Эссе на тему любовь как высшая истина. Сочинение: Философия любви

Любовь как высшая истина

Много веков людей мучает странное явление-любовь. Никто не знает, откуда оно появилось, почему даже животные порой влюбляются. Издревле поэты писали стихи, поэмы, рассказы и другие литературные произведения о любви. Любовь не исчезает даже на войне. Солдаты, когда идут в бой, вспоминают любимых. Сколько подвигов совершают ради любви! Ни одно чувство не приносит столько эмоций, как любовь.

Не существует единого определения любви, каждый воспринимает её по-своему. Чтобы доказать это, я спросила нескольких друзей, что такое «любовь» для них. Вот некоторые из ответов: 1.«Счастье и горе» 2.«Безмятежное чувство полёта и нежности, которое дарит тепло и счастье» 3.«Любовь-это чувство, которое каждый день согревает твоё сердце». Конечно, любовь чаще всего дарит радость, тепло, нежность, но порой бывает трагичная любовь. Самый яркий пример трагедии из-за любви в литературе - пьеса «Ромео и Джульетта». Главные герои любят друг друга, но из-за вражды родителей, они погибают. Ради любви. В жизни тоже много таких случаев. Смерть ради любви…или из-за несчастной любви. Вот в чём загадочность этого чувства – почему человек может ценить любовь больше, чем свою жизнь?! Ведь жизнь одна, а в мире ещё 6 миллиардов людей, которых можно любить! Почему нам порой нужен лишь один единственный человек, почему иногда мы хотим слышать голос именно этого человека, а не какой-либо другой?! Все эти вопросы останутся загадкой навсегда. Ни один ученый не сможет объяснить это странное чувство. Вот толкование слова «любовь» в толковом словаре Ожегова – «Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство». В принципе, толкование вполне ясное и верное, но не полное… Нельзя словами выразить то, что чувствуют почти все люди на Земле.

Вот ещё один ответ на мой вопрос – «Любовь это волны. Приливы – отливы. Но даже когда волн нет, и море спокойно, близкое присутствие океана чувствуется». Это значит, что не бывает полного отсутствия любви. Она в каждом из нас, просто некоторые её скрывают, кто-то просто ещё не осознал её присутствие.

В нынешнее время слишком много людей ставят любовь к деньгам или себе превыше любви к другим людям. От этого и происходят различные трагедии. Очень много случаев суицида на почве неразделённой любви. Это всё так страшно и печально! А вот вдруг скоро люди начнут любить только себя?! Не будет уже таких счастливых семей, каждый человек будет создавать персональное счастье. Что тогда будет? Ничего. Абсолютная пустота внутри каждого.

Человек создан, чтобы жить в племени, он не сможет прожить в одиночку. Каждому нужна «вторая половинка». Влюблённые принимают друг друга такими, какие они есть на самом деле. Им не нужны маски, грим, наряды. Они привязаны друг к другу душой.

«У настоящей любви не может быть счастливого конца, потому что она бесконечна.» Настоящая любовь существует всегда, она может покорить всё на своем пути и влюблённые будут счастливы! «Каждый видит, каким ты кажешься, но мало кто чувствует, каков ты есть…» Только человек, который тебя любит, может понять, какой ты на самом деле. Вот почему мы любим и хотим, чтоб нас любили – нам нужен человек, который бы нас понял! Человек, которому можно было бы рассказать всё. Человек, который никогда не бросит, который всегда поддержит. Человек, для которого бы ты стал целым миром. И он был бы для тебя Миром. Каждая семья – маленький мирок, в котором своя жизнь.

Любите и будьте любимы…

Любовь к истине

(Фрагмент из книги АПОКАЛИПСИС ЛЮБВИ. Философское эссе)

Процесс познания мира человеком носит социальный характер и один из основных идеалов этого процесса - стремление к истине также является социальным по своей природе.


Естественно начать обсуждение любви к истине с попытки прояснить само понятие истины. Оно является одним из наиболее важных не только в философии, но и в обычной жизни. Одновременно оно относится к понятиям, вызывающим ожесточенные споры.


Лучше всего проиллюстрировать расхождения в истолковании истины на самом, казалось бы, простом и прозрачном примере - на понятии научной истины. И если окажется, что даже в науке, занятой, как принято думать, исключительно поисками истины и не отвлекающейся ни на что другое, нет однозначности в понимании того, что такое истина, тем более такой однозначности не следует ожидать в других областях. Особенно в тех, в которых непосредственно затрагиваются чувства и интересы человека или социальных групп.


Пусть это не покажется удивительным, но в философии науки иногда высказывается мнение, что описание научных теорий и их развития вполне может обойтись - а, может быть, даже должно обходиться - без понятия истины.


Истина в ее обычном понимании несет в себе некоторое абсолютное содержание: истинное однажды остается истинным во все времена. Но наука дает только проблематичное знание, которое со временем неизбежно будет пересмотрено, изменено и уточнено. Как можно в таком случае использовать понятие истины?


Замена одних научных теорий другими, более совершенными теориями, все возрастающая детализация и углубляющееся понимание мира иногда истолковываются как процесс постепенного, но никогда не завершающегося (как иногда выражаются, асимптотического) приближения к истине. Но подобное понимание делает процесс развития науки направленным к некоторой цели и придает эволюции науки неприемлемый для нее телеологический характер.


«Действительно ли мы должны считать, - задается вопросом американский историк и философ науки Т. Кун, - что существует некоторое полное, объективное, истинное представление о природе и что надлежащей мерой научного достижения является степень, с какой оно приближает нас к этой конечной цели? Если мы научимся замещать «эволюцию к тому, что мы надеемся узнать», «эволюцией от того, что мы знаем», тогда множество раздражающих нас проблем могут исчезнуть» 1 . Кун высказывает предположение, что проблема индукции (умозаключений, дающих только вероятные, проблематичные заключения), давно вызывающая острые споры, внутренне связана с истолкованием науки как деятельности, направленной к определенной и, в общем-то, никогда не достижимой цели.


