Этнокультурная обусловленность воспитания статьи. Этнокультурное воспитание - важный аспект в педагогике

Этнокультурное воспитание - чрезвычайно важный аспект в педагогике, так как оно содействует полноценной социализации личности в полиэтническом мире. Оно представляет собой не просто определенную совокупность знаний, ценностных представлений конкретной этнической общности, но и через знаково-символические основы обеспечивает осознание, воспроизводство морально-этических и эстетических воззрений своего народа. Этнокультурное воспитание создает основу для понимания, уважительного отношения к культуре своего народа в сочетании с аналогичным отношением к культурам других народов. Итогом реализации такого воспитания является целостное мировосприятие и освоенная система ценностных ориентиров.

Этнопедагогика - это наука, сложившаяся как отрасль педагогических исследований, выявляет: системы воспитания у разных народов; национальные традиции семейного воспитания, современные формы и методы воспитания и обучения на основе национально-культурных традиций; роль этнических традиций в развитии высших духовно-нравственных ценностей и идеалов современных детей и подростков, приобщения их к культурному наследию, формирования ценностного отношения к родной земле, природе, семье, матери и материнству, к своему народу, педагогические условия развития интереса к национально-культурным и культурно-историческим традициям разных народов мира. Этнопедагогические исследования часто базируются на материале народной художественной культуры, помогая выявлять и реализовывать ее педагогический потенциал в различных типах образовательных учреждений (в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, центрах детского и юношеского творчества, в школах искусств и т.д.). Важное место занимают этнопедагогические исследования и в подготовке специалистов в области народной художественной культуры, которая ведется в средних и высших специальных учебных заведениях (прежде всего - в вузах культуры и искусств). Фольклористика - занимается сбором, систематизацией и изучением фольклора (что в переводе означает «народная мудрость»). К фольклору относятся произведения различных видов и жанров традиционного народного творчества. Благодаря фольклористам были спасены от забвения тысячи памятников народной художественной культуры, подлинных шедевров народного искусства, сохранены имена самобытных народных мастеров. Большую роль в этом сыграли фольклорные экспедиции, традиции фиксации и издания собранных в них материалов. Фольклористика занимает особое место в развитии теории народной художественной культуры. Она может быть рассмотрена как важнейший ее источник и составная часть. Фольклористика постоянно пополняет «банк данных» теории народной художественной культуры о конкретных видах и жанрах народного художественного творчества, позволяя на этой основе выявлять его сущностные черты и общие закономерности.

Этнокультура как форма самосознания и исторической памяти создает и укрепляет цельность и целостность народа, обеспечивая его историческую сохранность, которая в свою очередь дает основу для дальнейшего развития народной культуры. Образование и воспитание являются частью культуры, и роль их состоит в обеспечении передачи и трансляции культурных ценностей от поколения к поколению.

Особенностью этнокультуры является то, что в условиях постоянно меняющихся исторических ситуаций, уклада общественной жизни она не подвержена трансформациям, мутации, благодаря отбору настоящего ценностного, истинного, воплощающего в себе народную мудрость. Что нельзя сказать о системе общего образования подвергающейся частому изменению. Поэтому культура народа - это вечный источник обновления и ориентир в воспитании.

Этнокультурное воспитание можно трактовать двояко:

  • · во-первых, как исторически сложившуюся и развивающуюся деятельность этноса по созданию и развитию своей культуры (собственных праздников, обычаев, обрядов, самобытных произведений народного художественного творчества), воплощающей этническое самосознание, этнические стереотипы и характер народа;
  • · во-вторых, как деятельность различных социально-культурных институтов, государственных и негосударственных структур, направленную на изучение, сохранение, развитие традиционной народной культуры и трансляцию ее произведений и ценностей в современное социокультурное пространство.

Этнокультурное воспитание устраняет противоречия между системами и нормами воспитания доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств, с другой стороны и предопределяет адаптацию этнических групп друг к другу; культивирует в человеке дух солидарности и взаимопонимания во имя мира и сохранения культурной идентичности различных народов.

В последние годы обращение к идее этнокультурного воспитания как способу обновления содержания воспитательной деятельности обретает особую значимость. Этнокультурное воспитание личности является центральной проблемой современного образования. Чем глубже человек знаком со своей родной культурой, тем легче ему будет понять и принять культуру другого народа, а, следовательно, быть терпимее к иным культурным традициям.

