатуры и жироотложения, костная система, осанка, жизненная емкость легких, сила сжатия кисти и становая сила, половое созревание

На дальнейшее совершенствование физического воспитания должно быть обращено самое серьезное внимание. Еще значительная группа подростков мало бывает на свежем воздухе, их двигательная активность ослаблена. Это влечет за собой нарушение нормального роста и развития, обусловливает изменение осанки, атрофию мышц, ожирение и т. д., а зачастую служит причиной раздражительности, рассеянности, ослабления памяти, проявления грубости, недисциплинированности, отставания в учебе. У ребят, занимающихся спортом, в сравнении с теми, которые спортом не занимаются, прирост жизненной емкости легких, становой силы и силы сжатия кисти рук почти в два раза больше.

Физическое воспитание - очень важная деталь образования. Без него невозможно представить ни одну школьную или вузовскую программу обучения. Еще в Древней Греции, особенно в Спарте, физическому воспитанию юношей уделялось особенное внимание. Это понятно – греки растили воинов, способных защищать свою страну. Кроме того, именно в Греции физически-сильные люди стали пользоваться популярностью и в мирное время. Это были, конечно, олимпийские игры, в которых участвовали самые сильные, быстрые и выносливые эллины. Победителям на родине слагались гимны и воздвигались статуи. В то время и возникли первые основы физического воспитания.

Но особенно сильный толчок к развитию физическое воспитание получило в наше время. Один классик сказал, что в человеке должно быть прекрасным все – и тело, и душа, и помыслы. Именно “тело” стоит на первом месте, и это не случайно. Мы должны помнить, какое сейчас время – время машин и компьютеров. Человек освободился от тяжелого, потогонного труда. Но хорошо ли это? Нет – без физической нагрузки человеческое тело, а особенно мужское, начинает атрофироваться. Организм теряет защиту, быстрее поддается различным инфекциям и болезням. Это, плюс загрязнение окружающей среды – главные причины появления так называемого “больного поколения”.

Вот почему так актуален в наше время вопрос физического воспитания среди мальчиков и юношей. Именно занятие физкультурой и спортом восполняет потребности организма в физическом труде. Поэтому физическое воспитание так необходимо в школах и вузах. Но нельзя забывать и о том, что бессистемное обучение физической культуре может не помочь, а, наоборот, навредить организму. Необходимо помнить о том, что полезно только физическое воспитание, основанное на строгой и понятной системе. В моем реферате я хочу рассмотреть принципы системы физического воспитания мальчиков и юношей.

Определение физического воспитания

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ это органическая часть общего воспитания, социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармонического развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производительной деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства . Основные средства и пути физического воспитания. – занятия физическими упражнениями (естественными и специально подобранными движениями и их комплексами – гимнастическими, легкоатлетическими), различные виды спорта и туризма, закаливание организма (использование оздоровительных сил природы – солнце, воздух, вода), соблюдение гигиенического режима труда и быта, овладение специальными знаниями и навыками в области использования физических упражнений, средств закаливания, личной и общественной гигиены в целях физического развития и совершенствования (т. н. физическое образование). . (В. Столбов)

Понятие физическое воспитание , о чем говорит уже сам термин, входит в общее понятие воспитание в широком смысле. Это означает, что, так же как и воспитание в целом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, который характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса (направляющая роль пелагога-специалиста, организация деятельности в соответствии с педагогическими принципами и т. д.) либо осуществляется в порядке самовоспитания. Отличительные же особенности физического воспитания определяются прежде всего тем, что это процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие так называемых физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую работоспособность.(Г. И. Кукушкин)

Периоды развития организма

В процессе роста отдельные органы и системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные сроки жизни. Эта последовательность созревания обусловливает особенности функционирования организма детей разного возраста. Возникает необходимость выделения определенных этапов или периодов развития. Основными этапами развития являются внутриутробный и постнатальный, начинающийся с момента рождения. Во время внутриутробного периода закладываются ткани и органы, происходит их дифференцировка. Постнатальный этап охватывает все детство, он характеризуется продолжающимся созреванием органов и систем, изменениями физического развития, значительными качественными перестройками функционирования организма. Гетерохрония созревания органов и систем в постнатальном онтогенезе определяет специфику функциональных возможностей организма детей разного возраста, особенности его взаимодействия с внешней средой

Распространенная в настоящее время возрастная периодизация с выделением периода новорожденности, ясельного, дошкольного и школьного возраста, подразделяющегося, в свою очередь, на младший, средний и старший школьный возраст, отражает скорее существующую систему детских учреждений, нежели системные возрастные особенности.