Гарантию того, что список проблем, решаемых наукой, и точность решений отдельных проблем будет все более возрастать, Кун ищет не в стремлении науки к истине, а в особенностях сообщества ученых, занимающихся научными исследованиями в данной области знания. «По крайней мере, природа сообщества обеспечивает такую гарантию, если есть вообще способ, которым она может быть обеспечена. Какой критерий может быть вернее, чем решение научной группы?» 2 . Наука не нуждается в прогрессе иного рода. «Мы можем для большей точности отказаться здесь от дополнительного предположения, явного или неявного, что изменения парадигмы (образцовой теории) ведут за собой ученых и студентов и подводят их все ближе и ближе к истине» 3 .


Сопоставляя свое не телеологическое видение развития науки с теорией эволюции Дарвина, Кун замечает, что понятиям «эволюция», «развитие» и «прогресс» можно придать смысл при отсутствии определенной цели. Современное научное знание является чистым результатом постепенного отбора. Последовательные стадии в этом процессе развития знаменуются возрастанием конкретности и специализации. «И весь этот процесс может совершаться, как мы сейчас представляем биологическую эволюцию, без помощи какой-либо общей цели, постоянно фиксируемой истины, каждая стадия которой в развитии научного знания дает улучшенный образец» 4 .


Американский специалист по философии науки Л. Лаудан одной из главных характеристик науки считает непрерывный рост знания. Прогресс науки предполагает постановку и решение проблем. Определяя науку как деятельность по решению проблем, Лаудан интерпретирует ее развитие как возрастание способности исследовательских программ к решению эмпирических и теоретических проблем 5 . Если научное исследование описывается в терминах решения проблем, в использовании понятия истины нет необходимости. Лаудан не отрицает существования истины, но, подобно Куну, полагает, что введение этого понятия порождает целый ряд запутанных вопросов.


Идея, что развитие науки допускает описание, не использующее понятия истины, является, таким образом, достаточно распространенной. В связи с тем, что с введением истины как цели научного познания в науку вводится чуждый для нее момент телеологии, можно предположить, что прогресс науки вообще следует описывать без ссылки на истину как цель научного познания. И, тем не менее, понятие истины постоянно используется как в самой науке, так и в философии науки. Это показывает, что роль данного понятия в научном познании остается пока не особенно ясной. Принято считать, что истина является свойством высказываний. Например, высказывание «Снег бел» является истинным, в то время как высказывание «Снег черный» ложно. Точнее говоря, истина обычно рассматривается как свойство тех мыслей, или суждений, которые выражаются высказываниями. Истина неприложима к понятиям, представлениям, образам и т.п.


Сопоставление понятия истины с понятием (позитивной) ценности показывает, однако, что истина представляет собой не свойство высказывания, а отношение между высказыванием и сопоставляемым с ним фрагментом действительности. Отношением, а не свойством, является и ценность. В обычном употреблении истина и (позитивная) ценность асимметричны. Если высказывание, сопоставляемое с действительностью, соответствует ей, то свойство быть истинным приписывается высказыванию. Когда реальность соответствует высказыванию (тому стандарту, который выражается им), (позитивная) ценность приписывается самому фрагменту реальности, а не высказыванию.


Чтобы не усложнять язык, будем, как обычно, говорить, что высказывания являются теми объектами, которые способны быть истинными. Истинными или ложными могут быть не все высказывания, а только те, которые относятся к так называемому «пассивному употреблению языка». Вопрос о возможных употреблениях языка требует, однако, более подробного обсуждения. Это тем более необходимо, что этот вопрос касается не только понятия истины, но и рассматриваемого позднее понятия ценности.


Язык пронизывает человеческую жизнь, и он должен быть таким же богатым, как и она. С помощью языка мы можем не только описывать самые разные ситуации, но и оценивать их, отдавать команды, предостерегать, обещать, формулировать нормы, молиться, заклинать и т.д. Можно ли перечислить все те задачи, которые человек решает посредством языка? Какие из употреблений, или функций, языка являются основными, а какие вторичными, сводимыми к основным? Как ни странно, эти вопросы встали только в начале прошлого века.


В числе употреблений языка особое место занимает описание - высказывание, главной функцией которого является сообщение о реальном положении вещей и которое является истинным или ложным.
Описание, соответствующее действительности, является истинным. Описание, не отвечающее реальному положению дел, ложно. К примеру, описание «Сажа черная» является истинным, а описание «Кислород - металл» ложно. Иногда допускается, что описание может быть неопределенным, лежащим между истиной и ложью. Неопределенными являются, в частности, многие описания будущего («Через год в этот день будет пасмурно» и т.п.). Иногда в описаниях используются слова «истинно», «верно», «на самом деле» и т.п.


Долгое время считалось, что описание - это единственная функция языка или, во всяком случае, та его функция, к которой может быть сведено любое иное его употребление. Предполагалось, что любое грамматически правильное повествовательное предложение является описательным и, значит, истинным или ложным. Как оказалось при более внимательном анализе, описание, несмотря на всю его важность, - не единственная задача, решаемая с помощью языка. Оно не является даже главной его задачей. Перед языком стоят многие задачи, не сводимые к описанию.


В 20-е гг. прошлого века Ч. Огден и А. Ричардс написали книгу, в которой привлекли внимание к экспрессивам - выражениям с помощью языка разного рода чувств - и убедительно показали, что эмотивное (выражающее) употребление языка, не сводимо к его обозначающему, описательному значению. Фразы «Сожалею, что разбудил вас», «Поздравляю вас с праздником» и т.п. не только описывают состояние чувств говорящего, но и выражают определенные психические состояния, связанные с конкретной ситуацией.


Например, я вправе поздравить вас с победой на соревнованиях, если вы действительно победили и если я на самом деле рад вашей победе. В этом случае поздравление будет искренним, и его можно считать истинным, т.e. соответствующим внешним обстоятельствам и моим чувствам. Если же я поздравляю вас с тем, что вы хорошо выглядите, хотя на самом деле вы выглядите неважно, мое поздравление неискренне. Оно не отвечает реальности, и если я знаю об этом, то не соответствует и моим чувствам. Такое поздравление вполне можно оценить как ложное. Ложным было бы и поздравление вас с тем, что вы открыли всемирный закон тяготения: всем, в том числе и вам, заведомо известно, что это не так, и поздравление звучало бы насмешкой.


Особое значение для разработки теории употреблений языка имели идеи английского философа Дж. Остина. Он, в частности, привлек внимание к тому необычному факту, что язык может напрямую использоваться для изменения мира. Именно эта задача решается, к примеру, выражениями, названными Остином декларациями: «Назначаю вас председателем», «Ухожу в отставку», «Я заявляю: наш договор расторгнут», «Обручаю вас» («Объявляю вас мужем и женой») и т.п. Декларацию можно определить как высказывание, меняющее существовавшее до его произнесения положение вещей.