Руководитель этнокультурного центра - это специалист широкого профиля, область профессиональной деятельности которого связана с социально-культурной сферой, разработкой и реализацией региональной национально-культурной политики, сохранением и развитием традиционной народной культуры. Особенностью педагогических ценностей руководителя этнокультурного центра является то, что он работает с уникальным материалом, где присутствуют не только художественное начало, но и выработанная веками система народной педагогики. Важной составляющей педагогической деятельности руководителя этнокультурного центра являются его профессиональные и личные качества: стратегическое видение, высокая духовность и профессиональное чутье. Педагогические ценности руководителя этнокультурного центра имеют общие для многих профессий черты, но все же они связанны с особенностью народной культурой общения, воспитания, сохранения, передачи и развития накопленного опыта новым поколениям.

Вывод по первой главе, в которой мы провели ознакомление с теоретической частью нашего исследования, можно сделать такой: что - возрождение традиций народной художественной культуры сегодня - это путь духовно-нравственного исцеления и обновления нашего общества. Этнокультурное воспитание личности является центральной проблемой современного образования. Важная составляющая любой культуры - те качества человека или народа, которые считаются в данном обществе наиболее значимыми, предстают как добродетели. Издревле в традициях многих народов, ценились доброта, милосердие, способность к состраданию, трудолюбие, не стяжательство (приоритет духовных ценностей над материальными) и т.д. Утрата этих традиционных ценностей и идеалов, ярко воплощенных в традициях нашей народной художественной культуры, грозит российскому обществу духовной деградацией. Особенностью педагогических ценностей руководителя этнокультурного центра является то, что он работает с уникальным материалом, где присутствуют не только художественное начало, но и выработанная веками система народной педагогики. Поэтому, в дальнейшем своем исследовании, мы будем делать акцент на добродетельные качества чувашского народа, его ценности и приоритеты, культура этновоспитания которого базируется на сохранении семейственных традициях.

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

, студент группы-09

Научный руководитель: , доцент ПИ СВФУ

Духовно-нравственное воспитание детей нельзя понять в отрыве от культуры социума и этноса.

Социокультурная и этнокультурная обусловленность образования рассматривается в научных исследованиях, и др. Анализ научной литературы позволяет установить, что при социокультурном подходе на передний план выступает идея развития ребенка через присвоение общекультурных ценностей, понимание им природы и человека как величайших ценностей, желание жить в гармонии с окружающим миром.

В трудах. , и др. подчеркивается, что особенности, свойственные конкретному социуму, по разному отражаются в социальных, ментальных качествах личности.

Менталитет – это глубинный духовный склад, присущий этносу как большой группе людей, сформировавшейся в определенных природно-климатических и историко-культурных условиях (). Безусловно, в процессе деятельности и общения они «становятся как бы имманентными ментальными качествами человека, ментальным складом его личности» (), т. е. менталитет этноса на неосознаваемом уровне определяет его духовно-нравственные приоритеты.

Менталитету как одному из определяющих факторов личности в обществе посвящены работы ученых, и др. утверждает, что «включение личности в систему социальных и ментальных отношений и её движение в этой системе могут осуществляться только как активный социально-ментальный процесс .

Философ подчеркивает, что «у каждой культуры неотъемлемый и уникальный склад духовности, оригинально разворачивающего пласты культуры. Поменять искусственно… не удается, а если удается, то обязательно что-то страдает» . Профессор считает, что, «одухотворенность умножает силы», что «на вершине системного подхода к традиционным ценностям» должно быть поставлено творение человека. В этом контексте мы считаем, что надо вновь и вновь задуматься над приоритетной идеей воспитания человека нового качества, человека-патриота, человека-интернационалиста, человека-гуманиста. Нам кажется, что не конкурентоспособность, а солидарность нужно рассматривать как основу «взращения» личности. В этом отношении нам близок взгляд на японский менталитет: «…для них чрезвычайно важно единство, а не антагонистическая борьба противоположностей», т. е. согласие и толерантность, корпоративная солидарность, корпоративный дух как высочайшие ценности общества обеспечивают духовно-нравственный и техногенный прогресс в обществе.

Признание приоритета ценностей в духовно-нравственном воспитании требует обоснования его аксиологических ориентиров и определения педагогических условий, механизмов включения ребенка в национальный и общечеловеческий духовный опыт. Подчеркивая важную роль этнокультурных ценностей в духовно-нравственном воспитании детей, первый президент Республики Саха (Якутия) призывал не увлекаться «поиском выдуманных идеалов и ценностей». Он подчеркивал, что «народ веками формировал в себе такие качества, как трудолюбие, жизнестойкость, выдержка в трудных ситуациях, бережное отношение к природе и т. д. Ими надо дорожить и передавать из поколение в поколение как бесценное духовное достояние» .

