Детская мозаика: особая форма познания мира. Виды мозаики для детей

Мозаика для ребенка - это игра, в процессе которой из отдельных фрагментов (пазлы, фишки, части) создаются фантазийные узоры, восстанавливаются картинки и изображения.

Виды мозаики

Современные родители считают, что игрушка должна нести не просто развлекательную функцию, но и развивать малыша, обучать его и даже воспитывать. А когда есть спрос, есть и предложение. Такой забавой стала мозаика. Детская мозаика представлена на рынке сегодня в огромном ассортименте. Неискушенному родителю будет непросто сделать выбор.

Вот основные виды этой игры:

На кого рассчитана?

Мозаика для детей от года должна быть крупной. Отлично подойдет, скажем, вариант для ванной. Однако такое деление весьма условно. При выборе игрушки следует ориентироваться на склонности ребенка, его способность к концентрации внимания и тип его мышления. Также малыши любят собирать большие несложные напольные пазлы.

Мозаика для детей 3 лет предпочтительна классическая, с перфорированной доской, а также на магнитной основе. Детишкам постарше нравится 3Д-вариант, мозаика-азбука и мозаика-аппликация. Школьники останавливают свой выбор на пазлах.

Какую мозаику выбрать?

Для того чтобы было проще сделать выбор, нужно отметить, какие способности развивает мозаика для детей. Это поможет вам определить, какие качества вы хотели бы совершенствовать в своем ребенке с помощью игры.

Как играть?

Как же начать заниматься с ребенком? Вряд ли малыш начнет создавать фигуры, если вы просто отдадите ему игрушку. Чтобы привлечь внимание ребенка к процессу игры, давайте ему задания постепенно, начиная с самых простых.

Для начала расскажите малышу о цветах фишек. Затем попросите его дать вам элемент нужного цвета. После чего можно сформировать все фишки по группам оттенков. После того как ребенок освоит цвета, переходите к изучению мозаики с геометрическими формами. Расскажите ему, где круг, а где треугольник. Показывая деталь, акцентируйте внимание малыша на специфических особенностях фигуры: остром уголке треугольника, способности кататься у круга, прямых ребрах квадрата. После этого попросите ребенка дать вам определенную фишку. Если вы поймете, что мозаика для ребенка не увлекательна, отложите игру на месяц, а затем попробуйте начать все сначала.

Ваша цель - научить малыша рассортировывать фишки по цветовой палитре и по их форме.

Следующий шаг - сборка картинок, создание узоров. Не требуйте четкого соблюдения схемы при сборке мозаики, подсказывайте малышу последовательность действий, однако не собирайте фишки вместо него. Анализируйте, что ему нравится больше всего, уделяйте этому занятию больше внимания, постепенно усложняя его. Со временем вы поймете, какая у малыша любимая мозаика. Игра для детей должна проходить в атмосфере ожидания чего-то нового, ведь дети очень любят обретать навыки.

Мозаика на память

Современная мозаика для ребенка настолько хороша, а готовые работы такие красивые, что порой разбирать модель совершенно не хочется. Если вы пожелаете сохранить композицию, созданную малышом, обратите внимание, что к некоторым наборам прилагается специальная рамка для перфорированной доски, плотный лист для наклеивания картонного пазла. Фотографируйте ваши работы и процесс творчества, ведь эти моменты уже никогда не повторятся вновь.

Стоимость

Цена этой игры не слишком велика в любом из ее исполнений. Однако разница между определенными видами может быть существенной. В среднем же мозаика для детей стоит около 150 рублей.

Что такое мозаика?

Мозаика — это особый вид творчества, это способ создания картинок, узоров, изображений с помощью мелких кусочков (деталей) разных цветов. Кусочки могут быть изготовлены из разных материалов (пластмассы, керамики, камешков, ракушек моллюсков и прочего) и представляют собой фишечки разных геометрических форм, почти плоские или на «ножке», или объемные фигурки.

В чем польза мозаики?

Ребенок, который умеет правильно складывать фишки и составляет самостоятельно простейшие узоры, кажется, не делает ничего необычного.

Но не все так просто! Во время перекладывания мелких частей мозаики ребенок совершает настолько разные действия — от рассматривания картинки в инструкции до сопоставления деталей по форме и цвету и выкладывания их на поверхности, что игру с мозаикой, в конечном итоге, никак нельзя назвать простым «убиванием времени».

Складывание мозаики принципиально отличается от рисования. Если с карандашом в руке ребенок мыслит почти молниеносно, и образ на холсте (рисунок домика, солнышка, человечка, цветка в альбоме) создается спонтанно, то при работе с мозаикой создание изображение требует удержания внимания на более длительный срок. Сам рисунок может претерпевать некоторые изменения и в итоге быть несколько иным, чем в инструкции. В целом, конечно, это и есть рисование, но рисование точечное (то есть фишками по точкам).

У малыша при игре с мозаикой стимулируется развитие:

— постановки цели и стремления выполнить ее;
— мелкой моторики пальцев;
— логического мышления;
— образного мышления и воображения;
— художественного вкуса.

Одним словом, составляя картинку из деталей мозаики, малыш фантазирует. А это служит мощным средством в психосоматическом развитии.

Роль пазлов в развитии детей.

Пазлы - это многофункциональный материал для развития ребенка.

◊ Развивают мелкую моторику. Малыш берет детали пазлов пальчиками, перекладывает их, перебирает, собирает в целостную картину. Это и есть воздействие на уровне мелкой моторики. Ее развитие играет огромную роль для развития многих навыков ребенка.

◊ Развитие логического мышления. Прежде, чем положить деталь в то или иное место, ваше чадо размышляет. И чем больше головному мозгу ребенка давать возможности так размышлять, тем лучше.

◊ Развитие пространственного и абстрактного мышления. Это одна из главных характеристик пазлов. Они способствуют тому, что малыш учится представлять предмет, картину в пространстве, не видя ее перед глазами. Таким образом у ребенка развивается фантазия, когда он способен придумывать что-то или представлять то, чего в данный момент нет перед ним.

◊ Учат пониманию того, что все в этом мире состоит из частей, деталей. И если их собрать вместе, правильно подобрать одну к другой, то получится реальный предмет.

◊ Развивают понятие больше-меньше. То есть существуют пазлы, где частей мало или много.

Развитие мозга ребенка зависит от действий и манипуляций в окружающем мире вокруг него. Игры пазлы для малышей предусматривают многие ключевые возможности. Дети учатся работать непосредственно с окружающей их средой и изменяют его форму и внешний вид, когда они работают с пазлами. Следует отметить, что многие из пазлов являются сложными и требуют повторных попыток для того, чтобы собрать их. Пазлы можно собирать вместе в группе, это сближает участников, это заставляет их думать, решать проблемы, принимать решения коллективно!


Мозаика - это не просто детская игра, это своего рода волшебство, в процессе которого из маленьких кусочков формируется изображение предметов или целые сюжетные картины.