Когда, допустим, я успешно осуществляю акт назначения кого-то председателем, он становится председателем, а до этого акта он не был им. Если успешно выполняется акт производства в генералы, в мире сразу же становится одним генералом больше. Когда футбольный арбитр говорит: «Вы удаляетесь с поля», игрок оказывается вне игры, и она, по всей очевидности, меняется.


Декларации явно не описывают некоторую существующую ситуацию. Они непосредственно меняют мир, а именно мир человеческих отношений, и делают это самим фактом своего произнесения. Очевидно, что декларации не являются истинными или ложными. Они могут быть, однако, обоснованными или необоснованными (я могу назначить кого-то председателем, если у меня есть право сделать это).


Еще одно употребление языка - нормативное. С помощью языка формулируются нормы, посредством которых говорящий хочет добиться того, чтобы слушающий выполнил определенные действия. Нормативные высказывания, называемые также «деонтическими» или «прескриптивными», обычно противопоставляются описательным высказываниям, именуемым иногда «дескриптивными».


Норма (нормативное, или деонтическое, высказывание) - высказывание, обязывающее, разрешающее или запрещающее что-то сделать под угрозой наказания.
Нормы чрезвычайно разнообразны и включают команды, приказы, требования, предписания, законы, правила и т.п. Примерами могут служить выражения: «Прекратите говорить!», «Старайтесь приносить максимум пользы как можно большему числу людей», «Следует быть стойким» и т.п. Нормы, в отличие oт описаний, не являются истинными или ложными, хотя могут быть обоснованными или необоснованными.


Язык может использоваться также для обещаний, т.е. для возложения на себя говорящим обязательства совершить в будущем какое-то действие или придерживаться определенной линии поведения. Обещаниями являются, к примеру, выражения: «Обещаю вести себя примерно», «Клянусь говорить правду и только правду», «Буду всегда вежлив» и т.п. Обещания можно истолковать как нормы, адресованные говорящим самому себе и в чем-то предопределяющие его поведение в будущем. Как и все нормы, обещания не являются истинными или ложными. Они могут быть обдуманными или поспешными, целесообразными или нецелесообразными и т. п.


Язык может использоваться также для оценок. Последние выражают положительное, отрицательное или нейтральное отношение субъекта к рассматриваемому объекту или, если сопоставляются два объекта, для выражения предпочтения одного из них другому. Оценками являются, к примеру, выражения: «Хорошо, что свет распространяется прямолинейно», «Плохо, когда нет условий для демократических выборов», «Лучше начать экономические реформы раньше, чем опоздать» и т.п. Оценки столь же фундаментальны и ни к чему не сводимы, как и описания. Однако в отличие от описаний они не являются истинными или ложными.


Имеется, таким образом, большое число разных употреблений языка: сообщение о положении дел (описание), попытка заставить что-либо сделать (норма), выражение чувств (экспрессив), изменение мира словом (декларация), принятие обязательства что-то сделать (обещание), выражение позитивного или негативного отношения к чему-то (оценка) и др.


Австро-английский философ Л. Витгенштейн полагал даже, что число разных употреблений языка (разных «языковых игр», как он говорил) является неограниченным. Как можно было бы привести многообразные употребления языка в систему? Можно ли выделить какие-то употребления языка в качестве основных и установить их связь со всеми иными его употреблениями?


В рамках лингвистики была разработана так называемая «теория речевых актов», представляющая собой упрощенную классификацию употреблений языка (Дж. Остин, Дж. Сёрль, П. Стросон и др.) 6 . Эта теория сыграла большую роль в исследовании употреблений языка. Вместе с тем сейчас она представляется уже не особенно удачной. В ней пропускается целый ряд фундаментальных употреблений языка (оценки, выражения языка, внушающие какие-то чувства, и др.), не прослеживаются связи между разными употреблениями языка, не выявляется возможность редукции одних из них к другим и т.д.


С точки зрения логики, теории аргументации и философии науки важным является, прежде всего, проведение различия между двумя основными употреблениями языка: описанием и оценкой. В случае первого отправным пунктом сопоставления высказывания и действительности является реальная ситуация и высказывание выступает как ее описание, характеризуемое в терминах понятий «истинно» и «ложно». При второй функции исходным является высказывание, выступающее как стандарт, перспектива, план, Соответствие ситуации этому высказыванию характеризуется в терминах понятий «хорошо», «безразлично» и «плохо».
Описание и оценка являются двумя полюсами, между которыми имеется масса переходов. Как в повседневном языке, так и в языке науки есть многие разновидности и описаний, и оценок. Чистые описания и чистые оценки довольно редки, большинство языковых выражений носит двойственный, или «смешанный», описательно-оценочный характер. Все это должно учитываться при изучении множества «языковых игр», или употреблений языка. Вполне вероятно, что множество таких «игр» является, как считал Витгенштейн, неограниченным. Нужно учитывать, однако, то, что более тонкий анализ употреблений языка движется в рамках исходного и фундаментального противопоставления описаний и оценок и является всего лишь его детализацией. Она может быть полезной во многих областях, в частности в лингвистике, но лишена, вероятнее всего, интереса в логике, в теории аргументации и др.
Важным является, далее, различие между экспрессивами, близкими описаниям, и орективами, сходными с оценками.


Оректив - высказывание, используемое для возбуждения чувств, воли, побуждения к действию. Орективами являются, к примеру, выражения: «Возьмите себя в руки», «Вы преодолеете трудности», «Верьте в свою правоту и действуйте!» и т.п. Частным случаем оректического употребления языка может считаться так называемая нуминозная функция - зачаровывание слушателя словами (заклинаниями колдуна, словами любви, лести, угрозами и т.п.).


Для систематизации употреблений языка воспользуемся двумя оппозициями. Противопоставим мысль - чувству (воле, стремлению и т.п.), а выражение определенных состояний души - внушению таких состояний. Это даст простую систему координат, в рамках которой можно расположить все основные и производные употребления языка.
Описания представляют собой выражения мыслей, экспрессивы - выражения чувств. Описания и экспрессивы относятся к тому, что может быть названо пассивным употреблением языка и охарактеризовано в терминах истины и лжи. Оценки и орективы относятся к активному употреблению языка и не имеют истинностного значения.