Традиции, обычаи, обряды каждого народа являются бесценными источниками духовно-нравственного развития личности. По мнению, традиция - это явление материальной и духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающееся от поколения к поколению с целью поддержания жизни этноса, а обычай - это установленное правило поведения в данной этнической общности . Известный якутский исследователь считает, что обычай – это определенный устойчивый образец, общепринятая и практически выполняемая норма социального поведения данной этнической общности . разъясняет, что обряд – разновидность обычая, «цель и смысл которой – выражение (по большей части символическое) какой-либо идеи, действия, либо замена непосредственного воздействия на предмет воображаемым (символическим) воздействием» .

В философско-мировоззренческом учении народа саха человек рассматривается как часть макрокосма, природы. Эта идея является основой всех его обрядовых традиций. Она не только внушается ребенку с рождения, но и реально закладывается. Экологосообразность жизни народа обеспечивалась одушевлением объектов природы. Через образы духов-иччи ребенок познает живую плоть любого объекта природы. Реальное сопереживание и общение ребенка с объектами природы на таком уровне и есть природосберегающая культура, анимистический способ осмысления мира природы.

В традициях преклонения перед природой заложена идея единства всего живого, идея гармонии человека с окружающим миром. По воззрениям народа саха, мир держится на заклинаниях и благословениях , которые являются источником духовной мудрости поколений в определении стратегии жизни человека, гармонизации его с окружающим миром, природой и внутренним «Я». Гармония человека с внутренним «Я» составляет его «духовное Я». Любое из заклинаний, благословений имеет собственное содержание и регулирует целый комплекс нравственного поведения человека.

По существующим этнокультурным традициям в период от 7 до 14 лет у детей укрепляется связь со своим народом. Потому именно в этом периоде жизни необходимо воспитание в культуре родного народа, формирование представлений у детей о связности с родным народом, родным краем, Родиной. Дети должны знать, что культура родного народа имеет «душу» и «дух», обладает защитной и смыслообразующей функцией. Формируя положительную комплиментарность с традициями родного народа, следует развивать у детей открытость культуре других народов и цивилизации в целом.

В свете изучаемой проблемы весьма актуальны идеи. По утверждению великого мыслителя, «основы Мира и Культуры поистине делают человека непобедимым, и, осознавая все духовные условия, он становится терпимым и всевмещающим» . Как говорил, именно щит Красоты был самым прочным для нашей Родины. Он не только был, но есть и будет всегда, ибо только в России есть то, чего нет по отдельности ни на Востоке, ни на Западе, – это её особая историческая миссия быть местом соединения восточной и западной культур, созерцания и рационализма, интуиции и расчета, чувства и слова.

Литература

1. Душков менталитета и нооменталитета: учеб. пособие. - Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

2. Новиков, А. Г., Пудов японцев и техногенная цивилизация. - Якутск: Изд.-во ЯГУ, 2008.

3. Во имя духовного возрождения и прогресса Якутии. - Национальная школа: концепция и технология развития. – Якутск: Якутск. кн. изд.-во, 1993.

4. Итс в этнографию. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1991.

5. Язык – миф – культура народов Сибири: Сб. науч. тр.
/ Под ред. и др. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 1996.

6. Токарев и обряды как объект этнографического исследования. // Советская этнография. – 1980. – № 3. – С.28.

7. О Вечном. - М. : Политиздат, 1991.

Татьяна Трещева
Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста

Современная Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Воспитание детей в духе и на материале традиционной национальной культуры, восстановление системы преемственности народных традиций является одним из способов преодоления кризисной ситуаций. Это и послужило выбору темы моей статьи.

Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.

Целью этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте является :

Приобщение детей к культуре своего народа;

- развитие национального самосознания;

Воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп;

- развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей.

Этнокультурная компетентность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия . Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Поэтому этот период очень благоприятен для формирования этнокультурной осведомленности . Поэтому к главным компонентам формирования этнокультурной компетентности является создание условий для :

Целостного развития личности ребенка через приобщение его к традиционной народной культуре;

Воспитания и уважения к культуре межнационального общения, толерантности, умения взаимодействовать с окружающим миром, а также создание педагогических условий формирования этнокультурных компетенций у детей дошкольного возраста .

Одним из важных педагогических аспектов формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Цель такого взаимодействия с семьями является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое, эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры. Формируя этнокультурную компетентность дошкольников , мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Ведь какими вырастут наши дети, люди нового поколения – всё зависит от нас.