Польза мозаики для детей

Игра в мозаику тренирует мелкую моторику рук, развивает воображение, художественный вкус и образное мышление. В процессе создания рисунка из мозаики малыш воспитывает целенаправленность деятельность, внимательность и наблюдательность.

Ребенок учится согласованности движений, тренирует усидчивость, развивает абстрактное и пространственное мышление. Мозаика приучает работать по определенным правилам, образцу, стремиться довести замысел до видимого результата.

А самых маленьких еще знакомит с основными формами, цветами, развивая зрительное внимание и сенсорику.

Как выбрать детскую мозаику по возрасту

  • Для самых маленьких детей подойдет сотовая или сферическая мозаика. Элементы в такой мозаике крупные, так что ребенку удобно брать их в руки и одевать на ячейки. Обратите внимание, защелкиваются ли элементы на поле, иначе при любом наклоне мозаики она будет рассыпаться.
  • Для деток постарше (примерно от 2 лет) подойдет уже мозаика с элементами на ножке. Для двух-трехлетнего ребенка выбирайте мозаики такого типа с небольшим количеством элементов и цветов. Игры с такой мозаикой способствуют развитию творческого воображения, ведь хотя к набору и прилагается обычно буклет с изображениями, ребенок может собирать из элементов мозаики любые картинки.
  • В возрасте 2-3 лет ребенку нравится играть в составную мозаику - паззл. Это разрезанные на небольшое количество (2-8) частей картинки с изображением разных предметов. Детали у такой мозаики крупные, поэтому ее удобно собирать на полу. Изображения на мозаике должны быть понятными малышу - животные, фрукты и овощи, игрушки. Некоторые разновидности такой мозаики сделаны из прочного эластичного материала, который имеет способность прилипать к поверхности под воздействием влаги, то есть использовать ее можно во время купания.
  • Для детей в возрасте 5-6 лет подойдут более сложные мозаики. Например, магнитная мозаика по номерам, которая предполагает составление многоцветных картинок из элементов по номеру и цвету. В нее входят около 1000 элементов, так что собирать эту мозаику будет интересно даже взрослым.

Помимо сборки узоров и картинок, можно использовать мозаику и в качестве вспомогательного материала для обучения математике (считая элементы или предлагая ребенку дать определенное количество фишек названого цвета), развития внимания - выложите узор и предложите ребенку его запомнить, а потом поменяйте форму или цвет фишек.

Иногда в форме мозаик делают наборы цифр и букв, которые помогут старшим дошкольникам в игровой форме освоить азы счета и буквы алфавита. Фишки, выполненные в форме букв и цифр, позволяют составлять слова и слоги, записывать на игровом поле примеры, а ребятам постарше составлять на поле целые кроссворды.

Выбирая среди широкого ассортимента детскую мозаику в интернет-магазине детских товаров , обращайте внимание на наличие сертификат качества, санитарные заключения, инструкцию по использованию выбраной продукции.

Подготовила Марьяна Чорновил

Мозаика (фр. mosaique, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

История, Древний Восток

История мозаики восходит ко 2 пол. 4 тысячелетия до н. э. — времени, которым датированы постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии: Урука, Ура, Эриду. Мозаика составлялась из обожженных глиняных палочек-конусов («зигатти») длиной 8-10 см и диаметром 1,8 см, которые укладывались на глиняный раствор. Изображение формировалось из торцов этих конусов, которые раскрашивались, обычно красным, черным и белым. Использовались геометрические мотивы: ромб, треугольник, зигзаг.

Ранним примером техники инкрустации или получившей в античности название мозаичной техники opus sectile, впоследствии развившейся в технику флорентийской мозаики можно считать артефакт, условно называемый «Штандартом из Ура» (2600—2400 гг. до н. э.)

К 8 в. до н. э. относят ранние примеры применения техники мозаики из необработанной гальки, составившей один из этапов в развитии мозаичных техник и на своем излете пренебрежительно называвшейся римлянами opus barbaricum. При раскопках открыты орнаментированные галечные полы Алтын-тепе (вост. Анатолия) и дворца в Арслан-таше (Ассирия), однако самым богатым памятником являются галечные мозаики Гордиона (Анатолия).

Античность

Первые античные мозаики из необработанной гальки найдены в Коринфе и датированы кон. 5 в. до н. э. Это контурные изображения людей, животных, мифологических существ, декорированные геометрическим и растительным орнаментом, выполненные обычно белым по черному, стилистически близкие краснофигурной вазописи. Подобные образцы 4 в. до н. э. найдены также в Олинфе, Сикионе, Эретрии. Важный шаг к реалистичности был сделан в мозаиках Пеллы (кон. 4 в. до н. э.)

Расцвет античной мозаики приходится на эпоху эллинизма, когда появляется техника подколки камешков и становится доступным цветное стекло, что позволяло достигать живописной реалистичности изображений и использовать практически неограниченную цветовую гамму. Древнейшим памятником, где была использована техника подколки или тесселирования, считаются мозаики сицилийского города Моргантина (3в. до н. э.).

В Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм. Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла — смальты, однако нередким было использование мелких камешков и гальки.

Ранние христиане и Византия

Высочайшим расцветом мозаического искусства можно считать эпоху Византийской империи. Византийская мозаика становится более утончённой, используется более мелкий модуль камней и деликатная кладка, фон изображений становится по преимуществу золотым.

Средневековая Европа

Рококо

В качестве материала для мозаики стали широко применяться раковины морских моллюсков. Такими мозаиками украшали интерьеры. В Европе в этот период получила распространение мода на мозаики из бисера. Бисер вкладывали по воску на бумагу, картон, пользуясь схемами для вышивки крестом. Подобных работ сохранилось очень мало. В Германии с этим материалом в 1750—1770 гг. работала мануфактура ван Зелова, впоследствии секрет технологии был утерян. Декорировались как плоские детали мебели, например столешницы, так и объёмные предметы: бутыли, фигурки птиц. Большинство изделий этой мануфактура находятся в музеях Германии.

Ислам

Мозаика очень широко использовалась в оформлении дворцов правителей Востока. Дворец шекинских ханов является выдающимся произведением средневековой архитектуры Азербайджана. Если не было бы других древних сооружений Азербайджана, то было бы достаточным показать всему миру только Дворец шекинских ханов.

Дворец шекинских ханов, считающийся одним из ценных памятников архитектуры XVIII века Азербайджана был построен в 1762 году Гусейханом. Дворец, в свое время входивший в комплекс дворцовых сооружений и служивший резиденцией шекинских ханов, представляет собой двухэтажное здание. Фасад дворца представляет собой подъемные решетчатые рамы с набором шебеке — разноцветными мелкими стеклами. Многоцветный рисунок шебеке красочно дополняет росписи, покрывающие стены дворца.