Нормы и представляют собой частный случай оценок, нормы - это оценки, сопровождаемые угрозой наказания (санкцией), если оцениваемое позитивно положение вещей не будет реализовано. Обещания - частный, или вырожденный, случай норм это нормы, алресованные говорящим самому себе. Декларации являются особым случаем магической функции языка, когда он используется для изменения мира человеческих отношений. Как таковые декларации - это своего рода предписания, или нормы, касающиеся поведения людей. Обещания представляют собой особый случай постулативной функции, охватывающей не только обещания в прямом смысле этого слова, но и принятие конвенций, постулатов вновь вводимых теорий и т.п.


Имеются, таким образом, четыре основных употребления языка: описание, экспрессив, оценка и оректив, а также целый ряд промежуточных его употреблений, в большей или меньшей степени тяготеющих к основным: нормативное, магическое, постулативное и др.



Принято проводить различие между природой истины и критерием истины. Природа истины - это вопрос о том, в чем сущность истины и как можно определить понятие истины. Критерии истины касаются того, как устанавливается истинность высказываний разного типа, начиная с эмпирических констатаций и кончая абстрактными теоретическими высказываниями, принципами математики и законами логики.


Хорошо известны три традиционные теории, претендующих на раскрытие природы истины: истина как соответствие (корреспонденция), истина как согласие (когеренция) и истина как полезность. У каждой из этих теорий есть разнообразные модификации.
Согласно теории корреспонденции высказывание является истинным, если оно соответствует описываемой ситуации, т.е. представляет ее такой, какой она является на самом деле. Например, высказывание «Металлы проводят ток» истинно, поскольку все металлы на самом деле проводят электрический ток; высказывание же «Металлы не пластичны» ложно, так как в действительности все металлы пластичны.
Понятие истины как корреспонденции является конкретизацией более общего понятия адекватности на случай описательных высказываний.


Представление о мире адекватно, если оно соответствует тем вещам, к которым оно относится; средство адекватно, когда оно действительно способствует достижению цели; оценка адекватна, если она согласуется с принятыми в данной области стандартами оценивания или если осуществляемые на ее основе действия приносят желаемый результат.


Понятие адекватности шире понятия истины: истина характеризует лишь описательные высказывания; адекватными способны быть как описания, так и оценки, орективы и даже действия человека.


Истолкование истинности как соответствия мысли действительности восходит еще к античности и обычно называется классической концепцией истины. Все иные понимания истины именуются неклассическими.


Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, писал Платон, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе - лжет. Так же истолковывал истину Аристотель: «… Истину говорит тот, кто считает разъединенное разъединенным, а связанное - связанным, а ложное - тот, кто думает обратно тому, как дело обстоит с вещами» 7 . Иногда классическое определение истины называется «аристотелевским», что не вполне точно.


Истина как корреспонденция объективна и существует вне и независимо от человека и его намерений, от того, признается она в определенный период времени или нет.


Согласно теории когеренции истина представляет собой систематическое согласие выдвинутого положения с уже принятыми утверждениями.
Такое согласие сильнее логической непротиворечивости: не всякое высказывание, не противоречащее ранее принятым высказываниям, может быть отнесено к истинным. Истинно только положение, являющееся необходимым элементом систематической, целостной концепции. «Целостность» обычно понимается так, что из нее нельзя удалить, без ее разрушения, ни одного элемента.


Строго говоря, при таком истолковании истины, если оно проводится последовательно, истина оказывается характеристикой, прежде всего, самой «целостности», а не ее отдельных элементов. «Целостность» приобретает при этом абсолютный характер: она не оценивается с точки зрения соответствия ее чему-то иному, например, внешней реальности, но придает входящим в систему высказываниям ту или иную степень истинности. При этом степень истинности высказывания зависит только от его вклада в систематическую согласованность элементов «целостности».


Теория когеренции отправляется от важной черты всякого знания, и в первую очередь научного, - его системности. В науке систематизированное знание приобретает форму научной теории. Допустимо предположить, что новое положение, позволяющее придать теории большее внутреннее единство и обеспечить более ясные и многообразные ее связи с другими, заслуживающими доверия теориями, может оказаться истинным также в классическом смысле.


В математике и логике, не имеющих непосредственной связи с опытом, такое предположение является обычным. В этих дисциплинах истина как согласование нового положения с уже принятыми утверждениями оказывается важным рабочим инструментом. Большинство «логических» и «математических истин» никогда не выходит за пределы согласования их с уже принятыми логическими и математическими теориями и теми критериями, по которым оцениваются последние.


Иначе обстоит дело с теориями, лежащими за пределами формальных наук. Эти теории ценны лишь постольку, поскольку они согласуются с наблюдаемыми фактами. Единственным источником истины здесь является опыт. Внутренняя согласованность высказываний таких теорий оказывается только вспомогательным средством. Его эффективность во многом зависит от степени абстрактности как самой теории, так и новых, вводимых в нее положений.


«Всеобщее согласие или же согласие большинства, - пишет французский экономист М. Алле, - не может рассматриваться в качестве критерия истины. В конечном счете существенным условием прогресса науки является полное подчинение урокам опыта, единственного реального источника нашего знания. Нет, и не может быть, другого критерия истинности теории, кроме ее более или менее полного соответствия конкретным явлениям» 8 .

Примечания:

1 Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. С. 215.
2 Там же. С. 214.
3 Там же.
4 Там же. С. 217.
5 См.: Laudan L. Progress and its Problems. Berkeley, 1977. P. 16, 25.
6 Развернутая критика этой теории дается в работе: Ивин А.А. Теория аргументации. М.,2000. Гл. 1. Изложение новой теории употреблений языка содержится в книге: Ивин А.А. Риторика. М., 2002. Гл. 1.
7 Аристотель. Метафизика. 1051в10.
8 Алле М. Философия моей жизни // Экономика как наука. М., 1995. С. 101.

© Александр Ивин. АПОКАЛИПСИС ЛЮБВИ. Философское эссе//Глава 1. Многообразие любви/§ 12. Любовь к истине. - Москва. 2011.

ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?

(эссе)

«Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остается».

(Л. Толстой)

Итак, любовь... Что же это за чувство, которое испокон веков будоражит сердца людей?!