С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несут в себе народное творчество и быт русского народа. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости. Песня, музыка, пляски передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа. Приобщаясь к народному творчеству разных этнических групп, дети- дошкольники не только усваивают историю, традиции, культуру народов, но эта деятельность способствует успешному развитию дошкольников основных психологических процессов (память, внимание, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность). Русское народное творчество : сказки, игры, песни легли в основу дошкольного воспитания нашего детского сада, нашей группы. Большое внимание уделяется следующим видам работы :

Изучение сказок, поговорок, потешек, пословиц;

Знакомство с русскими народными игрушками и играми;

Создание «Русской избы» (мини- играми музея в детском саду) .

Первое, с чем мы начинаем знакомить малышей – это конечно, русские народные потешки, пестушки, песенки, которые используем в ходе режимных моментов, умываясь, одеваясь на прогулку, просыпаясь, обедая : «Ладушки, ладушки» , «Потягуни - потягушечки» , «Кашку варили» .

Пословицы и поговорки русский народ называет крылатыми словами, народы востока - жемчужиной, нанизанной на ниточку. Различные народные поговорки и пословицы часто используются как в специально организованной деятельности, так и в течение дня. При этом обращается внимание на то, что у каждого народа свои пословицы и поговорки, положим о труде, но они очень похожи по смыслу. У татар : «Без труда и зайца не поймаешь» , «Меньше говори – больше делай» у русских – «Без труда не вынешь и рыбку из пруда» , «Делу время – потехе час» .

В младших группах идет приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др.) . От возраста к возрасту усложняются задачи по выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом, способам ориентировочных действий в мудрых народных игрушках - они требуют уже не только любознательности, но и смекалки. В этом же возрасте дети приобщаются к играм. Игры воспитывают чувство братского общения, товарищества.

В детском саду традиционно проводятся народные праздники : Колядки, Масленица и другие. Дети знакомятся с христианскими праздниками : Рождество и Пасха. Детям дошкольного возраста важно не только увидеть и осознать предмет, а увидеть его в действии. Ещё лучше принять участие в этом действии. В созданном в детском саду мини-музее «Русская изба» продемонстрированы традиционные национальные костюмы народов Поволжья, предметы домашнего обихода, дети имеют возможность соприкоснуться со старинной утварью, рассмотреть вышитую одежду, украшения. Педагог дает понятия старинных неупотребляемых в современном языке народных слов, объясняя при этом их значение (чугунок, ухват, прялка, керосиновая лампа, лучина и т. д.) В «Русской избе» дети начинают познавать историю своего народа.

Старинная мудрость напоминает нам : «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего» . Необходимо донести до сознания детей , что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей . Продуктивное использование прогрессивного опыта этнокультурного воспитания детей предполагает не простое заимствование идей и практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных тенденций образования : гуманизации, активности процесса обучения, духовно-нравственного и личностного развития , развития патриотических чувств, воспитания культуры межнационального общения.

Публикации по теме:

Развитие внимания детей дошкольного возраста Познавательная деятельность заключается в познании окружающего мира, в восприятии его, осмыслении, запоминании, Для этого необходимо развивать.

Формирование и развитие математических способностей, развитие логического мышления у детей дошкольного возраста Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Математика.

Актуальность Современная система дошкольного образования и ее содержание в контексте внедрения ФГОС ДО должны быть максимально приближены.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста В младшем дошкольном возрасте познание начинается с непосредственного восприятия предметов и явлений окружающего мира. Ребенок при виде.

1.В настоящее время большое внимание стало уделяться воспитанию на народных традициях, распространению идей этнопедагогики, приобщению детей к сокровищам народных культур с целью возрождения, сохранения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей и юношества - достойных представителей своего этноса, носителей своей национальной культуры. Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства .Важным компонентом этнокультурного воспитания выступает этнокультурное воспитание в семье. Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного этнокультурного воспитания ребенка и развития его творческих способностей. Содержание этнокультурного воспитания ориентирует развитие личности ребенка на формирование так называемых базовых социокультурных идентичностей, которые, как правило, являются пожизненными и задают расположение, самовосприятие человека в мире. К базовым относятся гражданская (общенациональная) принадлежность, конфессиональная, цивилизационнная принадлежность. В массовом сознании совокупность базовых идентичностей образует обычно целостный образ родной страны, Родины, который включён в образ остального мира. Благодаря использованию в современной образовательной системе “этнокультурного компонента содержания образования”, его богатейшим и уникальным учебно-воспитательным возможностям, думается, можно решить актуальнейшие проблемы нашего времени: необходимость сохранения национального самосознания, духовного наследия и основы нашего бытия - природного мира. Этнокультурное воспитание личности является центральной проблемой современного образования. Основные задачи этнокультурного воспитания:



Воспитание поликультурной личности: создание условий для идентификации личности со своей исконной культурой и усвоения других культур. Ориентация на диалог культур, их взаимообогащение;

Формирование многоязычного индивида: подготовка патриотических граждан. Реализация тем самым модели «двух лояльностей»: по отношению к собственной этнонациональной группе и по отношению к другим нациям. Так же целью является развитие терпимости по отношению к людям независимо от их национальности, вероисповеданий, воспитание чувства интернационализма. Для педагогики проблема этнокультурного воспитания не является новой. В разное время к ней обращались такие исследователи, как В.А. Сухомлинский, Б.Т. Лихачев, Т.А. Костюкова, И.А. Закирова, JI.A. Волович, Г.Н. Волков, А.С. Каргин, рассматривающие этнокультурное воспитание как помощь школьникам в овладении культурой своего народа и взаимодействии с представителями других национальностей. В работах Н.А.Бондаревой, Е.Ю. Волчегорской, Н.А. Хренова, Г.М. Науменко, И.П.Сахарова, М.Д. Маханевой, О.А. Абрамовой освещена эмоциональная привлекательность, общедоступность и универсальность средств национальной культуры. К вопросам национального образования обращались Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Н.К. Крупская, В.Н. Сорока-Россинский, В.А. Сухомлинский, Г.Н. Волков и др. К теме воспитания этнокультурной идентичности обращаются многие педагоги и исследователи, но в каждом таком исследовании обычно внимание обращается только на одну сторону, например, в работе Барковой А.М. рассмотрен фольклор в качестве основного инструмента. Эффективность этнокультурного воспитания младших школьников с помощью фольклора обеспечивается специально организованными психолого-педагогическими условиями, направленными на освоение системы национально-культурных ценностей, развитие национального самосознания и творческой активности и самореализации в поликультурном пространстве современного общества. В качестве таких условий определены: ориентация на структурно-содержательную характеристику этнокультурного воспитания, интегрирование знаний об особенностях традиционной и современной культуры, усвоение национальных идеалов и норм поведения и преодоление стереотипного восприятия этнокультурных образов, использование в качестве содержания занятий произведений русского народного творчества, использование наглядность народных игр, основанных на принципах единства сознания и деятельности, единства эмоционального и психофизического начала. Итак, и общество в целом, и семья, и система образования как общественные институты наследования культурного опыта, обеспечивающие жизнеспособность общества, имеют сейчас двуединую общую цель. В этой связи внедрение этнокультурного воспитания в воспитательно-образовательный процесс имеет возможность не только удовлетворить запросы общества и помочь воспитанию детей в духе согласия, мира и уважения к национальной культуре своего народа и, как следствие, истории и культуре других народов, но и способствует единению российского государства. Цель такова - правильное и здоровое этнокультурное развитие детей младшего школьного возраста и становление национального сознания, обеспечивающих жизнеспособность общества и сохранность народных ценностей. Суть решения этих проблем состоит в следующем. В системе образования, особенно на ее базовых, начальных, ступенях, когда закладывается фундамент самосознания личности, в том числе осознание своей национальной и этнической принадлежности, необходимо средствами комплексного освоения традиционного наследия донести неповторимое своеобразие определенной этнической культуры. При этом принципиально важно не абсолютизировать это своеобразие как некую замкнутую в себе систему свойств и качеств народа, его культуры, истории, его психического, интеллектуального, нравственного, эстетического облика, а показать на конкретном примере, что культура каждого народа является особой; что эта истина складывается в процессе сложного, многоступенчатого развития человечества.. Так же для решения сформулированной задачи необходимо такое построение содержания и методов образования на определенном этническом материале, которое бы обеспечивало принципиальную соотносимость, принципиальную возможность сравнения с содержанием и методами этнопедагогической работы на материале других культур. Следовательно, необходимо выбрать общее основание для сравнения содержания разных культур. Эти проблемы остро стоят и перед естественнонаучным и гуманитарным циклами общего образования. Они решаются средствами естественных и гуманитарных наук, разными видами искусства (анонимного, фольклорного и профессионального, авторского), разными по форме и содержанию идеологическими и философскими системами осмысления мира. Поэтому эти проблемы, поставленные и решенные на материале традиционной народной культуры, могут стать прочным фундаментом целостного учебно-воспитательного процесса, дают возможность с ориентацией на личность ребенка организовать и содержание всех других дисциплин базового общего образования. Результативность процесса этнокультурного воспитания младших школьников определяется через уровни этнокультурной воспитанности (высокий, средний, низкий), которые выявляются в соответствии с выделенными критериями и показателями, отражающими изменения в познавательной, ценностной, эмоциональной, коммуникативной и творческой сферах личности. В качестве критериев оценки этнокультурной воспитанности детей выделены: ценностно-смысловое отношение к национально-культурным традициям (этническая осведомлённость - знание истории, традиций, норм, правил поведения и общения своего народа; интерес к этнической принадлежности, система личностных ценностных ориентации, в соответствии с иерархией групповых ценностей, принятых в этническом сообществе);