По этой схеме в жизненном цикле человека до достижения зрелого возраста выделяют следующие периоды:

I новорожденный--1--10дней;

II грудной-10дней--1год;

III раннее детство--1--3года;

IV первое детство--4--7лет;

V второе детство--8--12 лет мальчики, 8--II лет девочки;

VI подростковый возраст--13--16 лет мальчики, 12--15 лет девочки;

VII юношеский возраст--17--21 год юноши, 16--20 лет девушки.

Критерии такой периодизации включали в себя комплекс признаков, расцениваемых как показатели биологического возраста:размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу. В этой схеме учтены особенности мальчиков и девочек. Однако вопрос о критериях биологического возраста, в том числе выявление наиболее информативных показателей, отражающих функциональные возможности организма, которые могли бы явиться основой возрастной периодизации, требует дальнейшей разработки.

Продолжительность отдельных возрастных периодов в значительной степени подвержена изменениям. Как хронологические рамки возраста, так и его характеристики определяются прежде всего социальными факторами.

Подростковый возраст период жизни с 12--13 до 17--18 лет. В это время происходит половое созревание, сопровождающееся ускоренным физическим развитием. В подростковом возрасте выделяют собственно подростковый возраст (у девочек с 12 до 16 и у мальчиков с 13 до 17 лет) и юношеский (у девочек от 16, у мальчиков от 17 лет). В физиологическом отношении подростковый возраст обусловлен увеличением выработки целого ряда гормонов, основные из которых гормон роста, половые гормоны, гормоны щитовидной железы, инсулин. Только их одновременное и сочетанное (взаимодополняющее) действие обеспечивает своевременное и правильное развитие ребенка. Происходит постепенная подготовка организма детей к взрослой жизни и соответствующим нагрузкам, не только количественные (увеличение длины и веса тела), но и качественные изменения (окончательное созревание и перестройка всех органов и систем).

У мальчиков, сроки начала и темпы развития полового созревания колеблются в очень широких пределах. Чаще начало полового созревания отмечается в 12--14 лет. Ниже приводятся усредненные сроки появления вторичных половых признаков у мальчиков: 10 11 летувеличение размеров яичек и полового члена; 11 --12 лет -- пигментация мошонки, начало оволосения на лобке; 12 -- 13 лет -- рост волос на лобке, дальнейшее увеличение полового члена и яичек; 13 -- 14 лет -- начало изменения голоса, появление оволосения в подмышечной области, на верхней губе, развитие мускулатуры; мальчики -- 15 лет -- дальнейшее прогрессирование полового созревания, первые, поллюции; 18 -- 20 лет -- завершение полового созревания, оволосение по мужскому типу. Пик скорости роста приходится на 14 лет и достигает 10--12 см в год. В 18--20 лет отмечается постепенная остановка роста роста.

Физическое воспитание мальчиков 8-17 лет

их трудовой и профессиональной подготовкой, умственным, нравственным и

эстетическим воспитанием.

Первая часть программы включает в себя физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые осуществляются в режиме учебного дня. Для всех классов с разной в зависимости от возраста интенсивностью, проводятся: гимнастика до учебных занятий, физкультурные минутки во время уроков, физкультурные упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах. В школах и группах продленного дня для учащихся 1-VIII классов организуются ежедневные физкультурные занятия, чередующиеся с самоподготовкой, занятиями искусством, самодеятельностью. Ежедневные

физкультурно-оздоровительные мероприятия способствуют организованному отдыху детей, решению проблемы дисциплины в школе.

Вторая часть программы - собственно уроки физической культуры.

Учащиеся I-IV классов на этих уроках усваивают физкультурные знания, занимаются гимнастикой, подвижными играми, а также лыжной, кроссовой или конькобежной подготовкой. В IV классе появляются элементы легкой атлетики и плавания.

Занятия в V-IX классах претерпевают серьезные изменения, обусловленные

переходом детей в подростковый возраст, необходимостью учета их физических, психических возможностей и особенностей. Сокращается количество часов на гимнастику, значительно увеличивается - на занятия легкой атлетикой. Подвижные игры уступают место спортивным: волейболу, баскетболу, футболу, ручному мячу. Сохраняют свое место лыжная, кроссовая, конькобежная подготовка и плавание.