Во второй половине XVIII века в Шекинском ханстве высокого развития достигло искусство живописи, непосредственно связанной с архитектурой и строительством. Все значительные архитектурные сооружения в городе Шеки были богато украшены стенной росписью, являющейся в то время самым популярным видом живописной техники. Свидетельством тому являются образцы живописи из дворца шекиских ханов, сохранившиеся до наших дней и не утратившего своей художественной выразительности. Стенные росписи посвящались различным темам: сцены охоты на диких зверей, сражений, растительные и геометрические орнаменты, рисунки, созданные по мотивам «Хамсе» (Пятерицы), гениального азербайджанского поэта Низами Гянджеви, сцены из дворцовой жизни, бытовые зарисовки из крестьянской жизни и т. д. В основном применялись такие цвета, как синий, красный, золотистый, желтый. На плафоне зала во дворце шекинских ханов зашифровано имя талантливого живописца Аббаса Кули. Следует отметить, что стены дворца не раз реставрировались, и поэтому здесь можно встретить росписи, сделанные мастерами, жившими в разное время.

Французская мозаика

Одной из достаточно известных французских мозаик в свое время была мозаика Эмо де Бриар. Завод по производству бриарских фарфоровых бусин, а несколькими годами позже и мозаики, был открыт 1837 году. Существует множество произведений искусства, созданных из Бриарской мозаики. Известный художник Эжен Грассе, одна из значимых фигур французского течения ар-нуво, использовал ее при создании многих своих работ.Эта мозаика производится и по сей день и является одним из немногих оставшихся полностью французских производств.

Мозаика в России: Древнерусская мозаика

На Руси мозаика появляется с принятием христианства, но не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала (в Византии на вывоз смальты была объявлена государственная монополия).

Мозаика в России Нового времени

Возрождением мозаики в России занимался М. В. Ломоносов. Однако, мозаичное дело Ломоносова не получило продолжения по смерти своего создателя. Искусство мозаики было вновь забыто. Поэтому, в 1840-е годы, когда стал вопрос о переводе живописных икон для Исаакиевского собора в мозаику, русскому правительству пришлось командировать выпускников Императорской Академии художеств в Рим — учиться у мастеров Студии мозаики Ватикана. С другой стороны, из Рима в Петербург для организации производства смальт были приглашены технологи-стекловары.

В 1851 году русские студенты вернулись на родину, к этому же времени здесь итальянцами уже было организовано для них производство смальты. Этот год считается датой открытия Мозаичной мастерской Императорской Академии художеств.

Хотя мастерская была организована специально для создания мозаик Исаакия, что продлилось 66 лет и так и не было завершено из-за революционных событий, она выполняла и другие заказы: мозаики для иконостаса Собора Спаса на Крови в Петербурге, иконостаса собора Спаса на Водах, орнаментальные мозаики Храма Христа Спасителя в Москве, мозаичные портреты членов царской семьи и частные заказы.

Мастерская практиковала так называемый «прямой способ» набора, который позволял достигать живописной реалистичности изображения, но был чрезвычайно затратен по времени и, соответственно, дорог. Поэтому, Академия пыталась искать пути решения этого вопроса. Для этого в 1888 г. она командирует своих сотрудников, среди которых был и А. А. Фролов, в Венецию, где Антонио Сальвиати был создан и успешно использовался другой, более экономически выгодный способ мозаичного набора. При нем мозаики выкладывались в зеркальном отображении лицевой стороной на временное основание, на котором уже перевозились на место для них предназначенное, где и укладывались. Этот способ получил название «обратного» или «венецианского».

Поскольку этот опыт Академией принят не был, А. А. Фролов открывает собственную студию, которая, уже при его брате В. А. Фролове, становится самой успешной студией мозаики дореволюционной России, а впоследствии полагает основы советского мозаичного искусства.

Мозаика бывает разной

Стеклянная мозаика представляет собой сплав кремнистого песка и других компонентов с добавками окрашивающих оксидов, порошкообразного золота, авантюрина. Эта мозаика обладает уникальными водоотталкивающими характеристиками. К главным достоинствам стеклянной мозаики относятся широкий выбор цветов и неограниченное число комбинаций цветов. Стеклянная мозаика имеет широкую область применения: это стены и полы в любых закрытых помещениях, от кухонь до бассейнов и ванных комнат, а также поверхности мебели, камины, фасады зданий. Богатство цветовой палитры представляет широкие возможности для создания декоративных панно, узоров и орнаментов. Чрезвычайное разнообразие степени прозрачности, прочность и невосприимчивость к температурным воздействиям и агрессивным средам, лёгкость придания любой формы — те качества, которые делают стекло поистине потрясающим строительным и декоративным материалом. Благодаря своим уникальным водоотталкивающим характеристикам, стеклянную мозаику используют для отделки чаш бассейнов, аквапарков, фонтанов, стен бассейнов, помещений и ванных комнат.

Смальтовая мозаика отличается от обычной стеклянной мозаики особой прочностью. В состав смальты входят соли калия и другие природные соединения, придающие материалу цвет. Современную смальту получают в результате прессования мелких частичек плотно окрашенного стекла с добавлением оксидов. В результате материал приобретает отличные физико-химические свойства: ударопрочность, морозоустойчивость, стойкость к агрессивным средам. Смальта интересна тем, что непрозрачна, но будто бы светится изнутри. Кроме того, каждый кубик немного отличается от других оттенком. Из-за этого большая поверхность, выложенная смальтой одного цвета, не выглядит уныло. Современные технологии позволяют получать до 10 тысяч оттенков смальты. Смальтовую мозаику легко узнать по насыщенному цвету, даже самые светлые тона не имеют никаких белых включений. Кроме внешнего вида, смальта отличается от стекла по техническим характеристикам. Ей присуща устойчивость к абразивному износу, что делает её пригодной для укладки в местах с повышенной нагрузкой. Она отлично подходит для облицовки пола в помещениях с интенсивным движением: лестниц и лестничных площадок, холлов и коридоров.

Керамическая мозаика выполняется из кусочков керамической плитки разного оттенка, огромной цветовой гаммы, что позволяет создавать практически любые рисунки. Для укладки керамической мозаики пригоден клей для облицовки помещений керамической плиткой. Чрезвычайно интересный эффект создаёт комбинация полированных и не полированных поверхностей — под определённым углом зрения кусочки мозаики с полированным рисунком начинают поблёскивать. Керамическая мозаика может быть просто глазурованной, а может содержать всевозможные «спецэффекты» — кракелюры (мелкие трещинки по поверхности), разводы, вкрапления другого цвета, имитации неровной поверхности. Выложенная ей поверхность будет более рельефной, чем отделанная стеклянной мозаикой. Керамическая мозаика прочнее стеклянной, что сочетается с устойчивостью к абразивному износу и оригинальным внешним видом. Керамическая мозаика подходит для облицовки самых разных поверхностей, в том числе бассейнов, фасадов зданий, стен и полов ванных комнат и кухонь.