Сколько исписано страниц и поведано об этом великом всеобъемлющем чувстве и в прозе, и в стихах. Во скольких поэмах воспето оно - уникальное, неповторимое, ни на что не похожее состояние души!

А вопрос о том, что такое любовь как был, так и остаётся актуальным и по сей день. До сих пор человек ломает голову над тем, какая сила стоит за ним и почему совершает с людьми странные метаморфозы, бросая их от одного полюса к другому, изменяя в корне восприятие мира, себя, любимых людей, наделяя обладателя этого чувства великой созидательной силой. Либо наоборот разрушительной.

Кто или что является причиной этому явлению, стоит за данными событиями, можно сказать, дирижирует ими?

Как будто великий Маг наделил людей удивительным качеством ЛЮБИТЬ и сделал человека ответственным за то, как распорядиться этим драгоценным даром:

Один становится творцом, другой идёт на преступления,

Одного наделяет силой, мужеством, делает бескорыстным в своих побуждениях, другого - наоборот слабым, безвольным, зависимым от предмета своего вожделения, либо эгоистичным собственником и властолюбцем, готовым на любые действия ради удовлетворения собственного ЭГО,

Одного окрыляет, другого ввергает в уныние и даже депрессию,

Один становится жертвенным, другой же делает жертвой предмет своей любви.

А сколько раз любовь спасала и излечивала обречённых на медленное угасание и смерть больных людей! И это факты из жизни! И их немало.

И так далее... Перечень чудес, творимых этим божественным чувством, длинный. И нет ни одного, даже самого сильнодействующего лекарства, которое по своему эффекту могло бы сравниться с этим, врачующим душу и тело, чувством.

Для того, чтобы разобраться вопросе «Что такое любовь?» и понять, что же это за сила, которая кроется в великом всепоглощающем чувстве и которая приводит к таким абсолютно противоположным явлениям, нам придётся вспомнить, как ни странно, конструкцию человека.

Ведь, именно это понятие нам с детства объясняли неправильно, искажённо, сводя восприятие такого сложного существа, как Человек к упрощённой схеме, представляя его материальным двуногим созданием с головой, руками, телом и прилагаемыми к ним пятью органами чувств.

Поскольку понятие ЧЕЛОВЕК крайне заужено до такого шаблонного обозначения, именно поэтому мы и воспринимаем себя таковыми со всеми вытекающими последствиями. И мы в этом не виноваты.

Но в наших силах разобраться в себе и в этом потрясающем чувстве, подаренном нам Всевышним! Было бы желание! Попробуем?

Ни в одном учебном заведении, включая медицинский институт (а знаю я не понаслышке, так как сама закончила таковой) не изучали на кафедре анатомии и физиологии человека полную конструкцию, включающую как материальную, так и духовную составляющие. Знания ограничивались лишь топографией органов, нервов, мышц и сосудов в теле человека и протекающими в нём химическими реакциями. А напрасно. Поскольку духовная часть реально существует и даже объясняет нам ГДЕ же живёт в человеке это великое чувство, называемое Любовью! Я не буду сейчас вдаваться в подробности, да это и не нужно. Поскольку существует очень наглядный ролик на сайте ю-тюб. За 6 минут и 53 секунды просмотра вы получите об этом исчерпывающую информацию.

Мне же хотелось бы отметить, что ЛЮБОВЬ является ДУХОВНОЙ категорией. И поэтому ответить на вопрос «Что такое любовь?» с материальной точки зрения практически невозможно, несмотря на то, что её наличие подтверждается в материальной среде определёнными химическими реакциями, наличием эндорфинов, нейромедиаторов и прочих химических веществ, присутствующих в организме человека и сопутствующих этому уникальному чувству. На физическом уровне — то есть на уровне тела, когда человек испытывает Любовь, происходит прилив сил, идёт мощный всплеск эндорфинов и других гормонов «счастья». Визуально это состояние отражается на лице влюблённого в виде особого сияния глаз, всплеска положительных эмоций, направленных вовне, в частности на предмет обожания.

Но дело в том, что эти химические вещества являются не причиной, а следствием запущенных этим глубинным чувством химических процессов, не зависимо от воли человека.

Разгадка данного процесса кроется совсем в другом. И именно об этом мы сейчас и порассуждаем, если вы не против...

Итак, что же такое любовь?

Почему она воспламеняет сердца людей?

Почему "сводит их с ума"?

Как отличить настоящую любовь от подмены?

Должна ли любовь вызывать грусть, печаль?

Как правильно распорядиться этим чувством, не расплескав по пустякам его главный посыл?

Если рассматривать человека, вопреки расхожему мнению школьных учителей, именно как духовное существо, которое получило на временное пользование своё тело, то становится ясно, что в человеке находится два начала: Духовное и Материальное. Тело нужно душе, лишь, для своего развития, для приобретения необходимых душе навыков. Тело - это практически инструмент, который при умелом использовании даёт душе бесценный опыт и помогает достичь определённых вершин.

А Любовь, как чувство, играет в этом процессе самую главную роль.

Наш жизненный путь можно смело назвать «испытанием любовью».

Тот, кто хоть однажды испытал это чувство, приобрёл свой бесценный личный опыт.

Есть существенные различия между поверхностными чувствами, исходящими от материи и глубинными чувствами, исходящими от духовного, то есть истинным чувством проявления высшей Любви.

Настоящее духовное чувство безгранично, безусловно, безоговорочно, бескорыстно. И именно этим качествам нужно научиться здесь на Земле, пока мы находимся ещё в телесной оболочке. Это то, ради чего мы здесь! Потому что, ОПЫТ ПРИОБРЕТАЕТСЯ ТОЛЬКО ЗДЕСЬ, НА ЗЕМЛЕ.

А на Небесах мы лишь пользуемся уже тем, что приобрели, что воспитали в себе, находясь в теле. Это истинное чувство любви в конечном счёте мы принесём Творцу, который создал нас такими и вдохнул в нас это великое чувство, на котором практически держится наша Вселенная.

Но опыт Любви мы приобретаем именно на Земле, даря это чувство своим ближним: родителям, своим избранникам, детям, просто людям.

Что же происходит с нами, пока мы находимся в теле?