Учащимся VIII-IX классов представляется возможность овладения приемами борьбы.

Основы знаний по всем видам физкультурной деятельности, получаемые подростками на уроках, представляют собой теоретические сведения и установки, необходимые для овладения практическими умениями и навыками. В X-XI классах развиваются все основные виды физкультурной деятельности: гимнастика, легкая атлетика,

Описание работы

Задачей физического воспитания мальчиков и юношей является правильное физическое развитие, укрепление здоровья, а также вооружение жизненно важными двигательными навыками и обеспечение высокой физической работоспособности, учитывая индивидуальные особенности организма в этом возрасте.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Подготовила:

Воспитатель по физической культуре

Перелыгина Н.А.

2017

«Мальчики – сильные, девочки гибкие.

Или как учитывать гендерные особенности детей, занимаясь физкультурой»


Половая принадлежность является одной из фундаментальных характеристик личности. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин.

Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Известный писатель и педагог Ж. Руссо говорил, что как нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать. Биологические половые (гендерные) различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.

Учет гендерных (половые) особенностей детей является важнейшим аспектом здоровьесбережения.

Существуют различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек дошкольного возраста. Мальчики превосходят в уровне развития основных движений и физических качеств над девочками. В процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель, на дальность, лазание, борьба, спортивные игры). Девочки любят игры с мячом, скакалкой, лентой.

Обычно дети предпочитают те упражнения, которые у них лучше получаются. Если дать мальчикам мяч, они чаще начинают с ним пытаться играть в футбол, но, как правило, это проявляется в сильных ударах по мячу. Если девочкам в руки попал мяч, чаще всего они начинают повторять упражнения из «школы мяча».

Так как центр тяжести у девочек находится ниже, чем у мальчиков, они легче справляются с упражнениями на равновесие. Если есть бревно, мальчики по нему лучше побегают, спрыгивают с него, в то время как девочки будут по нему медленно ходить, может быть с поворотами, получая от этого удовольствие.

Известно, что жизненная емкость легких, сила мышц рук и туловища больше у мальчиков, разнятся и антропометрические данные мальчиков и девочек.

По данным Э.С. Вильчковского, девочки по сравнению с мальчиками характеризуются: большой частотой движений кистью руки; более высокими результатами во всех упражнениях, характеризующих проявление ловкости; большей гибкостью в поясничном и тазобедренном суставах; большими результатами в прыжках в длину с места толчком одной ноги. У мальчиков по сравнению с девочками: большая скорость бега, на дистанциях 10, 20 и 30 м; большая выносливость к статическим усилиям; выше результаты в метаниях набивного мяча массой 1 кг.

У мальчиков лучше развита первая сигнальная система – врожденные психические показатели, рефлексы. Гормон тестостерон тормозит развитие центра головного мозга, отвечающего за развитие речи. Поэтому, когда мы просим мальчика дать оценку движению, что очень важно в интеллектуальном развитии, то речь его отрывиста, он помогает себе жестами. У девочек же вторая сигнальная система – приобретённые психические образования – речь, раньше становится ведущей, поэтому девочки лучше воспринимают словесные пояснения. Мальчики более уверенно ориентируются в новой обстановке, но меньшее значение отдают подчинению правилам, они менее терпеливы и аккуратны. Девочки же очень стремятся подчиняться правилам, которые введены, тщательно планируют свою деятельность.

Мальчишескую двигательную активность отличают простота, угловатость, силовой атлетический стиль, целенаправленность, отсутствие вычурности, элементы атаки, нападения, преследования. Движения девочек чаще всего бывают пластичными, плавными, немного вычурными, с разнообразной жестикуляцией и мимикой, осторожные, танцевальные, более координированные, чем у мальчиков.

Занимаясь в семье физическими упражнениями необходимо учитывать физиологические особенности детей и использовать разный подход к занятиям.