Каменная мозаика изготавливается из самых различных пород камня, начиная с туфа и кончая редчайшими породами мрамора, оникса и яшмы. Цвет природного материала неповторим, игра структур необычна, поэтому каждое мозаичное изображение каменной мозаики уникально. Камень можно оставить полированным, шлифованным, а можно «состарить» — тогда цвет будет более приглушённым, а края более гладкими. Выпускаются элементы самой разной формы — от круглой до неправильной. Данный вид мозаики можно использовать для устройства полов в тех же помещениях, где обычно применяются покрытия из натурального камня. Каменную мозаику можно также использовать как фрагменты, в качестве декоративной вставки.

Металлическая мозаика может быть стального либо золотистого цвета в зависимости от применяемого в производстве металла. Кусочки такой мозаики напоминают миниатюрные бутерброды: на пластиковую основу сверху запрессовывается металлическая форма из нержавеющей стали или латуни. Кроме стандартных квадратных предлагаются элементы другой формы с различными фактурными поверхностями. Овальные, шестигранные, прямоугольные, ромбовидные и квадратные элементы позволяют выложить замысловатый ковёр на стене или на полу. Поверхность делают полированной, матовой, с насечками разных видов и, наконец, покрытой тонким слоем латуни или бронзы.

Золотая мозаика — бесспорный признак роскоши. Она состоит из золотой фольги 585-й пробы, заключённой между тонкими пластинками из специального стекла. Изготовление полностью ручное. Существуют коллекции с жёлтым, белым золотом или платиной. Очевидно, что и цена такого материала немалая. Поэтому чаще всего золотую мозаику используют поштучно, делая вставки. Золотую мозаику можно применять как для стен, так и для полов.

Помимо готовых модулей можно также приобрести и набор разрозненных плиток разного цвета и самостоятельно составить из них рисунок.

Мозаика — благодатный материал для творчества, с помощью которого можно создать бесконечное число декоративных решений. Абстрактные или орнаментальные мозаичные композиции могут быть фокусными точками в декоративном оформлении интерьеров, служить акцентами, разделять или объединять пространство. Богатство цветовой палитры представляет широкие возможности для создания декоративных панно, узоров, бордюров, мозаичных смесей, растяжек (переход от наиболее насыщенных тонов к более светлым).

К безусловным достоинствам мозаики относятся возможность декорировать поверхности сложной формы — криволинейные, сферические, а также высокие эксплуатационные характеристики наряду с богатыми декоративными возможностями.

Конечно, мозаичные панно чрезвычайно красивы, но профессионалы ценят их ещё и за практические свойства. Можно с уверенностью сказать, что материала, сравнимого по прочности и долговечности с мозаикой, не существует, она действительно способна пережить любые невзгоды.

Бумажная мозаика

Одни называют эту технику аппликацией, другие - бумажной мозаикой. Она имеет право и на то, и на другое название. Это - идеальный вариант творческого тренажёра для мелкой моторики детей до трёх лет, которые пока ещё не могут самостоятельно вырезать цветные детали для «взрослой аппликации».

Создание картины в технике «бумажная мозаика» доступно малышам старше двух лет.

Мозаика - средство развития

Мозаика - способ создания изображения или узора из мельчайших кусочков (цветных камней, керамических плиток и т. д.). Сегодня существует очень много разнообразных наборов мозаики для детей. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка. Во-первых, в нем участвует мелкая моторика рук, развивается образное мышление, воображение. Во-вторых, создавая изображение с помощью мозаики, у ребенка развивается целеполагание и целенаправленная деятельность, волевая регуляция поведения (произвольность). В-третьих, мозаика развивает художественный вкус ребенка, позволяет проявить ему творческую активность и служит особым средством познания мира.

Итак, мозаики - вещь крайне необходимая для малыша. Но в каком возрасте эта деятельность является актуальной для ребенка, когда она ведет за собой развитие и помогает строить личность? Чтобы ответить на этот вопрос, проследим особенности создания мозаичного изображения. Коренное отличие мозаики от рисования заключаются в том, что при рисовании актуализация образа происходит быстро и спонтанно (палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек), построение изображения из мозаики требует времени, а значит, нужно долго удерживать образ, как цель. Кроме того, мозаика - это особый вид познавательной деятельности, ведь она, наверное, еще более символична, чем рисование; по сути она представляет собой точечный рисунок, а "рисование" по точкам требует хорошо развитых, детализированных представлений. Все это говорит в пользу того, что мозаика актуальна для детей, начиная с 3-4, а то и 5 лет. Однако существующее сегодня многообразие мозаик позволяет использовать их с самых ранних лет жизни ребенка - с 1-2 лет.

Итак, мозаик на современном рынке игрушек великое множество. Как разобраться, что именно нужно вашему малышу?

Для самых маленьких

Сегодня продаются наборы для малышей от 1 года. Обычно они не имеют поля, на котором можно строить изображение и представляют собой довольно крупные фигурные фишки до 8 см, соединяющиеся друг с другом прорезями и выступами. Эту мозаику можно раскладывать на любой горизонтальной поверхности: на полу, столе и др. За счет крупного размера деталей ребенку удобно держать их в руках. Кроме того, такие фишки соответствуют и познавательному развитию ребенка - их можно просто соединять между собой, создавая таким образом доступные для ребенка изображения: дорожку, кружок, который может быть солнышком, цветочком и т. д. Однако важно отметить, что такому маленькому ребенку интересно не столько построение изображения, сколько изучение принципа соединения деталей, рассматривание формы и цветов фишек, а также цветовое сочетание, получающееся при создании чего-то целого. Поэтому не нужно ожидать от ребенка, что он с легкостью примет задачу и поймет смысл создания рисунка из мозаики: его пока, как истинного экспериментатора интересует, как это работает, поэтому просто покажите малышу, как сцепляются детали, удивитесь вместе с ним разнообразию цветов, сделайте вместе дорожку и походите по ней куколкой. Ваш малыш будет в восторге, если вы сделаете сплошное поле из фишек, на котором будет что-то изображено, например солнышко.

Этот вид мозаик может прослужить долго, вплоть до 4-5 лет. Необходимо будет только позаботиться о том, чтобы количество деталей росло вместе с малышом. Такие мозаики дети могут включать в сюжетные игры и, строя изображение прямо на полу или любой другой поверхности, давать волю воображению.

Для малышей в возрасте 1-3 лет хороши мозаики без ножек. Этот вид мозаик отличается тем, что ножки имеются на поле, а не на фишках. Обычно такие мозаики тоже делаются крупных размеров: фишки достигают 8 см, благодаря чему их удобно держать в руках и нет опасности, что малыш может нечаянно проглотить деталь. Часто этот вид мозаики можно встретить в варианте с вертикальным полем, достигающим метрового размера. Для малышей этот вариант замечателен тем, что не ограничивает его движений. Кроме того, иногда такие поля уже раскрашены, т. е. имеют какое-то изображение (например, бабочку), что позволяет малышу, соотнося цвета фишек и выступов на поле, создавать такие сложные рисунки, а ведь это так здорово - чувствовать себя создателем! Есть и обратная сторона: сложно будет оторваться от зафиксированного изображения и придумать что-то новое, свое. Правда, в защиту таких мозаик стоит сказать, что проблема эта относится к более поздним возрастам: когда ребенок уже способен что-то придумать сам.