Поскольку материальное начало существует в нас на законном основании, (как управленец телесной оболочки), оно участвует в принятии решений. Материальному разуму свойственны такие черты как Эго, собственничество, властолюбие, себялюбие, ревность и другие. И именно эти черты, влияя на чувственную составляющую, искажают собой настоящее чувство, привнося в него страдания. А люди ошибочно принимают эти страдания за сильное чувство, путая его с Любовью и поддаются на его уловки. Они позволяют себя закабалить, либо наоборот закабаляют и шантажируют своим чувством других.

Человек не может разобраться в этих путаных чувствах, в которых смешаны в одну кучу и светлые и тёмные качества. Но многократно усиленные друг другом, они искажённо воспринимаются человеком, как настоящее чувство Любви - ведь, он так сильно страдает! В результате такого опыта, у человека складывается ложное представление о Любви, с которым он идёт по жизни дальше и на которое ориентируется в будущем.

Однако это чувство не имеет никакого отношения к настоящей Любви! И это поймёт только тот человек, который сможет распознать и обуздать в себе эгоистическую материальную составляющую со всеми вытекающими последствиями и позволит своей Любви существовать в чистом виде - то есть в таком, в каком она явилась нам из своего духовного мира.

Если любовь приобретает оттенок печали, страдания, трагедии и другие схожие с ними качества, то это признак того, что вмешалось материальное, которое хочет погрузить Любовь в ржавую, скрипучую телегу негатива, чтобы утянуть её в болото, что по сути и происходит с этим чувством у людей.

Вспомните какое большое и светлое чувство было в начале взаимоотношений, когда всё только начиналось! Сколько положительных эмоций было направлено вовне и гармонизировало мир вокруг влюблённого!

А какое чувство появлялось в конце несложившихся отношений? Утяжелённое взаимными упрёками, ревностью, желанием мести и прочими отрицательными эмоциями, несущими своим обладателям и внешнему миру в ближайшем окружении разрушение, печаль, страдания!

И здесь уже большое значение имеет то, КАК человек выходит из данной ситуации! С каками чувствами собирается жить дальше! Какой "багаж" повезёт с собой в будущее!

Поэтому нам, всем людям планеты, надо научиться воспринимать любой конец отношений, (если таковой наступает), с пониманием и благодарностью за приобретенный опыт любви. Ведь, по сути, как бы тяжело ни было на душе, по большому счёту важна не сама потеря объекта, а вернее, субъекта любви как таковая, а важно приобретение опыта возмужания, умения выходить с достоинством из любых ситуаций, не озлобившись, продолжая любить этот мир, Бога, своих близких. Это и есть положительный опыт Любви - путь, развивающий и закаляющий душу!

Нам важно помнить главное - единственная ценность в этой жизни, которая уйдёт вместе с душой в иной мир к Творцу Вселенной - это ЛЮБОВЬ!

Всё, что было до этого - упражнения в совершенствовании и развитии этого настоящего и глубинного чувства.

Отсюда становится понятным ответ на вопрос: Зачем нужно материальному (физическому) разуму вклиниваться в это святое чувство и разрушать его своими отрицательными эмоциями?

Ответ становится ясен:

Потому что оно никогда не уступит место Духовному. Оно смертно по определению и закончит своё существование вместе со смертью тела. А Душа вечная! Поэтому это противоборство будет всегда. Пока это позволяет сам человек. Пока это решает его ум, а не чистое сознание! Понимая это, нам нужно просто научиться подчинить материальный разум духовному. Потому что добровольно он свои позиции не сдаст.

Каким образом?

Существует только два пути:

Во-первых : держа под контролем свои мысли, ставя материальному разуму заслон. Как бы отфильтровывая эти мысли от духовных. Ведь, вначале рождается отрицательная мысль , которая подтачивает изнутри, (подозрительность, ревность, собственничество, да что угодно) и лишь затем, если дать ей развиться и укрепиться в сознании, возникает отрицательная эмоция , которая требует своего разрешения. То, как человек с этим справится, зависит только от него самого.

Во-вторых : с помощью духовных практик, медитаций, чтением мантр, дыхательных упражнений и т.д.

Справившись с отрицательными эмоциями, человек начинает подчинять себе свой ум, а это шаг на пути к совершенствовнию души.

От этого человек только выиграет, так как поднимется в духовном плане на ступеньку выше.

Итак, прихожу к выводу, что Настоящая Любовь и страдания - несовместимы!

А чувство любви, испытанное в теле на Земле - это не что иное, как приобретенный опыт, раскрытие таланта любить, чтобы прийти в положенный срок с этим чувством к Богу!

Но пока мы - люди живём на Земле, это чувство может сослужить нам большую службу - спасти цивилизацию от гибели.

Поскольку испуская положительные флюиды Любви, человек очищает ими пространство, улучшает энергетику Земли и тем самым спасает планету от негатива.

Кто сказал, что Красота спасёт мир? Нет! Мир спасёт Любовь!

Потому что красота - атрибут, хоть и эстетический, но из материального мира, а Любовь - из Духовного, куда мы все в своё время вернёмся держать ответ перед Творцом!

Сегодня, в наше непростое, но безумно интересное время, Небо подарило людям планеты Земля ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК, открывающий двери в будущее, где вместо напророченной гибели цивилизации ожидает вход в Золотое тысячелетие.

Дело за малым - взять этот ключик и открыть им волшебную дверь!

Выбор за нами.

Приглашаю всех, кому интересна эта тема, порассуждать на страничке группы: "ЛЮБОВЬ- что знаем мы о ней..."

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!!!

Эссе на тему:

«Что такое любовь?»

Подготовлено ученицей 11 «А» класса

МБОУ – СОШ №28 г. Екатеринбурга

Вичкановой Натальей

Руководитель: , учитель русского языка и литературы, 89022670748

Что такое любовь? Можно ли дать точное определение этого слова? Наверное, это риторический вопрос.

Любовь-это особенное, странное чувство, незримое, очень личное. Оно идёт

изнутри, как и все настоящее. Это одно из тех чувств, что дано испытать человеку в жизни. Прочувствовать каждой клеточкой своего тела.

Всю жизнь мы любим, осознанно или нет. Ребёнком мы испытываем чувства искренней привязанности к матери.

Подрастая, мы проявляем любовь к познанию окружающего мира. Вскоре мы познаём любовь к родному языку, к своему дому, к Родине.