  • Подбор упражнений. Мальчики могут выполнять упражнения на силовых тренажёрах, а девочки – с лентами.
  • Дозировка . Например, девочки отжимаются 5 раз, а мальчики 10 раз.
  • Время занятий также дифференцируется. Например, девочки прыгают через скакалку 1 минуту, мальчики 1,5 минуты.
  • Подбор оборудования. Н апример, девочкам легкие гантели, а мальчикам более тяжелые.
  • Различия в обучении сложным двигательным движениям. Существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек они вызывают значительные трудности и требуют большего времени для овладения ими (например, метание на дальность легче дается мальчикам, и наоборот, прыжки на скакалке – девочкам.
  • Пространственные ориентировки. Мальчикам необходимо больше пространства, чем девочкам, т.к. для них характерно дальнее зрение, а для девочек ближнее.
  • Требования к качеству выполнения заданий. От мальчиков требуется большая четкость, ритмичность, затрата дополнительных усилий, а от девочек – больше пластичность, выразительность, грациозность.
  • Оценка деятельности. Для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как. Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом «Ты лучшая в этом движении», «Ты была похожа на балерину», «У тебя очень мягкие движения рукой, кистью», «У тебя самое бесшумное приземление».
  • Чаще напоминаем мальчикам о способах выполнения, о требованиях к качеству. Занимаясь с девочками, чаще прибегаем к образцу, имитации, словесным указаниям.
  • Также необходимо учитывать психологические особенности возраста детей при выборе определённых заданий. Например, девочки лучше выполняют задания на пространственную точность на пятом и шестом годах, а мальчики – на седьмом году жизни.

Следует помнить, что необходимо учитывать не только половые, но и индивидуальные особенности, склонности и интересы детей, так как иногда девочки проявляют способности к упражнениям с видимой «мальчишеской» направленностью, и наоборот. Поэтому не стоит подавлять стремление детей заниматься определенным видом двигательной деятельности. Половая принадлежность не должна использоваться в качестве довода против какой-то двигательной деятельности.

Гендерный подход в физическом воспитании детей

старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – период интенсивной полоролевой социализации, формирование представлений о его половой принадлежности, полоролевых ценностных ориентациях. В 5-6 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, что совпадает с бурным усилением половой дифференциации деятельности. Своеобразие первичной полоролевой социализации старших дошкольников связано с различающимися интересами и предпочтениями, установками, стилями поведения.

Физическое воспитание дошкольников, как и все дошкольное воспитание, чаще всего ориентируется на «условного ребенка», а не на «мальчика» и «девочку». На физкультурных занятиях практически не существует различий между мальчиками и девочками при подборе упражнений, физической нагрузки, методики обучения. Половые различия упоминаются лишь в результатах тестирования уровня физического состояния детей, потому что, как правило, нормативы для девочек несколько ниже, чем для мальчиков.

Ученые С.Ярнесакс, Э.Ю.Пээбо, Э.С.Вильчковский выявили, что в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно - силового характера (бег, метание предметов в цель, на дальность, лазание, борьба, спортивные игры). Девочки любят игры с мячом, скакалкой, лентой.

Обычно дети предпочитают те упражнения, которые у них лучше получаются. Если дать мальчикам мяч, они чаще начинают с ним пытаться играть в футбол, что проявляется в сильных ударах по мячу. Девочки практически так не поступают. Если им в руки попал мяч, чаще всего они начинают повторять упражнения из «школы мяча».

Так как центр тяжести у девочек находится ниже, чем у мальчиков, они легче справляются с упражнениями на равновесие. Если есть бревно, мальчики предпочтут по нему бегать, соскакивать с него, в то время как девочки будут по нему медленно ходить, может быть с поворотами, получая от этого удовольствие.

По данным Э.С. Вильчковского, девочки по сравнению с мальчиками характеризуются: большой частотой движений кистью руки; более высокими результатами во всех упражнениях, характеризующих проявление ловкости; большей гибкостью в поясничном и тазобедренном суставах; большими результатами в прыжках в длину с места толчком одной ноги. У мальчиков по сравнению с девочками: большая скорость бега, на дистанциях 10, 20 и 30 м; большая выносливость к статическим усилиям; выше результаты в метаниях набивного мяча массой 1 кг.

У мальчиков лучше развита первая сигнальная система. Гормон тестостерон тормозит развитие центра головного мозга, отвечающего за развитие речи. Поэтому, когда мы просим мальчика дать оценку движению, что очень важно в интеллектуальном развитии, то речь его отрывиста, он помогает себе жестами. У девочек же вторая сигнальная система раньше становится ведущей, поэтому девочки лучше воспринимают словесные пояснения. Мальчики более уверенно ориентируются в новой обстановке, но меньшее значение отдают подчинению правилам, они менее терпеливы и аккуратны. Девочки же очень стремятся подчиняться правилам, которые введены, тщательно планируют свою деятельность.

Двигательную активность мальчиков отличают:

    простота, угловатость;

    силовой, атлетический стиль;

    четкая целенаправленность;

    отсутствие вычурности, эстетической завершенности;

    элементы атаки, нападения, преследования.