1. положительное эмоционально-оценочное восприятие национально-культурных особенностей (положительное восприятие образа своего народа, восприятие этнокультурных ценностей, положительная этническая идентичность); 2.Коммуникативно-поведенческие навыки, соответствующие принимаемым и одобряемым национальным образцам (ориентация на лучшие черты национального характера, действия, направленные на сохранение традиций, норм и правил, сложившихся в национальной культуре, использование этих традиций в собственной жизнедеятельности); 3.Креативность (целостность восприятия этнокультурного пространства своего народа (способность анализировать и обобщать национальный опыт и традиции, способность увидеть новое в стандартной этнокультурной ситуации); 4.Оригинальность мышления (умение сравнивать этнокультурные традиции разных народов, видеть противоречия между ними, выявлять лучшие образцы национальной культуры и определять их соответствие условиям современной культуры), способность адаптировать национально-культурные традиции к современным условиям жизни и действовать в соответствии с данными образцами). Ключевым моментом оценки успешности развития младшего школьника становится понятие сохранения идеалов национальной культуры и языка, что является базисом этнической психологии и этнической педагогики, ее структурной составляющей, гуманистической направленностью через традиции воспитания современного поколения. Этнокультурное воспитание на современном этапе направлено на развитие этнокультурной компетентности детей младшего школьного возраста, на воспитание культуры межнационального общения. Решению поставленных задач способствуют программы этнокультурного содержания. Опыт многих педагогов позволяет нам определить ряд значимых положений:

 смыслообразующими компонентами этнокультурного содержания являются основные компоненты этноса;

 в образовательном процессе необходим учет этнокультурной специфики социального окружения;

 важна гармонизация национальных и общечеловеческих моментов в образовательном процессе;

 необходима взаимосвязь семейного и общественного воспитания;

 важно учитывать особенности детского мышления, специфику становления «образа мира» у школьников;

 этнокультурное воспитание строится с учетом цикличности народного календаря;

 в процессе ознакомления с народными культурами целесообразно использовать принцип сравнительного обобщения (отмечая специфическое, характерное лишь для культуры одного народа, важно подчеркнуть то общее, что объединяет все этносы).

Уровень социальной компетентности младших школьников оказывается под воздействием этнокультурного фактора. Это подтверждается тем, что у школьников, проживающих в этнокультурных условиях своего народа, реже встречается самый низкий уровень сформированности социальной компетентности, в то время, как низкий уровень чаще отмечается в выборке детей, менее подверженных этнокультурным методам воспитания. В проявлениях адекватного уровня различий в выборках школьников, проживающих как в условиях монокультурного, так и поликультурного сообщества не обнаружено. Следует отметить, что высокий уровень социальной компетентности чаще отмечается среди школьников, проживающих в условиях относительно монокультурных сообществ. Однако это связано со сформированностью социальной компетентности применительно к конкретным этнокультурным условиям. Влияние этнокультурного фактора отмечается в показателях межличностной толерантности у детей. Чем больше контактов осуществляется детьми на уровне межнационального общения, тем выше показатели толерантности (особенно межэтнической) и ниже уровень конфликтности. Подходы в этнокультурном воспитании: личностно-ориентированный, деятельностно-творческий, индивидуальный, дифференцированный. Этапы этнокультурного воспитания: подготовительный, развивающий интерес детей к фольклорной художественно-творческой деятельности

активного освоения и изучения регионального фольклора, формирующий этнокультурные ценностные ориентации. Ожидаемые результаты этнокультурного воспитания младшего школьника на период окончания им начальной школы: Становление личности с ответственным отношением к родному языку, знающему его основы, способной создавать национальные и общечеловеческие ценности. Расширение кругозора, повышение познавательных интересов, творческого и интеллектуального потенциала.Создание этнокультурной среды. Рост эстетической культуры, навыков и умений в различных видах искусства. Повышение национального самосознания обучающихся, признание национально – культурной идентичности. Становление толерантной личности, понимающей и уважающей людей других культур, национальностей и вероисповеданий.