Позже приходит любовь к противоположному полу. Чем взрослее мы становимся, тем больше открываем для себя значений этого слова - любовь,

понимаем его необъятность и неповторимость. Нельзя сказать, что я люблю что-то больше, что-то меньше, у любви нет грани. Просто любим мы всегда

по-разному и проявляем свои чувства не по шаблону.

Любовь, интимное и глубокое чувство, устремлённость на другую личность, человеческую общность или идею. Любовь необходимо включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этическом требовании верности. Любовь возникает как самое свободное и постольку «непредсказуемое» выражение глубин личности; её нельзя принудительно ни вызвать, ни преодолеть. Важность и сложность явления Любовь определяются тем, что в нём, как в фокусе, пересеклись противоположности биологического и духовного, личностного и социального, интимного и общезначимого. С одной стороны, половая или родительская Любовь включает в себя здоровые биологические инстинкты, общие у человека с животными, и немыслима без них. С другой стороны, Любовь к идее может представлять собой интеллектуальный восторг, возможный только на определённых уровнях культуры. Но как ни различны между собой по своему психологическому материалу Любовь, которой мать любит своего новорождённого младенца, Любовь, которой влюблённый любит свою возлюбленную, и Любовь, которой гражданин любит свою родину, всё это есть Любовь, отличающаяся от всего, что только «похоже» на неё - от эгоистического «влечения», или «предпочтения», или «интереса». «Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом я и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собою» (Гегель, Сочинения, том 13, М., 1940, с. 107).

Ещё с античных времен воспевалось это прекрасное чувство, наверно, поэтому вся мировая литература так или иначе пропитана темой любви.

Эта тема настолько велика и безгранична, что к ней обращались писатели и поэты на протяжении многих тысяч десятилетий.

"Любовь выскочила перед нами,

Как убийца выскакивает из-за угла,

И мгновенно поразила нас обоих".

Так писал Булгаков в своем романе "Мастер и Маргарита". Как же он был прав! Мы не выбираем место и время, мы не выбираем, кого нам любить и как долго.

Любовь врывается в сердце и пропитывает его насквозь, словно яд. И с этого момента мы в её власти.

Она может заставить встать на колени самого гордого и лицемерного человека, не будет спрашивать статус в обществе или родословную семьи.

Просто распахнет дверь в сердце без всякого стука и ключа и останется там вопреки твоей воли. А ты впусти это чувство и насладись им. Пусть бурным потоком ворвётся в твоё сердце, наполнит душу весенней мелодией.

Любящие всегда так увлечены, что не замечают ничего кроме этого чувства. Она окрыляет их и заставляет улыбаться как детей, искренне, по-настоящему.

Анна Ахматова в одном из своих стихотворений назвала любовь "необыкновенным пятым временем года", с помощью которого ей были замечены остальные обыкновенные четыре.

И ведь, действительно, когда человек любит, он счастлив, он видит мир несколько иначе, в более ярких и светлых тонах. Всё обыденное становится необыкновенным.

Сказать: «Я тебя люблю»,- значит, сказать: «ты никогда не умрешь»,- заметил однажды французский поэт Альберт Камю.

Это, значит, запечатлеть человека в своих мыслях, воспоминаниях, в своем сердце. Тем самым делая его бессмертным.

Примером такой "бессмертной" любви принято считать трагедию Уильяма Шекспира "Ромео и Джульетта".

Две равноуважаемых семьи

В Вероне, где встречают нас события,

Ведут междоусобные бои

И не хотят унять кровопролития

Друг друга любят дети главарей,

Но им судьба подстраивает козни.

И гибель их у гробовых дверей

Кладет конец непримиримой розни.

Девушка и юноша боролись за свою любовь, невзирая на последствия. Ромео был готов отречься от имени, а Джульетта расстаться с жизнью во имя высокого чувства. Ведь разум бессилен перед криком сердца.

"Нет повести печальнее на свете,

Чем повесть о Ромео и Джульетте".

Шекспир, поведав миру эту драму, покорил сердца миллионов читателей своими героями, и их проникновенной и беспритворной любовью друг к другу, за которую они отдали жизни.

Сколько можно привести примеров, когда чувства, казалось бы, должны приносить радость и счастье, а приносят лишь горе и печаль, толкают на безумные поступки, заставляя человека страдать от боли, которую он называет любовью.

Каждому приходится пережить любовные разочарования: обиды, измены, ложь, потерю чего-то дорогого, очень личного, и в сердце, как будто сквозная дыра. И, кажется, рана почти зажила, почти затянулась. Но вот это самое "почти". Совсем немного, еще чуть-чуть, и все пройдет, но нет, ничего не проходит, и рана ноет, как и вчера, оставаясь воспоминанием в твоем сердце.

На сегодняшний день любовь немного изменилась, но это сказочное чувство продолжает вдохновлять на новые свершения, подвиги и начинания.

Порой заставляет парить над землей, а иногда кидает камнем вниз без парашюта, но, несмотря ни на что, как раньше вели бои за замки, землю и ресурсы, так и сейчас люди ведут бой за то настоящее, неподдельное чувство, что все называют любовью.

Ведь самое дорогое на земле - это любовь, что мы дарим друг другу.

Любовь, так много говорим,

Так мало понимаем,

Ведь лишь о ней так много сложено легенд,

А мы давно её не ощущаем.

Как будто нет её уже совсем

И каждый, кто мне говорит иначе,

Он либо лжец, либо счастливый человек.

Ведь лишь любовь, живет,

Что в сердце нашем порой приносит счастие навек.

Толстой писал, что нет такого горя,

Которого нельзя перенести, но я уверена,

Любовь бывает солью,

Что сыпется на сердце изнутри.

Она бывает нежной, робкой, страстной,

И светятся от радости глаза,

Когда ты понимаешь здраво, ясно.

Любовь, она везде, вокруг тебя.

Во всем: во всех прохожих лицах

И в пенье птиц на улице весной,

И главное, заметить, ухватиться,

понять, что есть на свете чудеса

Ты не грусти, любовь она как птица,

Что залетает прямо к нам в сердца.

С одной лишь разницей: Любовь, она царица

Её давно не ведам стук в сердцах.

Она ворвётся, молча, страстно,

И разожжёт огонь внутри тебя.

Ты знай, что если что, то прах любви неясной,

Как птица феникс, всполохнет однажды,

Пусть даже на закате дня.