Движения девочек чаще всего бывают:

    пластичными, плавными;

    вычурными, эстетически богатыми (с мимикой, жестами);

    с элементами боязни, пассивности;

    более связанными с музыкой, танцами;

    в преобладающем «координационном» стиле, в противовес «силовому» у мальчиков.

Эти различия необходимо учитывать при организации физкультурных занятий. Структура таких занятий обычна, а вот содержание имеет отличия. Этот подход осуществляется через деление общей группы детей на две подгруппы, различаемых по половому признаку на время проведения физкультурного занятия. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или сугубо мужскими.

Часть занятия проводится вместе, часть раздельно (в подготовительной и заключительной части занятия дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части занятия они делятся на подгруппы в зависимости от пола, и каждая группа выполняет свое задание).

На этих занятиях девочкам и мальчикам предъявляются разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, с затратами дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).

Занятия физическими упражнениями занимают одно из ведущих мест, т.к. имеют большие возможности для формирования мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учёт половых особенностей позволяет добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой.

Подобный подход учитывается в подборе общеразвивающих упражнений для развития и укрепления мышц плечевого пояса, используя разные предметы, по выбору детей (для мальчиков – гантели, мячи, кегли; для девочек – косички, ленты, обручи).

Развитию силы рук и мышц плечевого пояса способствуют подтягивания на высокой и низкой перекладине. Упражнения на высокой перекладине рекомендуются мальчикам и выполняются из положения виса, не касаясь ногами пола, хватом сверху. Упражнения на низкой перекладине – для девочек – выполняются хватом сверху из положения виса лежа.

На протяжении всего занятия дети выполняют упражнения вместе, но ряд упражнений предполагает разные варианты исполнения для мальчиков и девочек (например, в общеразвивающих упражнениях – исходное положение; в метании – расстояние до цели; в упражнениях на развитие силы мышц – дозировка).

Следует помнить, что необходимо учитывать не только половые, но и индивидуальные особенности, склонности и интересы детей, так как иногда девочки проявляют способности к упражнениям с видимой «мальчишеской» направленностью, и наоборот. Поэтому важно создание благоприятной доброжелательной обстановки во время занятий, поощрение стремления детей заниматься определенным видом двигательной деятельности. Половая принадлежность не должна использоваться в качестве довода против какой-то двигательной деятельности.

Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Учёные отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям – женщинам ближе тихие игры. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.

Воспитатель должен научиться видеть в детях мальчиков и девочек и дифференцировать педагогический процесс в соответствии с этим. Необходимо учитывать эту разделительную тенденцию, интересы мальчиков и девочек при проведении подвижных игр. Например, в подвижной игре «Охотники и птицы» дети тренируются в метании, при этом мальчики изображают орлов, демонстрируя движения мужского характера, девочки – лебеди показывают в своих движения мягкость, нежность, стремление к красоте.

Гендерный подход к организации физкультурных праздников может заключаться, например, в постановке показательных выступлений, на которых мальчики демонстрируют свое мастерство в силе, ловкости, быстроте, а девочки состязаются в гибкости, грации, двигательном творчестве. Мышечная сила, то есть способность мышцы преодолевать сопротивление или противодействие ему – это необходимое качество для любого мальчика. Данное физическое качество развивается в основном методом тренировок, которые включаются в физкультурные досуги и развлечения.

Проведение занятий с учётом гендерной социализации ведет к повышению интереса детей к физкультурным занятиям, а также повышению уровня физической подготовленности детей.

Задача дошкольного учреждения - найти рациональные формы организации жизни детей, обеспечить и мальчикам, и девочкам оптимальные, комфортные условия для их развития. Это ориентирует на реализацию принципа природосообразности, дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, учета их психофизиологических особенностей, интересов и полоролевых предпочтений. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный для формирования полоролевого поведения ребенка. Занятия физической культурой должны занимать в этом процессе одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учет полоролевых особенностей дошкольников позволяет педагогу, организующему их двигательную деятельность, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой.

Литература:

    Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3 - 4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. – М.: Линка- Пресс, 2009.

    Дифференцированный подход при организации физического развития мальчиков и девочек в условиях дошкольного образовательного учреждения: методические рекомендации / автор-сост. Н.А.Аптина. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009.

    Мелехина Н.А. Дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста // научно – практический журнал: инструктор по физкультуре, 2011г., № 2.