Современный период кардинальных изменений жизни нашего общества требует от каждого человека проявления гибкости, нешаблонности мышления, инициативы, способности продуцировать новые идеи, т.е. реализации творческого потенциала своей личности.

Требования, предъявляемые обществом и педагогической наукой к современной школе, включают, прежде всего, необходимость создания оптимальных условий для воспитания активной творческой личности, способной к полноценному взаимодействию с окружающей средой в соответствии со своими индивидуальными особенностями и возможностями. Обеспечить появление и развитие способностей ребенка призвана начальная школа. Именно в младший период школьного обучения закладываются основные направления, по которым будет происходить развитие детской личности в дальнейшем. Поэтому одной из центральных задач современной начальной школы является поиск оптимального сочетания педагогических условий для формирования творческой активности учащихся.

Одним из факторов, способствующих формированию творческой активности личности, может выступить эстетическая деятельность младшего школьника, организованная в рамках учебно-воспитательного процесса.

В связи с этим, важную роль в становлении творчества играет ознакомление детей с произведениями искусства, и, в частности, с произведениями этнокультуры, которые обогащают мир душевных переживаний ребенка, помогают ему почувствовать художественный образ и передать его в своих сочинениях.

Человек наделен творческой природой, и блокирование этого потенциала в детстве чревато отрицательными и зачастую непредсказуемыми последствиями в дальнейшей жизни. Искусство, в том числе и народное, помогает ребенку приобрести- ранний опыт полноценного успешного творчества - зарождения и осуществления собственного замысла, развить творческое воображение. Творчество неразрывно связано с пониманием деятельности и развития.

Творчество - это процесс, который может включаться во все виды деятельности и вместе с тем отсутствовать в деятельности, которая требует индивидуального творчества по своей природе и назначению.

Актуальность проблемы определяется прежде всего современными тенденциями в образовании, характеризующимися существенным повышением внимания к проблеме этнокультурного воспитания подрастающего поколения. Система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию. Сегодня проблема этнокультурного воспитания приобретает все более значимый характер. Воспитание детей на основе лучших народных традиций и народного художественного творчества рассматривается как фактор сохранения культурной самобытности, национальных ценностей народа. При этом особую роль играют новые образовательные технологии, в частности, технологии этнокультурного воспитания. Решение данной проблемы предполагает, в первую очередь, глубокое знание традиций и обычаев, а также активизацию педагогической деятельности по приобщению подрастающего поколения к традиционной культуре этноса.

Этнокультура как форма самосознания и исторической памяти создает и укрепляет цельность и целостность народа, обеспечивая его историческую сохранность, которая в свою очередь дает основу для дальнейшего развития народной культуры. Образование и воспитание являются частью культуры, и роль их состоит в обеспечении передачи и трансляции культурных ценностей от поколения к поколению. Особенностью этнокультуры является то, что в условиях постоянно меняющихся исторических ситуаций, уклада общественной жизни она не подвержена трансформациям, мутации, благодаря отбору настоящего ценностного, истинного, воплощающего в себе народную мудрость. Поэтому культура народа - это вечный источник обновления и ориентир воспитания.

Задачей современной школы является возрождение национальной культуры, восстановление утраченных ценностей. Применительно к решению этих проблем в современных условиях актуальна на сегодняшний день. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта). Одной из ступеней развития гражданина России является осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села, района, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации. Самоидентификация народа и личности начинается с истоков его культуры, с познания своих корней. Подпрограмма «Национальные традиции сохраним» является частью программы духовно-нравственного развития и воспитания. Концептуальными идеями, задачами этнокультурного содержания программы являются изучение родного края, обычаев, традиций своего народа, формирования гражданских и патриотических чувств, любви к малой Родине.

Кружковая работа является одной из форм организации внеурочной деятельности. Дети охотно посещают такие кружки как «История и культура марийского народа». Любовь к Родине, к Отчизне начинается с любви к своему краю. Постепенно она переходит в любовь к своей стране. Вот почему в формировании социально-нравственных качеств личности значима роль краеведения. Особая роль на этом пути принадлежит краеведческой исследовательской работе, воспитывающей у школьников любовь к родной земле, гордость за её прошлое и настоящее — качества, на основе которых формируется активная жизненная позиция, гражданственность. Юные краеведы в школьном музее изучают отдел «Жизнь и быт мари», «Национальная одежда мари». Узнают, какую одежду одевали женщины и мужчины в прошлом, а также демонстрируют и свои современные национальные костюмы. Гражданский патриотизм, любовь к Родине, уважение к истории, гордость за людей, проживавших и живущих на малой Родине.