полагал, что «Любовь есть единственная разумная деятельность человека» и предостерегал: «Любовь эта, в которой только и есть жизнь, проявляется в душе человека, как чуть заметный, нежный росток среди похожих на нее грубых ростков сорных трав, различных похотей человека, которые мы называем любовью. Сначала людям и самому человеку кажется, что этот росток, – тот, из которого должно вырастать то дерево, в котором будут укрываться птицы, – и все другие ростки все одно и то же. Люди даже предпочитают сначала ростки сорных трав, которые растут быстрее, и единственный росток жизни глохнет и замирает; но еще хуже то, что еще чаще бывает: люди слышали, что в числе этих ростков есть один настоящий, жизненный, называемый любовью, и они вместо него, топча его, начинают воспитывать другой росток сорной травы, называя его любовью. Но что еще хуже: люди грубыми руками ухватывают самый росток и кричат: «вот он, мы нашли его, мы теперь знаем его, возрастим его. Любовь! Любовь! высшее чувство, вот оно!», и люди начинают пересаживать его, исправлять его и захватывают, заминают его так, что росток умирает, не расцветши, и те же или другие люди говорят: все это вздор, пустяки, сентиментальность. Росток любви, при проявлении своем нежный, не терпящий прикосновения, могущественен только при своем разросте. Все, что будут делать над ним люди, только хуже для него. Ему нужно одного, – того, чтобы ничто не скрывало от него солнца разума, которое одно возращает его».

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №76»

Ленинского района города Саратова

XIV областной виртуальный конкурс

Эссе «Простые слова»

на тему: «Истина, добро, красота»

Работу выполнила: ученица 10 кл. Бубнова Анна (16 лет)

Руководитель: Зайцева Н.Н.

Саратов 2014

Простые слова “истина”, “добро”, “красота”. Мы слышим их с детства, привыкаем к ним, часто их употребляем. И только теперь, когда я села писать это эссе, я задумалась: а ведь действительно, что эти слова значат для всех вместе и для каждого в отдельности? Почему мы, часто произнося их и понимая смысл этих слов, поступаем наоборот?

Итак - “добро”. Тут, казалось бы, все понятно. Добро – это справедливость, ответственность, милосердие, любовь к ближнему, к Отечеству, отзывчивость, готовность прийти на помощь, верность… Перечислять можно долго, то есть, в моем понимании добро – это все то, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности, совершенствованию общества. Но почему вопрос о добре относится к “вечным вопросам” и человечество уже много веков отвечает на него? Чтобы все были счастливы, соблюдай простое правило: не делай другому того, чего себе не желаешь, то есть зла, чтобы мир стал добрее. Всем известно выражение: “Добро должно быть с кулаками”. Но добро, навязанное силой и поддерживаемое с помощью неё, не перестает ли быть добром? Журналист Владимир Голобородько на эту тему высказался так: “Дай кулаки добру, так зло сразу же объявит себя добром”. А сколько можно привести примеров, когда люди, совершившие зло, оправдывали себя тем, что это было сделано во имя добра. Так, начиная с древности, с фактов приношения жертв во имя жизни и заканчивая современностью: это и многострадальная Украина (ведь пришедшие к власти силы обещают счастье народу – счастье на крови), это и политика американского правительства, которое под девизом борьбы с терроризмом и становления демократии вмешивается в дела других государств и сеет там хаос. Где здесь грань, которая отделит добро от зла? Какова цена добра? Великий Микеланджело Буонароти сказал: “Не знаю, что лучше – зло ли, приносящее пользу, или добро, приносящее вред”.

Очевидно, что всем приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны сами быть таковыми. Простая истина: чтобы в жизни было больше добра, необходимо помогать людям, не завидовать никому, прощать ошибки другим, поступать честно и справедливо. Ведь это сделать не сложно?

Добро – это движение души, сердца, а истина – движение разума. С точки зрения обществознания, “истина” – это подкрепленное практикой, научным экспериментом утверждение, точно отражающее действительность. Мы знаем об относительной и абсолютной истине. Но и здесь возникают вопросы: почему то, что кажется всем истинным и верным, часто в жизни не реализуется? Достаточно опять вспомнить о добре и зле. Немецкая писательница Фанни Левальд писала, что истина часто бывает настолько проста, что в нее не верят. А еще говорят, что “сколько людей, столько и мнений”. Можно ли это перефразировать как “сколько людей, столько и истин”, ведь вряд ли кто-то будет о себе говорить, что он лжет? Значит ли это, что истин много? Каждый считает истиной то, что хочет считать таковой. Мир еще не совершенен и изменчив, и наши знания о нем ограничены. Но каждому из нас хочется быть правым в своих суждениях и умозаключениях, добиться истины, узнать верные ответы на свои вопросы. И здесь, на мой взгляд, надо действительно стремиться к объективности, даже если это противоречит чьим-то желаниям. Ведь “главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины” (Л.Н.Толстой). Таким образом, истина и добро, разум и душа – две стороны человеческого баланса.

Русский философ В.С.Соловьев сказал: “Встаньте на почву истины, и путеводными звездами засияют красота и добро”. О красоте тоже можно много рассуждать – это и женская красота, красота природы, красота произведения искусства и многое другое, но самое интересное то, что красоту каждый из нас видит по-разному и, возможно, там, где другой и не видит её. Я считаю, что важнее всего красота души. Можно жить в не очень красивой местности, быть не слишком привлекательным внешне, но человек красив, если у него есть душа, если его внутренний мир возвышен и прекрасен. Конечно, красота тела и лица может восхищать. Но эта красота неполноценна, всегда будет казаться, что чего-то не хватает, если это будет “холодная” красота. Именно связь добра и красоты сделает мир лучше.

Подводя общую черту, хочу отметить, что современное общество называют обществом потребления и потребителей. В первую очередь, в личных качествах человека стали ценить деловитость, предприимчивость, рационализм. Но вместе с рациональными знаниями и умением мыслить важно развивать эмоционально-нравственную сферу человека, что предполагает самосовершенствование, гуманистическое мировоззрение, гражданскую позицию, т.е. то, что мы относим к пониманию “нравственной личности”. И потому я уверена, что красота, добро и истина (и каждая ценность по отдельности) являются отличительными признаками человечности. Я попыталась в своем эссе соединить эти понятия, потому что между ними, на мой взгляд, существует неразрывная взаимосвязь, эти простые слова и делают человека человеком.