В самом расцвете мозаичных сил

Ближе к 3-м годам малышей уже начинает интересовать построение изображения. Конечно, для этого немалое значение имеет влияние взрослого, вместе с ребенком создающего мозаичный рисунок. Ребенку в таком возрасте доступны простые знакомые предметные изображения: например те же солнышко, домик, цветочек и др. Однако исследования психологов показывают, что из поколения в поколение передается "традиция" использования детской мозаики почти исключительно для этих изображений. Это очень ограничивает продуктивную деятельность детей, может быть, поэтому многие родители, педагоги, психологи отмечают, что период увлечения мозаикой у детей очень недолог. Но ведь возможности мозаики гораздо шире! Мозаичные рисунки всегда впечатляют. Этот вид изобразительной деятельности очень красив, богат и требует творческого видения задачи, не зря он претерпел проверку временем. Поэтому важно показать малышу, что мозаика - один из способов изображения чего угодно, в том числе и сюжетов. Можно "нарисовать" какой-нибудь сюжет из знакомой сказки (например, "Колобок") и рассказать ребенку, что изображено. Так для него расширятся возможности использования мозаики. Или сделав из мозаики кораблик, придумать для малыша рассказ о том, как он плывет, качаясь на волнах, в поисках земли.

Около 3-х лет хорошо начинать использовать магнитные мозаики. Обычно они представляют собой магнитное поле и фишки, которые легко крепятся на него. Несомненным преимуществом такой мозаики является отсутствие всевозможных сложных и не очень креплений, благодаря чему фишки легко переставлять, а рисунок при этом хорошо фиксируется. Кроме того, детям очень интересен сам магнит и малыши с удовольствием экспериментируют с ним. Еще одним достоинством магнитных мозаик является то, что многие из них с легкостью крепятся к любым металлическим поверхностям (например, холодильнику), благодаря чему ребенок исследует свойства магнита: к деревянному столу фишки почему-то не крепятся, а к ключам так и липнут! Можно создавать шедевр не только на горизонтальной поверхности. Вертикально созданный рисунок (на том же холодильнике) не только выглядит иначе, но и требует других движений руки, глаз, что, безусловно, расширяет возможности действий ребенка.

Этот вид мозаик также может долго прослужить: скорее всего даже будучи уже младшим школьником (7-9 лет) ребенок с удовольствием будет иногда придумывать что-то необыкновенное, создавая шедевр из магнитной мозаики. Единственным для этого условием является уже упомянутое увеличение количества деталей с возрастом.

С 3-х лет можно предложить ребенку всем знакомую мозаику с ножками. Она обязательно имеет поле, на котором и строится изображение. Фишки этих мозаик бывают самых разных форм и расцветок, вплоть до полупрозрачных. Разноцветные детали, сквозь которые проникает свет, очень радуют детей, доставляют им эстетическое удовольствие. Ведь как здорово "нарисовав" такой мозаикой, например, лампу, пропустить затем через нее свет! Хочется отметить, что особую актуальность, все-таки эта мозаика приобретает в возрасте 4-6 лет. Это время расцвета всех продуктивных видов деятельности: рисования, лепки, конструирования и др. Мозаика в этом ряду не исключение. Более того, она занимает в нем особое положение в связи с упомянутыми особенностями: создание точечного рисунка - дело не простое, требующее и длительного удержания образа, как желаемой цели деятельности, и немалой произвольности и развитости представлений.

К сожалению, одним из недостатков современных мозаик с ножками является маленькое поле, на котором не так-то просто развернуться, и совсем небольшое количество фишек: их часто не хватает даже на то, чтобы покрыть все поле. А ведь так хочется, как на листе бумаги, не оставить ни одного белого пятнышка, "закрасить" всю поверхность цветом! А какое желание возникает у детей, как и при рисовании, изобразить какой-нибудь сюжет, например героя, победившего змея! Указанные недостатки во многом являются причиной того, что детям быстро надоедают мозаики, несмотря на вроде бы острую привлекательность этого вида деятельности для малышей. Поэтому оптимальным вариантом для детей дошкольного возраста будет покупка большого поля и большого количества фишек, причем разных цветов, с помощью которых можно будет изображать все, что захочется, а не только пресловутых бабочек и однообразные домики. Покупая мозаику с ножками, не поленитесь - проверьте сами: легко ли втыкаются фишки в поле и насколько просто их вынуть, держится ли созданный рисунок или стоит вам перевернуть поле и фишки выскальзывают; обратите внимание на качество изделия, поскольку деталями от мозаик можно иной раз поранить руки.

Одним из вариантов мозаик с ножками являются тетрис-мозаики. Их характерным отличием является специфическая форма фишек - они напоминают фигурки известной игры "Тетрис". Детали этой мозаики бывают довольно мелкими, при составлении изображения обычно получается гладкая, сплошная поверхность. В связи с тем что при работе с тетрис-мозаика-ми требуется уже достаточно хорошо развитая мелкая работа рук, высокий уровень произвольности, усидчивость, эти мозаики подходят для детей 5-6 лет и старше.

Выбирая эту мозаику для ребенка важно помнить о соответствии его возрастным особенностям. Нужно выбирать мозаику с деталями покрупнее и с простым полем для детей 3-4 лет и обязательно помогать малышу, не оставлять его один на один с такой кропотливой и сложной работой. Начиная с 5-6 лет ребенка уже можно оставить одного с набором термомозаики, однако зафиксировать рисунок утюгом ему, конечно, нужно помочь.

Мозаика по образцу

Почти в любом наборе мозаик имеются образцы от производителя - те рисунки, которые достоверно можно собрать с помощью этого набора (т.е. хватит и фишек, и поля). Образцы могут быть нарисованы или сфотографированы. Обычно, даже в нарисованных образцах отражено точное количество необходимых для изображения фишек. Однако, купив малышу мозаики и обнаружив в коробочке такую инструкцию, не спешите требовать от него создания изображения в соответствии с ней. Действие по образцу - это, безусловно, важное умение, которое, однако, доступно для детей не младше 5 лет. А сложные рисунки, создаваемые с помощью графических образцов, особенно представленных в виде схем, вообще поддаются ребятам с 6-7лет. Ведь понять, что обозначение крестиком - это и есть фишка и сколько зеленых крестиков, столько нужно и зеленых фишек, - это задача не из легких, требующая участия знакомо-символического мышления.