Любовь к труду и людям труда - важнейшая заповедь народного воспитания. Она освещена вековым укладом жизни народа и направлена на сохранение и приумножение материальной и духовной потребности как основы существования человека. Марийцы считают, что детей нужно приучать к труду уже с ранних лет. Эта мысль отражалась в ряде пословиц: «Любишь мясо есть — лучше ухаживай за скотом», «Трудолюбивому - почет, ленивому - насмешки». На сегодняшний день и современные ребятишки с удовольствием работают на пришкольном участке, помогают родителям в ведении домашнего хозяйства, осознавая то, что это им необходимо. Труд школьников нацелен на конечный полезный обществу и нужный самому школьнику результат. Итоги труда он ощущает в выращивании овощей для витаминизации блюда, горячего питания.

Природоохранная работа имеет глубокие народные корни. Преклонение перед природной стихией, почитание зверей, птиц, растений используется в воспитательной деятельности. Дети с малых лет приучаются бережно относиться к каждому дереву, животному и насекомому. Знакомятся с обычаями народа, к примеру, никому не разрешается рубить дерево. В религиозных верованиях народа, связанных с преклонением перед силами природы, можно найти рациональное, что помогает совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Все верования, обычаи, установленные порядки решают экологическое воспитание. Мы гордимся, что живем на берегу красивой реки Волги. Красота нашей природы располагает к тому, что на берегу любят отдыхать и дети, и взрослое население, а также гости нашего района.

С целью благоустройства села, привлечения внимания общественности к экологическим проблемам родного края, вовлечения учащихся школы в общественно-полезную работу ради блага и красоты малой Родины в школе реализуются социальные проекты «Родной край» и «Чистый родник».Важное место в нравственном формировании учащихся занимает привитие уважения и почитания старших. Одним из мероприятий в этом направлении является проект «Ветеран живет рядом», где дети помогают ветеранам войны и труженикам тыла на дому, поздравляют их с праздниками и устраивают для них концерты. Этнокультурное воспитание в современной школе— это не только развитая экономика, но, в первую очередь, высокое национальное самосознание. Знать историю своего народа, пользоваться своим родным языком, культурой, уважать народные традиции являются главными задачами для школьников.

Этнокультурный аспект воспитания преследует цель - через приобщение детей к культуре родного народа, пробудить интерес к изучению культуры народов ближайшего национального окружения с последующим ознакомлением с культурой народов мира. Эта задача должна решаться на протяжении всего процесса воспитания и образования ребенка. Носителем этнокультурных традиций и исторической памяти должны и могут стать наши дети. И не только носителями, но и продолжателями творческого преображения жизни на основах высокой нравственности, духовности и гармоничного развития личности. Этнокультурное воспитание младших школьников выполняет ряд важных функций: повышение этнической осведомленности, формирование этнического самосознания, выработка устойчивой системы ценностей, обеспечение целостного представления о национальной культуре. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим собственным законам и в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют его. Благодаря фольклору, в частности, народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням и т.д., ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, - словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям, формируем основы этнокультурного сознания.

Большое внимание я уделяю таким направлениям воспитательной работы, основанные на этнокультуре, как «В кругу семьи», «Моя любимая школа», «Мой друг». Семья и школа - вот точка отсчёта. Поэтому во всех мероприятиях у нас активными участниками бывают не только дети, но и родители. Мы много проводим бесед о своих родных, чтобы знать историю семьи, знать традиции своего народа. Важно, очень важно людям не уйти из памяти новых поколений, старики с удовольствием рассказывают о том, что было, о том, чем была богата и ярка их жизнь. Последняя беседа была на тему «Мой предок». Дети рассказывали о своих прабабушках, прадедушках, приносили уже старые потрёпанные фотографии.

Действительно, патриотическое воспитание, духовное переустройство, нравственное возрождение русского общества невозможны без воспитания глубокого уважения и бережной любви к родному языку, имеющему более чем тысячелетнюю письменную традицию, благодаря которой он стал основой мощного и животворного пласта мировой культуры. В языке, хранилище исторической памяти народа, находят свое отражение его образ жизни, особенности психического склада и менталитета, верования, этические и эстетические воззрения, нравственные традиции и модели поведения. Без знания основ народной жизни невозможно воспитать интерес и уважение к культуре других народов, так как «чужую национальную душу может почувствовать и узнать лишь тот, кто чувствует и знает собственную».

Без памяти нет традиций, без воспитания
нет духовности, без духовности нет личности,
без личности нет народа как исторической общности