Не меньшую трудность представляют мозаики, состоящие из маленьких фишек, например тетрис-мозаики. Такая работа требует высокого уровня произвольности, действия ребенка должны быть целенаправленными, часто малыш уже должен уметь считать (иначе легко ошибиться с количеством фишек), на высоком уровне должен быть развит самоконтроль, умение проверять правильность сделанной работы и исправлять ошибки. Старший дошкольный возраст (5-7 лет) - это время, когда правило, образец начинают играть в жизни ребенка особую роль. Именно в этом возрасте мы можем слышать от детей, как бывает, а как не бывает, что можно, а что нельзя, что такое хорошо и что такое плохо. Мозаики - тот вид деятельности, который позволяет сверить свою работу с правилом именно благодаря наличию образца. Таким образом, этот вид деятельности дает возможность ребенку, с одной стороны, проявить творческое начало, актуализировать собственный образ, а с другой стороны, действовать в соответствии с образцом. Эти две, вроде бы противоположные по сути, деятельности замечательным образом сочетающиеся в мозаике, являются необходимыми для наилучшей подготовки к школе.

Еще задолго до школы, в возрасте 3 лет ребенку тоже можно задавать образец, только не конкретный, а абстрактный. Например, можно попросить малыша нарисовать с помощью мозаики цветочек. "Цветочек" - это и будет образец для малыша, причем обладающий обеими указанными выше характеристиками: "образцовостью" и в то же время свободой, ведь цветочек в результате окажется у малыша совершенно особый, соответствующий его представлениям и отражающий выбранный им образ. А умение действовать в соответствии с кем-то заданным правилом - это первый шаг к произвольности. Усложнять задачу можно с помощью уточнения задаваемого образца. Например, нарисуй красный цветочек, нарисуй красный цветочек с желтой сердцевиной и т.д.

НЕ мозаика

На сегодняшний день часто можно слышать, как ошибочно называют мозаиками по сути своей иную деятельность. Так, мозаиками нередко называют аппликации. Но аппликация - такой вид деятельности, где из заготовленных заранее частей создают целое изображение, в отличие от мозаик, в которых есть не части, а фишки, всего лишь "точки", с помощью которых и делается рисунок. Конечно, эти два вида деятельности очень схожи между собой, однако различия в них очевидны, а поскольку различия все же есть, то и стороны психики они формируют разные. Аппликации доступны для детей более раннего возраста: создать целое из имеющихся частей гораздо проще, чем тот же рисунок создать из мозаики (например, гриб). Части аппликации можно заготовить заранее и дать их ребенку для создания изображения, а мозаику - нет. Конечно, можно заготовить раскрашенное поле.

Однако, во-первых, вариативность действий в мозаике будет все равно выше, а значит, выше будет и собственная активность ребенка, а во-вторых, мозаика требует очень высокой развитости представлений по сравнению с аппликацией. Между тем, это не значит, что аппликация - менее важная деятельность, чем мозаика. Более того, она также как и любой другой продуктивный вид деятельности может расти и развиваться вместе с ребенком и достигать очень сложных форм. Это важно учитывать при подборе игрушек для ребенка и организации его предметной среды: чем она разнообразнее и богаче, тем разностороннее будет развиваться его психика. Поэтому важно, чтобы в арсенале малыша были и аппликации, и мозаики (другие наборы для продуктивной деятельности, конечно, тоже), желательно качественно отличающиеся друг от друга.

Также в виде мозаик с ножками все чаще продают обучающий счету и чтению материал: фишки такой мозаики представляют собой цифры и буквы, которые, как и в указанном виде мозаик, имеют ножки для крепления на поле. Из таких фишек можно создавать узоры, но если мы говорим о мозаике как о некотором способе создания изображений, то такие наборы для этого не пригодны.

Мозаиками иногда ошибочно называют пазлы или другие составные картинки. Это совсем не верно, поскольку создаваемая из кусочков - частей целого картинка, с раз и навсегда неизменным изображением совершенно не предполагает творческой деятельности ребенка, актуализации его собственного образа, изготовления чего-то своими руками. Пазлы скорее задействуют образы восприятия, чем мышления, что, конечно же, говорит о разных уровнях активности ребенка. Именно поэтому сложные составные картинки иной раз доступны детям, даже не достигшим 2-х лет, в то время как самое простое мозаичное изображение отвечает возможностям ребенка ближе к 3-летнему возрасту. Часто можно наблюдать, как дети 3-4 лет с удовольствием просто втыкают фишки в поле по порядку, иногда по цвету, редко создавая какой-то узор, и при этом они считают, что это красиво, и не ставят себе задачу изобразить что-нибудь, хотя мозаика служит именно для этого. В этот же возрастной период собирание тех же пазлов может достигать удивительного размаха - до сотни и даже больше деталей! Это как раз говорит о том, насколько разные психические процессы задействованы в этих видах деятельности и насколько разных уровней психического развития они требуют. Опять же это не значит, что, покупая игрушку для малыша, надо делать выбор в пользу мозаики. Нужно стараться сделать среду ребенка максимально разнообразной и соответствующей потребностям и возможностям самого малыша.

Мозаика вокруг нас

К сожалению, как уже упоминалось выше, возможности мозаики сегодня редко используются в полной мере. Отчасти это связано с маленьким полем, ограничивающим действия ребенка, небольшим количеством фишек и бедностью цветовой гаммы. Показать малышу, что мозаичное рисование возможно не только с помощью купленных наборов, но и с помощью других подручных средств - значит открыть ему целый мир, подарить ощущение себя творцом этого мира. В качестве такой альтернативной мозаики (в чем-то может быть даже более традиционной, чем любая другая) выступают всевозможные мелкие предметы, из большого количества которых можно создавать целые рисунки. Кроме того, разнообразие этих предметов в одном рисунке сделают его только богаче, насыщенней, фактурней, а иной раз даже придаст определенный смысл.

Например, можно сделать мозаичную картинку "На дне океана", используя мелкие камешки, стекляшки, ракушки, монетки, пуговички и т.п. В данном случае камешки могут служить дном океана, ракушки - водорослями, пуговички - сундуком, а монетки и стекляшки сокровищами в этом сундуке. Созданное совместно с малышом великолепие можно при желании закрепить клеем, таким образом увековечив. Занимаясь рисованием с помощью такой мозаики вместе с малышом, вы поможете развитию всей его психической деятельности: и таких важных интеллектуальных процессов, как восприятие, мышление, воображение; и эмоциональности ребенка; и волевой регуляции; и заложите в нем стремление к творчеству и самостоятельности. Придумывайте, ищите, творите - и вы удивитесь, какой творческой личностью вырастет ваш малыш!

Транскрипт

1 ВСЁ О МОЗАИКЕ Воспитатель Сергеева А.С. Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, счастливыми и удачливыми в жизни. Чтобы ребенок вырос гармонически развитой личностью необходимо приложить максимум усилий для его воспитания и развития. В этом нам помогают игры, потому что игра является основным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. На сегодняшний день существует огромное количество игр. Среди такого многообразия, хочется обратить ваше внимание на достаточно простую и, в тоже время, очень полезную игру - Мозаика. Мозаика это оригинальная, увлекательная, развивающая игра для детей всех возрастов, совмещающая в себе элементы конструктора, настольной игры, головоломки и набора для творчества. С ее помощью можно выкладывать разнообразные узоры и даже создавать целые картины. Роль мозаики в развитии ребенка сложно переоценить. Однако, не каждый взрослый, понимает значимость для ребенка на первый взгляд такой простой игрушки. Многие считают, что это совсем не сложно: знай себе сиди и втыкай фишки. Кажется, что это пустое занятие, помогающее убить время, но это далеко не так. За внешней простотой и доступностью скрывается сложная, тонкая, многогранная деятельность, которая помогает нам развивать ребенка. Давайте рассмотрим значение мозаики в развитии ребенка:

2 1. Мозаика развивает мелкую моторику рук (действуя с мелкими деталями, ребенок подготавливает руку к письму. Это очень важно для подготовки детей к школе и дальнейшего его обучения). 2. Развивает и совершенствует сенсорные эталоны (цвет, форма). 3. Развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, фантазию, речь. 4. Развивает познавательную активность детей, т.е желание принять, заинтересовавшую ребенка информацию, и действовать в соответствии с ней самостоятельно, с проявлением элементов творчества. 5. Развивает конструктивные способности (умение действовать по схеме, образцу). 6. Развивает математические способности у детей: счет, пространственную ориентировку. 7. Вырабатывает у детей художественный вкус, за счет ярких, красочных, эстетичных и необычных композиций 8. Мозаика способствует воспитанию столь важных качеств личности человека, как целеустремленность, самостоятельность, усидчивость, терпение, аккуратность, а самое главное,закладывает творческое начало. Наша задача заключается в том, чтобы научить ребенка играть в мозаику, посредством которой он развивал бы себя самостоятельно. Начнем с того, что прежде чем ребенок начнет развиваться, играя с мозаикой, его нужно увлечь, заинтересовать этой игрой.

3 Ведь если просто положить на стол мозаику, он вряд ли сделает что-то интересное и вскоре она ему надоест. В начале познакомьте малыша с игрой, с ее деталями. Как правило игровой набор состоит из поля (доски), цветных элементов (фишек) и картинок инструкций. Покажите детям доску для мозаики, обратите внимание на дырочки. Возьмите один элемент мозаики, рассмотрите с детьми, покажите, что у него есть шляпка и ножка (как грибочек). Покажите как взять фишку, учите детей брать фишки щепотью: тремя пальцами - средний, указательный, большой, как вставить элемент мозаики в отверстие доски. Пусть ребенок попробует самостоятельно вставить элементы в дырочки. Изучите с детьми цвета элементов мозаики. Разложите перед ребенком детали мозаики, перечислите основные цвета. Показывая на тот или иной, называйте цвет. Давайте словесные инструкции: Посмотри, это синий, это красный и т.д. Покажи, где деталь синего цвета, где красного? В целях закрепления основных цветов мозаики, выложите перед ребенком много элементов разных цветов и попросите малыша отобрать все элементы одного цвета или разобрать все элементы по цветам. Когда цвета изучены, можно приступать к выкладыванию картинок и узоров. В целях развития заинтересованности к игре, давайте детям задания по принципу от простого к сложному и внимательно следите за его первыми достижениями. Не настаивайте на точном выполнении инструкций, пусть малыш попробует собственные силы, складывая простейшие композиции. Соберите дорожку для матрешки, чтобы она по ней гуляла, затем домик для зайчика, солнышко, цветочек для куклы и т.д. Постепенно увеличивайте количество элементов и сложность композиций. При этом помогайте ребенку, если у него что-то не получается, но при этом не стоит собирать мозаику вместо него. Направляйте его, подсказывайте последовательность действий.

4 Обязательно хвалите малыша за его старание. Радуйтесь успеху ребенка вместе с ним. А самое главное убедите ребенка, что он все сможет, что у него все получится. Это очень важно. В возрасте 5 6 лет, можно усложнять задания для детей: предложить собрать рисунок по схеме. Чтобы ребенку было проще собирать картинку по образцу, ему необходимы навыки и умения пространственной ориентировки. В этом нам опять может помочь мозаика:- обследуйте с детьми игровое поле, рассмотрите какая доска по форме, т.к она м.б круглая, прямоугольная, шестигранная; с углами и без. Найдите с ребенком где середина (центр), где верх, где низ, левая сторона, правая сторона. Развивайте ориентировку в пространстве при помощи фишек. Например: давайте детям словесную инструкцию: положи красную фишку в центр поля, слева от красной поставь желтую, справа от красной поставь синею. Задавайте детям наводящие вопросы: - где лежит красная фишка, где желтая? Какая фишка лежит справа от красной, какая фишка лежит слева от красной?. Усложняйте задания на ваше усмотрение, комбинируйте цвета. Задействуйте всю рабочую поверхность мозаики. Обратите внимание детей на отверстия, используйте их в развитии пространственных представлений. Например: Поставь красную фишку в центр поля, отсчитай три отверстия вверх от красной фишки и поставь зеленую фишку; отсчитай пять отверстий вниз от красной фишки и поставь желтую; отсчитай влево от красной фишки два отверстия и поставь синею фишку и т.д. Так же задавайте детям вопросы: - где лежит красная фишка, где лежит синяя фишка, где лежит зеленая фишка? Используя мозаику играйте с детьми в такие игры, которые способны развивать пространственные представления, это учит детей понимать и действовать согласно словесной инструкции.

5 Только старайтесь, чтобы инструкции были четкими, ясно сформулированными и краткими. Итог не заставит себя ждать! Свободно ориентируясь в цвете, в пространстве ребенок может легко и самостоятельно выложить рисунок не только по образцу, но и создать свой собственный. Желаю Вам успехов!


ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФЭМП В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Интересные задания в игровой форме помогают детям познать много нового и интересного. По формированию элементарных математических представлений существует

Дидактическая игра «Найди свой домик» Цель: развить у детей умение различать цвет, геометрические фигуры, умение сравнивать схемы (геометрические фигуры), ориентироваться в пространстве, зрительное восприятие,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 5 СЕРПАНТИН» г. Ростов Ярославская область СБОРНИК дидактических игр с применением игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» Описание игрового набора

Шайхуллина Анна Алексеевна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 47 Копейского городского округа Челябинская область, г. Копейск КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад 32 Развитие познавательных способностей дошкольников в конструктивной деятельности Подготовила: Помилуйко

«Логические блоки Дьенеша универсальный дидактический материал» В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 59 «Перспектива» г. Липецка СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ КАМЕШКИ МАРБЛС. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С КАМЕШКАМИ МАРБЛС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Аппликация - одно из любимых занятий детей в детском саду. Этот продуктивный вид деятельности связан с познанием окружающего мира и играет большую роль в умственном воспитании ребенка.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Ковдорского района детский сад 29 «Сказка» Консультация для родителей Дидактические игры с камешками Марблс Подготовила: воспитатель Яковлева

Дары Фребеля Дидактический материал из 14 комплектов Комплект 1 - Текстильные мячики Как использовать. Воспитательница показывает ребенку по одному мячу и называет его цвет. Ребенок со временем запоминает

Познавательные игры в коррекционно-развивающей работе Методический материал для специалистов и родителей Подготовила учитель-логопед Меркушева Елена Алексеевна В жизни ребенка игра занимает одно из ведущих

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 17» Конспект мастер класса для родителей воспитанников 1 младшей группы с участием детей «Сенсорное развитие детей в домашних

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста». Подготовила и провела: воспитатель Алтафова Н.Г. Жизнь ребенка наполнена многообразием игрушек, форм, красок, разных

Игры и упражнения с палочками Дж. Кюизенера. Игровые задачи цветных палочек Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие

Познавательное развитие. Логические игры Воспитатель: Щербакова Н. Л. Китайскаяголоволомка «Танграм» «Волшебный круг» «Колумбово яйцо» «Вьенамская игра» «Монгольская игра» «Головоломка Пифагора» Этапы

Родительское собрание «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Коваленко Ж.С., воспитатель группы раннего возраста МКДОУ детский сад ОВ 13 «Колосок» Февраль 2017 г. Цель: помочь родителям с минимальными

Детство пора активности. Большую часть дня дети бегают, играют в шумные игры, тратят много энергии. Так протекает естественный процесс их развития и познания окружающего мира. Но помимо активных игр, ребенок

Юсупова Резида Римовна, воспитатель, МАДОУ Детский сад 325, г. Уфа, Республика Башкортостан Мусина Лиана Дамировна, воспитатель, МАДОУ Детский сад 325, г. Уфа, Республика Башкортостан ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ

Познавательное развитие детей раннего возраста с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша Познавательное развитие это формирование, расширение и обогащение ориентировки воспитанника в окружающем мире,

1 Лепбуки математического содержания Лепбук 1 «Геометрические фигуры» Описание игр. Собери пирамидку Задачи: Формирование положительного эмоционального фона. Развитие внимания, зрительного восприятия,

Дидактические игры для сенсорного развития детей в младшей группе детского сада. Воспитатель: Токарева И.В. Уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию игрыдля сенсорного развития детей в младшей группе,

Проект «Использование логических блоков Дьенеша для развития детей дошкольного возраста» Рыжинская Ирина Владимировна, воспитатель БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка детский сад 341» Современные требования

Мастер- класс: «Игры с пуговицами». Мастер класс для педагогов МБДОУ «Детский сад 62» «Родничок» Подготовила воспитатель второй младшей группы: Горшунова А.С. Цель: Ознакомление педагогов ДОУ с различными

«Сенсорное воспитание детей ясельного возраста через дидактические игры» Подготовила воспитатель: Баранова Наталья Александровна АКТУАЛЬНОСТЬ В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание

Презентация развивающей книги из фетра. Книга из фетра для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Подготовила воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад 12 г.воронежа Дударева Нина Владимировна

Развивающие игры для дома для детей 2-3 лет, сделанные своими руками Волшебные шнурки Игра помогает изучить форму предметов, совершенствует цветовое восприятие, развивает мелкую моторику и терпение ребенка

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад 3 Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального

Графические диктанты для дошкольников Что такое графические диктанты? Представьте перед собой лист бумаги, на котором расчерчены клеточки. В задании указаны стрелочки (показывающие направление) и цифры

Картотека игровых упражнений и дидактических игр с использованием конструкторов типа Лего Составила: Сабитова В.Т. 2018 год Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом

О пользе пазлов и составных картинок Сегодня на прилавках магазинов можно встретить невероятное число различных пазлов, составных картинок. Цель данных головоломок собрать целое изображение из отдельных

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 15» Пояснительная записка. Рабочая программа кружка «Город мастеров» на 2018 2019 учебные года Воспитатель: Каржевина О.И. Художественный

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Новоаганский детский сад комбинированного вида «Лесная сказка» Игры с прищепками для детей дошкольного возраста Воспитатель Варламова Е.А.

Методика Кюизенера: волшебные палочки Раннее развитие все больше и больше набирает обороты. И многие родители стараются как можно больше узнать информации о различных системах и методиках, которые помогут

(Рисование по клеточкам) апрель 2016 Поступление в школу важный момент в жизни ребенка и его родителей. Чем лучше ребенок будет подготовлен к школе психологически, эмоционально и интеллектуально, тем увереннее

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие детей Значение сенсорного воспитания эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. Обеспечить освоение детьми сенсорных

МБДОУ Детский сад 2 Мастер-класс для родителей 2 младшей группы «Давайте вместе поиграем». Воспитатель: Страгина Е.Н. Цель: дать представление родителям о технологии игр «Логические блоки Дьенеша» и «Цветные

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста Ранний возраст чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 311 городского округа Самара Средства развития творческого мышления у детей в игровой деятельности Воспитатель

Пояснительная записка Программа разработана на основе игровой технологии интеллектуально - творческого развития детей 3-7 лет Воскобовича В.В. Программа рассчитана на четыре года обучения, начиная с младшего

МБДОУ Детский сад 2 Консультация для родителей «Развивающие игры в жизни младших дошкольников. Воспитатель: Страгина Е.Н. Дети играют со всем, что их окружает. Мир для них - игра, а игра - их мир. Нужно

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Администрация города Лобня МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 15 «КАТЮША» 141730, Московская область, тел. 8 498 504

Самообразование на тему: «Сенсорное развитие ребёнка. Необходимость сенсорного воспитания». В настоящее время происходят большие изменения в экономической и политической жизни. Идет обновление знаний во

ИГРАЕМ СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ 1. Ловкие пальчики". Развивать мелкую моторику рук малыша можно уже примерно с девятимесячного возраста, когда у него начинает формироваться пинцетный захват (он начинает брать

Консультация для родителей «Что такое игры-головоломки» Игры-головоломки, или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты

Использование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста Вся жизнь ребенка игра. И поэтому процесс обучения не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции

Формирование пространственных представлений у детей раннего и дошкольного возраста Пространство это форма существования материи, не зависящая от нашего сознания, объективная реальность Пространственная

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 87» г. Сыктывкара Лэпбук «Я познаю мир сенсорики» по сенсорному развитию для детей раннего возраста Авторы:

Картотека заданий для подготовки руки к письму. Пояснительная записка. Графические диктанты - это способ разработки мелких мышц руки ребѐнка, интересное и увлекательное занятие. При выполнении графических